
Продолжим воодушевлять неравнодушных на интересные забавы в необычной области — горячее декоративное стеклоделие в пламени небольшой настольной горелки. Несмотря на открытый огонь, электропечь с высокой температурой и другое специфическое и на первый взгляд страшное, оборудование, барышни, а вотчина это в основном их, своими нежными пальчиками преотлично с ним управляются, а основы работы в упрощённой стеклодувной технике на стальной спице легко осваивают и дети с первого же занятия. Городские энтузиасты запросто оборудуют рабочее место и в квартирах, практика это отработанная. Крупных ваз и кувшинов при этом, увы, не получить, масштабы здесь скорее ювелирные, но и они позволят окунуться в восхитительный и волшебный мир пламени и цветного стекла — музыку во плоти.
Например
Здесь, мы не претендуем на лавры Фаберже — наши неуклюжие поделки ценны только самостоятельным изготовлением своими руками — сосредоточимся же на технических и технологических сторонах ремесла, в которых мы разбираемся лучше. Практика показывает — заметные художественные достоинства в декоративно-прикладных работах начинают появляться спустя месяцы прилежных занятий и гору перепорченных материалов, и хотя бы на это время полезно держать перед своим внутренним взором сияющие ориентиры, освещающие путь в минуты уныния и душевной слабости. Посмотрим же, что делают натурально — мастера своего дела.









О применяемом оборудовании [1—4], материалах и работах подготовительных мы уже поговорили, пора приступать к делу.
Некоторые простые практические приёмы
Удивительно, но здесь, как и в стеклодувном приборостроении, даже самые сложные работы состоят из повторений и комбинаций относительно малочисленного ассортимента простых приёмов. В lampwork это рисование-укладывание разнокалиберных цветных нитей, вытягивать которые мы уже с успехом научились, декорирование крошками цветного стекла; сдвигание и закручивание уложенного и размягчённого рисунка; применение сложных заготовок-элементов вроде мурини; наконец, свободная лепка горячего стекла с помощью пинцета, и формовка с применением фасонных щипцов и формочек. Ко всему добавим возможность прозрачной или полупрозрачной плоской и объёмной заливки.
▍ Добавление крупной порции стекла
Это и лепка, и украшение работы большими каплями или усами, прозрачные заливки и изготовление слоя-грунта на разделительной жаростойкой обмазке державки-спицы.




▍ Применение стеклянных струн и нитей
Это те же заготовки-прутики, только масштабированные, ими теперь можно сделать линии, штрихи и точки гораздо мельче и точнее, буквально рисуя на стекле.


▍ Сдвиг или закручивание
Ещё один способ декорирования, когда уложенный и размягчённый рисунок, намеренно искажают каким-то внешним механическим усилием. Это могут быть помянутые медицинские стоматологические крючки и иглы из нержавеющей стали (тонкие концы быстро раскаляются и липнут к стеклу — работать оперативно, часто макать в воду), столовые приборы, специальные инструменты.
Эффектная и часто используемая разновидность приёма — закручивание рисунка. Округлые формы такого декора гармонируют с общей формой работы и выглядят особенно уместно. Обычно закручивание делается чуть подогретым прутиком стекла или толстой струной. Нужное место сильно разогревается, вынимается из пламени, в центр его слегка погружается подогретая стеклянная палочка-ручка. Провёрнутая пальцами вокруг своей оси, она увлекает и близкие элементы, превращая их в этакую сложную спираль. Струну-ручку переплавляют у основания и выравнивают поверхность бусины. Приём непростой — место в пламени, степень разогрева.
▍ Декорирование стеклянными крошками
Очень лёгкий, повторяемый и симпатичный способ. Приготовив крошки нужного размера и цвета (смеси цветов, смеси глухого и цветного прозрачного стекла) укладываем их в подходящую негорючую и неплавящуюся ёмкость с невысокими бортиками.


Вариант приёма для особо усидчивых: вместо крошек макнуть горячую бусину в наломанные коротенькими кусочками стеклянные струны и нити.
▍ Лепка
Сложный приём, требующий хотя бы минимальных скульптурно-художественных талантов. Выполняется теми же пинцетами, крючками, иглами. У медицинских пинцетов полезно сточить зубцы на губках, чтобы они оставляли ровный оттиск. Нержавеющим инструментом также работать быстро и часто охлаждать, бусину не забывать вращать. Сюда же можно отнести и общую формовку работы в специальных формочках, сплющивание щипцами до состояния подушечки и т. п.
Мы закончили лепить и украшать свою работу в пламени, что с ней делать дальше?
▍ Внутренние напряжения в стекле, их уменьшение, отжиг
Стекло — материал особенный — удивительный, красивый, прозрачный, но и требующий весьма деликатного с собой обращения. Он твёрдый, хрупкий и плохо проводит тепло. Практически это означает и то, что стекло нельзя быстро и сильно нагревать или охлаждать (термоудар), особенно предметы стеклянные толстостенные — верхние их слои изменяют свою температуру гораздо быстрее внутренних и расширятся или сожмутся по-разному, ломая друг друга. Раскалённый стеклянный шарик, оставленный на открытом воздухе, остывает слишком быстро и если не разрушится сразу, то получит пресловутые коварные внутренние напряжения, могущие дать трещину или даже разорвать его в любой удобный момент от незначительного воздействия.
▍ Упрощённая работа с теплоизоляторами
Горячую стеклянную работу следует охлаждать замедленно, чтобы тепло из её глубин успевало передаваться к верхним слоям и между ними не было большой разницы температуры. Проще всего это сделать, поместив работу после горелки в какой-то негорючий и хорошо изолирующий тепло материал.


