На данный момент считается, что свинец в любых количествах, которые только можно обнаружить в крови людей, негативно влияет на их здоровье. Дети от самых малых количеств свинца неиронично тупеют - это самый опасный из загрязнителей с такой точки зрения.

Формула тетраэтилсвинца
Формула тетраэтилсвинца

Самым опасным применением свинца с точки зрения его попадания в организм человека были антидетонационные металлорганические присадки типа тетраэтилсвинца Pb(C2H5)4. Их использовали, например, в Великобритании уже с 1930-х годов. Они повышали октановое число бензина и увеличивали эффективность бензиновых моторов.

При сгорании этилированного бензина свинец выбрасывается в атмосферу в виде мельчайших частиц различных неорганических солей свинца. А содержание свинца в крови горожан коррелирует с его количеством в городской пыли. Происхождение атмосферного свинца из этилированного бензина было показано путем исследования соотношения различных изотопов свинца в этой самой пыли. Этилированный бензин отличается от всех прочих возможных источников свинца специфическим соотношением изотопов, отличающимся от природного радиогенного. Свинец является конечным продуктом распада значительной части природных радиоактивных элементов, это приводит к связи изотопного состава природного свинца с содержанием различных элементов в земной коре.

Для определения небольших количеств свинца и его изотопов по отдельности используется масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой и различные варианты на тему. Идея метода в ионизации образца с получением атомарных ионов. Поток ионов помещается в магнитное поле, где под действием силы Лоренца их траектории разделяются в зависимости от отношения массы к заряду. Такие методы позволяют определять трилионные доли в крошечных образцах, причем точность определения позволяет определять различные изотопы разных элементов по отдельности.

Устройство масс-спектрометра: образец испаряется и ионизируется, поток ионов отклоняется магнитным полем в зависимости от их отношения массы к заряду и детектируется.
Устройство масс-спектрометра: образец испаряется и ионизируется, поток ионов отклоняется магнитным полем в зависимости от их отношения массы к заряду и детектируется.

Примерно из этих соображений в конце XX века было запрещено использование этилированного бензина в автомобилях. Бан привел к изменению происхождения свинца в атмосфере вместе со снижением его содержания: от выхлопов машин к промышленным источникам и подъему дорожной пыли в атмосферу.

Для понимания масштабов трындеца: на пике потребления этилированного бензина в начале 80-х в год в атмосферу Великобритании улетало порядка 7 тысяч тонн свинца. В Лондоне в атмосфере было 500-600 нанограмм свинца на кубометр воздуха.К началу 2010-х концентрации упали до порядка 10 нанограмм на куб и остаются стабильными до сих пор.

С баном этилированного свинца соотношение его изотопов в городской пыли начало сдвигаться в сторону природного. Однако на данный момент изотопный состав свинца в Лондоне остановился на промежуточном значении между характерным для свинца из этилированного бензина и из околоприродных источников. Это можно считать признаком удержания старого свинца из бензина в городской пыли.

Таким образом, даже после запрета этилированного бензина для машин свинец продолжает висеть в городском воздухе. Что с этим делать - непонятно, ну если только захоранивать всю старую городскую почву (по типу того, что вокруг Чернобыля делали).

Открыл тетраэтилсвинец немецкий химик Карл Якоб Левих, один из первооткрывателей брома, еще в 1853 году. Его способность повышать октановое число бензина открыл Томас Миджли-младший в 1921 году. Он был профессиональным инженером и самоучкой-химиком-технологом в General Motors, тогда в собственности DuPont. Также он известен как первооткрыватель фреонов, «ходячее бедствие для окружающей среды» и «организм, произведший больше всего выбросов за всю историю жизни на Земле».

Карл Якоб Левих
Карл Якоб Левих

General Motors как раз занималась разработкой и вводом в эксплуатацию бензиновых двигателей с высокой степенью сжатия топливовоздушной смеси. Проблема была в издаваемом двигателем громком стуке и лязге, а также в низком его ресурсе. Химикам была поставлена задача найти какую-нибудь присадку к топливу, которая позволила бы избавиться от этих негативных факторов. Как в дальнейшем выяснилось – происходила детонация топливовоздушной смеси при ее сжатии.

