Мы продолжаем следить за проектами девелопера «Железно». В начале 2023 года мы побывали в многоквартирном умном доме «Крин», где изучили умные функции, доступные жильцам. Гораздо интереснее дом «Булычев», который недавно сдали. В январе 2024 мы побывали в тестовой квартире «Булычева» и написали об умных функциях, доступных в ней жильцам. Теперь настало время изучить места общего пользования. Что нового предложил девелопер в умном доме класса А?

Умный дом Булычев
Умный дом Булычев
Дополнительные фото
Дерево в кадке рядом с главным входом
Дерево в кадке рядом с главным входом
Зона отдыха во дворе ЖК
Зона отдыха во дворе ЖК
Детская площадка с песочницей
Детская площадка с песочницей
Снова зона отдыха
Снова зона отдыха
Можно даже позагорать в шезлонге
Можно даже позагорать в шезлонге

Умный лифт

Начнем с самой интересной инновации — умный лифт. В лифтовых холлах лобби и паркинга на потолке установили универсальные датчики WB-MSW v.4, которые по движению определяют приближение человека. Нажимать на кнопку, чтобы вызвать лифт, не нужно — он приедет, как только сработает датчик. 

В лифте установили систему бесключевого доступа Face ID и BLE (о ней ниже). Если зашел жилец, то система его распознает по любому из возможных способов, после чего нажмет кнопку этажа его квартиры. Поэтому ничего руками нажимать не придется. Наверное, во времена пандемии ковида можно было бы этому дополнительно порадоваться.

Как все сделали технически? У лифтов KOYO есть собственная автоматика, к ней подключен диспетчерский комплекс «Обь». Рядом с ним установили контроллер Wiren Board 7, который принимает/передает команды на «Обь» через MQTT и интерфейс Ethernet. На контроллер установили софт, который взаимодействует с экосистемой программного продукта девелопера «Мажордом», с которой также взаимодействует система видеонаблюдения и СКУД. Кстати, перейдем к системе контроля и управления доступом.

Справа — зона перед лифтами. Когда туда заходишь, срабатывает датчик WB-MSW v.4 и вызывает лифт. Кнопку нажимать не нужно
Справа — зона перед лифтами. Когда туда заходишь, срабатывает датчик WB-MSW v.4 и вызывает лифт. Кнопку нажимать не нужно
Дополнительные фото
Датчик WB-MSW v.4 на потолке в зоне перед лифтами
Датчик WB-MSW v.4 на потолке в зоне перед лифтами
Один из умных лифтов
Один из умных лифтов
В лифте установили панель Akuvox с Face ID. Кнопка нужного этажа в лифте срабатывает автоматически после аутентификации жильца по Face ID или BLE
В лифте установили панель Akuvox с Face ID. Кнопка нужного этажа в лифте срабатывает автоматически после аутентификации жильца по Face ID или BLE
Контроллер Wiren Board 7 подключен к диспетчерскому комплексу Обь
Контроллер Wiren Board 7 подключен к диспетчерскому комплексу Обь

СКУД

Система контроля и управления доступом — важная часть любого многоквартирного умного дома. В «Булычеве» в СКУД впервые добавили бесключевой доступ. Первый вариант — BLE, то есть подходит любой смартфон с поддержкой Bluetooth Low Energy. Достаточно установить приложение «Мажордом», авторизоваться и добавить ключ смартфона к жильцу. Затем все замки будут срабатывать автоматически, если рядом находится смартфон с включенным BLE. Его можно даже не разблокировать, а просто держать в кармане. Что касается аппаратной составляющей, для «Булычева» выбрали считыватели ESMART — их везде и установили.

Вторая бесключевая технология — Face ID, то есть вход по распознаванию лица. Здесь жильцу тоже следует внести фото лица через приложение «Мажордом», после чего его обезличенный хэш сохранят на локальном сервере для последующей аутентификации. Камеры установили таким образом, чтобы лицо перед дверью или в лифте всегда было в кадре. На практике система работала четко, все двери открывались практически мгновенно, стоило к ним подойти. Панели домофонов в «Булычеве» установили от Akuvox, а терминалы и систему распознавания лиц — от Rusguard.

