Два инцидента в профессиональном пелотоне вызвали множество споров о безопасности ободов без бортовых зацепов. UCI изучает этот вопрос, но что все это значит для нас, конечных пользователей? Мы решили пролить свет на предысторию и задали просвещенным лицам отрасли ключевой вопрос, который волновал всех нас: с зацепом или без?
Это выглядело ужасно. Вставка порвалась, повсюду был герметик, а шина оторвалась от обода. Вот сцена, когда гонщик Томас Де Гендта прижался к ограждению дороги на 5-м этапе Тура ОАЭ. Только в прошлом году Европейская техническая организация по шинам и ободам (ETRTO) внесла изменения в рекомендации по совместимости размеров шин и ободов с бескамерными системами, на которые было обращено мало внимания. Только драматизм образов, которые разлетелись по Интернету после этой аварии в прямом эфире, по-настоящему спровоцировал дискуссию о безопасности ободов без бортовых зацепов. Но главный вопрос заключается в следующем: каковы преимущества и недостатки ободов без бортовых зацепов для конечных пользователей, у которых нет командных автомобилей сопровождения и личных механиков? И безопасны ли они в использовании?
Лучшее предложение, теоретически
Давайте начнем с самого начала. Теоретически, производители ободов для бескаркасных шин обещают следующее: “мы можем сэкономить до 20% производственных затрат за счет упрощения производственного процесса, который сокращает количество рабочих этапов, требования к материалам и снижает количество отходов. В свою очередь, вы используете только бескамерные шины и получаете улучшенную аэродинамику, сцепление с дорогой на поворотах, ударостойкость, мягкость и экономию веса. И все это за меньшие деньги”. Звучит как предложение, от которого невозможно отказаться. Поэтому неудивительно, что некоторые бренды сейчас делают ставку исключительно на обода без бортовых зацепов. К ним относятся такие отраслевые гиганты, как Zipp (SRAM) и CADEX (GIANT).
К сожалению, это не так просто, как кажется. Во-первых, испытания в аэродинамической трубе еще не продемонстрировали каких-либо существенных аэродинамических преимуществ ободов без бортовых зацепов, что подтверждает Ральф Эггерт из DT Swiss: “Мы провели аэродинамические испытания в сотрудничестве с Swiss Side и сравнили характеристики ободов с зацепами и без них. Мы не смогли найти никаких аэродинамических преимуществ у ободов без бортовых зацепов. Напротив, наши измерения показали, что у ободов с зацепами есть небольшое преимущество.” Решающим для аэродинамики остаётся то, совпадает ли ширина шины и обода, независимо от того, с зацепами они или нет.
Во-вторых, есть обода, которые по весу не уступают топовым моделям без бортовых зацепов, несмотря на использование бортовых зацепов. В-третьих, заявленные преимущества в управляемости обусловлены увеличенным объемом воздуха в шине и более низким давлением в них. И то, и другое в равной степени применимо к ободам с зацепами с широкими внутренними посадочными размерами. “При низких давлениях устойчивость боковых стенок шины на ободах без зацепления несколько повышается, поскольку каркас шины не вдавливается в него бортовым кольцом. Но эти различия незначительны и их трудно оценить количественно”, - говорит Патрик Браун, инженер-разработчик HUNT, но поясняет, что “отзывы гонщиков и работа с нашими профи говорит о небольшом преимуществе”.
Что насчет ударостойкости? Ральф Эггерт говорит: “Профили ободов, как правило, прочные. В конечном счете, все зависит от шин и давления в них”. Конечно, вы можете снизить давление в шинах настолько, что любой обод сломается.
Итак, после упоминания этих четырех условий, нам остается только обещание более низких цен. Однако, при цене в 2900 евро Zipp 454 NSW нельзя назвать выгодной покупкой. Новые Black Inc 48/58 относятся к тому же ценовому сегменту, весят на 100 г меньше, чем 454 NSW, и имеют внутреннюю ширину 23 мм, как и Zipp. Однако Натан Шикель (Nathan Schickel), менеджер по продукции SRAM, отмечает: “Учитывая уровень инфляции, нынешняя колесная пара Firecrest сегодня стоит на 35% дешевле, чем в 2019 году, до того, как мы перешли на обода без бортовых зацепов этой линейки”. И он добавляет: “Для наших колес NSW, то есть на наши топовые модели мы сохранили цены на прежнем уровне”.
Оказывается, если усомниться в маркетинге ободов без бортовых зацепов, то это окажется не более чем пустым звуком, и даже теоретически более дешевый производственный процесс подходит не каждому производителю: “Более крупные производители, вероятно, будут экономить. Но по сравнению с ними мы все еще очень мелкие игроки. Для нас это не имеет большого значения”, - говорит Патрик Браун.
Было бы интересно посмотреть на дальнейшие испытания ободов с бортовыми зацепами и без них с одинаковой внутренней шириной и идентичными комплектами шин, которые позволили бы получить сопоставимые данные о сцеплении с дорогой и сопротивлении качению. Однако ни один из опрошенных нами производителей не смог предоставить достоверных результатов. Таким образом, до сих пор нет однозначного мнения о том, дают ли обода без бортовых зацепов значительные преимущества в производительности.
