Знаток кофе Адам Бекет расследует историю загадочной взаимосвязи между ездой на велосипеде и оригинальными кофейными напитками.

Воут ван Эрт и Дилан Груневеген наслаждаются чашечкой кофе.
Воут ван Эрт и Дилан Груневеген наслаждаются чашечкой кофе.

Когда вы читаете эту статью, вполне возможно, что у вас в руках чашечка кофе. В Великобритании ежедневно выпивается 98 миллионов (123 миллиона в России) чашек черного или светло-коричневого, или белого (с добавлением молока) кофейного напитка. Чай, возможно, все еще лидирует в качестве национального напитка Англии, но кофе уже 400 лет находится на постоянном подъеме.

Утренняя кофейная пауза или приготовление кофе «флэт уайт» могут показаться обыденностью, но каждый раз, когда вы добавляете кипяток в молотый кофе и завариваете его, вы продолжаете историю, которая уходит корнями в далекое прошлое.

В велоспорте кофе ассоциируется не только со вкусом, но и с имиджем. Еще в 1950-х годах, во время затянувшейся войны между руководящим органом велоспорта в Великобритании, Национальным Союзом Велосипедистов (NCU), и недавно созданной Британской Лигой Велогонщиков (BLRC) из-за желания последней гоняться на дорогах общего пользования, кофе был символом крутизны.

Майкл Хатчинсон рассказывает об этом эпизоде в своей книге "История велосипеда" (Re:Cyclists) : «Это были не просто гонки, это была культура… Гонщики и их представители были из черно-белой эпохи; Участники лиги были, если говорить прямо, крутыми. Они носили солнцезащитные очки, у них были яркие цветные майки. Они покупали французский журнал о спорте "Miroir-Sprint", если могли его найти, независимо от того, умели ли они читать по-французски или нет, и рассматривали иллюстрации в кофейнях».

Великая команда Faema с Эдди Мерксом на крайнем правом фланге.
Великая команда Faema с Эдди Мерксом на крайнем правом фланге.

Кофе всегда был классным дополнением к велоспорту, еще со времен Коппи, потягивающего эспрессо, и Эдди Меркса, выступавшего за Faema — команду, названную в честь ее спонсора — итальянского бренда эспрессо.

Ритуал, аромат, изысканность — все это связано с желанием, при заездах на велосипеде, выглядеть и чувствовать себя европейцем, континентальным, космополитичным и современным. Поэтому кажется странным, что Франция имеет репутацию страны с плохим кофе.

«Иронично, — соглашается Уилл Корби, глава отдела кофе в Pact Coffee, — что кофе во Франции, как правило, ужасен. Хотя в культурном плане эта страна гораздо больше связана с Италией».

Другие кофейные бренды, наблюдая за успехами Faema в велоспорте, стремились наладить связи с космополитическим видом спорта. В 1980-х годах в пелотоне был Café de Colombia; в 2020-х годах был Segafredo — крупные имена в кофейной индустрии хотели процветать за счет этого сотрудничества.

Имейте в виду, что ни кофе, ни велоспорт не всегда были популярны, особенно в Британии. И то, и другое было увлечением меньшинства, уделом отщепенцев и чудаков. Для тех, кто был в этих двух связанных субкультурах — будь то в 1950-х или 1990-х — зайти в местное кафе на чашечку кофе было просто прикольным занятием.

Переход от моды к массовому потреблению

Однако в 2024 году он превратился из просто причуды или манерности в нечто совершенно нормальное почти для всех. Так же, как велоспорт стал (возможно) массовым в Великобритании, так и кофе. Из едва пригодной для питья жижи, которую терпели гонщики, чтобы выглядеть круто, он превратился в вкусный напиток, доступный везде и в различных видах.

В наши дни многие велолюбители являются ценителями кофе, включая Броди Чепмена из Lidl-Trek. «Впервые я попробовала кофе во Франции, и, не в обиду Франции, это был худший кофе, который я когда-либо пробовала», — вспоминает она.

«Я была на горнолыжном курорте и положила около шести кусочков сахара в эспрессо. Когда я вернулась в Австралию, мы пошли в одно из тех специализированных мест, где есть опросник с оценкой вкуса. Там я поняла, что смогу попробовать что-то особенное для меня».

Броди Чэпмен - без кофе.
Броди Чэпмен - без кофе.

Синергия с велоспортом

Почему кофе и езда на велосипеде стали казаться такими неразрывно связанными? Для моего поколения езда на велосипеде без кофе практически немыслима. Я хочу понять корни этой связи, как она возникла и развивалась.

Какой еще вид спорта имеет такую ​​сильную связь с определенной едой или напитком? Апельсины в перерыве между матчами футбола? Не совсем. Чай и крикет? Больше нет. Фондю и катание на лыжах? Прекрасно, но только в определенное время года.

«Я не знаю, что за этим кроется», — говорит Корби. «Неважно, длинную или короткую дистанцию вы едете, все хотят выпить кофе. Может быть, это потому, что когда вы едете по сложной дороге, у вас нет возможности общаться, пока вы не сделаете остановку».