Конечно, можно воспользоваться и обычным ключом с меткой RFID — не все жильцы захотели делиться фотографией лица с системой распознавания или использовать BLE.

В «Булычеве» есть подземная парковка, воротами для заезда на территорию жилого комплекса тоже управляет СКУД. Здесь вновь выбрали проверенное временем решение на контроллерах SIGUR, а также считыватели UHF от Smartec, которые применяют для удаленного считывания пассивной метки автомобиля. Когда автомобиль заезжает или выезжает с территории, считывателю достаточно расстояния 3-5 метров для распознавания метки, либо (если метка не куплена или пропуск гостевой) камера распознает номер и СКУД открывает ворота. Для распознавания номеров вновь использовали систему TRASSIR.

Номер своей машины можно внести самостоятельно в мобильном приложении, также можно добавить номер автомобиля для гостевого доступа в течение суток, и ваши друзья смогут заехать на территорию.

Авторизованный жилец может добавить/удалить в приложении гостя, который получит доступ к выбранным дверям. Гостю достаточно поставить мобильное приложение, затем провести авторизацию смартфона через SMS.

Через приложение тоже можно управлять замками на дверях в места общего пользования, например открыть дверь в колясочную.

Двери помещений с запорной сантехнической арматурой на каждом этаже заперты электронным замком, открыть их можно только через приложение.

Через СКУД скоро планируют добавить доступ к платным общим пространствам. Например, к зоне барбекю.. Жильцы оплачивают время, чтобы воспользоваться отдельно стоящей кухней с посудой, плитами, грилем, после чего СКУД открывает доступ.

Входная группа умного дома «Булычев» с грифонами. За внешней дверью стоит домофон с Face ID и BLE, после успешной аутентификации СКУД откроет внутреннюю дверь
Входная группа умного дома «Булычев» с грифонами. За внешней дверью стоит домофон с Face ID и BLE, после успешной аутентификации СКУД откроет внутреннюю дверь
Дополнительные фото
А вот и сам домофон Akuvox
А вот и сам домофон Akuvox
Входная группа, вид изнутри лобби. Двери открываются автоматически
Входная группа, вид изнутри лобби. Двери открываются автоматически
Зона барбекю, забронировать и пользоваться можно будет через СКУД
Зона барбекю, забронировать и пользоваться можно будет через СКУД
Газовый гриль в зоне барбекю
Газовый гриль в зоне барбекю
Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад
Зимний сад

Видеонаблюдение

В ЖК «Булычев» установили большое количество камер, застройщик по-прежнему использует оборудование производителей TRASSIR и Hiwatch. Видеонаблюдением оснастили зоны парковок, кладовок, а также зону первого этажа, в том числе основную входную группу и остальные входы. Как и подобает современному умному дому, есть поэтажное оснащение камерами в местах общего пользования: в лифтовых холлах на каждом этаже с входом на лестницу, а также в самих лифтах. В холле первого этажа дежурит консьерж.

Решение TRASSIR не облачное, а локальное для каждого дома, — это принципиальная позиция. Видеонаблюдением застройщик начал заниматься еще тогда, когда интернет был плохого качества. Когда запись отправлялась в облако, бывали случаи, что именно в нужный момент запись обрывалась. Поэтому было принято решение хранить записи локально, тем более в хранилище используются жесткие диски серверного класса.

Интересно, что решение TRASSIR интегрировано в фирменное приложение «Мажордом», поэтому жильцам не нужно ставить какой-либо дополнительный софт. В приложении реализован онлайн-просмотр видеокамер как в обычном разрешении, так и HD.

Внутри жилищного комплекса доступ к общедомовым камерам не разделяют, то есть все жители получают доступ ко всем камерам в местах общего пользования. Но есть возможность сортировки, например по внутренним камерам выбранного подъезда, то есть в приложении можно сворачивать ненужные камеры, указывать избранные.

Домофон тоже интегрирован в приложение «Мажордом». Например, жилец получает звонок с домофона на калитке в приложение, при этом можно поговорить с гостем, открыть замок либо сбросить звонок. Жильцы старшего возраста, которые не пользуются смартфонами, могут открыть калитку, используя панель домофона в квартире.

