Давайте прокачаем навыки в направлении трехмерного моделирования и вместе попробуем создать миньона в программе «Блендер», предназначенной для работы с 3D-графикой. Сразу отметим, что без базовых представлений о Blender подготовленная нами инструкция покажется трудной. Но попробовать точно стоит. Ниже оставим подборку уроков для совсем новичков, можно начать с нее, а затем вернуться к этому туториалу. Уроки предназначены для подростков 13-14 лет и старше.

Создание 3Д‑моделей — распространенное направление: оно используется в киноиндустрии, рекламе, маркетинге и дизайне, а также в разработке игр и промышленности. Профессиональные моделлеры часто применяют инструменты среды Blender — бесплатного программного обеспечения, созданного специально для 3D‑моделирования. Это обусловлено расширенными возможностями платформы.

Тема может показаться сложной. И это действительно так. Но при условии заинтересованности и стремления к результату даже подростки без опыта в создании трехмерных моделей способны освоить представленное направление. Это возможно:

  • На детских онлайн‑курсах с педагогом;

  • Самостоятельно с помощью бесплатных инструкций и обучающих видео.

Мы в школе Pixel считаем, что выбор маршрута дополнительного IT-образования – задача детей и их родителей, поэтому не настаиваем на конкретном варианте. 

Если вы уже имеете опыт работы в моделировании или просто хочется попробовать свои силы и сделать первые шаги в создании 3D-моделей в Blender, вам пригодится представленная инструкция. В ней мы собрали 10 уроков в виде текстовых гайдов, а также предусмотрели видеоролики на случай, если не получится разобраться без визуала. Мы создадим модель миньона, сделаем базовое текстурирование и добавим анимацию.

Еще раз отметим, что желательно понимание основ программы «Блендер». Если базовых представлений нет, сначала ознакомьтесь с подборкой обучающих роликов для новичков

Подборка уроков Blender для школьников: от создания базовых форм до знакомства с режимом скульптинга и анимацией 

Давайте перейдем к основной части и начнем работу в направлении 3Д-моделирования в программе «Блендер». Готовы? Тогда приступим.

1. Базовые формы

Первый урок Blender для детей предлагаем посвятить базовым формам. Знакомство с ними поможет нам создать основу будущего миньона. Давайте выполним следующие действия:

  1. Очистим сцену и добавим изображение персонажа, представленное ниже. Потребуется перетащить его в программу.

Изображение миньона понадобится для более точного воспроизведения модели
Изображение миньона понадобится для более точного воспроизведения модели
  1. Поместим картинку в центр. Нужно передвинуть ее по оси Y.

Теперь перейдем к созданию базовых форм. Для этого:

  1. Добавим сферу и сделаем ее прозрачной с помощью сочетания клавиш Alt + Z. Теперь идем в режим редактирования, выбираем выделение ребер и удаляем центральное. Нажмем на Ctrl и X. Это сочетание растворит ненужное ребро. Полигоны сохранятся. Теперь подгоним размер сферы под голову и туловище миньона, выделим вершины. Нижнюю часть сплюснем больше, чтобы она соответствовала форме тела нашего персонажа.

  2. Добавим руки. В этом поможет цилиндр. С помощью режима редактирования перенесем его вправо и повернем. Нужно несколько раз применить экструдирование и добавить модификатор Mirror: он скопирует созданную правую руку и добавит левую. Дополнительно используем экструд, чтобы создать манжеты, а также подровняем руки посредством масштабирования и выделения точек.

  3. Создадим ноги. Поможет уже знакомый цилиндр. Потребуется наложить его на ногу миньона на изображении, применить масштабирование и поворот, чтобы подогнать под требуемую форму. Далее используем петлю Loop Cut и расширим ее инструментом Bevel. Дополнительно нужно вытянуть еще один экструд: это поможет сделать ботинок. Для создания мыска применим полигоны и выдвинем их вперед. Далее, как и при работе с руками, используем Mirror.

С помощью цилиндров создаем базу модели
С помощью цилиндров создаем базу модели

Так, мы разобрали добавление базовых форм и поняли, как накладывать их на внешние изображения и редактировать получающиеся объекты.

Если текстовая инструкция показалась сложной, посмотрите обучающий ролик.

2. Создание одежды

Второй урок в мини-курсе Blender для детей посвятим созданию одежды. Сначала скорректируем уже подготовленный объемный материал — заготовку будущего миньона. Если присмотреться, то можно увидеть, что формы несколько сплюснуты. Поэтому выберем S и ось Y: так скейл будет работать только по последней.

Теперь давайте делать одежду. Шаги:

  1. Добавляем переднюю часть комбинезона. Потребуется петля ребер. Ее мы переместим вниз и выделим требуемые полигоны, создадим дубликаты и добавим к новому мешу модификатор Solidify. Он поможет придать комбинезону объем. Дополнительно на первом шаге откорректируем форму основного костюма сзади.

  2. Создаем лямки. Нужна пара линий ребер. Экструдируем их вершины и привязываем к поверхности. Ребра потребуется заполнить полигонами. Выделим 4 вершины, нажмем на клавишу F. Это поможет создать первый полигон и растянуть его до конца лямки.

