Часть 1. Крамола или зачем собаке пятая нога?

Речь пойдет об искусственном, лишнем для подавляющего большинства организаций, с моей точки зрения, элементе организационной структуры, который отбирая функции у других элементов, ухудшает работу всей организации.

Да простят меня хорошие по своей натуре «эйчаровцы», пятая нога в подавляющем большинстве организаций — это HR.

Само понятие HR, человеческий ресурс, устарело. Сейчас можно говорить о человеческом ресурсе только за рамками организации — как о источнике, которым является все трудоспособное население. Сотрудники, составляющие плоть и дух организации, не могут являться ресурсом. Ресурсом были рабы в прошлых веках. Если же к сотрудникам относиться как к «ресурсу» — то тогда о каких декларируемых командной работе и взаимоуважении может идти речь? Или о понимании целей компании? О лояльности и усердии?

Раз есть «ресурс» — то и должен быть тот, кто управляет этим «ресурсом». Решая эту несуществующую задачу, придумали должность HR-менеджера. Вот только загвоздка – HR-менеджер не может управлять так как сотрудники у него не в подчинении.

Руководители рады – самое трудное в их деле (общение с подчиненными, их мотивация, разрешение конфликтов и прочие неотделимые функции управления сотрудниками) теперь «переданы» в HR. Но постойте, а кем тогда стали эти руководители? Уж точно не менеджерами, так как сняли с себя главную функцию – управлением сотрудниками (включая и их наем). А стали они «начальниками», отдающими приказы по процессам…

 Проблема в том, что при этом резко ухудшается эффективность работы компании, страдает ее кадровый капитал. Руководитель не особо заинтересован в снижении текучести кадров – HR-менеджер подыщет ему новых. Ему же за это платят, и даже KPI у него стоит от процента заполнения вакансий!

Зачем руководителю вникать в причины текучести (там вполне вероятно найти своё поведение)?

Сотрудники также остались «без хозяина». В случае любых важных вопросов типа оплаты труда и подобного руководители будут кивать на HR, а HR на руководителей. Ответственность руководителей перед сотрудниками и особенно перед Генеральным директором размывается.

Печальное то, что на данный момент от всех HR-менеджеров с которыми мне довелось пообщаться (и от ТОПов), я слышу формулировку основной задачи HR – «привлечение, найм и удержание сотрудников». На РБК.Тренды, например, в описании профессии так и сформулировано. Самое страшное здесь – «удержание». Как будто речь идет о тюрьме и заключенных.

Но давайте представим, что HR исчезли из организационной структуры. Все обязанности HR возвращаются туда, откуда они были изъяты. Для примера:

  • Поиск персонала – передать специализированным кадровым агентствам / или завести аккаунт на hh.ru или superjob.ru и организовать доступ к нему руководителей. Заодно руководители увидят рынок труда своими глазами.

  • Найм персонала – руководителям. Только они могут правильно оценить подходит или нет претендент. Также как и ответить на его вопросы. А все профили должности, заявки на вакансии и тому подобное содержат самые общие требования, не раскрывающие нюансы, которые выявляются при интервью.

  •  Адаптация – лучше руководителя ее никто не проведет. И это его прямая обязанность – не оставлять новичка один на один с работой. Опять же, как руководитель оценит прохождение испытательного срока, если не будет видеть как новичок адаптируется (впишется ли он в корпоративную культуру)?

  • Мотивация – и снова это прямая обязанность руководителя. Только он знает на что мотивировать и как исходя из плановых и внеплановых ситуаций. HR не разбирается в конкретном функционале сотрудников – его вариант будет всегда «для всех и ни о чем». (То, что большинство руководителей не знает теорий мотивации — это «голубой океан» для HR-бизнеса).

  • Образование, семинары и тп – кто как не руководитель (он же отвечает за результат?)  должен наблюдать за уровнем своих подчиненных и своевременно организовывать повышение квалификации? У него для этого есть все полномочия и знания – правильно отобрать семинары, пригласить специалиста по обучению и объяснить, что требуется от процесса.

HR в этом случае (как и в предыдущих) является звеном в глухом телефоне. Руководитель должен ему объяснить, а он будет общаться со специалистами по обучению. Те будут задавать вопросы – он с ними обратно к руководителю. И так многократно, пока (а в следующие разы и сразу) руководитель не махнет рукой "делай как знаешь".

  • Оценка и аттестация – это, пожалуй, самое большое зло, требующее искоренения. Рекомендую прочесть Деминга. Сотрудник не справляется? Значит руководитель допустил ошибку при найме/адаптации. Ему свою ошибку и исправлять – либо дообучить, либо перевести работника на другую должность, либо уволить и заняться поиском нового. Понимание этого приведет к лучшему отбору на входе, вниманию к работнику в процессе. Следствием будет снижение текучести и повышение эффективности.

