Привет! Это канал для редакторов Плохое/хорошее, и в этой статье не будет заумных советов и поучений — только агрегированные данные, которые получили из эксперимента с ChatGPT. Что за эксперимент:

  1. Передали чат-боту названия 100 публикаций с самым высоким рейтингом на Хабре.

  2. Рассказали ему о специфике Хабра и авторах сообщества. Ещё немного поколдовали с промтами, чтобы ChatGPT понял, что от него хотят и в каком формате.

  3. Попросили отследить разные закономерности: жанры, приёмы, формулировки. И вот что получилось.

Топ тем и жанров

Судя во всему, чтобы залететь в топ, нужно сделать что-то своими руками и подробно об этом рассказать: чаще всего рейтинговые статьи находятся на стыке технологий и DIY. При этом необязательно, чтобы тема была какой-то инновационной — например:

Далее идут темы, связанные с IT-бизнесом. Хорошая новость для тех, кто думал, что кейсами можно пощеголять только на площадках вроде VC. При этом важно, чтобы это были мясистые истории, а не самовосхваление и показатели, высосанные из пальца, — читателей Хабра не проведёшь. Хорошие примеры:

Примерно с такой же частотой в топе фигурируют статьи на тему информационной безопасности. А, точнее, на тему проблем, связанным с этой безопасностью:

Топ-3 замыкают публикации на тему юридических вопросов. Ну и в лучших традициях жанра, в подобных историях должна упоминаться какая-то очень известная компания:

Другие распространённые темы:

Формула успешного заголовка

Самые частотные фразы и слова. С одной стороны, это сухая статистика, с другой — она поможет отследить тренд. Например, справедливо плюсуют статьи про Хабр, хотя и не всегда в приятном контексте. Ещё на чтение провоцируют упоминания крупных компаний вроде Сбербанка, Яндекса, Мегафона — в основном тоже в контексте скандала. Другие частотные слова: собеседование, уязвимость, разработка, история. Примеры статей:

Удачные формулировки. На самом деле, в топе самые разные варианты, поэтому GPT было сложно составить универсальный рецепт. И всё же отслеживается тренд на заголовки в виде вопроса и использование фразы «как я»:

Другие инсайты. Чат-бот часто упоминал два правила — довольно противоречивых с точки зрения того, как нужно рассказывать о кейсах. С одной стороны, он советует указывать цифры, желательно внушительные. Например: Были получены исходники 3300 глобальных интернет-проектов или Уроки написания утилитки на $1 000 000. С другой — призывает использовать оценочные суждения и эмоции, как здесь:

Что ещё ценного посоветовал чат-бот

Использовать обычный стиль письма. Это базовое правило в редактуре: не включать чиновника и обходиться без терминов. Звучит, как что-то очевидное, но почти всегда получается вот так:

Сложно назвать причину такого явления: возможно, это предубеждение из школы, а может, мы в целом боимся звучать слишком просто. Так или иначе, нужно стремиться к тому, чтобы текст был максимально похож на устную речь. Тем более теперь есть ещё один железный аргумент: в топах самой крупного IT-блога человечные рассказы без канцелярита и прочей шелухи.

Делиться только прикладными и проверенными советами. Тоже повсеместное правило, но мы уже говорили, что читатели Хабра особенно требовательны. Лучше сторониться абстрактных мыслей и как следует подготовиться, прежде чем садиться за статью. Посмотрите на публикации из топа — разве можно писать на такие темы, если предварительно не разобрал всё по косточкам:

Писать не только про IT. При этом все требования выше сохраняются: вы можете писать хоть про жизнь айтишника, хоть про устройство осьминога, но всегда важно делать это с мясистой фактурой и оглядкой на личный опыт. Например:

Если вам есть чем дополнить тему (особенно устами нейросетей), приходите в комментарии. А больше советов по работе с текстами — всё в том же канале Плохое/хорошее.

Комментарии (1)


  1. bfDeveloper
    27.08.2024 16:03
    +4

    Я смотрю на топ статей и делаю более простой вывод. Чтобы написать хорошую статью нужно сделать что-то хорошее или важное. Почти весь топ это описание того, что автор сделал, чего-то крутого или необычного. Это описание достижений из реальной жизни. Без достижений и темы для статьи можно использовать любые слова, говорить про любые темы, байтить любыми заголовками - ничего хорошего из этого не выйдет.