Чистая велосипедная цепь может продлить срок службы дорогостоящих компонентов и сделать вас быстрее. Вот хороший, лучший и максимальный способ выполнить эту наиболее распространенную задачу по обслуживанию велосипеда.
Чистая цепь — это самый дешевый способ продлить срок службы дорогих деталей трансмиссии и, вероятно, один из лучших способов сделать вас быстрее. Что ж, у нас есть три очень грязные цепи, чтобы показать вам хороший, лучший и максимальный способ сделать их чистыми и готовыми к езде...
При мойке велосипеда может возникнуть соблазн сосредоточиться на более крупных узлах, таких как рама, но на самом деле самой важной частью велосипеда для поддержания чистоты является трансмиссия.
Тесты показали, что грязная трансмиссия может снизить вашу выдаваемую мощность примерно на 3 %, а также быстро ускорить её износ. Некоторые исследования даже показывают, что постоянно грязная цепь приведет к тому, что дорогие компоненты будут служить меньше половины ресурса, чем при использовании чистой цепи!
К счастью, поддержание чистоты цепи не должно быть слишком сложным. Всего несколько минут после катания могут сэкономить вам "целое состояние".
Хороший способ очистить трансмиссию
Для этого метода вам понадобится полотенце, которое не жалко испачкать, обезжириватель по вашему выбору и смазка для цепи. Вы также можете потратить немного денег на щетку с жесткой щетиной, чтобы помочь убрать въевшуюся грязь и добраться до труднодоступных мест.
Основная цель при чистке трансмиссии — удалить грязь и пыль, которые попадают между движущимися частями. Короче говоря, это означает, что как минимум вам нужно будет очистить не только цепь, но также кассету и передние звезды.
Лично я начинаю с того, что ставлю велосипед вверх колесами или на подставку переключив цепь на большую переднюю звезду и самую большую звезду касеты сзади. Это делается для того, чтобы цепь была сильнее натянута, и, следовательно, ее было легче чистить.
Далее вы просто протрете цепь через ветошь, чтобы удалить излишки смазки. Обычно это проще всего сделать в верхней части передней звезды, которая находится под натяжением.
После завершения протирки можно приступить к более тщательной очистке, вычищая промежутки между каждой пластиной звена цепи.
Спрей обезжиривателя или очистителя цепи поможет удалить стойкую смазку. Я считаю, что проще всего надавить на цепь когда она находится на зубьях звезды, чем пытаться очистить цепь там, где она не упирается в зубья.
Затем сложите ветошь в подушечку и тщательно протрите переднюю звездочку, уделяя особое внимание зубцам. Не забудьте очистить обе стороны большой и малой передних звездочек, если у вас их две.
Затем пришло время почистить кассету. Распылите на нее обезжириватель, стараясь не задеть тормоза, а затем используйте либо жесткую щетку, либо ветошь, чтобы удалить лишнюю грязь. Существует более основательный способ почистить кассету, о котором мы поговорим далее, но этот метод лучше, чем ничего, когда время работает против вас.
В завершение протрите трансмиссию сухой тряпкой, а затем нанесите любимую смазку на цепь, вращая педали.
Многие спорят, лучше ли смазывать внутреннюю или внешнюю сторону цепи. Правда в том, что это не имеет большого значения, главное, чтобы смазка попадала на ролики и между звеньями.
Помните, что при смазке цепи, смазывать нужно ролики, а не внешние пластины. Поэтому перед поездкой, возможно, стоит вытереть излишки, чтобы избежать налипания лишней грязи.
Лучший способ очистить трансмиссию
Если у вас больше свободного времени, то всегда стоит быть немного более кропотливым. Вот как я мою трансмиссию раз в неделю или после особенно грязной поездки...
Для этого метода нам понадобится снять цепь, поэтому также понадобятся клещи для цепи или выжимка, старая бутылка, немного уайт-спирита (или аналогичного средства), а также тряпка и щетка с жесткой щетиной.
Снимите цепь, переместив ее в маленькую звезду спереди и маленькую звезду на кассете сзади, чтобы уменьшить натяжение цепи. Большинство цепей имеют быстроразъемное звено, которое затем можно «разорвать» с помощью набора клещей для звеньев цепи.
После того, как цепь снята, поместите ее в старую бутылку и добавьте пару сотен миллилитров обезжиривателя или уайт-спирита. Затем закройте крышку и энергично встряхните. Это поможет обезжиривателю проникнуть между звеньями цепи и вытеснить всю грязь.
Извлеките цепь из бутылки, используя старую спицу колеса или что-то подобное, и отложите бутылку в сторону, готовую к следующему использованию. Возможно, следует добавить предупреждение не пить из нее!
Положите цепь и быстроразъемное соединение на полотенце и вытрите излишки обезжиривателя, а затем с помощью старой зубной щетки удалите всю грязь, которые все еще остаются на ней.
Нам снова придется чистить звезды и кассету, и лучше всего это сделать до установки цепи. Чтобы очистить звезды, повторите процесс, который мы прошли в «хорошем» методе, используя тряпку и обезжириватель, чтобы удалить грязь и смазку.
