Здравствуйте, меня зовут Виталий и я продолжаю делиться своим опытом обучения на различных онлайн-платформах.
В прошлой статье я взял для сравнения процесс выбора школы, процесс вступительных этапов, менторов, общего подхода и т.д. в двух школах.
В этой статье я хочу освятить различия подходов к такому немаловажному элементу, который присутствует в обоих школах, как «карьерный трек». В моем случае, наличие «карьерного трека» сыграло если не определяющую роль при выборе школы, то очень существенную.
Кроме того, сам подход двух школ к реализации «карьерного трека» отличается как небо и земля. Это не значит, что какой-то из подходов лучше или хуже. Они разные… И различие начинается с того, что в Первой школе обучение им заканчивается, а во Второй школе с него начинается.
Итак, по порядку….
Первая школа
Общее описание
Как я говорил в первой статье, это не школа и не курсы как таковые, это цифровая платформа, предоставляющая доступ к предзаписанным небольшим видеороликам, но для удобства я буду называть ее «Первая школа».
В рекламе и на официальном сайте школы указано, что школа обязуется осуществить помощь в трудоустройстве или вернуть деньги за обучение, если у студента не получиться трудоустроиться. Сразу оговорюсь, что каких-то внятных критериев возврата денег я не нашел (может плохо искал).
Доступ к «карьерному треку» открывается при соблюдении некоторых условий:
1) Пройдены основные курсы программы обучения.
В моем случае доступ был открыт после прохождения курса «Тестирование веб-приложений». К чести сотрудников школы, на консультации мне сразу отметили, что для лучшего результата нужно окончить курс «Ручное тестирование мобильных приложений».
2) Успешное обучение на курсе.
Основным критерием является успешность выполнения домашних заданий.
3) Отсутствие перерывов в обучении более 1 мес.
У меня были и большие перерывы на «поиски себя» и «рефлексию», но на допуск к карьерному треку это не повлияло.
«Помощь в трудоустройстве» оформлена как дополнительный курс, в рамках которого:
проводится первичная консультация, на которой оцениваются софт- и хард-скилы студента, а также предоставляется шаблон «резюме» и доступ в профильную телеграмм-группу.
предоставление доступа к участию в бета-тестировании коммерческих продуктов.
проводится подготовка к собеседованию в виде дополнительной консультации;
в профильном телеграмм-чате рассылка актуальных вакансий.
Мое прохождение курса
Сразу скажу, изначально я не придавал особенного значения этому курсу. Вообще, глядя на рекламный слоган, я наивно думал, что сама школа будет решать вопрос с моим трудоустройством. Я не хочу сказать, что школа меня в чем-то ввела в заблуждение. Она мне сказала, как раз честно: при выполнении тобой всех условий, мы поможем, но не более… Но…Какие-то временные сроки не оговариваются и их не существует.
Итак, что из себя представляет «карьерный трек» и как я его проходил.
По прохождению 80% основного курса «Тестирование веб-приложений» и успешному завершению курсов «Основы веб-верстки», «Основы SQL» на платформе открылся доступ к курсу «Помощь в трудоустройстве».
Курс представляет собой несколько коротких видеороликов, в которой освещены общие вопросы: Для чего нужна программа? Как она работает? Как может помочь участие в pet-проектах?
После просмотра курс помечается как завершенный. ВСЕ?!
Из видеороликов я узнал, как можно записаться на консультацию, но мне из школы написали первому и предложили пройти консультацию.
Консультация
На первичной консультации меня похвалили за хорошие результаты, высоко оценили мои шансы на получение первой работы, но посоветовали их повысить, форсируя прохождение курс «Ручное тестирование мобильных приложений». Мои знания и навыки в процессе консультации не оценивались, мы поговорили о том, как правильно составляется резюме, о важности сопроводительных писем, как подготовиться к собеседованию и пр.
В частности, для формирования портфолио мне было предложено пройти практику в банке «Открытие» и «ВКонтакте» в качестве бета-тестировщика.
Резюме и сопроводительное письмо
Мне выдали шаблон с логотипом школы, по которому я должен составить свое резюме.
По итогу, я должен был направить его в школу, но так как раздел «Опыт работы» у меня был пустой я решил не отправлять его на проверку. Тем более, у меня его никто не требовал.
Что касается сопроводительного письма, то мне обозначили его важность и какие сведения в нем необходимо отразить.