Интуитивно понятный пользовательский опыт? Нет!
С другой стороны. Поскольку бескамерные шины крепятся к ободу без бортовых зацепов только с помощью бортового кольца особой формы, надежность этого соединения зависит от правильного соотношения ширины шины, внутренней ширины обода и давления в шинах. Пользователи ободов без бортовых зацепов должны проверять совместимость обода и шины перед её установкой, в результате чего они быстро сталкиваются с запутанными или непонятными стандартами безопасности и таблицами совместимости. В соответствии со стандартом ETRTO, при установке шины на бескаркасный обод ни в коем случае (!) нельзя превышать максимальное давление в шинах, составляющее 5 бар или 72,5 psi, даже если в инструкции к шине указано иное — это очень важно для использования ободов без бортовых зацепов.
При этом производители шин и ободов по-разному разбираются в своих внутренних стандартах и процедурах испытаний, прежде чем одобрить шину для ободов без бортовых зацепов. Кроме того, между участвующими компаниями шин и ободов не существует обязательных правил, регулирующих их юрисдикцию. Таким образом, остается неясным, кто отвечает за тестирование и информирование о том, подходит ли конкретная шина для конкретного обода, как с практической, так и с юридической точек зрения. В худшем случае вы даже найдете противоречивую информацию. Натан Шикель из SRAM говорит: “Согласно стандарту ISO, информация должна предоставляться производителями шин”. Однако Zipp составила свою собственную таблицу совместимости, поскольку обнаружила, что обмен информацией не всегда происходит так, как следовало бы, и они не могут полагаться на спецификации производителей шин.
Понятные стандарты
Хотя существуют стандарты ISO и ETRTO, они также вызывают дополнительные вопросы. В прошлом году ETRTO изменила свои рекомендации по совместимости. С тех пор они рекомендуют использовать шины шириной не менее 29 мм только для ободов без бортовых зацепов с внутренней шириной 25 мм. Они не удосужились объяснить причину такого изменения, хотя мы можем предположить, что это связано с тем, что шины соскакивают с обода.
Что возвращает нас к аварии Томаса Де Гендта. У него была шина Vittoria Corsa Pro шириной 28 мм, установленная на ободе Zipp 353 NSW. Внутренняя ширина шины составляла 25 мм. Примечание: и Zipp, и Vittoria одобрили эту комбинацию шин и обода до аварии и опубликовали заявления после аварии, в которых они заверили общественность, что причиной разрыва шины не было отклонение от стандарта ETRTO. Вместо этого причиной стало столкновение Де Гендт с каким-то предметом на дороге, что привело к поломке обода и последующему соскоку шины с него. Вскоре после этого компания Zipp изменила требования к совместимости шин модели 353 NSW, установив допуск на ширину не менее 29 мм, тем самым приведя их в соответствие со стандартом ETRTO. Однако Натан Шикель также говорит: “Из-за наших существующих тесных отношений с шинными брендами были причины продолжать утверждать другие размеры”. Это один из способов подорвать доверие к стандарту.
Кроме того, никто не хочет зависеть от системы, в которой разница всего в один миллиметр определяет, удержится шина на ободе или нет, особенно учитывая большие допуски, присущие шинам.
Много вопросов, на которые нет ответов
В дополнение к ETRTO, ISO также установила стандарты безопасности для использования ободов без бортовых зацепов. Согласно спецификациям ISO, шина должна быть способна выдерживать 110% максимально допустимого давления на ободе без бортовых зацепов в течение пяти минут без отрыва от борта, чтобы считаться совместимой. С другой стороны, ISO утверждает, что шина должна быть способна удерживать 150% от максимально допустимого давления в шинах на ободе с бортовыми зацепами в течение того же времени.
В конкретном плане это означает, что шина с мягким кордом и максимально допустимым давлением 8,2 бар (120 psi) может быть накачана до 12,4 бар (180 psi), прежде чем она сорвется с обода имеющего бортовые зацепы. Это допустимое значение составляет 4,2 бар (61 psi). Однако, согласно стандарту ISO на 110% для ободов без бортовых зацепов, допускается, если шина с максимальным давлением 5 бар (72,5 psi) отходит от обода при давлении 5,5 бар (80 psi). Это допустимый диапазон всего в 0,5 бар. По словам Ральфа Эггерта, такая разница давления может возникнуть: “Колебания давления на 0,5-0,6 бар могут быть довольно легко достигнуты за счет повышения температуры окружающей среды или попадания прямых солнечных лучей”.
Только организация ISO знает, почему они делают такую разницу между стандартами для ободов с бортовым зацеплением и без них. Натан Шикель также комментирует: “Все в нашей технической команде были бы рады, если бы стандарт ISO был более строгим. Даже производители шин всегда говорят нам, что они считают стандарты ISO слишком несерьезным. Все известные мне компании проводят испытания, значительно ужесточающие этот стандарт.”