Чтобы более тщательно очистить кассету, снимите заднее колесо с велосипеда, закройте тормозной диск, если на велосипеде установлены дисковые тормоза, а затем распылите обезжиривающее средство на кассету.
Затем используйте жесткую щетку, чтобы удалить большую часть грязи, прежде чем использовать край ветоши, чтобы очистить пространство между каждой звездочкой. Делайте эту протирку движениями вперед и назад. Вы обнаружите, что кассета будет вращаться в одном направлении, но не в другом.
Перед тем как снова установить цепь, уделите внимание вашим звездочкам заднего переключателя. Если все стало совсем плохо, то можно использовать маленькую отвертку, чтобы удалить излишки смазки, а затем тщательно очистить тряпкой и/или зубной щеткой.
Установите цепь на место, ориентируясь по ее направлению, и проденьте ее с правой стороны от всех направляющих штифтов в рамке заднего переключателя. Протрите трансмиссию в последний раз чистой ветошью, чтобы удалить обезжириватель, а затем смажьте каждый ролик цепи. Этот метод обеспечит надлежащую смазку без излишков смазки, которые будут притягивать грязь.
Максимальный способ почистить цепь
Наш финальный метод может показаться немного необычным для рядовых велосипедистов, но если вы серьезно относитесь к результатам в скорости и/или долговечности трансмиссии, то мы думаем, что это то, что вам нужно. Это метод, который я использую перед гонкой/днем мероприятия или перед длительным периодом сухой погоды летом.
Для этого метода вам понадобится немного больше оборудования: ультразвуковая ванна, зубная щетка, обезжириватель, ветошь, немного парафина и емкость для его нагрева, цепные клещи и, возможно, съемник для кассеты.
И снова мы начнем со снятия цепи. Вытрите излишки смазки тряпкой, а затем поместим ее в ультразвуковую ванну. Она использует звуковые волны для перемешивания жидкости, в данном случае обезжиривателя, чтобы удалить любые загрязнения с цепи. Это чрезвычайно эффективно!
Обычно я помещаю свою цепь в ультразвуковую ванну примерно на десять минут, чтобы она полностью погрузилась в обезжириватель. По истечении времени выньте цепь и вытрите ветошью излишки обезжиривателя.
Следующий шаг — очистка цепи спиртом. Мы делаем это, потому что обезжириватели, хотя и отлично удаляют смазку с цепи, не очень хорошо подготавливают поверхность к смазке.
Используйте чистую ткань и спирт для подготовки цепи. Вы поймете, когда придете к цели, поскольку цепь больше не будет скользкой.
Теперь пришло время смазать цепь, и золотым стандартом является нанесение парафина. Отпарафиненая цепь обычно тише, долговечнее, есть множество исследований, которые показывают, что она также делает выс быстрее.
Лично мне проще всего наносить воск, используя пищевой контейнер в качестве емкости, так как его легче разогреть в духовке и погрузить в него всю цепь.
После полного расплавления погрузите цепь в воск и помешивайте, чтобы воск проник во все звенья. Через несколько минут выньте цепь с помощью старой велосипедной спицы и повесьте ее сушиться.
Следующий шаг — обойти и разрушить все восковые запекания на звеньях. Как и в случае со смазкой, важен не воск снаружи.
Прежде чем установить цепь на велосипед, не забудьте очистить остальную часть трансмиссии. Обычно я повторяю процесс, как в «лучшем» методе, но если вы хотите добиться максимальной чистоты трансмиссии, то можете снять кассету и также очистить ее в ультразвуковой ванне.
Лично я бы не стал чистить звездочки заднего переключателя ультразвуком, так как у меня они с подшипниками, а не втулками. Ультразвуковой очиститель «очистит» их так хорошо, что в них не останется никакой смазки!
Пока вы этим заняты, очистите направляющие рамки переднего и заднего переключателя, а затем настанет время для сборки. Установите кассету обратно на колесо, а колесо на велосипед, а затем цепь. Бинго, вы только что сэкономили себе не только ватты, но и, надеюсь, немного денег!
Оставьте свои советы по очистке цепи в комментариях ниже. Какой из этих методов вы бы использовали?
Комментарии (69)
dude_sam
19.11.2024 09:15Немного в сторону, но рядом.
А с ремнём что делать не подскажите?
Я так понимаю это не такой как в ДВС на генераторе стоит и его нельзя той же смазкой брызгать.
Или вообще забить и ждать когда порвётся (производитель обещает где-то через 15.000 км) и новый идти покупать... (пока на этом варианте остановился)
Lampbike Автор
19.11.2024 09:15Смазывать не нужно ремень, если иное не оговорено производителем. Мойка и очистка от грязи продлит ее ресурс.
VadimTTavr
19.11.2024 09:15Ремень летом нужно даже не смазывать, а очищать обезжиривателем, много с дороги попадает разных смазок, на которые потом липнет абразивная грязь.
