Почему мы используем ниппеля Presta? Как можно установить бескамерные шины на место? И стоит ли использовать пылезащитный колпачок и это маленькое рифленое колечко?
Мы разбираемся с ниппелями — все, что вам нужно знать о них, включая доступные вам варианты и вопрос о том, следует ли вам использовать пылезащитный колпачок.
Прежде чем мы углубимся в ниппеля, давайте убедимся, что все в курсе основ. Это ниппель Presta «Преста» (выше).
А это ниппель Schrader «Шрадера» (внизу), который вы также увидите в автомобильных шинах и других различных устройствах...
Presta более компактны, и золотник ниппеля не спрятан внутри, а частично открыт. Ниппель Schrader можно встретить на горных велосипедах более низкого класса, гибридах, складных и детских велосипедах, но миром велоспорта правит Presta. В прошлом было больше горных велосипедов, оснащенных ниппелем Schrader, но бескамерные велосипеды долгое время были нормой для езды по бездорожью, а бескамерные ниппеля — это Presta (или близкие родственники).
Хотя некоторые хитрые насадки подходят как для Presta, так и для Schrader, как правило, вам понадобится насадка для насоса, соответствующая типу ниппеля, установленного на вашем велосипеде.
Итак, приступим к делу…
В основном мы используем ниппель Presta, но не лучше ли использовать Schrader?
Американская компания Jones Bikes в прошлом году перешла с ниппелей Presta на Schrader на своих велосипедах. Для нас, жителей бывших стран СНГ, это не новость с первых полос, но она поднимает интересный вопрос.
Джефф Джонс сказал: “После сравнения и тестирования ниппелей Presta и Schrader имеет смысл перейти с Presta на Schrader.
«Мы протестировали 10 бескамерных ниппелей, включая Presta, Schrader и Fillmore с высокой пропускной способностью, чтобы увидеть различия и выбрать ниппель, обеспечивающий наибольший поток воздуха, поскольку бескамерные ниппеля с более высоким потоком воздуха обеспечивают более легкий монтаж бескамерных шин».
Jones Bikes придумали эксперимент с использованием жидкости, чтобы выяснить, какие ниппеля обеспечивают самую высокую пропускную способность. Они тестировали ниппеля с установленным и удаленным золотником. Вы можете посмотреть это видео, чтобы узнать, что именно произошло…
Смотрели? Если нет, то спойлер! Согласно результатам этого теста, ниппель Schrader от Jones Spec — со снятым сердечником — показал самый высокий уровень потока жидкости, что неудивительно. Компания Jones Bikes, вероятно, не стала бы заморачиваться съемкой видео, если бы его продукт не показал себя хорошо. Другие ниппеля Schrader с удаленным сердечником также показали хорошие результаты.
Ниппели Presta с установленным золотником были внизу рейтинга теста, в то время как ниппеля Presta со снятыми золотниками обеспечивали различные по производительности уровни потока жидкости. Однако, по словам Jones Bikes, если вы накачиваете шину, установленную бескамерно (что требует определенного пневмоудара, чтобы она села), Schrader имеет больше преимуществ.
Почему в велоспорте мы в основном используем ниппеля Presta?
«В 1890-х годах клапан Presta был сконструирован с меньшим диаметром», — говорит Джефф Джонс. «Это позволило просверливать отверстия меньшего размера в узких деревянных ободах того времени, оставляя больше древесины по краям для снижения риска образования трещин.
«Теперь, благодаря более широким колесным ободам из алюминия и углеродного волокна, маленький размер Presta не нужен. Schrader шире, прочнее и оснащен съемным золотником, который не засоряется».
Разумеется, компания Jones Bikes хочет похвастаться своими собственными клапанами (см. выше).
«Клапана Jones Schrader имеют больший внутренний диаметр, что обеспечивает им большую протечку через них воздуха, чем Presta и других ниппелей Schrader», — говорит Джефф Джонс. «Кроме того, они легче, чем многие ниппеля Presta».
Значит, велосипедная индустрия должна перейти на Schrader? Дело закрыто? Все не так просто. Начнем с того, что Jones Bikes использует старые большие колеса и шины, но есть и совсем другая сторона велоспорта.