  3. Добавляем Mirror. Предварительно нужно удалить половину комбинезона.

  4. Выделяем полигоны на штанах и добавляем объем.

Мы сделали второй шаг в направлении создания 3D-модели в Blender на примере миньона. Давайте двигаться дальше. 

Моделируем одежду миньона
Моделируем одежду миньона

Если возникли, трудности, советуем видеоинструкцию.

3. Совершенствование одежды виртуального персонажа – миньона

Давайте улучшим созданную одежду. Нам поможет режим скульптинга. Вот основные шаги:

  1. Объединение комбинезона и штанов. Выделим соответствующие объекты, нажмем на Ctrl и J.

  2. Переход на вкладку Sculpt. Увеличим плотность сетки с помощью Remesh: это нужно для улучшения результата.

  3. Сглаживание формы посредством кисти Smooths.

  4. Рисование углублений на комбинезоне инструментом Draw Sharp.

Теперь нужно поработать с ботинками. Поможет кисть Inflate: с ее помощью можно создать требуемую форму. Не забудьте о сглаживании.

Сделаем маску для создания каблука. Для этого потребуется кисть Mask. Move применим для частичного перемещения геометрии.

В завершение сгладим сетку еще раз с помощью Remesh. Работа с одеждой завершена!

Скульптинг в Blender
Скульптинг в Blender

Вот альтернатива тексту: видеоурок по теме скульптинга одежды для миньона.

4. Продвинутый скульптинг для новичков

Продолжим использовать режим скульптинга. Этому частично посвящен четвертый урок из сегодняшней подборки. Что делаем дальше:

  1. Добавим сферу и расположим ее возле руки, аккуратно присоединив. Снова применим Mirror.

  2. Перейдем в режим скульптинга. Нам нужно сделать сетку плотнее, нажав на R и выбрав значение. В сочетании с Ctrl данная клавиша поможет активировать команду «Применить». Переходы делаем, как и раньше, с помощью Smooth. Используем Scrape, чтобы сделать требуемую форму.

  3. Применим Clay для того, чтобы наметить пальцы. Детализация ни к чему: просто обозначим их.

  4. Поработаем с лицом. Используем Remesh для увеличения плотности сетки, сгладим формы в режиме изоляции. Теперь нужно наметить рот. Если плотности недостаточно, снова используем Remesh. Далее наметим глаза: добавим очки посредством цилиндра и разместим его в нужном месте. Как и ранее, используем зеркальный модификатор.

Нам нужно, чтобы очки вдавливались в тело миньона, поэтому идем в режим скульптинга и применяем уже полученные навыки.

Скульптинг для начинающих
Скульптинг для начинающих

Мы стали на шаг ближе к пониманию того, как сделать модель в Blender с нуля. Но импровизированный курс еще не завершен: предстоит узнать много нового и научиться использовать дополнительные инструменты программы «Блендер».

Если не удалось разобраться, посмотрите четвертый обучающий ролик.

5. Доработка очков

Ранее мы начали создавать очки, но не закончили. Поэтому вернемся к теме. Нам нужно:

  1. Сделать ремешок. Воспользуемся кольцом и разместим его в требуемом месте.

  2. Перейти к редактированию. Потребуется удалить половину. Далее добавим уже знакомый зеркальный модификатор.

  3. Подогнать очки. Удалим лишние элементы и добавим новые точки посредством экструда. Зажмем Alt, выделим их и потянем вверх.

  4. Поправить ремешок. Нужно, чтобы он не утопал в теле. Применим Solidify для придания объема.

  5. Подготовить окуляры. Выделим передний полигон, нажмем на I, чтобы сделать вставку E — для экструда.

  6. Добавить Bevel для сглаживания. Затем применим Subdivision Surface: это поможет сделать форму плавной.

  7. Добавить вставки через I. Это поможет исключить появление ребер.

Создание очков в Blender
Создание очков в Blender

Возникли трудности? Справиться с ними поможет пятый обучающий ролик.

6. Работа со швами и добавление цветов

Нашему миньону не хватает волос. Займемся ими. Шаги:

  1. Переходим на вид спереди и создаем кривую Path, размещаем ее чуть выше модели.

  2. С помощью редактирования уменьшаем размер примененного инструмента.

  3. Включаем отображение геометрии Path и меняем контрольные точки по форме.

  4. Копируем кривые для получения новых волос.

  5. Применяем Mirror относительно тела.

Теперь добавим материал, чтобы установить требуемые цвета. Работа с телом простая, но там, где нужно рисовать сложные текстуры, скажем, очки, нужны координаты и UV-развертка. Развернуть меш на плоскости можно с помощью добавления швов: нужно кликнуть на UV и выбрать Smart UV Project.

Работа с цветом в Blender
Работа с цветом в Blender

Остальные части меша проработаем во время следующего урока.

Для лучшего понимания представленной подтемы предлагаем просмотр видео.

7. Знакомство с UV-разверткой

Давайте создадим развертки комбинезона и рук. Начнем с последних. Итак:

  1. Удаляем одну руку. Позже вернем ее.