Существует ли обратная ситуация, когда кофеманы начинают увлекаться велоспортом? «Нет, они не обязательно увлекаются велосипедами. Связь настолько необычная. Даже в кулинарии, кажется, что это не одно и то же».

Большинство велосипедистов пьют кофе. Во время поездки, будь то остановка на пит-стоп или после тренировки, остановка на кофе обязательна для многих групп. «Вы уже в пути, зачастую это происходит ранним утром, поэтому вы отправляетесь в кофейню, чтобы наверстать упущенное, пообщаться и перекусить», — объясняет Чепмен. «В Австралии очень развита культура кофе. Это то, чего вы не можете сделать в Интернете, — встретиться за чашечкой кофе».

Велосипедная команда из Ирландии North Downs CC с удовольствием посещают кафе.
Велосипедная команда из Ирландии North Downs CC с удовольствием посещают кафе.

В долгой поездке, кофе — это естественный перерыв, когда можно перевести дух и подвести итоги. Чашка чая кажется нелепой, пиво — тем более, а безалкогольного напитка недостаточно. Кофе удовлетворяет все потребности.

Другой австралиец, Бобби Макникол, менеджер клуба Rapha в Манчестере, поддерживает наблюдение Чепмена. «Кафе служит опорой для сообществ и очевидным местом встречи для групп. Это идеальный способ встречи, а возможность подкрепиться пирожными и кофеином во время поездки стала такой важной частью культуры велоспорта, что «коферайд» стал неотъемлемой частью большинства велолюбителей».

Одна из самых известных кофеен у вело спортсменов, La Fabrica Coffee Works в Жироне, принадлежит бывшему чемпиону Канады по шоссейным гонкам Кристиану Мейеру. «Остановка на кофе — это то, чего с нетерпением ждешь, как пункт назначения или удовольствия после насыщенного дня», — говорит он.

Кофейня La Fabrica в Жироне
Кофейня La Fabrica в Жироне

«Кроме того, если у вас выдался легкий день, это хороший способ неспешно начать поездку и хорошее место, чтобы встретиться с друзьями перед тем, как отправиться в путь». Мы все часто посещаем кафе, но, похоже, они имеют особое значение для велосипедистов. Возможно, связи, которые мы формируем во время езды, укрепляются еще больше во время общения за чашкой кофе.

Существуют вело кафе, которые обслуживают специально одетую в лайкру толпу, в городах и на популярных велосипедных маршрутах, которые становятся как пунктами назначения, так и пит-стопами. Одним из примеров было любимое многими Look Mum No Hands в центре Лондона, которое теперь, к сожалению, закрыто, но есть десятки других по всей стране.

Cycling Cafés от автора Китти Пембертон-Платт (Kitty Pemberton-Platt) отмечает 22 таких заведения по всей Великобритании. Предисловие к книге написал Тао Геогеган Харт (Tao Geoghegan Hart), сейчас работающий в Lidl-Trek: «Я определенно фанат остановок в кафе. Я твердо верю, что любую плохую поездку можно перевернуть с ног на голову с помощью хорошего кафе. Что любой день с дерьмовой погодой можно спасти, совершив 2,5-часовую поездку до места, где много углеводов и кофеина — прежде чем вспомнить, что вам еще и нужно вернуться домой!»

Кофеин и работоспособность

В период с 1984 по 2004 год кофеин входил в список запрещенных продуктов Всемирного антидопингового агентства. Это не означало, что гонщикам не разрешалось выпить чашечку кофе, но это означало, что они не могли принимать чрезмерное количество кофеина — необходимо было сообщать о концентрации кофеина в моче выше 6,0 мкг/мл, что указывало бы на то, что спортсмен выпил эквивалент как минимум шести чашек кофе. Однако с тех пор спортсмены могли свободно употреблять кофеин.

«Кофеин — это натуральный стимулятор, который приносит спортсменам ряд преимуществ, в том числе улучшает кровообращение, поэтому он в некотором роде повышает производительность», — объясняет Макникол, — «но я бы сказал, что его место в велоспорте скорее культурное, чем связанное с результатом».

Нет сомнений, что кофеин теперь широко используется на всех уровнях спорта. «Я не хожу в кафе после заездов для повышения производительности, но я принимаю кофеин во время гонок», — говорит Чепмен.

Он снижает восприятие усилий, а значит, облегчает езду. В этом и заключается смысл приема кофеина — он дает вам немного кайфа и помогает выдержать гонку. Есть [кофеиновые] гели со вкусом двойного эспрессо, но я бы предпочел кофе, если честно».

Сирил Дессель наслаждается чашкой кофе в ​​автобусе перед 11-м этапом Тур де Франс 2006 года
Сирил Дессель наслаждается чашкой кофе в ​​автобусе перед 11-м этапом Тур де Франс 2006 года

Кажется, у каждого профессионального велосипедиста есть полупрофессиональная кофемашина дома или в автобусе. В то время как алкоголь считается проклятием в течение сезона, хороший кофе — это безгрешный бонус к производительности, и каждый профессионал, похоже, очень гордится своей кофемашиной. Одна компания, кажется, более распространена, чем любая другая: Rocket Espresso. Итальянский бренд можно увидеть на автобусах Bahrain-Victorious и Soudal Quick-Step, но он также фигурирует на всех кухнях профессионального пелотона.