Менеджер по продукции Zipp Натан Шикель (Nathan Schickel) говорит: «При выполнении отверстий в карбоновом ободе всегда лучше стремиться к тому, чтобы отверстие было как можно меньше. Применение большего отверстия означает необходимость в усилении вокруг него, что провоцирует увеличение веса обода. Поэтому мы остаемся с Presta».
Обода бывают разной ширины, при этом шоссейные модели, как правило, уже, чем варианты для горных велосипедов. Это влияет на площадь доступного места для ниппеля.
Основатель Hunt Bike Wheels ТомМарчмент (Tom Marchment) говорит: «Если бы вы попробовали использовать Schrader с бескамерным ободом шириной шоссейного стандарта, вы бы проделали довольно большое отверстие на небольшом участке, где вы пытаетесь создать уплотнение и установить борт шины на внутреннюю боковую стенку обода.
«С точки зрения бескамерной установки, отверстие в ободе должно быть достаточно большим, чтобы, когда вы вставляете ниппель с расширяющимся резиновым корпусом на конце, они плотно прилегали друг к другу, обеспечивая надежное уплотнение. С клапаном Presta вам не нужен такой большой резиновый уплотнитель на конце, потому что ниппель меньше по размеру.
«Когда речь идет о ободе для шоссейного велосипеда с внутренней шириной 21 мм, вам нужны отступы для бескамерных шин [чтобы облегчить посадку борта], то становится немного туговато, если приходится делать отверстие шириной 9–10 мм [для Schrader] в ободе вместо 7–8 мм [для Presta]».
«Наружный диаметр штока в нижней части ниппеля Presta составляет 6,7 мм, а у Schrader — 8 мм, но втулка шире. Отверстие на внутренней стороне обода должно быть значительно больше, так как резиновая часть ниппеля выступает наружу.»
Натан Шикель из Zipp говорит: «Мы по-прежнему выбираем Presta в первую очередь из-за веса, а также потому, что мы пока не нашли лучшего решения, которое отвечало бы потребностям наших клиентов: помещается в небольшое отверстие в ободе; обеспечивает мощный поток воздуха внутрь колеса для посадки шины; не засоряется, но легко пропускает герметик; подходит для стандартных насосов и насосов CO2 без адаптеров».
Другими словами, не стоит ожидать массового перехода с Presta на Schrader в ближайшее время.
Как прогнать больше воздуха через клапан Presta?
Как насчет подачи большего количества воздуха через клапаны Presta, чтобы способствовать установке бескамерной шины? Вы можете использовать CO2-насос (некоторые бренды утверждают, что воздействие CO2 может привести к разложению герметиков, другие утверждают, что это нормально для их продукции) или напольный насос.
Может пригодиться двухступенчатый напольный насос. Изначально вам нужен насос большого объема, который будет плотно сажать шину на обод давлением и нагнетать внутрь большое количество воздуха. При давлении выше 2 бар полезно иметь насос высокого давления, который позволяет нагнетать внутрь больше воздуха, не слишком сильно надавливая на ручку.
Что-то вроде двухступенчатого напольного насоса Topeak JoeBlow Turbo, который мы рассмотрели, позволяет переключаться между двумя режимами, и он отлично справляется с этой задачей.
Напольный насос с камерой повышенного давления обеспечивает дополнительную мощность — что‑то вроде напольного насоса Bontrager TLR Flash Charger. По сути, вы закачиваете большое количество воздуха в предкамеру, а затем за один раз впускаете его в шину.
Множество других брендов предлагают что-то подобное. Например, JoeBlow Booster очень хорош. Здесь также, вы заряжаете встроенную камеру и нагнетаете воздух в шину за один раз.
Для того чтобы осадить на обод бескамерную шину в первый раз, обычно выкручивают золотник ниппеля Presta. Усадив покрышку, вы можете отсоединить насос, попытаться заменить золотник как можно быстрее, пока весь воздух не вышел, и снова накачать.
Вставить золотник до того, как выйдет весь воздух, — это своего рода искусство.
