Продолжим воодушевлять неравнодушных на интересные забавы в необычной области — горячее декоративное стеклоделие в пламени небольшой настольной горелки. Несмотря на открытый огонь, электропечь с высокой температурой и другое специфическое и на первый взгляд страшное, оборудование, барышни, а вотчина это в основном их, своими нежными пальчиками преотлично с ним управляются, а основы работы в упрощённой стеклодувной технике на стальной спице легко осваивают и дети с первого же занятия. Городские энтузиасты запросто оборудуют рабочее место и в квартирах, практика это отработанная. Крупных ваз и кувшинов при этом, увы, не получить, масштабы здесь скорее ювелирные, но и они позволят окунуться в восхитительный и волшебный мир пламени и цветного стекла — музыку во плоти.

Например


Здесь, мы не претендуем на лавры Фаберже — наши неуклюжие поделки ценны только самостоятельным изготовлением своими руками — сосредоточимся же на технических и технологических сторонах ремесла, в которых мы разбираемся лучше. Практика показывает — заметные художественные достоинства в декоративно-прикладных работах начинают появляться спустя месяцы прилежных занятий и гору перепорченных материалов, и хотя бы на это время полезно держать перед своим внутренним взором сияющие ориентиры, освещающие путь в минуты уныния и душевной слабости. Посмотрим же, что делают натурально — мастера своего дела.

Фото 2. Чужое из сети

Фото 3. Чужое из сети

Фото 4. Чужое из сети

Фото 5. Чужое из сети

Фото 6. Чужое из сети

Фото 7. Чужое из сети

Фото 8. Чужое из сети

Фото 9. Чужое из сети

Фото 10. Чужое из сети

О применяемом оборудовании [1—4], материалах и работах подготовительных мы уже поговорили, пора приступать к делу.

Некоторые простые практические приёмы


Удивительно, но здесь, как и в стеклодувном приборостроении, даже самые сложные работы состоят из повторений и комбинаций относительно малочисленного ассортимента простых приёмов. В lampwork это рисование-укладывание разнокалиберных цветных нитей, вытягивать которые мы уже с успехом научились, декорирование крошками цветного стекла; сдвигание и закручивание уложенного и размягчённого рисунка; применение сложных заготовок-элементов вроде мурини; наконец, свободная лепка горячего стекла с помощью пинцета, и формовка с применением фасонных щипцов и формочек. Ко всему добавим возможность прозрачной или полупрозрачной плоской и объёмной заливки.

▍ Добавление крупной порции стекла


Это и лепка, и украшение работы большими каплями или усами, прозрачные заливки и изготовление слоя-грунта на разделительной жаростойкой обмазке державки-спицы.

Фото 11. Обычно выполняется исходным стеклянным стержнем-заготовкой. Толстое холодное стекло несколько раз макаем в пламя, и лучше с непрерывным вращением его пальцами, добиваясь более плавного и равномерного нагрева стекла, не позволяя развиться термоудару, растрескаться. Прогретый конец заготовки размягчаем в горячей средней части факела и расплавленную часть стекла переносим на свою работу. Размягчённая часть заготовки прилипает к подогретому стеклу бусины, прутик оттягиваем и переплавляем образовавшийся тонкий усик. Сложность всех подобных простых операций в согласованности действия рук и некотором навыке — массивную бусину нужно непрерывно вращать в относительно холодной части факела, иначе мы своими прикосновениями потревожим её уже готовые нижние слои

Фото 12. Большие порции стекла, целые слои, удобнее укладывать сплошной спиралью, как первый слой-основание. Размягчённый кончик стеклянной палочки медленно накручиваем на подогретое основание или бусину. Успех операции зависит от правильного положения всех частей в пламени — заготовку нужно размягчать сильно, основание же (бусину) лучше не перегревать. Если приходится прикладывать заметные усилия, значит, мы что-то делаем неправильно. Иногда помогает палочку стекла в процессе работы проворачивать для лучшего прогрева

Фото 13. Особенно внимательно следует выбирать место в огне при прозрачных заливках. Основание не должно быть мягким, иначе весь рисунок, весь замысел расплывётся и исказится. Лучше, но дольше при этом наносить небольшие порции стекла крупными каплями или мазками

Фото 14. Неровности стекла можно легко выровнять на графитовой (мраморной) плитке, прокатывая её с лёгким прижимом

▍ Применение стеклянных струн и нитей


Это те же заготовки-прутики, только масштабированные, ими теперь можно сделать линии, штрихи и точки гораздо мельче и точнее, буквально рисуя на стекле.

