Представим ситуацию: вас позвали на подкаст. Вы обсудили материал с ведущим, подготовили тему, пришли и вам буквально не дали сказать и пары слов.

Нередко на важных для нас мероприятиях мы можем переволноваться, растеряться, нарваться на тролля и т.д. В этой статье я попробую разобрать разные сложные ситуации, которые могут возникнуть во время публичных активностей, а еще тут будут видео с разными примерами и реакциями.

Конференци и митапы

Конференции и митапы — одна из самых распространенных публичных активностей. Программные комитеты сейчас отлично готовят спикеров, особенно по работе с негативом или сложными вопросами, однако, давайте пробежимся по гигиеническому минимуму.

Подкасты

Подкасты могут быть в прямом эфире или в записи. Вторые чуть проще, так как вас где надо подрежут, перезапишут и т.д.

Однако, вы можете попасть к блогеру-экстраверту. Он любит себя, любит поговорить, и вы на подкасте — зеркало его восхитительности. Так бывает.

Если вы вовлечетесь и будете подыгрывать этой дудочке — на итоговой записи вас будет "кот наплакал".

Примеры сложных ситуаций для спикеров

А теперь посмотрим на разные сложные ситуации и варианты реагирования. Разборы ситуаций я скрыл за спойлерами. Поэтому прежде, чем их читать попробуйте ответить себе на 3 вопроса:
1) Что меня цепляет в этом отрывке?
2) Как взаимодействуют люди на видео?
3) Как бы я повел себя в этой ситуации?

Ситуация 1: Собеседник-экстраверт не дает говорить

Ведущий очень активно говорит, не дает вставить слово и давит эрудицией. Посмотрим пример ниже.

Екатерина делает ведущему комплимент «Господи, какой ты умный», что это ей дает?
(мой разбор ниже под спойлером)

— Делает приятно Александру;
— Разряжает обстановку и создает паузу;
— Мягко дает понять ведущему, что можно двигаться дальше.

В слова «Какой ты умный, у меня аж кровь пошла из носа» можно услышать сарказм и стеб, но тут надо подстраиваться под ситуацию и быть аккуратным, ловить вайб беседы - если она “без пиджаков”, то такое допустимо. Однако, стоит иметь ввиду, что вы не знаете поймет ли собеседник ваш сарказм и не обидится ли он.

Ситуация 2: Обесценивание

Довольно сложная ситуация - это обесценивание ваших заслуг. Ниже отличный пример.

Обесценивание считать легко. Это фразы вроде:
- Писать код, это тебе не…
- Вот был бы ты тимлидом/сеньором/подставь нужное, то ты бы понял…
- Да что там у тебя за выгорание, ты же весь день в комп смотришь?
…ну, вы поняли.

Какой прием применяет гость программы? (мой разбор ниже под спойлером)

Первая реакция - начать защищаться. Но первая реакция не всегда верная.
В этом видео актер Илья Глинников не просто не сопротивляется, а соглашается с тезисом и задает уточняющие вопросы. Что это дает ему?
Во-первых, время, чтобы выслушать позицию другого и продумать тезисный ответ. Во-вторых, если другой человек пытается незаслуженно обесценить, то такие вопросы позволят слушающим самим сделать выводы об их адекватность.
В-третьих, задача обесценивающего вывести вас на эмоции, а не получая их он быстро потеряет интерес.

Ситуация 3: Давление авторитетом

Если ваш партнер в диалоге - человек с социальным весом, есть риск, что вольно или невольно он может навязывать свое авторитетное мнение.

Рассмотрим такой пример.

Здесь мы можем видеть, что Ксения Собчак, пытается навязать свое мнение, высказывая его так, словно это утверждение.

Как думаете, что делает Диляра? (мой разбор ниже под спойлером)

Однако, Диляра говорит «Позвольте не согласиться». Эта фраза помогает ей интеллигентно, вежливо, но в тоже время прямо показать уважение к собеседнице и отделить свое мнение от слов другого эксперта.

Ситуация 4. Оценочное суждение

Еще одна интересная история - это оценочные суждения о нас. Вы готовите доклад, делаете его простым понятным, долго репетируете и готовите презентацию.

А тут прилетает вопрос из зала: “А почему так мало слайдов?” или “А почему так мало кода?” Ну, вы поняли. Вот фрагмент с интересным решением.

Как бы вы описали для себя реакцию гостя на оценочное суждение? (мой разбор ниже под спойлером)

Здесь мы видим пример “заземления”. Для заземления нам нужно спросить оппонента: “А сколько именно нормально слайдов?”, “А сколько обычно в докладах бывает кода?”, “Что вы понимаете под…?”.

Что это дает? Такие вопросы помогают нам здраво оценить ситуацию, понять как ее оценивает другой человек и говорить более предметно, опираясь на его оценку.


Ситуация 5. Навязывание правил

Один из действенных методов вербальной дрессировки: дать человеку почувствовать, что он лучше других, если ведет себя определенным образом.

Смотрим отрывок из интервью.

В чем сильная сторона такой фразы гостьи: “Я вообще-то не хожу на интервью…”?
(мой разбор ниже под спойлером)

Это хороший прием, если вы модерируете беседу, так как это позволяет вам задать определенные рамки и поведение другого. 

Однако, если вы спикер, то ситуация кардинально иная и тут важно четко понимать: Какие правила мне сейчас навязывают и хочу ли я им следовать?

Ситуация 6. Бестактные и манупулятивные вопросы

Рассмотрим вопросы, которые настолько неуместны, что отвечать на них себе дороже, но вроде и не отвечать нельзя.

И тут вот прекрасная подборка реакций.

