Страх чистого листа ещё называют писательским блоком, хотя замучить он может не только писателя, но и программиста, дизайнера и менеджера. О том, что это за явление и откуда оно взялось, написано уже достаточно, поэтому матчасть в статье пропустим. Поделюсь 4 простыми, но действенными способами, как не откладывать на потом текст, будь это письмо клиенту, пост в блог или сообщение в мессенджере.

Если советы понравятся, возвращайтесь в этот абзац, чтобы подписаться на канал Плохое/хорошее — в нём регулярно делюсь советами, которые будут полезны всем, кто пишет для удовольствия или по долгу службы :)

Пропустите вступление

При писательском блоке сложнее всего разогнаться, поэтому первые абзацы всегда даются со скрипом. Вроде бы чётко понимаешь, чем хочешь поделиться, и даже уже прикинул план, но грамотно подвести к теме не получается. Кажется, что нельзя начинать свой рассказ вот так в лоб, без вступления. На самом деле можно и даже нужно. 

Пользу вступления часто переоценивают: читатель пришёл с конкретным вопросом, и он будет только рад, если автор сразу даст такой же конкретный ответ. К тому же первые абзацы часто состоят из почти бесполезной информации. В этом можно убедиться на примерах ниже: если просто снести вступление, статьи ничего не потеряют и станут только лаконичнее — проверьте сами:

Накидайте черновик в виде маркированного списка

Выпишите всё, о чём вы хотели бы рассказать, сплошным перечнем по принципу «одна мысль — один пункт списка». Это куда проще, чем сразу строить последовательное повествование. Возможно, потому что в голове мысли так и расположены: кучей друг на дружке. Или дело в том, что страх чистого листа усиливается, когда пытаешься написать текст сразу с идеальной структурой и формулировками.

Например, вот как я начинал писать эту статью — выписывал каждую мысль в новой строке:

В черновике я часто перескакивал с одной мысли на другую и использовал фразы на грани с жаргонизмом. Но всё это легко поправить после — главное, не пытаться представить в голове сразу эталонный текст, а как скульптор постепенно создать качественный материал из сырья: разбить список на разделы, удалить избыточную информацию, добавить подзаголовки.

Начните с интересного, а не с начала

Любая крупная статья начинается с маленькой мысли или идеи: личной истории, забавного диалога, отзыве о сервисе или товаре — по сути это то, ради чего и затевается вся публикация. Попробуйте на время забыть об остальных разделах и начните с «гвоздя программы» — когда втянетесь, вас будет не остановить.

Когда я готовил статью об инструментах для работы с контентом, сначала составил план, а потом стал писать — но не с начала, а с раздела «Мультимедиа», потому что в нём было больше всего моих любимых сервисов:

Представьте, что пишете другу или маме

Приём немного избитый, зато работает, как часы. Мы так легко и доступно делимся мыслями в кругу близких и коллег, но почему-то быстро замыкаемся и используем неестественные фразы, когда дело доходит до текста. Странно, учитывая, что условия мало чем отличаются: тема и спикер не меняются, читатели — люди практически с теми же интересами.

Сложно сказать однозначно, в чём причина такого явления: тут тебе и эффект школьной парты, за которой нас учили писать слишком «правильно» и официально, и синдром самозванца, и лёгкая социофобия. Но выход есть: представьте себя в кругу всё тех же близких и коллег и попробуйте изложить материал ровно так же, как сделали бы это устно.

Важно не просто включать воображение, но и прямо так и начинать статью: «Мам, привет. Прикинь, вчера я развернул свой сервер на домашнем компьютере. В принципе, там всё просто…» На выходе получится черновик, с которым страх чистого листа уже в принципе невозможен :)

Комментарии (2)


  1. voidby
    18.06.2024 15:06
    +1

    Есть такая филологическая шутка: когда текст не пишется, нужно начать его со слов: «ну,… короче» (где «…» — самое крепкое словцо, которое вы можете себе представить), и дальше он чудесным образом выстраивается сам собой. Этот лайфхак принадлежит журналисту Злате Николаевой и шуткой является лишь отчасти. Мат (или желание материться) — верный признак нарастания внутреннего конфликта. Так как мат является табуированной, запрещенной в приличном обществе лексикой, его употребление — уже символ нарушения запрета. Поэтому выражать «запрещенные» эмоции и мысли, пользуясь обсценной лексикой, проще.