Фото 15. Как и в других операциях, здесь важно подобрать положение элементов в пламени. Задача осложняется значительным отличием массы разогревающегося стекла — массивная бусина, которую к тому же нужно только слегка подогревать и мгновенно раскаляющаяся, переплавляющаяся, собирающаяся в каплю тонкая струна. Здесь лучше сделать факел помягче — уменьшить подачу воздуха в горелку, и работать в дальней негорячей части пламени

Фото 16. Стеклянной струной можно писать и рисовать, укладывать их в узоры, накручивать спиралями, применять сложные заготовки — налепить на подогретый прозрачный (цветной прозрачный) стержень и перенести на работу его каплю, штрих или завитушку, добившись эффекта парящих нитей или плывущей в воде медузы

▍ Сдвиг или закручивание


Ещё один способ декорирования, когда уложенный и размягчённый рисунок, намеренно искажают каким-то внешним механическим усилием. Это могут быть помянутые медицинские стоматологические крючки и иглы из нержавеющей стали (тонкие концы быстро раскаляются и липнут к стеклу — работать оперативно, часто макать в воду), столовые приборы, специальные инструменты.

Эффектная и часто используемая разновидность приёма — закручивание рисунка. Округлые формы такого декора гармонируют с общей формой работы и выглядят особенно уместно. Обычно закручивание делается чуть подогретым прутиком стекла или толстой струной. Нужное место сильно разогревается, вынимается из пламени, в центр его слегка погружается подогретая стеклянная палочка-ручка. Провёрнутая пальцами вокруг своей оси, она увлекает и близкие элементы, превращая их в этакую сложную спираль. Струну-ручку переплавляют у основания и выравнивают поверхность бусины. Приём непростой — место в пламени, степень разогрева.

▍ Декорирование стеклянными крошками


Очень лёгкий, повторяемый и симпатичный способ. Приготовив крошки нужного размера и цвета (смеси цветов, смеси глухого и цветного прозрачного стекла) укладываем их в подходящую негорючую и неплавящуюся ёмкость с невысокими бортиками.

Фото 17. Для своих экзерсисов мы применили жестяные крышечки для консервирования, вынув из них уплотняющие резинки. Сзади на фото видна наша ступка для измельчения стекла

Фото 18. Техника работы очень проста: немного разогрев нашу работу, быстро макаем или прокатываем её по холодным крошкам. Прилипшее можно вплавить заподлицо с основным слоем или только размягчить до надёжного спаивания и рельефного вида оплывших на солнце карамелек

Вариант приёма для особо усидчивых: вместо крошек макнуть горячую бусину в наломанные коротенькими кусочками стеклянные струны и нити.

▍ Лепка


Сложный приём, требующий хотя бы минимальных скульптурно-художественных талантов. Выполняется теми же пинцетами, крючками, иглами. У медицинских пинцетов полезно сточить зубцы на губках, чтобы они оставляли ровный оттиск. Нержавеющим инструментом также работать быстро и часто охлаждать, бусину не забывать вращать. Сюда же можно отнести и общую формовку работы в специальных формочках, сплющивание щипцами до состояния подушечки и т. п.

Мы закончили лепить и украшать свою работу в пламени, что с ней делать дальше?


▍ Внутренние напряжения в стекле, их уменьшение, отжиг


Стекло — материал особенный — удивительный, красивый, прозрачный, но и требующий весьма деликатного с собой обращения. Он твёрдый, хрупкий и плохо проводит тепло. Практически это означает и то, что стекло нельзя быстро и сильно нагревать или охлаждать (термоудар), особенно предметы стеклянные толстостенные — верхние их слои изменяют свою температуру гораздо быстрее внутренних и расширятся или сожмутся по-разному, ломая друг друга. Раскалённый стеклянный шарик, оставленный на открытом воздухе, остывает слишком быстро и если не разрушится сразу, то получит пресловутые коварные внутренние напряжения, могущие дать трещину или даже разорвать его в любой удобный момент от незначительного воздействия.