Открытие было совершено, в общем-то, случайно – Миджли перед ним перебрал какое-то невероятное количество всевозможных трешовых варианты, включая нечеловечески вонючую селен- и теллурорганику. Теллурорганика дошла даже до стадии испытаний на автомобиле, прозванном испытателями «Козой» за скорость подъема в гору и за неземные ароматы выхлопа, напоминавшие, кгхм, выхлоп козы. А самому Миджли по итогам испытаний пришлось семь месяцев ночевать в подвале – в дом его не пускала жена.

Помимо тетраэтилсвинца и прочих соединений тяжелых металлов, Миджли лично открыл антидетонационные свойства у йода и анилина, а в те же годы до стадии промышленного производства дошло применение пентакарбонила железа, бензола и обычного этанола как такой присадки.

Томас Миджли-младший
Томас Миджли-младший

Более того, этанол в начале 1920-х лет считался настолько перспективным топливом внутреннего сгорания, что даже руководство GM и DuPont изначально рассматривало свой продукт на основе бензина и соединений свинца в первую очередь как переходный до запуска в крупномасштабное производство этанольного топлива. Отказались, по сути, из-за невозможности патентовать ни производство, ни использование этанола и невозможности получения эксклюзивных прав и сверхприбылей, как следствие.

О токсичности свинца и его соединений разработчикам было отлично известно. Миджли собрал в переписке мешок предупреждений о токсичности конкретного соединения как от американских, так и европейских ученых. В частности, немецкий ученый Эрих Краус из Потсдамского университета прямо предупреждал, что именно тетраэтилсвинец убил одного из членов его диссовета. Да чего уж там – сам Миджли в 1923 году долго лечился от отравления тетраэтилсвинцом!

Корпоративные боссы тоже были в курсе – само название совместного юрлица GM и Standart Oil, производившего присадку, Ethyl Gasoline Corporation» было выбрано целенаправленно, чтобы избавиться от отрицательного имиджа свинца в продукте и закосить под этанол (оттуда и «этилированный бензин»).

Надо сказать, что повернутыми на деньгах идиотами были далеко не все предки, и вопрос токсичности свинца в атмосфере поднимался, и еще как, даже за пределами научной тусовочки еще век назад, в 20-е годы XX века.

В 1924 году на НПЗ «Бэйуэй» в штате Нью-Джерси, буквально через пролив от города Нью-Йорка, которым тогда владела «Стандарт Ойл», запускали в производство тетраэтилсвинец. Рабочие очень быстро прозвали его «чокнутым газом» (loony gas). У работавших в цеху его производства быстро ехала крыша – люди теряли память, нарушалась координация движений, появлялись неожиданные приступы ярости. К октябрю 1924 году, всего за два месяца, дошло до потерь сознания, судорог и бреда. К этому моменту из 49 работников цеха 32 было в госпитале. Пятеро из них мучительно умерли в смирительных рубашках, с громкими криками пытаясь спрятаться от призраков или бороться с какими-то крылатыми насекомыми и страдая от неконтролируемых мышечных спазмов. Официальных комментариев владелец не давал. Один из руководителей производства заявил, что «рабочие просто переработали». Он тоже оказался отравленным.

НПЗ "Бэйуэй", штат Нью-Джерси, 1973 год. Работает до сих пор и считается одним из самых худших загрязнителей окружающей среды в США
НПЗ "Бэйуэй", штат Нью-Джерси, 1973 год. Работает до сих пор и считается одним из самых худших загрязнителей окружающей среды в США

Началось расследование. ВНЕЗАПНО выяснилось, что ни лично отравленный разработчик тетраэтилсвинца Миджли, ни корпоративные боссы даже не озаботились исследованием токсичности своего соединения. Официальным лицам отправлялись отписки вида «вопросы безопасности рассматривались всерьез, но никаких экспериментальных данных получено не было». При этом токсин это был известный: в интервью тогдашнего главы службы химической войны Армии США бригадного генерала Фриса тот рассказал, что тетраэтилсвинец всерьез планировали использовать в качестве боевого газа. Реализованный на фабрике технологический процесс был крайне небезопасен. Процесс был не поточным, а требовал регулярной ручной замены реагентов. Полурасплавленный свинец извлекали из реактора, натурально, лопатами и сливали в решетку на полу. Чистоту продукта проверяли на глаз, засовывая туда пальцы в перчатках. Да блин, обычно самогон варят с большим уважением к технике безопасности! Производство временно остановили с началом расследования.