Все общие пространства находятся под видеонаблюдением. В том числе тренажерный зал и детская ниже
Все общие пространства находятся под видеонаблюдением. В том числе тренажерный зал и детская ниже
Дополнительные фото
Тренажерный зал
Тренажерный зал
Датчик WB-MSW v.4 и кнопка выхода в тренажерном зале
Датчик WB-MSW v.4 и кнопка выхода в тренажерном зале
Детская
Детская
Детская. Виден вход с улицы
Детская. Виден вход с улицы
Водяные радиаторы с сервоприводами в детской
Водяные радиаторы с сервоприводами в детской
Датчик WB-MSW v.4 и кнопка выхода в детской
Датчик WB-MSW v.4 и кнопка выхода в детской
Кондиционер в детской. Им управляет показанный выше датчик WB-MSW v.4
Кондиционер в детской. Им управляет показанный выше датчик WB-MSW v.4

Лобби

В «Булычеве» очень просторное лобби на первом этаже — здесь есть несколько диванов со столиками, где гости или курьеры могут дождаться хозяев. Есть рабочая зона, где можно провести деловые переговоры с ноутбуком. Есть зимний сад с растениями, а также детская комната. Все эти зоны бесплатны для жильцов.

Лобби разделили на несколько музыкальных зон, установили сетевой проигрыватель, подобрали плейлисты. Можно выводить одну и ту же музыку во всех зонах лобби либо разную. Можно вообще включить интернет-радио, например. Также в лобби установили несколько крупных ЖК-панелей, на которые в цикле выводят различные визуальные программы, — их тоже специально подбирали, чтобы создать позитивную атмосферу.

На рабочем месте консьержа установили планшет, с помощью которого можно управлять светом, отоплением, кондиционерами, шторами, музыкой и другими функциями тоже через установленное приложение «Мажордом». Ниже мы подробнее расскажем об умных инженерных системах в лобби.

Для охлаждения в лобби и комнатах общего доступа установили кондиционеры Electrolux. На момент проектирования к ним не было модулей Modbus, поэтому выбрали инфракрасное управление через WB-MIR. Для отопления в лобби установили внутрипольные электрические конвекторы. Управление — через термостаты, к умному дому они не подключены: их просто включают, когда требуется отопление через реле WB-MR6C v.2, и выключают, когда греть конвекторы не нужно. В детской для отопления установили водяные радиаторы. Управление — через нормально открытые сервоприводы, которые тоже подключили к реле WB-MR6C v.2.

В лобби и комнатах несколько групп освещения: есть как обычные светильники, так и диммируемые. Недиммируемые светильники подключили к реле WB-MR6C v.2, диммируемые — к модулям WB-LED в случае светодиодных лент и к WB-MDM3  все остальные светильники. Часть групп включается при определении движения по датчиками WB-MSW v.4.

Шторы снабдили электрокарнизами Onviz с поддержкой RS-485. В контроллере Wiren Board для них выбрали шаблоны Dooya, которые отлично подходят, и успешно интегрировали шторы в систему умного дома.

В разных зонах лобби и комнатах общего доступа установили датчики WB-MSW v.4. Их используют не только для включения света по движению, но и для снятия показаний температуры (охлаждение летом и подогрев зимой), контроля качества воздуха (CO₂ и VOC). В планах — управлять частотными приводами вентиляции, изменяя интенсивность воздушного потока, но пока не реализовано.

Щит автоматизации лобби установили этажом ниже, рядом с парковкой. Помимо упомянутых модулей в щит установили контроллер Wiren Board 7. Кстати, о парковке: у каждого машиноместа установили управляемые розетки, которые подходят для медленной зарядки электромобилей. Их включает владелец машиноместа через приложение «Мажордом», после чего реле WB-MR3-LV активирует розетку. Также к каждой розетке добавили обычные счетчики для учета электроэнергии. Но планируется установить и 3-фазные станции на 24 кВт тем клиентам, которым они нужны.