Один важный комментарий: Это не ШКОЛА, где за учеником будет ходить учитель и подгонять его. Здесь все зависит от самого студента, именно ОН является инициатором всех «движений». Он дергает проверяющего ДЗ, чтобы он все подробно объяснил. Он направляет свое резюме на проверку и требует дать исчерпывающие комментарии.
Этап Подготовка к собеседованию как-то прошел мимо меня, и я на нем не участвовал. Все свои силы я посвятил активному поиску вакансий).
Активный поиск вакансий
Помимо внешнего поиска школа предоставляет и внутренний поиск в компаниях-партнерах школы.
В отдельном чате, где состоят практически все студенты школы рассылаются сообщения с возможными вакансиями по всем направлениям и ссылки на форму отклика.
К рассмотрению принимаются только резюме, выполненные в шаблоне школы (с логотипом). Здесь же необходимо написать сопроводительное письмо (можно и не писать, но тогда отклик будет рассмотрен после откликов с сопроводительными письмами).
После отклика заявку рассматривает сотрудник школы и, если она соответствует определенным требованиям (формат резюме, релевантное направление, сопроводительное письмо), то направляет ее в компанию-партнер.
По результатам на почту приходит письмо с приглашением на дальнейший этап отбора или с отказом.
Вторая школа
Общее описание
Карьерный трек начинается с первого дня обучения. Он представляет собой список заданий, который студент должен выполнить и представить на проверку преподавателю.
Условно карьерный трек можно разделить на два этапа.
На первом этапе студент готовит себя к успешному поиску работы. Этап состоит из занятий под руководством преподавателя.
Второй этап – это активный поиск работы, и он тоже проходит под руководством преподавателя.
Мое прохождение курса
Первый этап
Мои первые занятия на курсе были как раз и тематики карьерного трека. Так начался первый этап «карьерного трека».
Часть занятий на этом этапе проходила так же, как и основные занятия курса по своеобразной 3-х уровневой модели обучения. Подробно о модели обучения я расскажу в 3-ей статье цикла, а сейчас отмечу ее уровни:
самостоятельное изучение материала по учебнику;
участие в онлайн-воркшопе под руководством преподавателя (практическое занятие);
выполнение домашней работы.
Другая часть занятий отдана студентам для самостоятельного изучения, в рамках которого предусматривается выполнение домашних заданий и отправка их на проверку.
На, мой взгляд, важность тем, рассматриваемых на онлайн занятиях, трудно переоценить. По-хорошему, этими вопросами мне нужно было задаться гораздо раньше, но мне они не приходили в голову. На этих занятиях мы изучали и отрабатывали практические задачи на понимание таких вопросов как:
кто такой конкурентный QA-инженер, какими знаниями и навыками он должен обладать;
что на сегодняшний день представляет собой рынок труда в области QA и какие компании наиболее интересны конкретному студенту, почему именно эти компании и чем студен может быть им полезен;
какие компании (стартапы, финтех, телеком, гос. компании, коммерция, продуктовые, аутсорс и пр.) предпочтительны конкретному студенту и почему;
свои сильные и слабые стороны;
как правильно сформировать процесс обучения, составление плана обучения на курсе.
Остальные занятия были посвящены важности правильной подготовки различных артефактов (резюме, профили в соц.сетях, сопроводительные письма, видеопрезентация) и проводились в формате самостоятельного изучения:
самостоятельное изучение материала в учебнике;
выполнение домашних работы и отправка ее на проверку.
Все работы проверяются и по ним выставляются оценки. Допускается исправить свою работу, но не более одного раза.
Оценки по 1 этапу «карьерного трека» влияют на общую оценку за курс.
Второй этап
Второй этап у меня начался ближе к концу интернатуры. Он оформлен отдельным курсом и на него допускаются студенты, получившие не ниже определенного среднего бала за курс. У нас на этот курс поступила вся группа, за исключением 3-х студентов, которые к тому времени уже трудоустроились.
Курс предназначен для самостоятельного прохождения под руководством преподавателя.
В рамках курса:
доводится до идеала резюме и профиль в LinkedIn.
выполняются активности в соответствии с чек-листом с жестким таймингом со стороны преподавателя. Т.е. если студент не проявляет должной активности, то зачем преподавателю тратить на него свое время?
Я сейчас нахожусь на последнем этапе, а про то как отличаются друг от друга непосредственно процессы обучения я расскажу следующей в следующей статье….