Около 5 месяцев я был сотрудником одной очень крупной и известной ИТ-компании. Причём 2 месяца я проходил интервью, делал задания и решал тесты. В итоге я продержался совсем недолго. Со мной просто не продлили контракт. Это стало сюрпризом не только для меня, но и для HR-менеджера. Хотя претензий к моей работе за всё это время не было ни разу. Зато был опрос о прохождении онбординга. И я ответил честно.

Ни в коем случае так не делайте!

Моей главной претензией было отсутствие обратной связи. Спасибо моей повышенной тревожности. На онбординге пришлось за короткий срок усвоить большой объём материала, а потом сдавать тесты и экзамены. Сдавать, чтобы никогда не узнать результатов. Только когда я сам спрашивал руководителя, удавалось выудить хоть какую-то информацию. 

ложь и правда часто бывает во благо
ложь и правда часто бывает во благо

Для меня это был большой минус. Потому что не зная, где ты ошибся, совершенствоваться как-то сложновато. Некоторые моменты в работе мне были непонятны. И хотя руководитель говорил, что всегда доступен и можно задавать вопросы, на деле ответов нужно было ждать очень долго. В итоге хватило одного созвона, чтобы всё прояснить.

Сразу уточню, что в компании я занимался текстами. И в нашей группе таких было много. Поэтому незаменимым я точно не был. Печально это признавать, но незаменимых вообще очень мало. И если в компании есть такие сотрудники, значит руководство где-то серьёзно облажалось и не хочет ничего менять.

Когда всё вроде бы наладилось, я вошёл в рабочий ритм, у меня всё стало получаться, отзывы от коллег были хорошими, на почту пришло уведомление, что контракт не будет продлён. Причём случилось это в день окончания контракта. Я связался с HR, она уверила меня, что это ошибка. Её некто не предупредил, поэтому никаких документов она не готовила. И вообще, это работа HR сообщать такие новости. Но после проверки оказалось, что никакой ошибки нет. Вот так неожиданно этот день оказался последним днём моей работы в компании. 

хорошо хоть на Хабре обратная связь всегда приходит во время, часто целая тележка
хорошо хоть на Хабре обратная связь всегда приходит во время, часто целая тележка

Перед этим у меня был ещё один внеплановый созвон с руководителем, на котором мне был задан прямой вопрос: «Почему я недоволен процессом онбординга?» В общем, хоть опрос и был вроде бы анонимный, все знали, кто и что отвечает. 

Возможно, я просто плохо работал. Но за все 5 месяцев ко мне не было никаких претензий, скорее даже наоборот. А на последнем созвоне руководитель сказал, что я был «недостаточно включен в рабочий процесс». Чтобы это ни значило. 

Наверное, стоило насторожиться, когда мне сказали, что наша группа «как семья, всегда можно обратиться за помощью».

Так что мой вам совет, никогда не давайте правдивую обратную связь о работе. Хвалите, хвалите и хвалите. Если, конечно, вы не суперценный кадр, без которого компания рухнет.

Комментарии (35)


  1. aixx
    28.09.2024 12:53
    +14

    боже неудачник-копирайтер решил учить жизни


    1. ED-209
      28.09.2024 12:53

      Типичная ситуация Технари vs Бизнес. Рано или поздно, на каком-то этапе Бизнес ставит дедлайны. Cея задача/ситуация должна быть решена через две недели. А Технарь, кому непосредственно поручено данную проблему решить, видит многообразие рандомных взаимозаключающих связей для того, чтобы эту проблему победить. Соответственно, все любые пинги причастных взаимосвязанных людей к решению данной задачи иногда и положительные, но чаще всего отрицательные (ок, понял, гляну как-нибудь потом, разберусь = никогда).

      Поэтому Технарь негодует. Ему поручено решить задачу срок в срок, и он видит всю триангуляцию проблемы, чтобы оно заработало (подтверждение ОК тут, подтверждение ОК там, здесь допилили, здесь накатили патч, согласовали и все проверили, выкинули в прод, отлично идеально, таск закрыт).