▍ Упрощённая работа с теплоизоляторами


Горячую стеклянную работу следует охлаждать замедленно, чтобы тепло из её глубин успевало передаваться к верхним слоям и между ними не было большой разницы температуры. Проще всего это сделать, поместив работу после горелки в какой-то негорючий и хорошо изолирующий тепло материал.

Фото 19. «Базальтовое одеяло» — сложенный пополам кусок одноимённой ваты — мягкого рулонного огнеупора из печного магазина

Фото 20. Вермикулит — род слюды, мелкие и лёгкие серебристо-коричневые чешуйки, с удовольствием применяемые цветоводами-любителями для разрыхления почвы. Для нашего применения удобно насыпать его в крупную жестянку

Оба способа лишь до некоторой степени замедляют охлаждение горячей работы и со стеклом толстостенным и не слишком жаростойким (lampwork-бусины из легкоплавкого стекла с заметным ТКР — температурным коэффициентом расширения) могут давать брак. Банка с вермикулитом выглядит эстетичнее растрёпы-одеяла, но удобна меньше — бусину перед втыканием следует подстудить, иначе мягкая она повредится, лёгкие чешуйки слюды буквально облепляют стекло и спицу, их после остывания приходится тщательно очищать, обметать.

▍ Печной отжиг


Увы, никакие теплоизоляторы не позволяют полностью избегнуть внутренних напряжений в остывающем стекле, в нём всё равно остаются сжатые области, хотя и не настолько разрушительные. Полностью их удалить можно только способом активным — отжигом. Это медленный нагрев, чтобы не получить термоудар, выдерживание горячей стеклянной вещицы при температуре чуть ниже t размягчения стекла, чтобы внутренние напряжения расправились, и очень, очень медленное её охлаждение, чтобы не устроить напряжений новых. Процесс это длительный — часы, десятки часов, и энергоёмкий. Горячие бусины из пламени удобно поместить в печь, нагретую до t чуть ниже t отжига, опустив при этом нагрев печной, а после окончания сеанса работ на горелке, всё изготовленное разом отжечь.

Фото 21. Существуют специальные небольшие печи для lampwork с узкой щелью-дверцей для удобного закладывания бусин на спицах. Их концы при этом торчат наружу, как хвостики мышей из мышеловки. Для отжига бусин мы с успехом применяем самодельную печь-чемодан для fusing (цветное стекло, сплавленное слоями), закладывая спицы в нагретую до 450…500 ̊ С печь большим длинным пинцетом и используя подставки из красного кирпича с выпиленными канавками

▍ Режим отжига


Сложный момент, тем более для непрозрачного стекла, где остаточные напряжения нельзя увидеть в поляризованном свете и скорректировать термопрофиль отжига. Ключевые параметры — время отжига, зависящее от размеров (толщины) работ, и температура отжига, которую нельзя превысить из-за риска размягчения стекла, а это его оплывание, слипание соседних работ, прилипание к поду печи.

В целом, полагаемся только на рекомендуемые производителем режимы и для стекла «мягкого» комнатной температуры они могу быть таковы: нагрев до 510 ̊ С со скоростью (не выше) 150 град/час (0,04 град/сек); выдержка 60 минут; охлаждение до 370 ̊ С со скоростью (не выше) 80 град/час (0,02 град/сек); выключение нагревателей, остывание до комнатной температуры «с печью». Интернет при этом подсказывает, что существуют и другие lampwork-стекла, требующие температуры отжига выше, до 580 ̊ С. Выдержка 60 минут здесь с явным запасом на случай весьма крупных шариков.

Фото 22. Порция отожжённых бусин

▍ Снятие бусины со спицы, очистка от остатков обмазки


Фото 23. Наша рыхлая и непрочная самодельная огнеупорная обмазка спиц легко разрушается сухой, бусины снимаются без труда, но в сложных случаях спицы перед снятием погружают в стаканчик с водой, дав глине как следует размокнуть. Свободный конец спицы можно взять плоскогубцами, а бусину при снятии чуть проворачивать

Фото 24. В моём хозяйстве есть УЗ мойка, которую я люблю использовать при всяком подходящем случае. Непрочные остатки глины из отверстий удалил в ней