  • Штатное расписание и система оплаты труда – совместная работа руководителей и экономиста.

 Можно продолжать и далее — тема большая. Поэтому здесь только по верхушкам — саму идею представить.

Кадровая служба остается в структуре организации – у нее свои классические обязанности по документообороту, контролю трудового законодательства, взаимодействию с трудовой инспекцией.

Резюме: исключение HR из организационной структуры потребует от руководителей всех уровней изменить свою ключевую функцию с «управления процессами через сотрудников» на «управление сотрудниками в процессах» -то есть на непосредственный менеджмент. Это повысит взаимодействие и ответственность всех участников и приведет к росту эффективности организации.  При одном условии - руководителям придется учить теорию менеджмента.

 Куда в таком случае податься HR-менеджерам? Вариантов много: в специалисты кадровых агентств, в консультанты по теориям мотивации и корпоративной культуры, в специалисты по эффективному взаимодействию (об этом как раз далее).

Часть 2. Очевидное – невероятное, или повсеместно отсутствующий элемент в организационной структуре 

 Давайте рассмотрим организацию как социальный субъект, состоящий из сотрудников и их взаимодействия. Преимущество организации перед индивидуальным трудом (например, обувной фабрики против сапожника) заключается в синергетическом эффекте, возникающем благодаря взаимодействию сотрудников с различной специализацией. 

Поэтому так популярны у руководителей темы тимбилдинга, эффективного взаимодействия различных отделов между собой, координирования действий, всевозможных согласований и утверждений регламентов, бюджетов и правил в группах, на собраниях.

Чем выше, качественнее это взаимодействие – тем сильнее проявляется эффект. А если взаимодействие контрпродуктивно? Если обсуждение скатывается в сторону, переходит на личности, или происходит неконструктивно в силу незнания техник проведения дискуссии? Представьте, что мы имеем возможность замерять до и после каждой встречи уровень желания взаимодействия ее участников. Предположу, что часто мы могли бы видеть снижение этого показателя после встречи по всевозможным причинам – от обиды за непринятие идеи до потери времени из-за бесполезных обсуждений. А бывает и непоправимое – в пылу спора эмоциональные переходы на личности. Все это серьезно снижает эффективность организации и принимаемых решений.

 Можно эффективно работать по принятым решениям, но согласитесь, что работать по принятым эффективным решениям гораздо приятнее как в имущественном плане, так и в мотивационном.

Пример – можно копать яму лопатой, а эффективно — экскаватором. А можно найти эффективное решение и тогда отпадёт необходимость копать яму.

Именно этот принцип со стороны организации заложен в высокие зарплаты топ-менеджмента – эффективные решения по системе в целом важнее эффективной работы отдельного ее элемента.

 Реальный взгляд на организацию отражается в организационной структуре. Обычно в ней есть коммерческие и финансовые директора, технологи, инженеры, руководители производства, продаж и далее по списку, занимающиеся эффективным управлением своей частью активов (эффективной работой) в общей деятельности предприятия. Но нет ни одной должности, которая бы повышала эффективность взаимодействия этих лиц при проработке решений.

 Специалист по эффективному взаимодействию.

 Почему его нет в структурах предприятий? Он может выступать в трех важных ролях:

  • Модератор. Работает с содержанием на всех встречах, планерках, сессиях и т.д., заставляя придерживаться повестки, не дает отклониться от темы, контролирует соблюдение регламента. Это повышает вероятность решения проблемы в отведенные сроки и делает встречи более продуктивными.

  • Фасилитатор. Работает с группой, помогая ей достичь целей, легче и быстрее согласовать решение, используя для этого различные методики. Это снижает конфликтность и повышает как качество, так и скорость принятия решений.

  • Медиатор. Участвует в конкретных конфликтах (например, трудовые споры), помогая сторонам понимать интересы друг друга и содействовать конструктивному подходу в решении конфликта. Это помогает урегулировать конфликты, повышать удовлетворенность от встреч и гасить негативные эмоции.

 Я убежден, что организация должна иметь в структуре такого сотрудника, принятого на полную ставку, участвующего во всех групповых встречах (планерках, совещаниях, собраниях, комитетах, сессиях, комиссиях, семинарах) и трудовых конфликтах. Как только руководители «распробуют» групповую работу с таким человеком и увидят результаты, у них останется один вопрос «Почему у нас не было этой должности раньше?»