Рабочая зона в лобби
Рабочая зона в лобби
Дополнительные фото
Зона отдыха в лобби
Зона отдыха в лобби
Шторы с электрокарнизами
Шторы с электрокарнизами
Электрокарниз Onviz с поддержкой RS-485
Электрокарниз Onviz с поддержкой RS-485
Коридор в лобби. Свет по движению включает датчик WB-MSW v.4
Коридор в лобби. Свет по движению включает датчик WB-MSW v.4
Внутрипольные электрические конвекторы в лобби
Внутрипольные электрические конвекторы в лобби
Щит автоматизации лобби
Щит автоматизации лобби
Контроллер автоматизации лобби Wiren Board 7
Контроллер автоматизации лобби Wiren Board 7
Модули реле
Модули реле
Розетки установили у каждого машиноместа
Розетки установили у каждого машиноместа

Приложение «Мажордом», которое умеет записывать сценарии в контроллер

В статье мы много раз упоминали приложение «Мажордом», которое играет важную роль в экосистеме умного дома. Многие проекты предусматривают разные приложения: одно для инженерных систем умного дома, второе — для видеонаблюдения, третье — для связи с УК. Здесь же все сервисы объединены в единое приложение, ничего больше ставить не потребуется.

Приложение «Мажордом» разрабатывают уже много лет, оно сочетает в себе все сервисы умного дома: видеонаблюдение, управление отоплением, освещением, просмотр информации со счетчиков, открывание дверей, домофон и т.д.

Теперь в приложение добавили еще одну полезную функцию — запись сценариев непосредственно на контроллер Wiren Board. В результате они работают локально, без интернета и облака.

Интегратор устанавливает на контроллер приложение IOT Agent, которое как раз отвечает за локальные сценарии. На первом этапе интегратор связывает IOT Agent с экосистемой «Мажордом», то есть прописывает соответствующий токен контроллера в административной панели «Мажордом». Затем контроллер устанавливает зашифрованный канал с экосистемой, а уже через нее — с пользовательским приложением.

Добавлять устройства в IOT Agent может только интегратор на этапе пусконаладки или управляющая компания позже, по запросу жильца. У жильца доступа к устройствам нет. В IOT Agent можно добавлять как беспроводные устройств Zigbee, так и проводные через RS-485. Приложение поддерживает большое количество устройств, но при необходимости интегратор может добавить шаблон для нового устройства. Кроме того, интегратор распределяет устройства по комнатам.

Наверное, некоторым читателям не понравится, что самостоятельно добавлять и менять устройства нельзя. В данном случае за это отвечает управляющая компания, она же дает гарантию работы и поддержку. То есть жильцам не придется разбираться в настройке устройств умного дома — все будет работать «из коробки».

А вот к сценариям доступ у жильцов есть. Сценарий можно создать или отредактировать в приложении «Мажордом», после чего экосистема запишет его в IOT Agent на контроллере, сценарий будет работать локально. Кроме того, доступ к сценариям есть и через интерфейс IOT Agent, но здесь вносить правки может только специалист управляющей компании или интегратор на этапе пусконаладки. В таком случае экосистема «Мажордом» синхронизирует сценарий с приложением пользователя.

Интерфейс IOT Agent: список устройств
Интерфейс IOT Agent: список устройств
Дополнительные фото
Интерфейс IOT Agent: в качестве провайдеров можно использовать Wiren Board RS-485 или Zigbee
Интерфейс IOT Agent: в качестве провайдеров можно использовать Wiren Board RS-485 или Zigbee
Интерфейс IOT Agent: настройки провайдера Zigbee
Интерфейс IOT Agent: настройки провайдера Zigbee
Интерфейс IOT Agent: настройки провайдера Wiren Board
Интерфейс IOT Agent: настройки провайдера Wiren Board
Интерфейс IOT Agent: список сценариев
Интерфейс IOT Agent: список сценариев
Интерфейс IOT Agent: сценарий включения канала 2 на WB-LED через двухклавишный беспроводной выключатель Aqara, который подключен через Zigbee
Интерфейс IOT Agent: сценарий включения канала 2 на WB-LED через двухклавишный беспроводной выключатель Aqara, который подключен через Zigbee
Интерфейс «Мажордом»: список сценариев и редактирование сценария
Интерфейс «Мажордом»: список сценариев и редактирование сценария

Заключение

Приятно видеть, что умными становятся не только квартиры и дома, но и места общего пользования в многоквартирном доме. Конечно, кому-то умные функции могут показаться слишком простыми и не оправдывающими ожидания, но они все равно дают дополнительное удобство.