Фото 25. Части обмазки спёкшиеся мы получше вычистили иглой с алмазным покрытием. Такой инструмент, тем более в гражданском китайском исполнении имеет непрочный рабочий слой, служащий дольше в воде или при частом омывании

Фото 26. При работе со стеклом полезно иметь в своём арсенале аналог электроточила — алмазную шарошку в каком-то приводе. На фото два таких инструмента на бакелитовой (меньшая слева) и металлической связке, с разной крупностью зёрен. Установлены на импровизированных оправках из стандартного крепежа

Фото 27. Такой инструмент мы используем в настольном сверлильном станке, настроенном на максимальную, около 3000 об/мин, скорость вращения. Чтобы алмазный инструмент работал дольше и не было стеклянной пыли, с его обратной стороны мы слегка прижимаем смоченную водой губочку, регулярно её споласкивая. Случаются брызги — работать в защитных очках

К слову сказать, стеклянный шлам, собирающийся на дне ёмкости с водой после интенсивной работы — ценный материал в стеклодувном деле. Будучи высушенным и соединённым с жидким стеклом, образует жаростойкую, до ~500 ̊ С, клей-замазку, полезную при изготовлении горячего инструмента.

Фото 28. Работа на такой эрзац шлифовальной машине. Здесь Лиза убирает острые края вокруг отверстий своих бусин

Фото 29. В конце мы притупили острую кромку отверстий внутри, чтобы она не перетирала леску или нить

Фото 30. Использующийся для ручной обработки алмазный инструмент — набор для работы с жемчугом

Ещё несколько слов


Лису, мол, убил, как в прошлом году. Ничего нового не внёс в развитие охоты.

Е. Шварц. «Обыкновенное чудо».


Фото 31. Рукодельница со своими сокровищами

Вдохновительно-напутственное — отличием наших трудов от аналогов можно считать более глубокое освещение вопросов технических и работу на упрощённом бескислородном варианте горелки, а пример юной Лизы красноречиво говорит — дело это по плечу не только взрослым.

Фото 32. Практическое — готовые бусины здорово хорошеют в культурной оправе, как фото или картина в раме — существует преогромное количество разнообразных металлических мелочей для сборки самодельной бижутерии: шапочки или колпачки для бусин, промежуточные элементы, замочки и многое другое. Чужое фото из сети

Для полновесной работы с художественным стеклом не худо освоить азы живописи, цветоведение.

Литература


1. Домашняя мастерская. Большое рабочее место с вытяжным зонтом. Конспект автора.
2. Огневое оснащение домашней стеклодувной мастерской. Конспект автора.
3. Простая, недорогая, точная высокотемпературная электропечь своими руками. Конспект автора.
4. Несколько самодельных стеклодувных приспособлений и инструментов (щипцы). Конспект автора.

На благо всех разумных существ, Babay Mazay, ноябрь, 2024 г.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (16)


  1. exTvr
    15.11.2024 09:33

    УхЪ!

    Ваши статьи - истинное наслаждение и сплошная услада для глаз.

    Спасибо.


    1. BabayMazay Автор
      15.11.2024 09:33

      Ох, приятно-то как, спасибо! : )


  1. Zoraccer
    15.11.2024 09:33

    Прошу прощения за занудство из сферы ТБ, но : при обработке стекла алмазным инструментом, даже если вы смачиваете шарошку\надфиль\круг, использование респиратора ffp3 обязательно. Полумаска 3М, или совместимая с ней, с подушками 2138 или картриджами 6038. Микронные и субмикронные частицы стекла висят в воздухе очень долго, а учитывая, что цветные стёкла окрашиваются солями тяжелых металлов, дышать ими не стоит. Влажная уборка сразу после работы и перед началом работы (когда всё осело) тоже строго рекомендована.


    1. BabayMazay Автор
      15.11.2024 09:33

      Ну тут мы три секунды работали, и даже больше для демонстрации такой возможности, а вот когда-то, занимаясь витражами, точить приходилось много. И эти меры нужно принимать даже если инструмент непрерывно омывается водой, как например здесь? Надфилем с мелочами можно и вполне удобно работать под водой, так мы и делаем, на фото мы все это добро вытащили, чтобы лучше было видно.