Бригадный генерал Амос Фрис, командующий химическими войсками США
Бригадный генерал Амос Фрис, командующий химическими войсками США

Нью-йоркский судмедэксперт, один из лучших токсикологов США этого времени, Александр Геттлер угробил три недели беспрестанной работы на исследование тел погибших. Ему пришлось с нуля разрабатывать значительную часть методики исследования. В телах погибших было обнаружено значительное содержание свинца. Больше всего его было в легких. Это говорило о крайней уязвимости человека ко вдыханию соединений свинца. В будущем была еще и показана неэффективность стандартных противогазов против отравления. Чтобы было совсем весело – обнаружилась быстрая скорость всасывания тетраэтилсвинца через незащищенную неповрежденную кожу.

Александр Геттлер, нью-йорский токсиколог. Впервые использовал спектроскопический анализ в расследовании. Фото, ИМХО, постановочное
Александр Геттлер, нью-йорский токсиколог. Впервые использовал спектроскопический анализ в расследовании. Фото, ИМХО, постановочное

После доклада нью-йоркской судмедэкспертизы вышла уйма газетных статей о токсичности новой присадки. Этилированный бензин запретили в Нью-Йорке, штате Нью-Джерси, в Филадельфии, Питтсбурге… А дальше вмешались федеральные власти. Президент США Кальвин Кулидж, республиканец, консерватор, фанат теории «малого государства» и не самый здоровый на голову человек, вписался на стороне бизнес-интересов против клятых этатистов и забрал расследование на уровень федерального правительства.

Федералы собрали конференцию по вопросу безопасности тетраэтилсвинца. В ней не участвовали ни врачи, ни токсикологи, ни представители городов, где уже запретили этилированный бензин – исключительно химики-технологи из промышленности на зарплатах у крупного бизнеса. Продолжалась конференция всего несколько часов. Альтернативы тетраэтилсвинцу рассматривать отказались принципиально и постановили создать исследовательскую группу по вопросу безопасности тетраэтилсвинца. Пока суть да дело, в целях пиара производство его было временно приостановлено.

30-й президент США Кальвин Кулидж
30-й президент США Кальвин Кулидж

Исследовательская группа, мозговым центром которой был молодой доктор Роберт Кехо, уже тогда на зарплате у производителей тетраэтилсвинца, страдала теми же недостатками. Люди таки обнаружили следы свинца в пыли гаражей и в крови всех обследованных водителей. В расчетах уровня выбросов свинца при сгорании этилированного бензина был успешно потерян закон сохранения вещества – 80% содержащегося в бензине свинца исчезало в неизвестном направлении.

Заключение оказалось предсказуемым: «тетраэтилсвинец представляет собой небольшой риск для здоровья людей, нет оснований для его запрета». Также было заявлено об отсутствии альтернатив ему в качестве антидетонационной присадки. Это было прямой ложью. Как я в прошлый раз писал, сам Миджли находил множество альтернатив. Сколько всего он нашел – неизвестно, GM подчистила свои архивы и лабжурналы. На рынке уже были представлены в качестве антидетонаторов бутанол и бензол, не говоря уж об этаноле. Начинался запуск установок термического крекинга, повышавших октановое число бензина без добавок. Уже шли работы над каталитическим крекингом.

Надо сказать, что в заключении была оставлена оговорка. С ростом использования автомобилей уровень выбросов должен был возрасти, «этилированный бензин может представлять угрозу общественности после длительного использования или по непредвиденным на данный момент причинам». В будущем предлагалось повторить исследование. Проблему, по сути, открыто перекинули на следующее поколение.

Все запреты на производство, использование и продажу этилированного бензина были сняты федеральным правительством. Саму попытку запрета этилированного бензина стерли из общественной памяти настолько качественно, что во время дискуссии о запрете тетраэтилсвинца в 70-х ни адвокаты, ни судьи, ни газеты даже не вспомнили про события 1920-х годов.

В общей сумме в 20-е годы на трех заводах, где в США пытались производить тетраэтилсвинец, погибли минимум 20 человек, госпитализированы были более 300 человек. Пострадавших с производств закрыли по дуркам. Почти всем их родственникам объявили об их смерти. Ключевой центр производства этой дряни, городок Дипуотер в Нью-Джерси, в 20-х отсутствовал на картах – там производили химическое оружие. В нем фактически отсутствовало муниципальное правительство, а полиция принадлежала владельцам производств. Все это упрощало процесс исчезновения людей. Архивы, как я уже говорил, подчистили. А нью-йоркские судмедэксперты начали определение фонового уровня свинца в городской пыли для будущих поколений.