      Поэтому "неудачник-копирайтер решил учить жизни" - чувак, который элементарно видит решение своих задач. Простых элементарных задач. Где он два клика и еще пара человек два клика. Но все это проходит сквозь призму бесноватых, тупых, диких, абсолютно отмороженных наглухо зависимостей. И на каждом этапе сидит некий царёк, который да - пропущу. А может быть и нет - не пропущу. И развлекайтесь дальше. В зависимости от настроения.

      Вся основная проблема в том, я бы даже сказал фундаментальная, что когда Технарю назначают задачу и дедлайн, ему при этом не передают права на full access, на полное управление: "ну-ка, бросили все что вы там делаете и занимайтесь моей задачей".

      Это типичная ситуация, в принципе, везде. Даже если производство взять на заводе, любой Механик всегда скажет: шуруповертов нет, кабелей нет, переходников нет, крутим все из говна и палок.

      Он как бы и рад и видит плюс 200% к производству, ежели закупят необходимое оборудование. Но с точка зрения владельцев бизнеса, а чё.. оно все работает, зачем и так вкладываться.


      1. ED-209
        28.09.2024 12:53

        Разгадка, в общем-то да ,вся простая:

        Разработчики: мы пилим работаем по waterafall, поэтапно. Релиз через 12 месяцев, все тщательно-основательно вылизали протестировали, выкидываем в прод. Глюков нет, багов нет, шикарно красота.

        Бизнес сейчас: надо экстренно спешл сверх-обморочно кидаем в прод MVP за месяц (альфа, сырая костыльная), дальше допиливаем по ходу дела (ура Agile, лайк-лайк Scrum, поднапрягитесь).

        В последнем случае фуфло. Как по мне. Придумка чисто в угоду бизнеса.


  1. MountainGoat
    28.09.2024 12:53
    +13

    Лол, сначала держитесь за работу, где нужно ежедневно врать и лизать жопы, потом пишете километры статей про выгорание.


    1. GospodinKolhoznik
      28.09.2024 12:53
      +4

      Ну так рыночек постепенно приходит к состоянию, которое можно описать словами "других работ у нас нет".


  1. kenomimi
    28.09.2024 12:53
    +5

    Адекватную обратную связь кандидату/сотруднику при текущем законодательстве давать нельзя, это суицид в чистом виде. Что у нас, что за бугром. Ибо целые огромные фирмы юристов живут за счет натягивания работодателей в суде по самому мельчайшему поводу... Фирма просто утонет в судебных исках, если будет сообщать каждому, почему было принято то или иное решение. По той же причине СБ не разглашает результаты проверок, ибо часть данных они получают из неофициальных каналов...


    1. vagon333
      28.09.2024 12:53

      Негласное правило для работодателя в Штатах: нельзя давать негативный отзыв о работнике. Либо положительный, либо ничего.
      Как правило, если работодатель хочет сказать негатив о работнике, то на вопрос о качестве работы бывшего сотрудника, отвечают «он у нас работал». И других деталей, тем более негативных, не дают.


  1. DashBerlin
    28.09.2024 12:53

    Сожалею, о случившемся, я конечно не копирайтер, но думаю похожие ситуации встречаются везде, не зависимо от размера компании или сферой деятельности. И к сожаление, взросление происходит с большим трудом. Иногда сложно выстраивать коммуникации внутри. Главное, что я понял, что о работодателе надо говорить либо хорошо, либо ничего, ну как о покойниках )) И второе надо понимать что ты говоришь и кому. Потому что позиция человека в компании много определяет. Если он руководитель отдела, у него вес выше, чем у стажера. Ему поверят скорее всего, а не тебе. Второе, критика скажем это твой враг, потому что критикуя процесс, ты ставишь компетенции руководителя или кто его организовал, под сомнения. Ну и главное, если компания что-то декларирует, то с вероятностью, стремящейся к 100 процентов, там этого не и не будет. Немного сумбурно, но готов в дискуссии, развернуть тезисы.


  1. rinace
    28.09.2024 12:53
    +9

     когда мне сказали, что наша группа «как семья, всегда можно обратиться за помощью».

    Это не просто звоночек. Это колокол .

