Привет! Это канал для редакторов Плохое/хорошее, и в этой статье не будет заумных советов и поучений — только агрегированные данные, которые получили из эксперимента с ChatGPT. Что за эксперимент:
Передали чат-боту названия 100 публикаций с самым высоким рейтингом на Хабре.
Рассказали ему о специфике Хабра и авторах сообщества. Ещё немного поколдовали с промтами, чтобы ChatGPT понял, что от него хотят и в каком формате.
Попросили отследить разные закономерности: жанры, приёмы, формулировки. И вот что получилось.
Топ тем и жанров
Судя во всему, чтобы залететь в топ, нужно сделать что-то своими руками и подробно об этом рассказать: чаще всего рейтинговые статьи находятся на стыке технологий и DIY. При этом необязательно, чтобы тема была какой-то инновационной — например:
Далее идут темы, связанные с IT-бизнесом. Хорошая новость для тех, кто думал, что кейсами можно пощеголять только на площадках вроде VC. При этом важно, чтобы это были мясистые истории, а не самовосхваление и показатели, высосанные из пальца, — читателей Хабра не проведёшь. Хорошие примеры:
Примерно с такой же частотой в топе фигурируют статьи на тему информационной безопасности. А, точнее, на тему проблем, связанным с этой безопасностью:
Топ-3 замыкают публикации на тему юридических вопросов. Ну и в лучших традициях жанра, в подобных историях должна упоминаться какая-то очень известная компания:
Другие распространённые темы:
Личные рассказы и опыт: Как живется в США «неайтишникам». Два года спустя; Нифига себе сходил за хлебушком, или история одного взлома.
Карьера (обычно не очень удачная) и обучение: Как стать мидлом или сеньором-разработчиком, обучаясь на любых курсах по программированию; Как я проработала 3 месяца в Я.Маркете и уволилась.
Политика и социальные вопросы: Про импортозамещение; В IT растет цензура, а мы не замечаем — разрешают только улыбаться и молчать.
Формула успешного заголовка
Самые частотные фразы и слова. С одной стороны, это сухая статистика, с другой — она поможет отследить тренд. Например, справедливо плюсуют статьи про Хабр, хотя и не всегда в приятном контексте. Ещё на чтение провоцируют упоминания крупных компаний вроде Сбербанка, Яндекса, Мегафона — в основном тоже в контексте скандала. Другие частотные слова: собеседование, уязвимость, разработка, история. Примеры статей:
Удачные формулировки. На самом деле, в топе самые разные варианты, поэтому GPT было сложно составить универсальный рецепт. И всё же отслеживается тренд на заголовки в виде вопроса и использование фразы «как я»:
Другие инсайты. Чат-бот часто упоминал два правила — довольно противоречивых с точки зрения того, как нужно рассказывать о кейсах. С одной стороны, он советует указывать цифры, желательно внушительные. Например: Были получены исходники 3300 глобальных интернет-проектов или Уроки написания утилитки на $1 000 000. С другой — призывает использовать оценочные суждения и эмоции, как здесь:
Что ещё ценного посоветовал чат-бот
Использовать обычный стиль письма. Это базовое правило в редактуре: не включать чиновника и обходиться без терминов. Звучит, как что-то очевидное, но почти всегда получается вот так:
Сложно назвать причину такого явления: возможно, это предубеждение из школы, а может, мы в целом боимся звучать слишком просто. Так или иначе, нужно стремиться к тому, чтобы текст был максимально похож на устную речь. Тем более теперь есть ещё один железный аргумент: в топах самой крупного IT-блога человечные рассказы без канцелярита и прочей шелухи.
Делиться только прикладными и проверенными советами. Тоже повсеместное правило, но мы уже говорили, что читатели Хабра особенно требовательны. Лучше сторониться абстрактных мыслей и как следует подготовиться, прежде чем садиться за статью. Посмотрите на публикации из топа — разве можно писать на такие темы, если предварительно не разобрал всё по косточкам:
Ну и шедевр: [Пятничное] Теория Жоп
Писать не только про IT. При этом все требования выше сохраняются: вы можете писать хоть про жизнь айтишника, хоть про устройство осьминога, но всегда важно делать это с мясистой фактурой и оглядкой на личный опыт. Например:
Если вам есть чем дополнить тему (особенно устами нейросетей), приходите в комментарии. А больше советов по работе с текстами — всё в том же канале Плохое/хорошее.
bfDeveloper
Я смотрю на топ статей и делаю более простой вывод. Чтобы написать хорошую статью нужно сделать что-то хорошее или важное. Почти весь топ это описание того, что автор сделал, чего-то крутого или необычного. Это описание достижений из реальной жизни. Без достижений и темы для статьи можно использовать любые слова, говорить про любые темы, байтить любыми заголовками - ничего хорошего из этого не выйдет.