После описанной выше попытки запрета этилированного бензина практически все исследования по теме токсичности свинца на Западе финансировались производителями тетраэтилсвинца. Доктор Роберт Кехо из университета Цинциннати на зарплате у производителей этилированного бензина фактически монополизовал исследования по теме. Велись официальные исследования через одно место и с экспериментами над людьми – все как мы любим. На производствах по всему миру каждый год кого-нибудь хоронили или закрывали в дурдомах. Государство в США запретило любую критику безопасности этилированного бензина участниками рынка под предлогом нечестной конкуренции. Любые попытки провести независимые исследования безопасности свинца заканчивались иском в суд. Например, Рэндольф Байерс в 1943 году обнаружил признаки отравления свинцом у 20 детей. Его заткнули именно угрозой судебного иска.

Роберт Кехо, фактический создатель системы охраны труда и профессиональной медицины в США, на зарплате у производителей свинца
Роберт Кехо, фактический создатель системы охраны труда и профессиональной медицины в США, на зарплате у производителей свинца

Вопрос свинца в воздухе вновь был поднят абсолютно левым по отношению к медицине человеком. Его звали Клэр Паттерсон, он был геофизиком и специалистом по масс-спектрометрии, одним из участников Манхэттенского проекта. Он в рамках своей диссертации в первые послевоенные годы пытался определить возраст Солнечной Системы через образцы метеоритов. Для этого требовалось определить соотношение изотопов свинца в его образцах. Однако точное определение содержания и изотопного состава свинца в образцах оказалось неожиданно сложным.

Клэр Паттерсон
Клэр Паттерсон

В какой-то момент Паттерсон понял, что все вокруг, стены лаборатории, приборы, пыль, даже он, даже небо, даже Аллах загажены свинцом. Он с нуля создал «чистую комнату» и протоколы для работы с образцами в такой «чистой комнате». Для финансирования всего этого веселья он накормил враньем грантодателей, рассказав им про якобы возможность применения его работы в получении топлива из урана. Только после всех этих мероприятий удалось получить вменяемые результаты.

По ходу своих чисто геофизических исследований Паттерсон показал, что принятый в научной среде и литературе фоновый уровень доиндустриального содержания свинца является артефактом всеобщего загрязнения свинцом. Для этого он исследовал осадки на дне за деньги той самой нефтеперерабатывающей промышленности и древний лед гренландских ледников, где американская армия как раз пыталась строить ракетные шахты. В конце концов Паттерсон проанализировал древнюю перуанскую мумию возрастом 4500 лет и таки продемонстрировал, что в теле современного ему американца уровень свинца превышает доиндустриальную норму примерно в 600 раз.

Опубликовав эти данные, он вполне целенаправленно докопался до промышленных исследований безопасности свинца. Это позволило раскритиковать основополагающие положения теорий крупного бизнеса о существовании безопасного уровня свинца, с которым человечество жило всю свою историю. Дальше Паттерсон как эксперт выступил на заседании подкомиссии Сената США и добился публичной критики и осмеяния представителей бизнеса (того самого доктора Кехо) прямо в Сенате. За это Паттерсону порезали финансирование и чуть не уволили с работы – его вуз, Калтех, зависел от инвестиций нефтянки.

Действие свинца на детей было переоткрыто Гербертом Нидлмэном уже в 1974 году. Он показал, что содержание свинца в зубах – более надежный маркер отравления, чем его содержание в крови. Он же продемонстрировал падение когнитивных способностей детей, отравленных свинцом. Крупный бизнес несколько раз пытался опровергнуть работу Нидлмэна через суд и контролирующие органы. В 1982 году атаковали через EPA (агентство по защите окружающей среды), в 1991 году через NIH (Национальный институт здравоохранения), бездоказательно обвинив психиатра в нарушениях научной этики. Даже в 2005 году, уже после запрета и вывода из обращения этилированного бензина, кабанчики пытались обкашлять вопросик через суд.

Герберт Нидлмэн
Герберт Нидлмэн

На самом деле, запрет на использование этилированного бензина оказался не особо связанным с его токсичностью и негативным отношением публики. В 1962 году GM внезапно продала половину невероятно выгодного бизнеса по производству тетраэтилсвинца маленькой фирме по производству бумаги. Это примерно как если бы сейчас X5 Retail Group продала бы «Пятерочку» семейному магазинчику на углу.