В соответствии с этим, Schwalbe заявляет на своем веб-сайте, что они полагаются на свои собственные внутренние процедуры испытаний. Соответственно, они тестируют все продукты при давлении, в 1,6 раза превышающем максимально допустимое давление в шинах или ободах, в течение 60 минут. Это звучит гораздо более обнадеживающе. Однако необходимость поиска информации о процедурах внутренних испытаний перед принятием решения о выборе ободов и шин требует от потребителя больших дополнительных усилий. Это при условии, что вы можете найти, понять и полагаться на информацию, представленных в ходе внутренних испытаний. Не все бренды так открыты, как Schwalbe. И разве недостаточно следить за тем, достаточно ли герметика в шинах, прокачаны ли тормоза и заряжены ли аккумуляторы вашей трансмиссии, вело компьютера, измерителя мощности, фар и радара?
Заявления брендов, которые публично выступают против использования ободов без бортовых зацепов из соображений безопасности, приводят к еще большей неопределенности. Ральф Эггерт из DT Swiss сказал в нашем интервью: “Мы не идем на компромиссы с точки зрения безопасности. Вот почему мы принимаем более сложные решения, связанные с изготовлением ободов с бортовыми зацепами для наших колес с высоким давлением, то есть для шоссейных велосипедов”.
Таким образом, это может быть невероятно опасно, если велосипеды стандартно комплектуются ободами без бортовых зацепов, а конечные пользователи не имеющие достаточно технических знаний и опыта, даже не знают об этом, не говоря уже об особых требованиях к таким ободам. Дилеры должны бороться с этим, обучая и консультируя своих клиентов.
Оставайтесь на ободах с бортовыми зацепами
Несмотря на то, что обода без бортовых зацепов не обязательно представляют угрозу безопасности при правильном использовании, многие вопросы остаются без ответа, и трудно выделить какие-либо существенные преимущества для гонщика. Скорее, у нас складывается впечатление, что некоторые бренды стремятся к большей прибыли в ущерб безопасности, производя обода без бортовых зацепов, по крайней мере, для своей высококачественной продукции.
Гонщикам, которые не хотят ограничивать себя в выборе шин или тратить целый день на изучение оптимального давления в шинах, ширины шин и внутренней ширины обода, следует выбирать обода с бортовыми зацепами. Но если вы действительно хотите получить полный пакет, когда дело касается современных технологий велосипеда, вы всегда ищете даже самые незначительные преимущества и не боитесь тратить время на самообразование, вы можете с радостью выбрать обода без бортовых зацепов. “При правильном использовании система работает”, - говорит Эвен Ральф Эггерт.
В любом случае, я бы посоветовал вам изучить вопрос самостоятельно и полагаться на производителей, которые открыто указывают, какие продукты совместимы друг с другом, чтобы в конечном итоге ваш велосипед не оказался прислоненным к ограждению дороги с соскочившей покрышкой, а вы сами не лежали рядом с ним.
______
Фото: Ян Рихтер (Jan Richter)
Комментарии (9)
sshikov
04.11.2024 07:58Используете ли вы бескамерные колеса на своем велосипеде?
Автор, вообще для тех кто зашел случайно, как я, было бы неплохо просто пояснить, про что это вообще. Потому что мне вот было бы сильно интереснее читать этот (я знаю что это перевод) текст, если бы я вообще понимал бы, что такое эти бортовые зацепы. И кого реально это все касается (от профессиональных гонщиков до любителей).
Lampbike Автор
04.11.2024 07:58Для любителей и профессионалов. Если увлечешься шоссейной темой и заморочишься покупкой колес, вероятно коснёшься этой темы.
sshikov
04.11.2024 07:58Ну тогда тем более было бы неплохо пояснить, что же это все-таки такое. Этот текст - он неявно предполагает, что читатели и так это все знают (что далеко не факт).
Lampbike Автор
04.11.2024 07:58Согласен статья не для новичков, а немного шарящих в теме. Это так же как практически любая статья для меня здесь в сфере IT. Зацепы на бортах обода служат для фиксации и удержания шины на ободе. В профиль они похожи на крючки за который держится покрышка. Современный тренд заключается в том, что большинство производителей отказываются от этого элемента в угоду большей прибыли, за счет удешевления технологии производства - в статье раскрыт вопрос - что от этого имеем мы - обычные пользователи.
DoMoVoY
04.11.2024 07:58а если добавить в начало схемы разрез обода с зацепами и без, то статья была бы понятнее большему кругу лиц. Даже мне, у кого есть шоссейник и другие МТБ, в том числе на бескамерке, не понятно о чем речь. все фото в статье выглядят одинаково
avost
04.11.2024 07:58Это так же как практически любая статья для меня здесь в сфере IT.
Но айтишники и не публикуют статьи о тонкостях модели памяти ява-машины на профессиональных форумах велогонщиков. Никогда не задумывались почему?
shai_hulud
Статья по содержанию хорошая. Но к айти вообще никак не относится.
sshikov
А должна? Хабр уже довольно давно не только про ИТ.