Лифт знает, на какой этаж вам нужно подняться. Двери можно открывать через Face ID или BLE, даже смартфон из кармана доставать не придется. Добавим к этому приложение «Мажордом», в котором доступны камеры, СКУД, информация со счетчиков, обращения в управляющую компанию и многое другое. А теперь приложение научили создавать сценарии с учетом установленного в квартиру оборудования, причем они работают локально.

Остается поинтересоваться мнением читателей. Как вам подобные умные функции? Хотели бы, чтобы они появились в вашем многоквартирном доме? Возможно, вы можете рассказать о своем решении? Пишите в комментариях.

Комментарии (27)


  1. vesowoma
    08.08.2024 07:16
    +5

    В лифте установили систему бесключевого доступа Face ID и BLE (о ней ниже). Если зашел жилец, то система его распознает по любому из возможных способов, после чего нажмет кнопку этажа его квартиры

    Надеюсь физические кнопки доступны и есть возможность успеть нажать кнопку другого этажа?


    1. Dmitrii43 Автор
      08.08.2024 07:16

      Там обычный лифт, поэтому можно нажать другую кнопку. Умные функции просто допом


  1. ihouser
    08.08.2024 07:16
    +9

    Какую проблему решает "умный" кнопко-нажиматель?

    По моему, он отменяет принцип KISS и создает проблемы, которые будут решать посредством навороченной ИИ.


    1. Mr_KDV
      08.08.2024 07:16

      Какую проблему решает "умный" кнопко-нажиматель?

      В разгар ковида такое было бы очень актуально.


      1. abutorin
        08.08.2024 07:16
        +4

        и без ковида стараюсь нажимать кнопку в лифте кончиком ключа.


      1. ihouser
        08.08.2024 07:16
        +4

        Большинство вирусов передается воздушно-капельным путем. В остальном хватает мытья рук с мылом.


      1. dust70
        08.08.2024 07:16
        +1

        Это возможно только на нижнем этаже, и когда ехать можно только на этаж своей квартиры. Т.е. на другом этаже кнопку нажимать все равно придется.


        1. HarleyKaos
          08.08.2024 07:16
          +5

          Здесь моментально вспоминается незабвенный ИЛЕВЭН!!!1111


  1. engine9
    08.08.2024 07:16
    +5

    Хочется верить, что мир прекрасного технобудущего будет в основном из глупых, аналоговых устройств, а все эти чайники с вайфай станут пошлятиной.


    1. ihouser
      08.08.2024 07:16

      А чтобы так было, надо вкусить эпоху тупого ИИ.


    1. Javian
      08.08.2024 07:16

      Подозреваю, что срок эксплуатации этих систем лет 10 и дальше потребуется замена.


  1. LeshaRB
    08.08.2024 07:16
    +7

    Появилось два вопроса

    1. Если я хочу не домой, а к соседу на другой этаж?
      Что надо делать, закрыть глаза и нажать нужный этаж или нажать стоп и далее нужный этаж?

    2. Планировка https://dombulychev.ru/#layouts
      Если человек идет по лестнице, некоторые предпочитают ходить пешком
      Получается будет ложное срабатывание вызова?


  1. ionicman
    08.08.2024 07:16
    +6

    Понты ради понтов. Ну грифоны обязывают, понятно дело)

    Я уж молчу что будет если зашел ты и сосед - куда поедет лифт вообще загадка.

    А по-сути все это - чтобы хоть как-то оправдать и впарить метраж в этих золотых строениях.

    Такая автоматизация обычно работает абсолютно не так как задумываось и только раздражает, ну и кончается это ее полным отключением.

    Естественно, к приложению это не относится - вот это как раз нормально, что есть работа из него.