В 1969 году американские власти вытащили на свет Божий незаконное соглашение между всеми крупными производителями автотранспорта. Его целью был, ни много ни мало, совместный саботаж борьбы против загрязнения воздуха. Иск с целью привлечь крупный бизнес к ответственности за сговор провалился. Однако именно благодаря этому скандалу уже в 1970 году в США приняли Clean Air Act – закон, требовавший снижения выбросов несгоревшего топлива, окисей азота и угарного газа на 90%. Это требование оказалось принципиально неисполнимым на этилированном бензине – он шатал платину в каталитических конвертерах. Еще несколько десятков лет химическая промышленность боролась за право производить и торговать свинецорганикой, а нефтянка – за право класть прибор на модернизацию своих НПЗ. Но все усилия были безуспешны, несмотря на поддержку администрации Рейгана и тогда вице-президента Джорджа Буша-старшего.

А любые работы с металлорганическими соединениями тяжелых металлов сейчас теоретически должны вестись в одноразовых костюмах химической защиты с изолирующими противогазами.

Автор: Иван Прихно

Оригинал

Комментарии (43)


  1. 2128507
    04.10.2024 13:33
    +6

    я где-то читал, что человечество из-за этилирования бензина потеряло порядка 1.5 млрд единиц IQ, располагающихся выше уровня 80 единиц. Искал сейчас, ничего подобного не нашел(


    1. Dynasaur
      04.10.2024 13:33

      Люди, потерявшие рассудок и окончившие свои дни в психушке - это гораздо страшнее, чем недополученные гении


      1. Dynasaur
        04.10.2024 13:33

        Просто любопытно, неужели кто-то считает, что потеря рассудка это не страшно? Удивляют несогласные с этим.


        1. ReadonlyTmp
          04.10.2024 13:33
          +3

          У вас ложная дихотомия: вы почему-то считаете, что минусы на ваш комментарий ставят те, кто не согласен, что потеря рассудка - это страшно; хотя минусы ставят в основном потому, что не согласны с вашим тезисом "пара сотен потерявших рассудок важнее миллиарда недополученных гениев".


          1. Dynasaur
            04.10.2024 13:33
            +1

            гении не рождаются миллиардами :-)))


  1. Dynasaur
    04.10.2024 13:33

    Это вы ещё не рассказали про свинцовые водопроводы в "цивилизованных странах"


    1. Spiritschaser
      04.10.2024 13:33
      +2

      В Петербурге до сих пор встречается в эксплуатации.


      1. Dynasaur
        04.10.2024 13:33

        Именно что встречаются. Примерно с частотой берестяных грамот в Новгороде при археологических раскопках. По факту их там нет, но иногда в подвале дома 18ХХ года постройки нет нет да и найдут кусок.


    1. kenomimi
      04.10.2024 13:33
      +4

      Прикол в том, что они почти безопасны - свинец моментально обрастает минеральными отложениями, и с водой более не контактирует. Та же история, что с медью - она тоже весьма токсична, но трубы делают по сей день.

      Еще в древности кислое вино, разливаемое плебесу в кабаках, подслащивали свинцовым сахаром, ибо мёд был дорог, а иного подсластителя не было (сахар-песок еще не придумали). Были и свинцовые белила для лица, которые очень любили женщины... Так что история отравления свинцом ооооочень долгая, люди обожали это дело.


      1. Dynasaur
        04.10.2024 13:33

        Это слабое утешение. Вода в трубах не чистое ашдвао, а там очень много всего и состав переменный, потому сколько там проходит реакций описать сложно и за годы эксплуатации свинец, конечно же так или иначе в воду попадает. Медь ничем особо не обрастает, на кухне у многих сияющие медные тазы в которых варят варенье, например. Токсична или нет, но с пищей она контактирует.


        1. randomsimplenumber
          04.10.2024 13:33

          Медь ничем особо не обрастает, на кухне у многих сияющие медные тазы

          Что то на богатом ;) Если медь не начищать - она покрывается оксидной пленкой. Оксиды с кислотой взаимодействуют. Кислота в варенье есть.


          1. Dynasaur
            04.10.2024 13:33
            +1

            Медь в пищевой промышленности и посуде применяется очень широко. Не будучи ни химиком, ни пищевиком, беглым поиском нашёл нормативку, разрешающую применение меди в пищевых производствах, например, https://docs.cntd.ru/document/1200068428

            Свинца вы там не найдёте.