  2. Создаем швы. Используем UV и Smart UV Project.

Теперь поработаем с комбинезоном. Выделим его и в режиме редактирования снова активируем Smart UV Project.

Чтобы материалы были качественными, нужно упаковать развертки, сделать их более компактными. Потребуется выделить островки и в меню UV найти Pack Islands. Можно применить команду несколько раз: это поможет улучшить качество.

Теперь нужно настроить материалы. Цвет, шероховатость (Roughness) — примеры доступных параметров.

Работа с UV-разверткой в Blender
Работа с UV-разверткой в Blender

В конце седьмого урока создадим материал для волос и настроим его. Как это сделать, показано в подробном видео.

8. Углубление в тему развертки

Мы уже знаем, как добавить модель в Blender и даже создать ее с нуля, но нужно уделить внимание деталям. Вот как будем действовать:

  1. Добавим недостающие материалы. Перейдем к меню Shading.

  2. Сделаем материал для очков и изменим параметр Metallic на 1. Отрегулируем шероховатость.

  3. Перейдем к комбинезону. Нужно кликнуть на Texture Paint. Здесь мы найдем развертку и модель. Давайте рисовать цветом: понадобится выбрать Base Color. Черным проработаем обувь.

  4. Сделаем текстуру для рук. Условные кисти мы закрасим черным цветом.

  5. Нарисуем глаза. Выбираем очки, создаем дополнительный материал, выводим его на передний план. Вернемся к текстурам и выберем трафарет Stencil: чтобы получить последний, в Texture нужно добавить изображение, а в Tool — выбрать его. Когда все готово, начинаем рисовать белым.

Доработка материалов для модели
Доработка материалов для модели

С деталями разобрались. Понимаем, что текстовая инструкция сложна для восприятия, поэтому, как и ранее, прикрепляем обучающий видеоурок.

9. Почти готово: создание скелета

Уверенно движемся к завершению уроков, но не останавливаемся. Вот что будем делать:

  1. Объединим все меши, то есть присоединим части к туловищу. Нужен один объект, что упростит работу с анимацией.

  2. Создадим скелет. В перечне объектов нужно выбратьArmature — Single Bone. Если включить прозрачность, можно увидеть, что импровизированная кость появилась в начале оси координат. Опустим ее ниже, а чтобы достроить скелет, перейдем в режим редактирования и нажмем на E. Добавим нужное количество костей, после чего можно приступать к экструдированию.

  3. Выделим созданные части скелета ног и в Armature выберем Name, кликнем на Symmetries. Аналогичным образом поступим с руками.

  4. Привяжем меш к скелету. Выделим первый и нажмем на клавиши Ctrl и P, затем выберем With Automatic Weight. Программа распределит веса.

Создание скелета для последующей анимации
Создание скелета для последующей анимации

Готово! Теперь каждая отдельная кость отвечает за движение соответствующей части единого меша.

Вот видеоролик для лучшего погружения в рассмотренные вопросы.

10. Анимация в программе «Блендер»

Итак, мы знаем, как наложить текстуру на модель в Blender и сделать другие важные вещи. А поскольку наша модель почти готова, предлагаем создать для нее анимацию.

Шаги:

  1. Переходим в режим Pose Mode.

  2. Выбираем верхнюю кость и создаем начальный кадр путем нажатия на клавишу I и клика на Location и Rotation. Кадр запишется автоматически.

  3. Нажимаем на R и устанавливаем изменение положения головы по оси Z на требуемое расстояние.

  4. Снова нажимаем на I и кликаем на Location и Rotation, возвращаем голову миньона в исходное положение.

  5. Жмем на Play и видим, как модель «оживает».

Анимированная модель вращается в стороны
Анимированная модель вращается в стороны

Аналогичным образом можно поступить с другими костями и частями тела миньона. Подробно об этом рассказывает преподаватель школы Pixel в видеоролике.

Если у вас все получилось, присылайте скриншоты своих моделей миньонов в комментариях.


Подведем итог и отметим, что 3Д-моделирование — не только увлекательное, но и перспективное направление. Это обусловлено востребованностью моделей в играх, кино и даже в промышленности. Поэтому при условии, что ребенок интересуется темой, его увлечение нужно развивать и поддерживать. Это станет хорошей основой для получения востребованной профессии в будущем.

А как вы считаете, способны ли подростки без опыта освоить трехмерное моделирование? Стоит ли им вообще заниматься этим? Мы думаем, что да, если есть интерес и стремление к освоению профессии моделлера. Начать можно с простых инструкций и роликов, а продолжить – на курсах. Предлагаем соответствующий онлайн-курс всем заинтересованным подросткам от 13 до 17 лет.

Комментарии (2)


  1. Sasa111222333
    26.09.2024 08:06

    действительно сложно, даже с роликами


  1. crawlingroof
    26.09.2024 08:06

    Я думаю, что какое-нибудь художественное образование должно для этого быть и пространственное воображение (черчение убрали из школьной программы)
    Я всегда поражаюсь, вот народ шумит почему игры так долго делаются, играя в "Black Myth: Wukong" я там одну фигурку на парапете неделю буду делать.