 Вспоминая немалый опыт участия в групповой работе, предположу, что привлечение специалиста по эффективному взаимодействию позволит сократить время встреч вдвое (решается вопрос нехватки времени ТОПов на насущные задачи, да и простая экономия на зп участников с лихвой перекроет затраты на специалиста), существенно повысив при этом результативность встреч (эффективность проработки решений).

Комментарии (9)


  1. vgurov_crystaltest
    05.11.2024 03:26

    Далеко не во всём могу согласиться с точкой зрения автора. Специалист по кадрам в компании всё-таки необходим. Например, когда в нашем стартапе появился HR, я, как руководитель одного их технических отделов нашей организации, вздохнул с облегчением. Во-первых, она взяла на себя всю бюрократию по оформлению новых сотрудников и их первичную ориентацию. Во-вторых, она здорово помогала с первичной фильтрацией соискателей, включая обзор резюме, выделение перспективных кандидатов по моим критериям, первичный созвон с кандидатами и базовую проверку их квалификации для допуска к первому раунду технического собеседования. Она реально экономила время более дорогостоящих членов моей команды. Решение о найме кандидатов принимал я на основе результатов собеседований и мнения членов моей команды, проводящих эти собеседования.

    Должен сказать, что HR не отвечала за адаптацию, аттестацию, мотивацию, тренировку и обучение инженеров. Эти задачи были частью моей работы как руководителя отдела. Здесь я согласен с мнением автора статьи, что эти обязанности должны выполняться управленцами, а не HR.

    Внедрение "специалиста по эффективному взаимодействию", на мой взгляд, весьма спорная инициатива. К примеру, модератором на совещаниях, особенно технического персонала, должен быть не сторонний человек с весьма размытыми обязанностями и правами, а сам инициатор совещания, который лучше понимает повестку и направления обсуждения. В конце концов, цель совещания - это выработка командой оптимального решения какой-то проблемы, а не слепое следование регламенту. Я видел много попыток скрам мастеров следовать регламенту, которые превращали рабочие встречи в непродуктивное убийство времени.

    Что же касается работы с группой и разрешения конфликтов, то разве это не обязанность руководителя? Я бы никогда не доверил третьему лицу как-то разруливать внутренние конфликты в моём подразделении. Не думаю, что инвестиция в "специалиста по эффективности" может принести какие то реальные дивиденды. Лучше направить эти средства на обучение руководителей, если у них не хватает именно этих навыков.


    1. Klerk101202 Автор
      05.11.2024 03:26

      И не нужно соглашаться во всем, тут я совершенно не настаиваю.

      Этот текст - попытка посмотреть на ситуацию с другой стороны. Поставить вопрос (не про кадры, а) про HR, на который нужно "переответить" в каждой организации - действительно он нужен как элемент системы со своей функцией, или это дань моде и HR отбирает частично функционал у других элементов организации, разрушая их целостную функцию и тем самым нанося больший ущерб, а не принося пользу организации? (с точки зрения отдельных руководителей может быть удобнее, но здесь рассматривается не удобство конкретного менеджера, а эффективность организации как целого)

      Специалист по кадрам нужен - это в тесте прямым текстом - "Кадровая служба остается в структуре организации – у нее свои классические обязанности по документообороту, контролю трудового законодательства, взаимодействию с трудовой инспекцией "


    1. killeralex
      05.11.2024 03:26

      Статья ни о чем. Обсуждать нечего. Хабр, очевидно, не литературная страничка. (А сейчас зачастую превращается в набор эссе типа =Был сварщиком, стал пайтонистом=)


  1. nav68
    05.11.2024 03:26

    Две ноги на трех ногах, а четвертая - в зубах. Вдруг четыре подбегают и одну ногу хватают. Две ноги за три ноги и швыряют вслед пяти.


  1. TheOldGrouch
    05.11.2024 03:26

    Само понятие HR, человеческий ресурс, устарело.

    С чего бы вдруг?

    Сейчас можно говорить о человеческом ресурсе только за рамками организации — как о источнике, которым является все трудоспособное население. Сотрудники, составляющие плоть и дух организации, не могут являться ресурсом.

    Да с чего бы вдруг? У нас разве уже коммунизм с понями и радугой наступил?

    Ресурсом были рабы в прошлых веках.

    Ну, так-то рабство никуда не делось пока. И не денется.

    Если же к сотрудникам относиться как к «ресурсу» — то тогда о каких декларируемых командной работе и взаимоуважении может идти речь? Или о понимании целей компании? О лояльности и усердии?

    А речь и не идёт. Точнее идёт, но в одном формате - "кабанчик" через эйчарок вещает это для вас, что бы вы работали усерднее, за меньшую пАйку, вот и всё.