    1. SquareRootOfZero
      04.10.2024 13:33
      +4

      По г. Вашингтон часто встречаются плакаты с рекламой замены свинцовых водопроводных труб на несвинцовые. Сперва сильно удивило - думал, свинцовым водопроводом ещё древние римляне траванулись и всё поняли. А вот нет. Наверное, поэтому американцы туупыыые...


  1. Dynasaur
    04.10.2024 13:33
    +2

    Вот чего я не понял, так это почему изотопный состав свинца в бензине отличается от "природного". Для бензина применялся свинец из каких-то других источников, не тот, который добывают для всех прочих нужд?


    1. Radisto
      04.10.2024 13:33
      +8

      Рискну предположить, что если свинцовая пыль в воздухе не летает из вулканов каких-нибудь, то основное количество свинца в воздухе - это свинец-206, продукт распада радона, который с дождичком выпадает. А для синтеза используют маталл, добытый из галенита, как основной руды, и изотопный состав там более пестрый. У свинца разные изотопы образуются в разных процессах, и разные руды отличаются по составу. Естественный свинцовый фон, образованный повсеместным распадом просачивающегося радона по идее должен быть "урановым свинцом", сильно обогащенным по 206 изотопу, а "рудный" галенитовый - нет. Но это моё предположение.


      1. Moog_Prodigy
        04.10.2024 13:33

        У меня тоже есть маленькое предположение, что на изотопный состав влияет вторая половина 20 века а именно атомные испытания. Отчего я так подумал? Читал, что для особо чувствительных детекторов радиоизлучения конструкционно используется железо, переплавленное из затонувших кораблей до 45 года (по всему миру). Мол, осадки выпадали везде и попортили и имеющийся металл, и руды через грунтовые воды. Корабли лежали на дне океанов десятилетиями, и при плавке их металла в момент создания никаких радионуклидов особо в воздухе не летало.

        Свинец конечно не железо, но свой след те испытания могли и тут оставить.


        1. YDR
          04.10.2024 13:33
          +1

          про железо - вроде бы, там в основном про углерод С14.


  1. RoasterToaster
    04.10.2024 13:33
    +7

    Хорошо, что современные медицинские исследования убедительно доказали безопасность СВЧ излучения.


    1. nsmcan
      04.10.2024 13:33
      +2

      Великолепно!


    1. engine9
      04.10.2024 13:33

      Если это не сфокусированное излучение многокиловаттного магнетрона, направленного на вас :)


    1. Didimus
      04.10.2024 13:33

      В билайне был тренинг, у клиента не может быть рак мозга от излучения, потому что у него нет мозга


  1. ABRogov
    04.10.2024 13:33

    По моему вся эта история доказывает абсолютно обратное. Если бы свинец был бы реально ужасно ядовитым фактором, то при таких дозах, которые попадали в воздух из автомобилей, водопроводов, посуды и т.п. был бы просто массовый мор населения по всей планете. По факту, заметно пострадали только те, кто принимал этилированные ванны на производстве или дышал чистым тетраэтилом.

    Я не знаю кто за этим стоит, но истерия нагнетается не шуточная, при этом абсолютно искусственная. Буквально на днях закончился припой, решил купить себе моток припоя (40/60) и с удивлением обнаружил, что теперь это не возможно. Пишут, что свинец-содержащие припои больше не доставляют на домашние адреса. Я конечно сразу заказал на амазоне, но и там выбор прямо невелик. Раньше можно было выбрать по количеству флюса, и т.п. А сейчас - паяй безсвинцовой дрянью и все из-за новых требований ROSH2.

    Но ведь реальных доказательств токсичности нет. Если конечно его не есть ложками, хотя если съесть кусок металла думаю тоже ничего не случится.


    1. AcckiyGerman
      04.10.2024 13:33
      +8

      реальных доказательств токсичности нет

      Вы просто игнорируете доказательства, чтобы не нарушать свои убеждения. Доказательства эти находятся в два клика, можете начать с википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отравление_свинцом и источников в статье.

      если съесть кусок металла думаю тоже ничего не случится

      В вышеуказанной статье несколько примеров, когда экспедиции погибали, покушав консервы из банок, запаянных свинцом. Не рекомендую вам повторять подобный эксперимент.


