Лучший способ выявить эффективные тактики обучения - это исследовать приемы, которыми пользуются студенты передового вуза мира.
Например, Стэнфорда, где учеба сопоставима с полноценной работой. Для студентов там тратить время на непродуктивные тактики обучения равно расписаться в собственной неорганизованности.
Сделала небольшой конспект эффективных техник из подкаста профессора нейробиологии Эндрю Хубермана о том, как учится наш мозг, согласно новейшим исследованиям на группах студентов. Делюсь им:
?Память состоит из запоминания, забывания и добавления нейронных цепочек к уже существующим. И наша задача - не впитать как можно больше информации, а препятствовать естественному процессу забывания (offset forgetting process).
Сразу зафиксируем три приема отличников (их как раз и исследовали для выявления лучших тактик):
Они имели возможность заниматься уединенно (отключая гаджеты, без помех в виде детей и животных), чтобы не отвлекаться и максимально погрузиться в учебу.
Они активно практиковали peer‑teaching — это когда ты объясняешь выученное кому‑то другому. Остальным студентам, например. Или домашним. А может и коту.
Во время этого peer‑teaching cтуденты могут подсматривать материал в конспектах и заметках — то есть практикуют active recall (волевое «призывание» в памяти).
? Не важно, сколько раз вы просматриваете материал. Что важно - это сколько раз вы себя по нему тестируете. И проверять себя по пройденному - намного лучше, чем просто перечитывать свои конспекты.
Тест как полноценное обучение
Проводился занятный эксперимент на двух группах студентов: одной группе четыре раза давался материал. Другой группе — один раз, но их сразу опросили по нему. Потом каждой из групп дали финальный тест и предложили оценить свои успехи перед ним. Интересно то, что первая группа оценила свои успехи как высокие — дескать, 4 раза изучали материал. У второй — напротив, прогноз был пессимистичнее. На выходе же вторая группа написала тест в три раза лучше.
Из этого следует вывод: перечитывать конспекты — менее эффективно, чем задействовать «активную память», когда вы усилием воли вспоминаете то, что выучили.
Важный момент тут вот какой: нужно именно проявлять усилие, т.к. в эти моменты и формируются нейронные цепочки (как с мышцами — растут те, которые напрягаются). А перечитывание конспектов — пассивно, именно потому что не задействует усилие, волю. Во время усилия, напряжения, коим и служит задействование активной памяти, информация и внедряется в мозг максимально эффективно.
Звучит, конечно, неприятно, учитывая концепцию ограниченного волевого ресурса, но Эндрю говорит, что поначалу может быть неприятно, зато потом психика привыкает к таким волевым «воспоминаниям \ active recalls», и это не вызывает сопротивления. Видимо, возникает привычка.
Вывод: тест - это не проверка знаний, а полноценный этап обучения.
Когда лучше тестировать себя по выученному?
И вот самопроверка, или самотестирование, как говорится в подкасте — это когда вы просто вспоминаете все, что только что выучили. Прямо идете и проговариваете для себя в уме. Забыли — подсмотрели в заметках. Еще раз рассказали себе. Когда лучше делать такую самопроверку?
Снова был эксперимент. Было три группы студентов
Первые шли по схеме: S (study) + T (test) в тот же день ---------длинный перерыв, Финальный тест.
Вторые: S------перерыв, T------снова перерыв и Финальный тест.
Третьи: S---------длинный перерыв, T, Финальный тест на следующий день.
Как думаете, у какой группы был лучший результат?
Лучшие результаты были у первых, кто протестировался \ самопроверился в первый же день.
Похоже, проверка сразу же лучше всего препятствует естественному процессу забывания (а как мы помним, наша главная задача - не выучить как можно больше, а постараться не забыть).
Лучшие схемы самопроверки
Лучшей схемой называют Open-ended short questions - Короткие вопросы с открытыми ответами. По типу: Сколько приемов обучения у отличников Стэнфорда вы помните? И сами себе отвечаете. Раз, два, три.
Важность пауз
Когда вы что-то учите, важно делать микропаузы в 5–10 секунд. В это время наш гиппокамп «прокручивает» информацию, только что поступившую в мозг, и эти паузы помогают мозг не перегружать единовременно, а поэтапно усваивать информацию. Советуют прямо сидеть и ничего не делать в эти промежутки. Безмыслие! То же самое происходит и во время сна, поэтому без нормального сна не будет эффективной учебы — похоже, это уже известный для всех факт.
В общем, такой конспект получился. Спасибо, что дочитали!
Возможно, у вас есть свои техники обучения? Напишите в комментарии‑ интересно.
Если статья была вам интересной, и вы вдруг изучаете английский, приходите ко мне в канал. Как учитель я поглощаю достаточно много контента на английском в сфере своих интересов (разные подкасты, интервью с учеными и биологами, да и просто известными людьми) и публикую их краткое содержание. А еще каждый день учим новые фразы на английском и разбираем видео. Буду всем рада ?
Rakhayeva
Отличный материал с достоверной информацией. Однако хотелось бы добавить, что сон один из важных столпов в обучении и продуктивной работе мозга. Соответственно, гигиена сна, его режим и качество внесут колоссальных позитивный вклад в процесс успешного обучения.
svmarkopoll Автор
Спасибо большое! Да, абсолютно согласна - если не ошибаюсь, порядка на 30% снижаются когнитивные способности после нескольких ночей, где человек спит менее 6 часов. Получается, что ночами нужно не зубрить, как часто делают студенты , а как раз наоборот- спать.
Format-X22
Мне достаточно одного дня не доспать минут 40 чтобы день можно было выкидывать в мусор. Ощущение как в тумане и желание лишь лежать, при этом заснуть уже не получается, но и делать что-то тяжко.
falcon4fun
Самовнушение какое то.
Спокойно живу продуктивной жизнью с 3-4-5 часами в день в будни. Давно хотел научиться скиллу, чтобы отсутствие сна не влияло на занятость и работу.
И изредка также спокойно живу сутки без сна. (Каких то галлюцинаций и прочего - никогда в жизни не было). Степень всех умственных способностей от этого не меняется у меня.
З.Ы. работа связана первым делом с умственной деятельностью.