Оба способа лишь до некоторой степени замедляют охлаждение горячей работы и со стеклом толстостенным и не слишком жаростойким (lampwork-бусины из легкоплавкого стекла с заметным ТКР — температурным коэффициентом расширения) могут давать брак. Банка с вермикулитом выглядит эстетичнее растрёпы-одеяла, но удобна меньше — бусину перед втыканием следует подстудить, иначе мягкая она повредится, лёгкие чешуйки слюды буквально облепляют стекло и спицу, их после остывания приходится тщательно очищать, обметать.
▍ Печной отжиг
Увы, никакие теплоизоляторы не позволяют полностью избегнуть внутренних напряжений в остывающем стекле, в нём всё равно остаются сжатые области, хотя и не настолько разрушительные. Полностью их удалить можно только способом активным — отжигом. Это медленный нагрев, чтобы не получить термоудар, выдерживание горячей стеклянной вещицы при температуре чуть ниже t размягчения стекла, чтобы внутренние напряжения расправились, и очень, очень медленное её охлаждение, чтобы не устроить напряжений новых. Процесс это длительный — часы, десятки часов, и энергоёмкий. Горячие бусины из пламени удобно поместить в печь, нагретую до t чуть ниже t отжига, опустив при этом нагрев печной, а после окончания сеанса работ на горелке, всё изготовленное разом отжечь.

▍ Режим отжига
Сложный момент, тем более для непрозрачного стекла, где остаточные напряжения нельзя увидеть в поляризованном свете и скорректировать термопрофиль отжига. Ключевые параметры — время отжига, зависящее от размеров (толщины) работ, и температура отжига, которую нельзя превысить из-за риска размягчения стекла, а это его оплывание, слипание соседних работ, прилипание к поду печи.
В целом, полагаемся только на рекомендуемые производителем режимы и для стекла «мягкого» комнатной температуры они могу быть таковы: нагрев до 510 ̊ С со скоростью (не выше) 150 град/час (0,04 град/сек); выдержка 60 минут; охлаждение до 370 ̊ С со скоростью (не выше) 80 град/час (0,02 град/сек); выключение нагревателей, остывание до комнатной температуры «с печью». Интернет при этом подсказывает, что существуют и другие lampwork-стекла, требующие температуры отжига выше, до 580 ̊ С. Выдержка 60 минут здесь с явным запасом на случай весьма крупных шариков.

▍ Снятие бусины со спицы, очистка от остатков обмазки





К слову сказать, стеклянный шлам, собирающийся на дне ёмкости с водой после интенсивной работы — ценный материал в стеклодувном деле. Будучи высушенным и соединённым с жидким стеклом, образует жаростойкую, до ~500 ̊ С, клей-замазку, полезную при изготовлении горячего инструмента.



Ещё несколько слов
Лису, мол, убил, как в прошлом году. Ничего нового не внёс в развитие охоты.
Е. Шварц. «Обыкновенное чудо».

Вдохновительно-напутственное — отличием наших трудов от аналогов можно считать более глубокое освещение вопросов технических и работу на упрощённом бескислородном варианте горелки, а пример юной Лизы красноречиво говорит — дело это по плечу не только взрослым.