      1. randomsimplenumber
        04.10.2024 13:33

        экспедиции погибали, покушав консервы из банок, запаянных свинцом

        Свинец отвратительно паяет. Плохая пайка, попал воздух, привет ботулотоксин.

        Олово паяет хорошо, но не любит морозов. Мороз, разгерметизация, ботулотоксин.

        А чтобы отравиться насмерть той дозой, которая в пайке - нужно есть консервы вместе с банкой.


        1. IvanBodhidharma
          04.10.2024 13:33
          +9

          попал воздух, привет ботулотоксин...Мороз, разгерметизация, ботулотоксин.

          Ботулотоксин вырабатывается анаэробами, вы бы хоть википедию почитали. В присутствии кислорода никакого ботулотоксина не будет. Вы пишите лютую дичь.


          1. randomsimplenumber
            04.10.2024 13:33

            Ну я не химик, извините если ошибся. Значит что то другое завелась, аэробное. Чтобы утверждать, что вся экспедиция погибла именно от отравления свинцом, нужно, наверное, анализы проводить. Я почему-то уверен, что никто в те гребеня не ездил с лабораторией.


            1. RoasterToaster
              04.10.2024 13:33
              +1

              Вроде самый известный случай гибели экспедиций это арктическая Скотта от олова. Хотя к теме отправления свинцом это отношения не имеет. Просто к слову:)


              1. randomsimplenumber
                04.10.2024 13:33

                Да и к отравлению тоже.


            1. AcckiyGerman
              04.10.2024 13:33

              Вот именно, что экспедиции в те гребеня ездили и кости в лабораторию возили, а обнаружив в костях почти 10 кратное превышение уровня свинца (по сравнению с местными эскимосами), предположили отравление (ведь в 1847 еще не было повышенных уровней свинца в атмосфере и пыли городов, как сейчас) и еще две экспедиции занимались раскопками, эксгумацией тел и исследованием возможных источников попадания свинца в организмы путешественников. А уж симптомы отравления в зависимости от превышения ПДК в 1984 году уже давно известны были:

              Элементный анализ костей и волос Торрингтона показал, что матрос «испытывал тяжёлые психические и физические проблемы, вызванные отравлением свинцом»[106]. Вскрытие показало, что причиной смерти стало воспаление лёгких, однако отравление свинцом было названо одним из сопутствующих факторов

              Почитайте всю историю в википедии, очень интересно.

              Справедливости ради, вы правы, отрицая, что вся экспедиция умерла от отравления свинцом, это был всего лишь еще один фактор в череде других негативных факторов (холод, цинга, голод):

              Было сделано предположение, что причиной смерти всех членов экспедиции Франклина стало сочетание холода, голода, цинги, пневмонии, туберкулёза, усугублённых отравлением свинцом

              Но в конце концов всё таки свинец исключили из значимых факторов:

              Наиболее вероятная причинно-следственная цепочка, приведшая людей к смерти, следующая: цинга привела к ослаблению иммунитета, из-за чего у людей тяжелее протекали заболевания, и непосредственными причинами смерти стали туберкулёз и пневмония, а хроническое отравление свинцом повлияло на их шансы незначительно

              Посыпаю голову пеплом и признаю свою неправоту про причины гибели именно этой экспедиции.
              Но тем не менее призываю не относиться к свинцу как к безопасному для принятия внутрь веществу.


              1. randomsimplenumber
                04.10.2024 13:33

                призываю не относиться к свинцу как к безопасному для принятия внутрь веществу.

                Да я как бы и не против :) Просто, насколько я понимаю на что похожа пайка - площадь контакта пайки с едой мизерная.Ничего хорошего в самой пайке нет, но именно этот фактор не самый важный. Если же банка луженая свинцовым припоем изнутри вся - тогда ой. Хотя странно. Неужели до этой экспедиции люди не знали консервов?


    1. vorphalack
      04.10.2024 13:33

      ну современная бессвинцовка более-менее дотянулась до уровня обычного 40/60 или 37/63.

      как электронщик-любитель я тоже против RoHS, но как потребитель я примерно представляю откуда уши там растут.