  1. viordash
    08.08.2024 07:16
    +4

    в некоторых странах, по некоторым дням, когда нельзя ничего делать, такой лифт пригодился бы


  1. HarleyKaos
    08.08.2024 07:16
    +3

    У меня два вопроса:

    1. Большинство информации хранится в облаках, насколько я понял. Облака в РФ или за рубежом? Что делать ,если доступ одномоментно закроют?

    2. Понимаю, что интернет-каналов как минимум 2. Или 3. Или даже 4. Но предположим сценарий, при котором вообще вся связь отказала. Как вся эта музыка будет работать?


    1. kenomimi
      08.08.2024 07:16

      Отвалится распознавание лица в лифте - нажмет пассажир кнопочку, ничего страшного. Дверь при проблемах тупо разблокируется, по нормативам положено. Все "умные" интерфейсы навешиваются сбоку, не ломая классические...


  1. SergeiNSN
    08.08.2024 07:16

    Подскажите, пожалуйста, подробнее про связку "Считыватель BLE - Обь- WB- лифтовая станция".
    Насколько я понимаю, со считывателя идентификатор уходит на сервер СКУД, а уже оттуда команда идет в WB, но насколько я помню, Обь именно что диспетчерский комплекс и управлять лифтом она "не умеет".


  1. montenegro333
    08.08.2024 07:16

    В таком доме если какая-нибудь бабушка и сможет купить себе жилье (до того, как мошенники позарятся на ее сбережения) , то в свою квартиру зайти будет для нее неплохой такой квест


    1. Dmitrii43 Автор
      08.08.2024 07:16

      С чего вдруг? Можно пользоваться СКУД с обычным картой-ключом, если не хочется Face ID и BLE


      1. montenegro333
        08.08.2024 07:16
        +1

        Аа, тогда отлично


  1. Dr_Faksov
    08.08.2024 07:16
    +1

    Знаете, когда-то в начале прошлого века, в престижных зданиях США начали ставить системы бесконтактного вызова лифта. ИК-датчик определял, что к нему поднесли руку и вызывал лифт.

    А потом такие датчики законодательно запретили. Потому что, не смотря на все предупреждения, люди пользовались лифтами во время пожара. А датчик видел пламя пожара как поднесённую руку. И останавливал лифт подобрать "вызвавшего". И лифт останавливался на горящем этаже и открывал двери в пекло.

    У вас тоже подберёт?


    1. dust70
      08.08.2024 07:16
      +1

      Автоматика лифта работает в соответствии со своими алгоритмами, туда никто не вмешивается. Особенно в пожарном режиме. Вся интеграция заключается в том, что, распознав человека, система распознавания эмулирует нажатие кнопки лифта. И работает это только на нижнем этаже, когда очевидно, что человек едет наверх, к себе на этаж. Неужели из статьи это непонятно?


  1. Dr_Faksov
    08.08.2024 07:16

    Знаете, когда-то в начале прошлого века, в престижных зданиях США начали ставить системы бесконтактного вызова лифта. ИК-датчик определял, что к нему поднесли руку и вызывал лифт.

    А потом такие системы законодательно запретили. Потому что, не смотря на все предупреждения, люди пользовались лифтами во время пожара. А датчик видел пламя пожара как поднесённую руку. И останавливал лифт подобрать "вызвавшего". И лифт останавливался на горящем этаже и открывал двери в пекло.

    У вас тоже подберёт?


  1. dec123
    08.08.2024 07:16
    +1

    интересно, а в "умных лифтах" установили зеркала со встроенным выводом прогноза погоды или персонализированной рекламы? если уже лифт распознал пассажира, почему бы не поздравить его с ДР или не предложить скидки в СПА или барбершоп?


    1. Javian
      08.08.2024 07:16
      +1

      И напомнить о задолженности за коммуналку.


      1. dec123
        08.08.2024 07:16
        +1

        при задолженности - лифт не едет и предлагает пойти пешком и оформить займ. ;-)


  1. udvnl
    08.08.2024 07:16

    Если честно сказать, у меня впечатление об этой системе уходит в минус из-за названия.
    к примеру (кто помнит) Adidas и Абибас.