Брент Бэкхаус, менеджер Rocket по социальным сетям и еще один Австралиец, рассказал нам: «Довольно рано в нашей истории мы поняли связь между велоспортом и кофе. С нами связались Брэдли Уиггинс и Марк Кавендиш, которым нужны были кофемашины, и я думаю, это была своего рода удача».

Rocket активно поддерживал эту связь. «Мы сделали несколько кофемашин ограниченной серии для Giro d'Italia», — говорит Бэкхаус, — «а затем появился длинный список профессионалов, у которых есть сделанные на заказ кофемашины. Грег Ван Авермает однажды купил пять или шесть таких для своих товарищей по команде, чтобы поблагодарить их. Это было довольно удивительно». Профессиональным гонщикам обычно предоставляется скидка, подтверждает он, но ни одна кофемашина Rocket не раздается бесплатно.

Райан Маллен действительно погружается в свой эспрессо
Райан Маллен действительно погружается в свой эспрессо

Хотя большинство из нас умеют обращаться с кофемашиной или кофеваркой, чтобы приготовить хорошую чашку кофе, требуется потрудиться, чтобы получить действительно отличный эспрессо из кофемашины, даже если у вас премиальный продукт. Возможно, профессиональным велосипедистам нравится этот процесс правильного подключения и настройки? «У профессиональных велосипедистов есть время, чтобы повозиться со своей кофемашиной и погрузиться в процесс», — соглашается Бэкхаус. «Но, если вы действительно не в теме, вы, скорее всего, получите плохой кофе».

Может показаться, что эспрессо является доминирующим напитком в мире велоспорта и в кофейнях, но это не обязательно лучший способ снабдить организм кофеином. Кроме того, его сложнее усовершенствовать, так что не думайте, что вам нужно присоединиться к отряду любителей маленьких чашек. «Культура эспрессо в велоспорте действительно велика», — говорит Корби. «Но, если бы я давал кому-то советы, я бы посоветовал им заваривать методом фильтр-кофе. Для домашнего способа он подходит лучше других. Кофе получается вкуснее, он содержит больше кофеина и не требует больших затрат».

Многим профессионалам кажется, что перфекционистский подход к кофе помогает им сохранять сосредоточенность. «Я думаю, это удобно, повседневное приготовление кофе — это единственное, что я перевожу с собой по всему миру», — говорит Чепмен. «У меня есть маленькая кофемолка, которая вмещает около 12 г зерен, и портативный кофеварка V60 для заваривания. Я беру с собой мешочек зерен и пару фильтров. Это приятная рутина, которую я повторяю изо дня в день».

Кофе, вероятно, так же прочно вошел в ваш распорядок дня. Гордитесь тем фактом, что в следующий раз, когда вы остановитесь на кофе посреди маршрута или допьете чашку, которую возможно пьете, читая эту статью, вы примете участие в долгой и непростой истории любви велоспорта к кофе.

Комментарии (9)


  1. Tim1970
    02.12.2024 13:07

    Очень странный текст. Пить кофе во время интенсивной физической нагрузки, как стимулятор, безусловно вредно. Для сердца уж совершенно точно пользы не будет.


  1. aik
    02.12.2024 13:07

    Куча ничем не связанных друг с другом вещей. Можно пить кофе, но не ездить на велосипеде. Можно ездить на велосипеде, но не пить кофе.

    Какая связь между профессионализмом велосипедиста и наличием времени на кофе?

    И вообще, что в этом кофе такого особенного, что из него культ надо делать?


    1. rubinstein
      02.12.2024 13:07

      Самое главное, что с тематикой Хабра никак не связано.


      1. aik
        02.12.2024 13:07

        Некоторые айтишники пьют кофе, а некоторые ездят на велосипедах. Под этим соусом на хабр можно тащить что угодно.


  1. Lazhu
    02.12.2024 13:07

    Какая связь между профессионализмом велосипедиста и наличием времени на кофе?

    Никакой. Кофеиновый гель вштыривает на полчаса примерно, так же как и любой другой гель. Но там работает мальтодекстрин, а кофеин и прочее - для вкуса.


  1. stephanthe
    02.12.2024 13:07

    А как в голосовании считаются проценты?


    1. Lampbike Автор
      02.12.2024 13:07

      В голосовании можно выбрать несколько вариантов ответа, на случай если вы пьете разное кофе, чередуя их.


      1. stephanthe
        02.12.2024 13:07

        Понял, спасибо за разъяснение.


  1. Barma2012
    02.12.2024 13:07

    Делюсь секретным напитком для летних вело-покатушек, с модным названием "Взрыв-пакет" )))

    Одна порция: на банку "Черного русского" (миндальный или вишневый, кофейный хуже) - 40-50 мл Егерьмейстера. Лучше заранее всё это залить в пластиковую бутылку 0,5 с крышкой. Отхлёбывать по мере необходимости. Драйв начинается с половины порции. Более трех таких порций не советую, можно потерять велик )))

    Не благодарите!