В противном случае, вы можете просто выпустить воздух и надеяться, что покрышка осталась на месте или, по крайней мере, частично села на обод, так что теперь ее легче будет накачать.
Некоторые бренды представили свои собственные ниппеля для бескамерных систем, которые призваны упростить работу без необходимости в большем отверстии в ободе. Компания Reserve утверждает, что ее ниппеля Fillmore, например, обеспечивают поток воздуха в три раза больший, чем у стандартных ниппелей Presta, «что упрощает установку бескамерных шин».
«Запатентованный ниппель Fillmore представляет собой принципиально новый технологический шаг вперед, благодаря конструкции с высокой пропускной способностью, которая упрощает бескамерную установку и устраняет необходимость в традиционном хрупком и склонном к засорению золотнику ниппелей прошлых лет», — говорит Reserve.
Когда Том Вейджанд рассматривал их, он сказал: «Reserves — это не совсем Presta, это совместимая с Presta переосмысленная версия велосипедного ниппеля, которая отдает приоритет высокой скорости потока воздуха и предотвращает засорение герметиком. И они в этом преуспевают. Это невероятно».
У компании Topeak есть совсем другое решение.
«В большинстве случаев для накачивания шины без использования компрессора необходимо удалить золотник ниппеля, чтобы обеспечить поступление большего потока воздуха в покрышку для необходимой посадки борта шины на обод, но установка золотника клапана без того, чтобы шина полностью сдулась и борт шины не отошел от стенки обода, является реальной проблемой», — говорит Ричард Джонс из британского дистрибьютора Topeak Extra.
«Насадка Topeak TubiHead — это головка насоса, которая крепится на клапан Presta. Затем вы можете отвинтить золотник, вынуть его из ниппеля и накачать шину, и все это без необходимости снимать головку насоса с ниппеля. Затем, удерживая давление в шине и в головке насоса, вы можете установить золотник на место одним плавным движением без потери воздуха или утечки герметика.»
Интегрированные или съемные золотники клапанов: кто победит?
Некоторые золотники клапанов Presta интегрированы (ниже)...
... в то время как другие можно выкрутить и заменить с помощью крошечного инструмента для демонтажа золотника ниппеля (см. ниже). У каждого из них есть свои преимущества.
Если вы используете клапан для бескамерной системы со съемным золотником, вы можете выкрутить его и долить герметик через отверстие, не демонтируя борт шины с обода. Вы также можете заменить золотник на удлинитель ниппеля, который имеет золотник в верхней части (ниже, красный), для использования с колесами с высоким профилем.
Благодаря встроенному золотнику исключается вероятность его случайного выкручивания при накачивании шин.
Вы можете использовать удлинители ниппелей со встроенными золотниками, но только того типа, который устанавливается поверх существующего клапана (вверху, латунный), а не заменяет его.
Как бороться с засорами клапана?
Засорение может быть проблемой бескамерных ниппелей. Зазоры в ниппеле Presta меньше, чем некоторые отверстия в вашей шине, которые предназначены для заделки герметиком, поэтому неудивительно, что они могут закупориваться.
Что вы можете с этим поделать? Можете выкрутить золотник ниппеля и очистить от затвердевшего герметика шток ниппеля с помощью чего-нибудь вроде старой спицы. Специально для этой работы у Topeak есть устройство для очистки Tube Valve Cleaner. Оно позволяет демонтировать золотник и затем устранить засор.
Если золотник ниппеля забит герметиком, вы можете осторожно попытаться извлечь его с помощью штифта или, в худшем случае, заменить его.
Как и ниппеля Fillmore, упомянутые выше, 776 Projects Hi Flow No Clog Tubeless Valves разработаны для того, чтобы изначально избегать этой проблемы. Чед Скаллан описал их как «инновационный и эффективный способ борьбы с засорением ниппелей» и «кардинально изменивший ситуацию» в этом отношении. Внутренние зазоры намного больше, чем у ниппелей Presta, что позволяет избежать образования накопления и засыхания герметика в этих местах.