Зимой же вполне допустима обработка силиконовой смазкой. Это продлит жизнь не столько ремня, сколько шкивов (у меня зубцы на алюминиевом шкиве на колесе превращались в лезвия за одну зиму, правда пробег для зимы относительно большой - 5-7тыс. км, и в любую погоду. Ну еще и шкив неудачный, сплошной, без прорезей для удаления грязи).
materiatura
19.11.2024 09:15Восхищен такими людьми, я думаю, что у них даже ремень безопасности на велике есть! Я и велосипедную пепельницу то, раз в месяц вытряхиваю, а цепь полотенцем чистить... даже неприлично как-то.
Serra_avatar
19.11.2024 09:15А что насчёт машинки? Стоит она 300-500р и чистит вроде хорошо.
Fox_exe
19.11.2024 09:15Китайский хлам с али разваливается после 3-5 чисток (банально щётка вся облезает).
Чистит только от крупного мусора и только снаружи, где он мало на что влияет.
Тоесть бесполезная трата денег. Обычная тряпка будет более эффективна.Olegsoft
19.11.2024 09:15Ничуть... отпахала 13 ! Лет ище жива... там где истёрсяя корпус от шестерён! Залил суперклеем ... работает дальше ! Заливаю бензин и соляру. Чистит отлично и надёжная как танк. Ручка отвалилась можно и без неё чистить.
Fox_exe
19.11.2024 09:15Повезло... Моя просто развалилась уже на 5й чистке. И после каждой чистки вместе с грязью вымывал из неё с десяток щетинок...
VadimTTavr
19.11.2024 09:15С машинкой все отлично, особенно если найти хороший дегризер, а не просто 646-й растворитель. Только процесс довольно грязный и значительно более длинный, чем просто с тряпкой.
Echo_Night
19.11.2024 09:15Пользовался дорогими машинками - более-менее, но если мыть уайтспиритом (а он единственный более-менее растворяет смазки для цепи, но потом всё равно водой с Фейри нужно), то остатки растворителя закидывает на кассету, а с неё в орех что печально сказывается на кулачках (или в ретчетт - смотря что за втулка) и подшипниках.
Лучший способ за почти двадцать лет друг-веломеханик подсказал: снимаешь цепь, кладёшь в ёмкость и запшикиваешь средством для мытья варочных поверхностей, что жир отмывает. Я на ночь заливаю, обычно, изредка щёткой по цепи елозя. Потом в бутылку с Фейри, пару раз меняя воду, потом чистой водой промыть и просушить. Цепь чище чем у кота Фаберже. Вымывания даже из-под роликов цепи.
Сам я имею три цепи с замками и меняю их по кругу каждые 400км (сейчас у меня шоссер). Так вся трансмиссия ходит минимум 20к километров не теряя чёткости переключения. Потом просто кассету, звёзды и цепи меняеешь и по новой по кругу цепи.
VadimTTavr
19.11.2024 09:15Парафинщики атакуют! ))
Не знаю, в результате я пришел к выводу, что у меня нет столько времени на обслуживание трансмиссии. Даже развлекаться с тремя цепями пропало желание. В результате я за сезон меняю 3-5 цепей, ограничиваясь лишь легким обслуживанием (протирка тряпкой и смазывание обычной смазкой, иногда, когда есть возможность и время - промывка машинкой для цепей с последующим проливом водой, высушиванием и смазыванием). Звезды изнашиваются незначительно, ибо цепи я меняю при первых же признаках износа (0.5 по парктуловскому измерителю).
Thebear
19.11.2024 09:15Катайте даунхил ребята :)
Цепи 9 лет, последний раз смазывал лет 5 назад - ещё походит
I7p9H9
19.11.2024 09:15Да, я так же, и насколько я вижу, большинство моего окружения тоже. На 3х цепях не получается - я рассеянный слишком, что бы считать пробег каждой цепи. В итоге помыл на мойке высокого давления -> протёр тряпкой -> смазал. Если не сработало - заменил цепь. В итоге за год 5-6 цепей примерно меняю, ну и накат около 4к в год, так что цепи на 800км хватат где-то. Кассета при этом уже второй год живая ещё.
scherbakovalexej
Новая цепь была в липкой смазке, чистил её так: 3-4 раза промывал бензином, остатки бензина отмывал с помощью деталана, деталан вымывается водой, остатки воды убираются с помощью изопропилового спирта. Затем парафин. И цепь была абсолютно бесшумной и безпроблемной весь сезон.
lkik
гоняю только на электровело самосборном (мощный бафанг m620, m630). цепь, звезды, тормозные пады как расходники на один, два сезона, потом замена.
лучшее для сухой погоды это варка цепи в парафине, сначала замачиваю цепь на полдня, день в бензине, потом дочистка зубной щеткой если нужно, но обычно нет, и варка в парафине. хватает около 300 - 400км, далее начинается свист на больших оборотах, максималка около 70км, можно больше выжать, но напряг батареи повышать нада.