Для полновесной работы с художественным стеклом не худо освоить азы живописи, цветоведение.
Литература
1. Домашняя мастерская. Большое рабочее место с вытяжным зонтом. Конспект автора.
2. Огневое оснащение домашней стеклодувной мастерской. Конспект автора.
3. Простая, недорогая, точная высокотемпературная электропечь своими руками. Конспект автора.
4. Несколько самодельных стеклодувных приспособлений и инструментов (щипцы). Конспект автора.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, ноябрь, 2024 г.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (16)
Zoraccer
15.11.2024 09:33Прошу прощения за занудство из сферы ТБ, но : при обработке стекла алмазным инструментом, даже если вы смачиваете шарошку\надфиль\круг, использование респиратора ffp3 обязательно. Полумаска 3М, или совместимая с ней, с подушками 2138 или картриджами 6038. Микронные и субмикронные частицы стекла висят в воздухе очень долго, а учитывая, что цветные стёкла окрашиваются солями тяжелых металлов, дышать ими не стоит. Влажная уборка сразу после работы и перед началом работы (когда всё осело) тоже строго рекомендована.
BabayMazay Автор
15.11.2024 09:33Ну тут мы три секунды работали, и даже больше для демонстрации такой возможности, а вот когда-то, занимаясь витражами, точить приходилось много. И эти меры нужно принимать даже если инструмент непрерывно омывается водой, как например здесь? Надфилем с мелочами можно и вполне удобно работать под водой, так мы и делаем, на фото мы все это добро вытащили, чтобы лучше было видно.
Zoraccer
15.11.2024 09:33Из моей практики (в чуть другой области, но тоже мокрая обработка алмазом) не все микрочастицы удерживаются водой, поэтому респиратор будет к месту. Каждый конечно решает для себя сам, но если работают новички\дети\студенты, лучше работать максимально безопасно. Подходящих респираторов удобных сейчас очень много и достаточно бюджетных. Можно ещё рассмотреть PAPR-маски\воздушный душ вокруг рабочей зоны (в них сильно удобнее долго работать), но они сильно дороже.
При работе ручным инструментом под водой можно обойтись без защиты органов дыхания.
ThingCrimson
15.11.2024 09:33О, новая статья по лэмпворку, любо! А я уже в прошлую добавил комментарий по сегодняшней своей борьбе с неожиданным ожогом (резюме: очень полезно иметь под рукой лёд, в моём случае — зиплок пакетики с водой, загодя в морозильную камеру заскирдованые).
BabayMazay Автор
15.11.2024 09:33Здравствуйте коллега! Спасибо что читаете! Руки это да, травматичных факторов в мастерской и подсобном хозяйстве много. Практика еще показывает -- их целостность очень зависит от опыта проживания и работы в таких условиях и конечно от общей кармы. Спасибо что напомнили и берегите себя : )
ThingCrimson
15.11.2024 09:33Спасибо что пишете! Читать Вас легко и приятно (а иногда и полезно!)
Попалась на глаза, кстати, одна из ранних лэмпворковых бусин женой сделаная, я её к чехольчику для слайдера Dunlop 212 приспособил (женой же связан):
И вот что я вспомнил и решил поделиться, в плане очистки внутреннего канала бусин. Поскольку я немного гитарист, то у меня в хозяйстве в товарных количествах имеются обрезки струн (да и старые струны не выбрасываю). И вот струны с обмоткой (4, 5, 6 на электрогитаре) оказались очень удобным и мягко работающим «круглым надфилем» для удаления обмазки и сглаживани краёв.
Технически я организовал так: брал старый советский лобзик за 1 руб. 20 коп., вместо пилки зажимал подходящий обрезок струны, на него нанизывал бусину(ы), закреплял и натягивал второй конец. Ну а потом возвратно-поступательными движениями добивался требуемого результата.
BabayMazay Автор
15.11.2024 09:33Хороший способ, спасибо! Есть старые струны от акустической гитары, надо будет их попробовать. Лобзик "за рубль-двадцать" вообще полезный в хозяйстве инструмент, как раз вчера им края красивые у реечек для ограждения стола делал : )
drWhy
15.11.2024 09:33Тогда уж полотно алмазное по плитке для лобзика, да есть ли потоньше?
BabayMazay Автор
15.11.2024 09:33Да в общем-то и ни к чему алмаз для этой операции, стекло там грызть не нужно, а остатки глиняной обмазки спиц относительно мягкие. Рифленая струна хорошо подойдет, только жаль, что их куски не у каждого в хозяйстве есть : )
ThingCrimson
15.11.2024 09:33Гитарные струны вообще полезная штука — набор качественных жёстких калиброваных проволочек. От очень тонких (если брать мой обычный набор 09-46) 0.23 мм до довольно толстых 1.12 мм. Ими удобно форсунки прочищать, лейку душевую и т.п.
Да, есть не у каждого, но можно: 1) поискать в пределах 1-2 рукопожатий струнодёра гитарного; 2) купить один раз дешёвый комплект (не обязательно Elixir Nanoweb или d'Addario XS — Alice на алиэкспрессе пойдёт). Хватит надолго!
BabayMazay Автор
15.11.2024 09:33О! У меня тесть был такой струнодёр-акустик и дочь периодически пытается учится -- струны и старые и новые есть, но вот в таком ключе их никогда не рассматривал : )
drWhy
15.11.2024 09:33Офигительно, спасибо Мастеру и Рукодельницам. Руки вам сидеть не мешают, определённо. Не Фабержами едиными... И да не устанут руки ваши от ноши своей. Всем бы так хоббеть...
exTvr
УхЪ!
Ваши статьи - истинное наслаждение и сплошная услада для глаз.
Спасибо.
BabayMazay Автор
Ох, приятно-то как, спасибо! : )