Привет, Хабр, я Татьяна, системный аналитик. Четвертый год работаю на проекте в банковском секторе. Год назад мне посчастливилось получить навык наставничества для молодого специалиста. В этой статье хочу поделиться с читателями новым для меня опытом в роли ментора. Думаю, это статья будет полезна, как наставникам, так и стажерам. План стажировки, который мы рассматрим ниже, можно брать за основу при составлении программы с учетом проектной специфики.
Мы все когда-то были молодыми и неопытными сотрудниками. Первая работа, новая сфера деятельности, незнакомый коллектив могут быть пугающими. О своем опыте кардинальной смены деятельности писала в статье "Как стать системным аналитиком без профильного образования. Мой путь из HR".
Однако, когда есть человек, который сопровождает и поддерживает тебя на первых порах, адаптация в новых условиях проходит гораздо комфортнее, быстрее и эффективнее.
В моей профессиональной деятельности представилась такая возможность и мне предложили наставничество для стажера-системного аналитика.
Стажировка системного аналитика: что это и как она проходит
Стажировка системного аналитика — это программа профессионального развития, которая позволяет молодым специалистам или тем, кто только начинает свою карьеру в области информационных технологий, получить практический опыт и навыки в области системного анализа. В моей команде распространенной практикой является стажировка с последующим устройством на проект студентов последних курсов IT-специальностей или студентов обучающих программ или курсов, которые проводит и курирует банк.
Кому и зачем это нужно?
Основная цель стажировки системных аналитиков — получение молодыми специалистами практических навыков и опыта в области системного анализа, а также развитие их профессиональных компетенций. Стажировка позволяет молодым специалистам:
Получить практический опыт работы в реальных проектах.
Развить навыки анализа и моделирования бизнес-процессов.
Изучить современные технологии и инструменты системного анализа.
Получить знания о методологиях и стандартах разработки программного обеспечения.
Развить навыки работы в команде и в общении с заказчиком.
Получить обратную связь от опытных коллег и наставников.
Мой опыт наставничества
Я решила стать наставником, чтобы получить этот опыт и попробовать себя в новой роли преподавателя. Кроме того, через 2 месяца после начала сопровождения стажера, мне предстояло начать преподавать студентам колледжа дисциплины по информационным технологиям. Я хотела отточить мастерство, чтобы понятно объяснять материал и выстраивать учебный план.
Перед началом стажировки, как подобает перфекционисту, я решила подготовиться заранее. Посмотрела план, по которому нам предстояло работать, освежила какие-то темы, с которыми давно не сталкивалась на практике. Определила для себя стратегию ведения стажировки и то, когда и каким образом будет удобно разбирать вопросы стажера, возникшие в процессе обучения.
Ко мне на стажировку пришла девушка, студентка последнего курса факультета информационных технологий. Мы начали работать по плану стажировки, который рассчитывается на 6 месяцев. Перечень тем и вопросов для изучения, разрабатывается в банке для каждой IT-компетенции коллегами, которые имеют экспертизу по направлениям системного анализа, разработки, тестирования, архитектуры и т.д. Для разных проектных команд отличается лишь перечень задач пункт 20 раздела «Погружение в процессы банка и ЦК». План и цели стажировки ведутся в пространстве на confluence, так как это общедоступный инструмент для ведения документации по различным процессам команд банка. Для стажеров по системному анализу план стажировки выглядит следующим образом:
В плане стажировки по неделям расписываются темы для изучения, назначенные видео-курсы и цели стажировки. Что входило в наш план стажировки:
Теоретические занятия: видео и текстовые материалы, созданные специально для онбординга новых сотрудников по компетенции системного анализа, которые помогают молодым специалистам получить знания о системном анализе, жизненном цикле разработки программного обеспечения, инфраструктуре банка, применяемых технологиях и методологиях, и других процессах.
Практические задания: стажеры выполняют практические задания, которые помогают им развить навыки анализа и моделирования бизнес-процессов.
Работа над реальными проектами: стажеры работают над реальными бизнес-задачами, которые помогают им получить практический опыт и развить навыки работы в команде.
Менторство: опытные коллеги и наставники помогают молодым специалистам в их профессиональном развитии, предоставляя обратную связь и рекомендации.