    1. vgurov_crystaltest
      05.11.2024 03:26

      А ведь комментатор то прав. Скрупулёзно подмечено.

      Ресурс — это любой материальный или нематериальный актив, который может быть использован для достижения определённых целей или задач. Ресурсы могут быть разнообразными и включают в себя:

      1. Материальные ресурсы: Земля, сырьё, финансовые средства, оборудование и т.д.

      2. Человеческие ресурсы: Знания, навыки и опыт работников.

      3. Нематериальные ресурсы: Бренд, репутация, интеллектуальная собственность.

      Ресурсы имеют ограниченность, и их эффективное использование является ключевым аспектом управления в различных областях, включая бизнес.


      Так что, сотрудники, работники, персонал, штат - это актив организации или нет? По мне - так таки да. И никакого синонима с понятием "рабство" здесь нет. А эффективно управлять этим ресурсом, также как и любым другим, нужно.
      Откровенно говоря, у меня сложилось впечатление, что красная нить этой статьи - попытка подменить управленцев этим ресурсом некими "специалистами по эффективному взаимодействию". Я не думаю, что внедрение таких специалистов реально улучшит эффективность организации. Хотя вполне обоснованное беспокойство автора по поводу подминания HR управленческих функций под себя с целью повышения своей значимости я разделяю.


      1. Klerk101202 Автор
        05.11.2024 03:26

        Взгляд на сотрудников в этой статье обусловлен новой эпохой системного мышления, а не прошлой, "машинной" (подробнее можно почитать у Рассела Акоффа, например "О менеджменте" или любой книге, посвященной теории систем).
        Так как сотрудники являются элементами организации, самой её плотью, то в этом смысле они не могут быть активом (в переносном смысле термина "актив", как что-то полезное, а не обременяющее - да, я сам говорю, когда речь заходит по урезанию костов, что сотрудники - это не расходы, а актив). Возьмем вашу семью. у семьи есть Активы - дом, автомобиль. Являются ли они частью семьи? Не думаю. вы всегда можете переехать, сменить автомобиль.

        В этой статье я хотел обозначить именно этот "оттенок" термина "сотрудник", так как большинство все же противопоставляет сотрудника и организацию, что наносит ущерб эффективности организации и ухудшает ощущения самого работника как элемента организации.

        "красная нить этой статьи - попытка подменить управленцев этим ресурсом некими "специалистами по эффективному взаимодействию". - Ни в коем случае! Возможно косноязычно выразился, но наоборот, я хочу чтобы у управленцев труд был цельным, более разнообразным. Специалист по эффективному взаимодействию не подменяет их труд, а улучшает взаимодействие между ними.

        Так как тема большая, а основы, лежащие в предлагаемых мною принципах не раскрыты здесь, понимаю ваши претензии. Но в следующих статьях я буду понемногу раскрывать свое видение, и возможно тогда большинство ваших претензий снимутся, так как станет понятней моя позиция (она никогда не бывает категоричной - мои вопросы больше на раздвижение границ восприятия, чем на утверждение что так надо делать)


    1. Klerk101202 Автор
      05.11.2024 03:26

      на первые два вопроса вам отвечают современное представление теории систем и современные книги о менеджменте.
      Но если вас этот ответ не устроит, то пусть будет это мой взгляд на ситуацию, я не настаиваю чтобы вы его приняли.

      Про рабство - Когда мои клиенты говорят - "ну вот те же налоги не платят?" - я им отвечаю - "ну и машины с улиц до сих пор воруют. это не означает что этим стоит вам заниматься."
      Также как есть и прочие уголовные преступления - это не значит что они являются нормой повседневной жизни.
      Статья же не про работорговлю как официальный бизнес - мы же не пишем историческое исследование? Это рубрика "Управление персоналом", где вроде как работорговля не является законной деятельностью.

      ""кабанчик" через эйчарок вещает это для вас, что бы вы работали усерднее, за меньшую пАйку" - есть такое в мире. С такими я стараюсь не взаимодействовать. (в первые 12 лет опыта насмотрелся на это достаточно)

      Но есть и другое отношение.
      И есть колеблющиеся между этими отношениями. Я работаю в основном с ними - раскрывая суть организационных отношений и повышая удовлетворение от работы у как можно больше сотрудников организации, так как я в своей работе действую в интересах организации, а не первого лица (хотя он является заказчиком и принимает решение о сотрудничестве со мною)


      1. TheOldGrouch
        05.11.2024 03:26

        Современные книги о менеджменте - это те же сказочки для лохов. И это прекрасно видно, когда сдуваются "пузыри" и начинаются увольнения. Вот как сейчас.