«Если вы постоянно сталкиваетесь с засорением ниппелей или просто хотите установить на свой велосипед бескамерные шины, эти ниппеля — идеальный вариант», — сказал Чад. — «Они повышают эффективность накачки и не засоряются — именно то, что нужно для пары клапанов для бескамерных систем».
Следует ли использовать рифлёную контргайку штока ниппеля?
Если у вас бескамерные шины, вам, конечно, придется использовать ниппель для бескамерный систем со стопорной гайкой, которая является неотъемлемой частью системы и плотно удерживает нижнюю часть штока на ободе. Если вы используете внутренние камеры, то обычно к штоку крепится стопорная гайка ниппеля — рифленая шайба, которая иногда называют гайкой обода (не всегда, но некоторые штоки клапанов не имеют наружной резьбы). Стоит ли ее использовать?
Некоторые стопорные гайки штока ниппеля имеют выступ для центрирования штока Presta в отверстии под ниппель Schrader в ободе. Другие имеют равномерный диаметр. Что делать, если вы используете клапан Presta в ободе, изготовленным для Presta?
«Гайка выполняет несколько целей», — говорит Тим Уорд (Tim Ward) из Schwalbe. «Она удерживает шток ниппеля на месте, так что при накачивании из полностью спущенного состояния вы можете надавить головкой насоса на ниппель без риска, что он провалится в обод.
«Это может остановить дребезжание ниппеля в ободе и в какой‑то степени может помочь предотвратить срыв штока ниппеля с камеры, вызванный небольшим скольжением шины по ободу при сильном торможении.
«Все бутиловые камеры Schwalbe с ниппелем Presta или Schrader имеют резьбу в нижней части штока и гайку обода. Однако наша камера из термопластичного полиуретана Aerothan TPU имеет шток ниппеля, изготовленный из легкого пластика (и, следовательно, менее склонна к возникновению дребезга о обод), которая не имеет резьбы и гайки обода. Различные другие бренды камер, представленные на рынке, не имеют резьбы на штоке ниппеля на некоторых своих моделях.
«Необходима ли гайка на ободке? Скорее всего, нет, и это в значительной степени зависит от личного выбора. Я всегда устанавливаю ее, скорее по привычке, а также пылезащитный колпачок на клапан (см. ниже), так как мне кажется, что это хорошая идея — не допускать попадания воды, грязи и дорожной соли на ниппель.»
Некоторые люди клянутся, что стопорная гайка удерживает ниппель на месте при использовании насоса. Однако производитель шин и камер Vittoria рекомендует затягивать ее только после того, как вы накачаете камеру.
«Отрыв штока ниппеля от камеры может быть вызван тем, что стопорная гайка слишком туго навинчена до того, как камера будет надута, — в этом случае шток ниппеля может оторваться от внутренней части камеры, когда камера будет надута», — утверждает Vittoria. «По этой причине мы рекомендуем накручивать контргайку на шток ниппеля только после того, как камера будет накачана».
«Я устанавливаю контргайку, иначе дребезжание штока ниппеля в ободе сводит меня с ума», — сказал наш сотрудник Джордж Хилл.
Стю Кертон, Суви Лопонен, Мэтью Пейдж, Саймон Уизерс, Стив Уильямс — фактически, все остальные члены команды, к которым я обращался за ответом, — сказали, что они тоже используют контргайку.
— что на счет меня? Эти «ошейники» отправляются прямиком в раздел «на всякий случай» в наборе инструментов и больше никогда не появляются, но, похоже, здесь я в меньшинстве. Дребезжание? Голоса в моей голове, должно быть, заглушают его.
А как насчет пылезащитного колпачка?
Что делает колпачок на ниппеле Presta с функциональной точки зрения? Он может предохранять верхнюю часть клапана от повреждения камеры, когда он находится в упаковке, в подседельной сумке или в заднем кармане джерси, но как быть, когда вы едете?
«Мы рекомендуем вам использовать колпачки, поскольку они предотвращают попадание грязи в камеру или бескамерную систему», — говорит Александр Хенке, специалист по управлению продукцией в подразделении велосипедных шин Continental.