    1. lehshik
      04.10.2024 13:33
      +4

      ну подумаешь, глупеют немного, не умирают ведь, да?
      кстати было исследование: у детей выросших рядом с автомагистралями IQ ниже на 15 пунктов, может быть это тоже из-за свинца


      1. randomsimplenumber
        04.10.2024 13:33

        У детей, выросших в большом городе, IQ должен отсутствовать. Там за каждым окном автомагистраль


    1. kenomimi
      04.10.2024 13:33

      ROSH2 он больше про усложнение ремонта и снижение долговечности. Заговор без заговора - кто-то придумал технологию, она производителям понравилась, "зашла", и ее коллективно продвинули якобы как экологическую активность (но нет). Сейчас в любой экологической активности можно смело искать корыстный интерес корпораций либо властей...


      1. GidraVydra
        04.10.2024 13:33
        +1

        В любом, кто ищет в любой экологической активности корыстный интерес, можно смело искать мозг. Правда, поиски вряд ли увенчается успехом.


        1. engine9
          04.10.2024 13:33
          +1

          Зря вы, есть недобросовестное "озеленение" в глазах обываетеля, называемое гринвошингом. Как делала apple, под биоразлагаемостью изоляции проводов скрывая запланированное устаревание.


          1. AcckiyGerman
            04.10.2024 13:33
            +1

            Отличайте пожалуйста явление от обобщения.
            Если кто-то, даже и много кто, использует экоактивизм для выгоды, это никак не доказывает, что ВСЕ используют экоактивность ТОЛЬКО для выгоды.


    1. RoasterToaster
      04.10.2024 13:33
      +1

      О, возобновилось финансирование исследований возможности использования тетраэтилсвинца ?

      Так, я в доле, куда писать про полезные свойства?


    1. GidraVydra
      04.10.2024 13:33
      +3

      Но ведь реальных доказательств токсичности нет.

      Смелое утверждение для человека, нихера не понимающего в химии и токсикологии.

      https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110434330-016/pdf


    1. YDR
      04.10.2024 13:33

      токсично на самом деле. Но если не часто, то допустимо. А вот паять бессвинцовым - мне нервов не хватает.


    1. sintech
      04.10.2024 13:33
      +1

      Вопрос в объемах, если паять чтото дома свинцовым припоем держа его руками, то ничего страшного не случится. А вот монтажницы на предприятиях, 8 часов в день дышащие парами и трогающие припой руками уже могут пострадать.


      1. YDR
        04.10.2024 13:33

        да, один из ощутимых путей - через грязные руки и еду. Кто-то эксперимент проводил,от грязных рук через некоторое время все становится в свинце...

        Мойте руки перед едой!


  1. Astroscope
    04.10.2024 13:33
    +4

    НПЗ "Бэйуэй", штат Нью-Джерси, 1973 год.

    Какие прекрасные автомобили случайно попали в кадр!

    Однако именно благодаря этому скандалу уже в 1970 году в США приняли Clean Air Act – закон, требовавший снижения выбросов несгоревшего топлива, окисей азота и угарного газа на 90%. Это требование оказалось принципиально неисполнимым на этилированном бензине – он шатал платину в каталитических конвертерах.

    То есть уже в 1970 году тетраэтилсвинцу фактически пришел конец в автомобильных бензинах в США, одновременно с рядом других жесточайших (на тот момент) экологических ограничений, которые помимо объективного снижения вредных выбросов провоцировали такие изменения в конструкции двигателей, которые повышали эффективность сгорания топлива, побочным эффектом от которого и было сокращение вредных выбросов, а прямым - меньший расход и более высокие эксплуатационные показатели. Советский союз, конечно, не отставал от мировых трендов - соответствующим законом тетраэтилсвинец был запрещен к обороту с 2003 года, всего лишь более чем тридцать лет разницы. Впрочем, рекорд установить не удалось - Алжир был последним, кто прекратил производство этилированного топлива аж в 2021 году. В общем, снова получается проклятие первопроходцев - американцы и здесь были первыми, но именно из-за этого напарывались на грабли и, как мы видим из статьи, долго и упорно отказывались принять ошибочность уже запущенного в массовое производство решения из-за дороговизны что-либо менять. С другой стороны, американцы первыми качнулись в сторону экологии транспорта и сокращения вредных выбросов, очень практично решив возложить часть контроля над соблюдением эконорм на сам транспорт - I/M Readiness как условие успешного прохождения того, что мы обычно называем техосмотр, означает, что требуемый экологический обвес на инспектируемый автомобиль установлен и работает нормально, для чего не требуется сложное диагностическое оборудование, а только простой электронный отчет от самого автомобиля.