Традиционно, на рынке труда компания считается покупателем, а работник - продавцом. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Что создают компании? Помимо товаров и услуг, они создают Рабочие места, которые и выставляют на рынок (я пока не подобрал здесь правильный термин, но это больше не про физическое место, а про "место/позицию в организационной структуре и процессах" – далее термин «рабочее место» будет употребляться в этом смысле). Соискатели их рассматривают, и при соответствии параметров рабочего места (при этом уровень заработной платы — это один из параметров этого места, не более) требованиям, «приобретают» его, подписывая трудовой договор.

Покупатель в роли сотрудника использует это рабочее место для удовлетворения своих целей: профессиональных, материальных, социальных. Если рабочее место перестает удовлетворять его потребности (как по причине изменения самого рабочего места, так и по причине изменений потребностей), он «возвращает» его, разрывая трудовой контракт.

Со стороны работника платой является квалифицированное время (не просто время человека, а время его деятельности, соответствующее заявленным в резюме уровнями квалификации и навыков). Если окажется что его квалификация оказалась «фальшивой» (плата не соответствует) - то теперь уже компания разрывает контракт и возвращает рабочее место на рынок.

Специфичность рабочего места как товара выражается в том, что оно неразрывно связано с организацией, являясь его неотъемлемой частью. В случае «приобретения» рабочего места соискатель сам становится элементом организации, оказывает на нее влияние, изменяя внутренние или внешние взаимодействия и влияя на рабочее место. Поэтому у организации есть возможность отказать соискателю-покупателю в этой специфичной сделке, учитывая вероятность пагубного влияния на нее приобретателем рабочего места.

Как и у сотрудника всегда имеется возможность расторгнуть контракт, если организация создаст новые, другие, рабочие места, которые изменят параметры его текущего места (а они не могут не изменять, так как добавление нового элемента в систему оказывает влияние на все другие элементы системы) и оно  перестанет отвечать требованиям сотрудника (этот момент всегда необходимо учитывать, изменяя штатное расписание и думать не только о новых, но и о уже имеющихся местах - как изменения в штатном затронут их параметры позиционирования в структуре и процессах).

И последнее в пользу рабочего места как товара - оно вполне конкретное. Его можно описать в параметрах, оно достаточно жестко зафиксировано многими взаимосвязями в деятельности организации. Если же рассматривать труд человека, то под категорию «товар» он мало подходит – один и тот же человек может заниматься совершенно разными занятиями одновременно, он может работать на разных работах, специальностях, профессиях – как конкретизировать его способность трудиться, когда способности человека лежат в очень широкой плоскости (в отличие от конкретики параметров рабочего места)?

Проникновение интернета и развитие технологий совместной работы, исключающих зависимость от местоположения работника/отдела/офиса, возникновение такого понятия как удалённая работа (и взрывной её рост в COVID-19) расширяет рынок сбыта для организаций. Технологичные компании сейчас могут искать покупателей (работников) на свой товар (рабочие места) по всему миру. Как развитие e-commerce позволило продавцам доставлять товар в любую точку планеты покупателю, так и развитие e-work позволяет организациям предлагать свои рабочие места всему миру, находя кандидатов на свои рабочие места (опять же, это позволяет часто «удешевить» некоторые параметры товара (например, уровень заработной платы), не затрагивая его основного назначения.

Если рассматривать рабочие места как товар, подход к их созданию должен быть схож с основным бизнес-процессом. Перед тем как создать новое место, компании должны провести маркетинговое исследование — изучить спрос соискателей на конкретные рабочие места, оценить их потребности и приоритеты. И дело тут не только в зарплате. Многие кандидаты ищут определенную корпоративную культуру, гибкость условий, возможности для развития.

Компании нужно уметь "продавать" рабочие места, раскрывая не только профессиональные требования, но и бытовые условия, особенности корпоративной жизни, роль сотрудника на этом рабочем месте в компании, возможности для карьерного роста. Примечательно, что на собеседованиях часто больше говорит кандидат, чем HR-специалист. Но ведь именно компания должна презентовать свое рабочее место, чтобы "продать" его талантливому кандидату.

Это требует от компании проверки параметров рабочего места на соответствие потребностям кандидатов, выявление несоответствий и проработки вариантов их устранений – от изменения отдельных параметров рабочего места (уровень зарплаты, локация, возможность развития) до реинжиниринга бизнес-процессов, подстраивая их под запросы имеющихся кандидатов.

Продажа рабочих мест актуальна не только на внешнем рынке. В первую очередь надо научиться «продавать» на внутреннем – у многих работников есть стремление к развитию, и компания должна уметь предлагать им новые рабочие места внутри организации. Это снижает затраты на привлечение новых специалистов и повышает мотивацию работающих. У сотрудников, являющихся плотью организации, должно быть преимущественное право на покупку освободившегося/созданного рабочего места.

Резюмируя, хочу сказать, что смена точки взгляда на рынок труда существенно меняет подход к найму персонала, анализу причин текучести, управлением удовлетворённостью сотрудников.