Оценка результатов: по окончании стажировки молодые специалисты проходят оценку результатов, которая помогает определить уровень их профессиональной готовности и определить области, которые требуют дополнительного развития.
Цели стажировки:
Первые 3 месяца, наряду с самостоятельным изучением материала, ежедневно мы созванивались со стажером для обсуждения усвоенного материала, вопросов, которые возникали в результате обучения и накопились за день обучения. Если я понимала, что информации, которая предоставлялась для обзора теории, в рамках плана, было недостаточно или были пробелы, то я подбирала дополнительную информацию для изучения: статьи, лекции. Далее я перекладывала теорию на конкретные примеры, применительно к тому, как это устроено в банке: какие применяются типы архитектуры, интеграции для взаимодействия нескольких систем, давала базовую информацию по системам банка, правилам ведения документации, о них я рассказывала здесь "Как вести документацию, чтобы не было обидно за потраченное время" и процессам разработки продуктов, применяемых на банковских проектах. Далее начался более сложный этап, который предполагал полное включение молодого специалиста. Необходимо было подружить теорию с практикой и не сойти с ума. Стажер отправился в почти свободное плавание под моим присмотром. Оставшиеся 3 месяца с выделенной командой и под чутким сопровождением наставника предстояла работа над реальной бизнес-задачей, у которой были соответствующие сроки для выполнения. Это время для того, чтобы уже самостоятельно проявить себя и применить свои знания и навыки на боевой задаче. Здесь огромное значение имел настрой команды, ребят, которые давно работаю вместе, их отношение к новичку и поддержка в совместной работе. Сомнений не возникало, что коллеги помогут и примут молодого специалиста в свой коллектив. Наша проектная команда, как большая семья!
Страхи и трудности
В первые дни я испытывала страхи, связанные с наставничеством. Я боялась, что не смогу передать стажеру необходимые знания и опыт, что она не будет готова работать в команде. Кроме того, я беспокоилась о том, как успевать совмещать основную работу на проекте и не завалить стажировку молодому специалисту.
Основные трудности были в первые полтора месяца, когда необходимо было оставлять достаточно времени для разбора вопросов, которые накопились у стажера в течении дня.
Также мне было сложно доверить и делегировать стажеру часть своей работы, потому что была мысль, что потом придется все переделывать самой. Но как можно научиться, если не пробовать и не ошибаться?
Когда я начала привлекать стажера к своей работе, я ощутила все плюсы наставничества. В итоге была актуализирована документация по задачам и функционалу, которые уже были завершены, но описание требовало дополнения и корректировок — что я долгое время откладывала на потом. Тем самым у меня освободилась куча времени на более приоритетные задачи.
Итоги и рекомендации
По итогам стажировки вместе с лидом компетенции по аналитике было необходимо заполнить чек-лист. Чек-лист – это некая таблица с целями, сроками и оценками по результатам прохождения стажировки. В нем необходимо отметить статус по задачам, которые стажер самостоятельно выполнял во вторые 3 месяца стажировки, и рекомендации по дальнейшему взаимодействию со стажером.
В моем случае стажер успешно справился со всеми поставленными задачами и был рекомендован для продолжения работы на нашем проекте в качестве штатного системного аналитика.
Рекомендации, которые хочется дать будущим наставникам и стажерам:
Делать записи встреч и созвонов для более детальной проработки материала стажером.
Давать дополнительную информацию, ссылки на статьи и т.д., если остались незакрытые вопросы.
Привлекать к текущей деятельности, но проверять выполненную работу и не бояться давать обратную связь.
Давать задачи для самостоятельной проработки, чтобы новичок чувствовал себя независимым и равнозначным специалистом.
На мой взгляд, тема стажировки для наставника — это классный опыт для развития своих софт и хард скиллов, а для стажера — уверенный первый шаг для дальнейшей реализации в профессиональной карьере.
Что касается моей преподавательской деятельности, то наставничество однозначно помогло мне справиться со страхом проявления себя в роли учителя, в составлении более структурированного контента для обучения и понимании того, что теорию нужно сразу перекладывать на практику для лучшего усвоения материала. Для разработки образовательных продуктов, с учетом их ценности для слушателей, формата обучения и упаковки контента существуют специальные курсы, но это уже другая история.
Я надеюсь, что эти рекомендации помогут другим наставникам и стажерам в этом увлекательном путешествии в мир системного анализа.