      1. Zoraccer
        15.11.2024 09:33

        Из моей практики (в чуть другой области, но тоже мокрая обработка алмазом) не все микрочастицы удерживаются водой, поэтому респиратор будет к месту. Каждый конечно решает для себя сам, но если работают новички\дети\студенты, лучше работать максимально безопасно. Подходящих респираторов удобных сейчас очень много и достаточно бюджетных. Можно ещё рассмотреть PAPR-маски\воздушный душ вокруг рабочей зоны (в них сильно удобнее долго работать), но они сильно дороже.
        При работе ручным инструментом под водой можно обойтись без защиты органов дыхания.


        1. BabayMazay Автор
          15.11.2024 09:33

          Понял, спасибо!


  1. ThingCrimson
    15.11.2024 09:33

    О, новая статья по лэмпворку, любо! А я уже в прошлую добавил комментарий по сегодняшней своей борьбе с неожиданным ожогом (резюме: очень полезно иметь под рукой лёд, в моём случае — зиплок пакетики с водой, загодя в морозильную камеру заскирдованые).


    1. BabayMazay Автор
      15.11.2024 09:33

      Здравствуйте коллега! Спасибо что читаете! Руки это да, травматичных факторов в мастерской и подсобном хозяйстве много. Практика еще показывает -- их целостность очень зависит от опыта проживания и работы в таких условиях и конечно от общей кармы. Спасибо что напомнили и берегите себя : )


      1. ThingCrimson
        15.11.2024 09:33

        Спасибо что пишете! Читать Вас легко и приятно (а иногда и полезно!)

        Попалась на глаза, кстати, одна из ранних лэмпворковых бусин женой сделаная, я её к чехольчику для слайдера Dunlop 212 приспособил (женой же связан):

        И вот что я вспомнил и решил поделиться, в плане очистки внутреннего канала бусин. Поскольку я немного гитарист, то у меня в хозяйстве в товарных количествах имеются обрезки струн (да и старые струны не выбрасываю). И вот струны с обмоткой (4, 5, 6 на электрогитаре) оказались очень удобным и мягко работающим «круглым надфилем» для удаления обмазки и сглаживани краёв.

        Технически я организовал так: брал старый советский лобзик за 1 руб. 20 коп., вместо пилки зажимал подходящий обрезок струны, на него нанизывал бусину(ы), закреплял и натягивал второй конец. Ну а потом возвратно-поступательными движениями добивался требуемого результата.


        1. BabayMazay Автор
          15.11.2024 09:33

          Хороший способ, спасибо! Есть старые струны от акустической гитары, надо будет их попробовать. Лобзик "за рубль-двадцать" вообще полезный в хозяйстве инструмент, как раз вчера им края красивые у реечек для ограждения стола делал : )


          1. drWhy
            15.11.2024 09:33

            Тогда уж полотно алмазное по плитке для лобзика, да есть ли потоньше?


            1. BabayMazay Автор
              15.11.2024 09:33

              Да в общем-то и ни к чему алмаз для этой операции, стекло там грызть не нужно, а остатки глиняной обмазки спиц относительно мягкие. Рифленая струна хорошо подойдет, только жаль, что их куски не у каждого в хозяйстве есть : )


              1. ThingCrimson
                15.11.2024 09:33

                Гитарные струны вообще полезная штука — набор качественных жёстких калиброваных проволочек. От очень тонких (если брать мой обычный набор 09-46) 0.23 мм до довольно толстых 1.12 мм. Ими удобно форсунки прочищать, лейку душевую и т.п.

                Да, есть не у каждого, но можно: 1) поискать в пределах 1-2 рукопожатий струнодёра гитарного; 2) купить один раз дешёвый комплект (не обязательно Elixir Nanoweb или d'Addario XSAlice на алиэкспрессе пойдёт). Хватит надолго!


                1. BabayMazay Автор
                  15.11.2024 09:33

                  О! У меня тесть был такой струнодёр-акустик и дочь периодически пытается учится -- струны и старые и новые есть, но вот в таком ключе их никогда не рассматривал : )


  1. drWhy
    15.11.2024 09:33

    Офигительно, спасибо Мастеру и Рукодельницам. Руки вам сидеть не мешают, определённо. Не Фабержами едиными... И да не устанут руки ваши от ноши своей. Всем бы так хоббеть...


    1. BabayMazay Автор
      15.11.2024 09:33

      Спасибо на добром слове!