    хорошо хоть на Хабре обратная связь всегда приходит во время, часто целая тележка

    Ирония , шутка , гротеск. Понимаю (с)

    ;-)


  1. 40kTons
    28.09.2024 12:53
    +8

    Я бы ушёл из компании уже тогда, когда услышал что надо сдавать экзамен по онбордингу


    1. SquareRootOfZero
      28.09.2024 12:53
      +5

      Человек 2 месяца проходил интервью, делал задания и решал тесты. И после этого просто так вот взять и уйти? Тут, пожалуй, даже если предложат не метафорически, а буквально поцеловать чью-то жопу, и то задумаешься, вопросы возникнут: "А жопа чистая? А целовать в булку или прям в отверстие? А с языком или просто чмокнуть?"


      1. Ravius
        28.09.2024 12:53

        Если он копирайтер, то понятно почему его погнали. Ничего не понятно из написанного.

        2 месяца входят в эти 5? Или он 2 месяца что-то учил чтобы устроиться, а после испыталки его погнали.

        Тут как бы возникают вопросики: что нужно учить 2 месяца. Кандидат не дотягивал?

        >>Один созвон все прояснил

        можно в чате прояснить, или чем он был занят..тоже не очень понятно.


  1. mariannayudina
    28.09.2024 12:53

    Года три назад со мной случилась история один в один ) Сначала попросили обратную связь в письменном виде по онбордингу, потом попросили на выход. Я отвечала на вопросы честно, причем не сказать, чтобы обратная связь была какая-то плохая. Но взахлеб не хвалила и, видимо, мне этого не простили. А вакансию эту я время от времени вижу на НН до сих пор.


    1. PereslavlFoto
      28.09.2024 12:53

      Да, не умеют нынче люди правильно хвалить заказчика!


  1. OldManES
    28.09.2024 12:53

    Мальчики, те которые разработчики тестировщики и проче прочее ИТ-возюколки. Поймите, что в СИСТЕМЕ/БИЗНЕСЕ вы винтики ( если не сказать рабы) , я вижу на постое ваши дедлайны, планы и т д, так вот , у нас на стройке точно так же работают таджики, но они со стороны реального сектора т е созидают, а с другой стороны вы - вынужденный штат навязанный и вымученый использование 1С Субд и прочими операционными необходимостями. Тружусь в девелопере, со стороны сов.дир.инвесторов -совладелец и соинвестор. Могу в раз уволить отдел илинабрать.

    PS самая бестолковая статья расходов- это ит отдел, 3-е место в нашем холдинге. С 2010г бюджет по ит вырос в 8 раз, отдел маркетинга в 4раза , РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР труженники из ср.азии всего в 2 !!! Но денег то больше всего приносят продажники маркетологи и таджики… а вот ит СПЕСЬЯЛИСТЫ ходят по офису жрут печеньки и выебываются.


    1. outlingo
      28.09.2024 12:53
      +9

      Если они такие бесполезные и дорогие, что же вы их не уволите чтобы нанять полезных и дешёвых? Или не все так однозначно, уволить вы их уволите а вот новых не набрать, все многие сотни тыщ хотят - а те что не требуют много денег такой лютый ад наворотят, что потом не разобрать?

      Ну так это такой рынок, закон спроса на рабочую силу и ее предложения. Вы забираете цены на жилье, ИТшник задирают цену на свою работу чтобы покупать жилье.


    1. modsamara
      28.09.2024 12:53
      +1

      Устанете в раз отдел увольнять, даже одного человека устанете, воинственный вы наш совладелец.

      А уж нанять отдел сейчас вообще за гранью фантастики.


      1. outlingo
        28.09.2024 12:53

        Можно уволить и не нанимать. Текущему отделу выдать уведомление «дорогие, вы слишком дорогие, мы уходим на аутсорс через 3 месяца», бухгалтерию на аутсорс полный (включая наемного бухгалтера), компьютеры ежели какие останутся будет обслуживать другая контора, так же по договру, сайт будет поддерживать третья.

