In a nutshell
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Эта знаменитая фраза Льва Толстого подходит и к корпоративной среде. Все успешные компании похожи: они гибкие, быстрые, и каждый сотрудник понимает свою роль. Но как только компания начинает расти, её эффективность "покидает чат".
В этой статье мы разберем почему теряется эффективность компаний и что с этим можно сделать.
А что получите вы, дорогие читатели? А вы узнаете, что же может сделать каждый из нас, чтобы постараться помочь своей горячо любимой компании.
Почему рост компании может привести к неэффективности?
Я убеждена, что по мере роста компании она теряет свою гибкость и эффективность. В маленьком стартапе всё кажется простым: он поворотлив, решения принимаются быстро, согласования минимальны. Руководитель легко взаимодействует с каждым членом команды, и все понимают, как их работа влияет на общий результат. Но что происходит, когда компания разрастается?
Первое, что можно заметить, — бюрократия. Чтобы решить простую задачу, нужно пройти миллион и одно согласование. Мало того, что задача от исполнителя должна подняться вверх, так она еще и потом будет столько же возвращаться обратно. А в это время конкуренты уже убежали далеко вперёд, и задача потеряла актуальность.
Второе — отсутствие понимания важности и стоимости задач. Каждый новый сотрудник нанимает помощников для выполнения задач, которые он считает неважными или слишком простыми. Но если бы человек, нанимающий пятого помощника, задумался о стоимости найма и значимости задач, возможно, нанял бы только одного помощника, а остальные задачи просто не стал бы делать.
Третий признак потери эффективности — это отсутствие у сотрудников понимания конечной цели их работы. В больших компаниях сотрудники часто становятся «винтиками» в гигантской машине, не понимая, какую роль они играют в общем результате компании. На своем примере расскажу, как я чувствовала себя в большой корпорации: мне казалось, что я пишу не просто 1 слово в огромный скрытый от меня текст, а лишь одну букву в огромной книге, не понимая, какой частью слова она станет.
Когда же компания, по моему мнению, перестаёт быть эффективной? Это происходит, когда руководитель теряет возможность напрямую общаться с сотрудниками. Если CEO не смог задать вопрос рядовому сотруднику и получить от него прямой ответ — компания стала слишком большой и теряет гибкость.
Как преодолеть неэффективность?
Кто-то видит решение всех проблем в дроблении крупных корпораций на маленькие автономные команды (и мне очень нравится эта идея!). Каждая такая команда могла бы работать как маленький стартап, где каждый сотрудник понимает свою роль и видит результат своих действий. Однако это утопия далёкая от реальности крупных корпораций. На практике дробление компаний сталкивается со множеством проблем.
Тем не менее, возможности для оптимизации есть всегда. Можно посмотреть на процессы, которые можно улучшить. Некоторые абсолютно ясные и понятные процессы, например, можно автоматизировать. Таким образом, сотрудники смогут сосредоточиться на задачах, которые действительно приносят ценность компании.
Что же может сделать каждый из нас, чтобы помочь своей компании?
Что же делать нам, рядовым сотрудникам, которые чувствуют себя «винтиками» в этой большой машине?
Во-первых, стоит признать, что рутинные задачи неизбежны. Вспомним хотя бы, что мы каждый день должны чистить зубы, а иногда так лень...
Во-вторых, если на работе вы заметили, что ваши задачи рутинны и предсказуемы, соберите их, проанализируйте и предложите решение для оптимизации. Подготовьте анализ и требования (не зря же мы знаем это слово — PRD), где опишите, как оптимизация этих задач сэкономит время и ресурсы компании. Узнайте у ваших коллег, как они справляются с этими задачами и что их раздражает.
И вот вы уже не Junior Product, а полноценный винт в машине, которая может превратить корпорацию в эффективную компанию. А по пути вы уже ввязались IT-стартап, который будет продавать свой продукт для оптимизации процессов.
Кстати, есть примеры, когда крутые продукты появлялись благодаря автоматизации процессов в своей же компании. Например, Jira появилась благодаря тому, что сотрудникам Atlassian необходим был удобный инструмент для команды разработки.
На десерт
Эффективность компании — это не только цифры в отчётах. Это понимание каждым сотрудником своей роли и связь с результатом компании. Оптимизация процессов, прозрачность и вовлеченность сотрудников могут вернуть компании ту гибкость, которая была у нее в начале пути.
А продакт — это как раз тот человек, который может на это повлиять!
Обнимаю вас, товарищи оптимизаторы!
Комментарии (5)
thekingoftheworld
02.12.2024 14:46Элияху М. Голдратт - Цель
Ицхак Адизес - Управление жизненным циклом корпораций
alina_pro_it Автор
02.12.2024 14:46Читали? Рекомендуете?
У Ицхак Адизес - "Управление жизненным циклом корпораций" рейтинг не очень славный, поэтому спросила насколько они прикладные.
little-brother
Зануда-стиль: вы директор крупной канторы, чтобы советы
раздавать?Мало кто верил, что Астра-Линукс и остальные форки опен-сорса могут стать успешными продуктами, а жизнь то вон как повернулась :/ .
alina_pro_it Автор
Не совсем понимаю описание "зануда-стиль", но стиль определенно мой и его развитие ждет еще в нескольких статьях - роадмап примерно на год есть.
Возьму смелость ответить на каждый риторический вопрос:
Я не директор крупной конторы и не хочу им быть, потому что в моем понимании - они [крупные конторы] неэффективны примерно полностью.
Я хочу быть фаундером бирюзовой классной компании, которая будет гибкой и готовой к любым изменениям.
Я не давала советы, как мне кажется, а даже если бы давала, то точно не обязывала бы их слушать.
Не очень поняла пассаж про "Астра-Линукс и остальные форки..." Они были большие и неповоротливые, но продолжали быть успешными? Или в чем там было противоречие?