Если рабочее место у нас «товар», то мы можем здесь применять этапы и приемы, используемые в основном бизнес-процессе организации: маркетинговые исследования, определение потребностей, разработка рабочих мест под эти потребности (не профиль должности, а профиль рабочего места!), непосредственный контроль качества рабочих мест (регулярный контроль всех тех параметров в профессиональном, бытовом, культурном, управленческом и т.д .планах), их рекламу, продажи и т.д.

Подумав над этим, вы, вероятно, найдете множество подтверждений этой точки зрения, а главное – увидите способы серьезно уменьшить число незакрытых вакансий, став "клиентоориентированной" компанией в найме.

Комментарии (2)


  1. Klerk101202 Автор
    06.11.2024 03:18

    P.S.
    Первоначально я в тексте хотел сделать особый акцент на том, что такое "рабочее место" и начал так:
    "Текущее понимание рынка труда уходит корнями в работорговлю, во времена, когда ещё не было современных организаций с их довольно полной правосубъектностью и стремлением к самоопределению в социальном, профессиональном, экологическом и иных аспектах. Коммерческие организации, как представители особого социального вида, прошли достаточно большой путь развития. От времен первых мануфактур и купцов, где они были, по аналогии с животным миром, условно простейшими (с какой-то одной развитой функцией в помощь собственнику) до человека разумного в юношеской стадии в настоящем времени (все функциональные системы определены и существуют, включая высшую нервную систему – менеджмент, с отделением собственников от самой организации). В социальной сфере организации начинают самоопределяться, осознавать своё «Я», а также понимать всю сложность взаимодействия своих элементов (как сотрудников, так и функциональных групп).
    Если мы начнем рассматривать анатомию организации – то общее представление о ней мы получим через обзор функциональных систем, если же спуститься ниже, на «клеточный» уровень, - мы увидим совокупность «рабочих мест». Именно строение (форма и структура рабочих мест, функциональных подсистем) определяет потенциальные возможности организации, как вида - как определяет строение тел потенциальную способность организмов к плаванию, бегу или полету. Но до сих пор анатомии организации уделяется мало внимания, особенно на клеточном уровне – на уровне рабочего места. Отставание развития менеджмента от развития самих организаций порождает проблемы, одну из которых мы сейчас и рассмотрим... "

    Понял что так я никогда статью не напишу и закинул в ChatGPT на оценку. А он мне - ты чего это пишешь сложно, трудно понимаемо и т.д. Я догадывался, что если выкладывать те основы, что у меня формируются в голове об организации, то это книга получится, а не небольшая статья. Поэтому я выкинул это из текста (но к этому я ещё вернусь - это принципиальный момент как в теории организации, так и в проработке оргструктур), не стал далее развивать эту мысль, а написал попроще, сделав акцент на клиентоориентированности при найме.


  1. AleksSl
    06.11.2024 03:18

    Это очень интересная точка зрения. Мысль мне понравилась и я буду ее думать, как говориться. )

    Но всё-таки мы сталкиваемся с реальностью и она нам диктует первую формулу (работодатель - это покупатель, работник - продавец) как более релевантную.

    Если должность - продукт, то именно купивший ее работник будет тем, кто будет иметь окончательное решение о разрыве отношений и вообще смене ролей в целом. Это его корова и он будет решать когда ее доить. ) Но, по факту, это не так, именно работодатель имеет большую власть в принятии решения по увольнению и именно он определяет роль. То есть вещь имеет контроль над покупателем, а это уже другой вид отношений.

    В то же время если рассматривать ситуацию в классической форме, то все кажется более релевантным. Работодатель купил вещь, причем купил он ее под себя, на собеседование стресс только для соискателя, но не для работодателя, и именно соискатель (в большинстве случаев) выступает в роле "просящего". И решение о том, когда выкинуть вещь решает именно работодатель. Он может выкинуть по щелчку, наплевав на ситуацию в жизни работника, в то же время как для него потеря работника - лишь запланированные риски.

    И ещё более очевидно это становится при понимании что работорговля никуда не делась. Работник - это раб, а условия его работы (наличие печенек и т.д.) определяется лишь конкуренцией между работорговцами, но никак не интересами рабов. ) Если бы работорговцы могли, они бы заставили работников работать за еду, но так не получиться только потому, что другой хитрый работорговец предложит рабам еду+воду и тогда рабы сбегут ко второму, а первый лишиться своей прибыли. И т.д. и т.п. Это личная конкуренция работорговцев, но никак не "забота" о рабах.

    Но дальше да, вступает в силу аргумент, что рабов нужно сманивать едой+водой, а избежать текучки поможет общая атмосфера и "социальные гарантии" в стиле: "Мы вам дадим меньше плетей, а ещё и дополнительную черствую горбушку хлеба. Ну зачем тебе что-то менять, у нас же точно не хуже!".

    Создавать общую привлекательность работорговца для раба - это хорошая и правильная тема. И тут рассмотрения мест работы как продукта точно поможет. Смена фокуса, возможность рассмотреть ситуацию с другой стороны - это всегда полезно!