        В больших компаниях такой подход часто использовался (хотя там подрядные организации также входят в холдинг - но не всегда). На первый взгляд - сплошная экномия. Но придется завязать с серыми зарплатами, налоговыми «хитростями» и прочим - наемный бухгалтер такого не одобрит очень сильно, и софт надо закупать - наемный сервисник не будет ставить «компас с торрентов»

        И выйдет ли это суммарно дешевле или дороже - даже предугадать не решусь, данных мало.


        1. dimkrayan
          28.09.2024 12:53

          аж интересно, как это может выйти дешевле. У аутсорсера разве не люди работают?
          Ну разве что люди подавляющую часть своего времени ничего не делают.

          В больших компаниях такой подход может использоваться по куче причин, не связанных с экономией. Например, если важно кому-нибудь показать хорошие показатели (скажем, доход на сотрудника).


          1. outlingo
            28.09.2024 12:53

            Ну менеджеры они как дети малые, регулярно на красивые обещания ведутся. То бессерверные вычисления для повышения эффективности, то публичные облака ради снижения затрат, то искусственный интеллект в форме (де)генеративных моделей. Ну и на экономию и аутсорсинг.


    1. artptr86
      28.09.2024 12:53
      +3

      Так может ну их нафиг эту 1С и СУБД? Зачем они вам нужны? Люди тысячелетиями дома строили без этих ваших комплюктеров, и бухгалтера в СССР на счётах как-то всё сводили. Вон таджики вообще без них обходятся. Чем вы офисные хуже?


      1. Ndochp
        28.09.2024 12:53

        Угу, только объем требований по отчетности возроз. Квартальные отчеты сменились ежедневными. Удачи XML по заключенным договорам раз в день отгружать руками. А потом по расторжению отчитываться не забыв правильный ID заключения.


        1. artptr86
          28.09.2024 12:53

          Ну ничего, ещё пару девочек-бухгалтеров можно нанять


        1. dimkrayan
          28.09.2024 12:53

          полагаю, это был сарказм


    1. Fafhrd
      28.09.2024 12:53

      Пользуешься каждый день плодами трудов айтишников, но плохие они, конечно.

      Нынче без айти у тебя в доме даже электричества не будет, бензина на заправках не будет, ничего не будет.


    1. kogemrka
      28.09.2024 12:53
      +1

      С 2010г бюджет по ит вырос в 8 раз, 

      а вот ит СПЕСЬЯЛИСТЫ ходят по офису жрут печеньки и выебываются.

      Интересно, а почему так?

      Тружусь в девелопере, со стороны сов.дир.инвесторов -совладелец и соинвестор.

      Могу в раз уволить отдел илинабрать

      А, ну вот, какой вы умный - в том же сообщении, в котором озвучили проблему сразу же сформулировали, кто за неё в этой компании в ответе.


    1. dimkrayan
      28.09.2024 12:53

      Кассир больше всего денег приносит. И еще - банкомат.


    1. FF_hunter
      28.09.2024 12:53

      Могу в раз уволить отдел

      Не важно, кто что может потенциально. Важно, кто и что реально делает. Я сторонник решительных мер. Поэтому если кто-то декларирует свои полномочия, но при этом не пользуется ими, это говорит лишь о невысокой персональной квалификации или слишком богатой фантазии. Поэтому если ты действительно считаешь, что расходы на ленивых айтишников тянут бюджет ко дну - не ограничивай себя, увольняй всех одним днем и ликвидируй отдел за ненадобностью. Сэкономленные на этом деньги из ФОТ добавишь себе к годовой премии. А чуть позже и рост доходов от увольнения лишних людей посчитаем. Уверен, остальные инвесторы будут прыгать от радости, а там и кресло председателя правления не за горами.


  1. Araki_Satoshi
    28.09.2024 12:53
    +1

    Вот и хорошо. Ты устраивался на работу в компанию, а не в культ.


  1. Daddy_Cool
    28.09.2024 12:53
    +1

    И автор и @mariannayudina схлопотали минусов. ИМХО это виктимблейминг чистейшей воды.


    1. Ndochp
      28.09.2024 12:53
      +1

      (простите, ошибся уровнем)
      Тут недавно один неглупый дядя (Дорофеев) набрасывал на вентилятор следующую логическую последовательность:

      1. Допустим вы фирма, которая хочет сотрудников выше среднего по рынку.