«Колпачок предохраняет верхнюю часть ниппеля от коррозии. Если потребители выбрасывают их, это не является удовлетворительным решением, но закон не предписывает их использовать».
Такова официальная версия. Некоторые люди тоже думают, что это завершающий штрих.
«Когда дело доходит до пылезащитных колпачков, я думаю, некоторым людям нравится, как они выглядят», — говорит менеджер по продукции Zipp Натан Шикель.
«Я никогда ими не пользуюсь», — говорит Стив Уильямс. «Пылезащитный колпачок на ниппеле Presta бесполезен».
Хотя поклонников у него предостаточно.
Аарон Боррилл, редактор журнала off.road.cc, говорит, что он использует пылезащитный колпак для катания на горных велосипедах, потому что он обеспечивает небольшую защиту от камней, скал и всего остального, что находится вокруг.
Директор по контенту Тони Фаррелли (Tony Farrelly) говорит: «Когда я ездил на камерах, я использовал колпачки ниппелей, пока они не потерялись, но после нескольких месяцев зимней езды у меня не раз ломался золотник, когда я накачивал колесо, что было очень неприятно.
«Если вы используете бескамерные покрышки, то этот золотник становится еще более существенным, поэтому еще важнее защитить его, если вы катаетесь в любую погоду».
Стоит отметить, что у некоторых колпачков ниппеля также есть и вторичное назначение.
«Мы разработали колпачок ниппеля с небольшим отверстием на конце для снятия золотника», — говорит Том Марчмент из Hunt. «Это позволяет вам легче надевать и снимать золотник ниппеля. Мы уже внедрили эту новинку на колесах, предназначенных для горных велосипедов, собираемся добавить к колесам гравийных велосипедов, а вскоре, возможно, и к шоссейным колесам.
«Это означает, что если вам нужно снова накачать шину после того, как вы вставили ремонтный жгут в прокол, вы можете вынуть золотник ниппеля для увеличения потока воздуха».
У многих других брендов, таких как Peaty's и Muc-Off, колпачки ниппеля выполняют аналогичную функцию – у Peaty's также есть встроенный спицевой ключ, – так что, возможно, вы захотите проверить их в деле, прежде чем выбрасывать в будущем.
______
Автор: Мэт Бретт
Перевод: Шитов Максим
Комментарии (13)
Grey83
02.11.2024 12:13А у всех статей автора будут не несущие совершенно никакого смысла подписи под иллюстрациями?
Или когда-нибудь там что-то полезное таки появится?Мы разработали колпачок ниппеля с небольшим отверстием на конце для снятия золотника
У меня такие колпачки для выкручивания золотников (клаппнов Шрадера) ещё советского производства были.
Я так понял вся статья - это воспевание выигрыша в пару грамм для конструкции в несколько килограмм (а то и в несколько десятков)?
Lampbike Автор
02.11.2024 12:13В цитате речь одет о Престе. Для Шредера такие колпачки существуют уже 100 лет.
Grey83
02.11.2024 12:13Когда я ездил на камерах, я использовал колпачки ниппелей, пока они не потерялись, но после нескольких месяцев зимней езды у меня не раз ломался золотник, когда я накачивал колесо, что было очень неприятно.
Я думал что такое возможно только у совсем уж подвального китая.
Потому что у полуподвального такого не случалось за много лет.
DrZlodberg
02.11.2024 12:13Как-то раз случайно вместо нормальных купил камеру с этими пресными. Нарутил гайку изнутри, чтобы не проваливась и поставил. Ну что могу сказать. Такое можно использовать только от безысходности (шоссеры, что с них взять). Какое-то время терпел, потом плюнул и подарил кому-то её. Дико неудобно. Чтобы подкачать колесо сначала надо открутить ниппель, потом натянуть на него насос не спустив при этом колесо в ноль, потом, накачав, закрутить обратно. С непривычки легко забыть это сделать или вначале, или в конце с очевидными последствиями. Ну или просто на нормальном ниппеле приложить шланг от компрессора удерживая его рукой (даже фиксировать не обязательно) и вся накачка.
sfsefsefsef
спасибо чатгпт!