Есть ли плюсы у такой реакции на бестактность, и в чем они? (мой разбор ниже под спойлером)

Пауза — лучший ответ на такое. В это время нам ничего не надо делать. Можно просто наблюдать, как собеседник выпутывается из собственной ловушки. 

Ситуация 7. Наезд

Есть такой термин "наезд". Иногда он бывает завернут в красивые слова, но не перестает быть наездом.

— А зачем вы в докладе посвятили первую часть тому, что и так всем известно?
— К чему было показывать кейс, который в итоге не сработал?
и т.д.

Отвечая на такой наезд легко скатиться к оправданиям. Посмотрим отрывок с похожей ситуацией.

В чем "изюминка" ответа девушки? (мой разбор ниже под спойлером)

Девушка нивелирует наезд тем, что переворачивает всю фразу, делая из нее комплимент.

"Приятно, что ты обратил внимание на...", "Я рад, что вы заметили..." - эти фразы поворачивают ситуацию на 180 градусов, где мы уже не оправдываемся, а превращаем едкий комментарий собеседника в аргумент с флажком "Ты молодец, что заметил, но я так и задумывал".

Закончить этот материал мне бы хотелось золотой цитатой из Фонда Маэстро!

Бывали ли у вас ситуации, когда вам не давали вставить слово? А может вы попадали на хейт?

Ставьте + посту, если он понравился, и пишите в комментариях свои истории. Можно с выводами, а можно и без. В конце концов, выводы мы делаем каждый свои.

Комментарии (14)


  1. kay_kay
    07.08.2024 11:55
    +5

    Тоже заметил, что одна из лучших тактик в беседе с тем, с кем не надо беседовать, это не отвечать на вопросы, а задавать свои в ответ.

    Ответы на вопросы - всегда положение ведомого.

    Задавать вопросы - ставить собеседника в положение ведомого. Нить беседы находится в твоих руках, поскольку каждый ответ это предлог для того, чтобы задать новый вопрос или поменять тему.

    Второй момент, задав вопрос на вопрос собеседника, ты как бы подразумеваешь, что своим вопросом ты на его вопрос или реплику ответил.

    Короче говоря, надо заставлять себя в разговорах делать паузу и и после паузы начинать манипулировать.

    Осталось только научиться делать паузы. Либо научиться понимать, что разговор подошел к этапу, когда надо сделать паузу.

    Короче, надо надо надо. Но практически всегда это не получается.


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55
      +3

      Все так. Старайтесь всегда проводить после встреч рефлексию и разбирать ситуации - можно делать что-то типа чек-листа (в чем я был хорош и где не очень).

      И повышать насмотренность. Прям обращать внимание, в тех интервью, которые вам интересны, как ведут себя гости и спикеры.


  1. olga-gvyleva
    07.08.2024 11:55

    Материал огонь! спасибо автору
    взяла на заметку)


  1. anik_lynx
    07.08.2024 11:55

    Очень интересная статья и подача!
    Автору респект и уважуха)


  1. DimaFromMai
    07.08.2024 11:55
    +1

    Хорошие примеры получились, обычно напишешь статью на Хабр, а тебе как раз вот по этим примерам и задают каверзные вопросы, теперь буду хоть знать как отвечать.


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55
      +2

      Надо еще материал сделать с примерами ответов для хабра отдельно)))) Тут порой так за воротник насуют)


  1. Palliatus
    07.08.2024 11:55
    +2

    Спасибо, хороший материал!

    Есть такая штука, как "разрыв шаблона", очень понятно на примере:

    Оппонент: "у вас очень дорогая система"

    Вы: "Сейчас такая стоимость, а через неделю стоимость будет повышена на 30%".

    После такого обычно собеседник уходит в состояние транса, и все, можно говорить что угодно )


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55

      Изучал в свое время технику продаж. Как раз то, что вы описываете - там тоже было))


  1. LisaTsareva
    07.08.2024 11:55
    +1

    Материал богический, супер наглядный, спасибо!

    Могу дополнить примером из области Q&A после докладов, но также встречается повсюду - если нет вопроса, то отвечать не нужно. Когда вопрошающий/оппонирующий вместо вопроса формулирует какое-то утверждение, выдает свое мнение о ситуации и ожидает (по умолчанию), что сейчас с ним начнут спорить/будут оправдываться. В ответ ему можно промолчать (в обычной жизни), уточнить "Ага, а сформулируйте вопрос, пожалуйста" (когда стоишь с микрофоном на сцене). Но промолчать при личном общении бывает самым сложным, зато самым действенным, на мой взгляд.


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55

      Хороший пример про задать вопрос, спасибо за него. И когда задаете, не всегда человек вопрос задать в состоянии. То есть он комментарий дал, чтобы скорее "подать голос", а не ради вопроса))


  1. pagin
    07.08.2024 11:55
    +1

    Отличные примеры с приложением к практике, спасибо! Очень напомнило книгу Непряхина "Я манипулирую тобой". Если еще не читали - попробуйте, вам точно понравится. Единственное, чего не хватило - разбора разных вариантов ухода от манипуляций. Есть несколько вариантов выхода - вскрытие, слом сценария, встречная манипуляция и тд. Они немного разный эффект имеют и к разным ситуациям применимы. Есть очень клёвые выходы через сломанный сценарий - очень люблю читать вариации на эту тему


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55

      Книга прошла мимо меня. Спасибо ща рекомендацию возьму почитать. Подумаю над совтом по вариантам выхода. Как раз может еще на материал наберу)


  1. IonDen
    07.08.2024 11:55

    Карета превратилась в тыкву после блокировки ютуба.


    1. dobrostas Автор
      07.08.2024 11:55

      Дааа, думаю надо видео перезалить на Vimeo