      2. Как тут уже неоднократно писали, прохождение собеседований это отдельный скил, который зачастую не связан со скилом "работать"

      3. Значит, если вы по итогам испытательного срока (который и есть единственная реальная оценка способностей) должны отсеивать не менее половины устроившихся

      Если хотите 20% лучших - на испытательном должно уходить 80%

      Теперь отсебятина:
      Выгнать на испытательном можно только завалившего задание испытательного срока, это бюрократия, сложности, и просто средний сотрудник с заданием справится, а вы то хотите выше среднего. Значит надо просто заключать первым срочный контракт - его можно непродлять без объяснения причин.
      И решать не в смысле "провалился новичек или нет", а "он потенциально лучше чем наш средний сотрудник (и значит тянет качество команды вверх) или хуже?"


  1. SuperKozel
    28.09.2024 12:53
    +1

    "Перед этим у меня был ещё один внеплановый созвон с руководителем, на котором мне был задан прямой вопрос: «Почему я недоволен процессом онбординга?» В общем, хоть опрос и был вроде бы анонимный, все знали, кто и что отвечает. 

    Возможно, я просто плохо работал. Но за все 5 месяцев ко мне не было никаких претензий, скорее даже наоборот. А на последнем созвоне руководитель сказал, что я был «недостаточно включен в рабочий процесс». Чтобы это ни значило."

    - тут всё очень просто. Есть руководитель, в чье KPI и обязанности входит онбординг новых сотрудников. Тем, что автор статьи дал негативную обратную связь он ухудшил его позицию и возможности дальше идти по менеджерской лестнице. В таких отчётах принято хвалить друг друга, так как от них во многих компаниях зависит зп и рост. То, что его работу оценили негативно его разозлило и он применил свои возможности. Это наиболее вероятный вариант). Также 2.случайным вопросом по обратной связи можно взбудоражить ненужное обсуждение по поводу своей полезности и результатов деятельности - лишнее внимание к себе, что привело к критическим последствиям. 3. Любителей говорить правду и прямо стараются отсеивать сразу на поведенческом интервью и cultural fit, так как во-первых это девиантное поведение в корпоративной культуре, во-вторых в 80% случаев у людей говорить честно и прямо = говорить грубости и быть невыносимым. Правильный корпоративный дрон тонко чувствует этику.

    Хочешь узнать чье-то мнение о своей работе - спроси лично. Все 360 и тп фидбэки должны быть исключительно хвалебными. Негативные фидбэки прежде всего портят карму автору негативного фидбэка. Это странно и контринтуитивно, но таковы правила игры.


    1. Daddy_Cool
      28.09.2024 12:53

      Зачем тогда вообще нужен фидбек?
      Если такие правила - то не нужен (для гипотетических декларируемых целей), а автор попал в ловушку. )


  1. FF_hunter
    28.09.2024 12:53

    Какое жесткое дежавю. Автор, у этой конторы, случайно, нет филиала на Кипре? Ну вот чисто гипотетически, мало ли...


  1. Vasjen
    28.09.2024 12:53

    Сложилось впечатление, что автор ходит убедить в прямой связи между

    И я ответил честно.

    и

    на почту пришло уведомление, что контракт не будет продлён.

    А нам остается только доверять слову, что именно в этом и причина.

    Просто нанять сотрудника, пусть и нештатного по ГПХ или по срочному трудовому договору, это издержки. Это тот же онбординг, знакомство с продуктом и командой, в любой момент может что-то не сложиться, и значит придется пройти весь этап заново. Поэтому просто слабо верится, что если человек отработал почти полгода и претензий к работе и к человеку не было, из-за негативного фидбека по онбордингу (который автор и прошел вроде, в итоге), его попросили на выход. Сомнительно просто, что не было других причин.

    Ну а если все так на самом деле, то радоваться нужно, так как работать в таком компании – это не самая лучшая перспектива.

    мне сказали, что наша группа «как семья, всегда можно обратиться за помощью»

    Сразу вспоминается Клиника и Боб Келсо.