Учёные, изучающие историю инноваций, приходят к выводу, что существуют определённые закономерности в процессе инновационного развития общества. Каждый отдельный период можно описать S-кривой, на которой есть периоды медленного начального распространения, быстрого широкого распространения и затухания. С этими фазами сходятся примерно и циклы роста экономики, которые и обнаружил Кондратьев. Изучались вопросы, теории оттачивались и сейчас, по одному из множества мнений, можно описать пять волн инноваций (технологических укладов). Сейчас мы стоим на пороге шестого уклада, на картинке ниже указаны примерные временные рамки и соответствующие технологии:
Шестая волна инноваций обозначена как развитие нанотехнологий и ядерной энергетики. Видимо, именно этот прогноз был выбран как основополагающий для технологического развития России, ноги РосНано и проекта “Прорыв” растут именно из него. К сожалению, скорее всего примерно угадав сроки и динамику нового уклада, этот прогноз, по нашему скромному мнению, крупно промахнулся в выборе технологий. По схеме, с конца двадцатого века начинается информационная революция с чем нельзя не согласиться, в то время как для шестого уклада выбраны, почему-то, совсем не информационные технологии.
Если рассмотреть текущий ландшафт технологий и задуматься что сейчас может изменить нашу жизнь так же как паровая машина и микрочип, то мы приходим к выводу, что это те самые информационные технологии гиков. Давайте разберёмся на примере одной из самых нашумевших технологий настоящего: автомобиль-робот, способный передвигаться без вмешательства человека, созданный во многом благодаря симбиозу машинного обучения и анализа огромного количества данных. Например, ниже это всем известный, напоминающий смайл Гугл-кар, за плечами которого уже 1,1 млн километров в виде технического прототипа.
По оценкам своих создателей, он сократит количество ДТП и потерянное в пригородных поездках время на 90%. Добавим, что ежегодная смертность от ДТП в мире составляет более 1 млн человек, а у детей это основная причина смертности. В случае, если машины перестанут быть личным транспортом, а станут общественным, можно ожидать кратное сокращение автомобильного парка, ведь утилизация частных автомобилей очень низка. На примере ниже видно, что даже в самый час-пик не более 17% автомобилей находятся одновременно на дорогах:
По горизонтали — время дня, по вертикали — доля частных ТС на дорогах
Переход от личного автомобиля к такси-робомобилю позволит сократить необходимое количество автомобилей, повышая их общую утилизацию, одновременно удешевляя стоимость перевозки. С одной стороны “общественному робомобилю” противостоит инерция человеческого мышления, но с другой исследования показывают, что это будет банально дешевле в 1,5-10 раз и удобнее. Плюс именно запад является исходной точкой многих социальных прорывов, таких как открытое ПО или права человека. Хорошим инструментом является и государственное регулирование — так, например, в Норвегии четверть продаваемых авто — электромобили, а в Манхэттене автомобиль есть только у каждого четвёртого жителя и основной транспорт — такси.
Всё это ведёт и к изменению оптимальных характеристик авто: вместо привычных пятиместных бензиновых седанов, а для США и вместо пикапов, актуальны двухместные мини-машинки как на изображении выше. Они будут дешевле в производстве и требовать меньше энергии для перевозок до работы и обратно, что делает электроэнергию для таких машин гораздо более интересным вариантом, чем сейчас.
Неминуемы и структурные последствия в экономике, целые отрасли станут менее актуальны: будет требоваться меньшее число бензоколонок, ремонтных мастерских, автомоек, страховых агентов и самих страховых компаний, кто-то из автопроизводителей обанкротится или перейдёт на производство эксклюзивных моделей для ценителей. Больницы станут свободнее, поскольку потеряют сотни тысяч пациентов; освободятся территории, занятые парковками — это высвободит пространство в городах для альтернативного использования; изменится индустрия логистики — снизится спрос на профессии водителей всех видов, включая курьеров и погрузчиков.
Самая популярная профессия по штатам (голубеньким цветом водители грузовиков)
В результате всё это высвобождает миллионы рабочих рук и триллионы долларов потенциальной экономии — можно покорить Марс и строить подводные города. Ну а если вы пессимист, то нас ждут миллионы нищих и безработных, сбивающихся в банды и охотящихся на робомобили привилегированного класса. В любом случае, это поистине революционная технология которая будет иметь влияние на общество сравнимое с заменой лошади на “Модель Т” от Форда. Именно поэтому этот смешной автомобильчик приковывает внимание экономистов и футурологов всех мастей.
Аналитики Морган Стэнли придерживаются мнения, что в этой утопии мы окажемся к 2025 году, а первые полностью автономные модели появятся в продаже уже через 3 года, в 2018. В Ауди добавляют, что в 2017 они уже выпустят полностью автоматический A8, а основная проблема уже не техническая, а законодательная.
Развитие технологий автономных ТС
Люди с трудом представляют несуществующее и уж тем более пользу от него и стабильно недооценивают возможности прогресса. Для тех, кто на той стороне монитора небрежно машет рукой на наши фантазии, приведём реальные коммерческие примеры.
Историю можно начать с противостояния двух ресурсно-ориентированных государств — Бразилии и Австралии. Обе поставляют железную руду для растущего китайского рынка (60% мирового импорта железной руды приходится на Китай). У Бразилии дешёвая рабочая сила и более насыщенная порода, но она находится далеко от Китая. Австралия ближе, но имеет дорогую рабочую силу. Конкуренция вела к оптимизации — Бразилия удешевляла транспортные расходы через постройку флота сухогрузов до невиданных для своего времени масштабов дедвейтом в 400’000 тонн. Сухогрузы настолько большие, что ни один порт не был готов их принять и приходилось перегружать руду у берегов Китая в корабли поменьше.
Австралийская компания Рио-Тинто (третье место в мире среди горно-добывающих компаний) пошла более продвинутым путём и запустила программу “шахта будущего”. Пока Гугл и другие работают над своими прототипами, роботизированные автономные 300-тонные карьерные самосвалы фирмы Komatsu в суровых условиях австралийской пустыни уже проехали 4 млн километров и перевезли 200 млн тонн породы:
Причём “шахта будущего” ими не ограничивается: автоматические буровые-закладчики взрывчатки, системы мониторинга и контроля над процессами сортировки руды, а сейчас к программе автоматизации присоединилась железная дорога протяжённостью 1500 км с автономными составами без машинистов. В целом, эти инновации позволили увеличить добычу руды, одновременно сэкономив компании 900 работников и существенно улучшить условия труда сотням других. Стоит отметить, что на каждый самосвал требовалось 4-5 водителей с зарплатой более 100’000 долларов в год, а машинист получал 240’000 долларов. Программа не останавливается на достигнутом — расширяется количество роботов-самосвалов и т.п., что в конечном счёте приведёт к снижению стоимости технологии и её распространению и на другие шахты по всему миру. Таким образом, если успехи машины Гугла ещё только должны быть доказаны эмпирически, то польза от самосвала на картинке выше уже вполне осязаема и имеет реальный экономический результат.
Несмотря на вышенаписанное, предсказывать будущее ещё никто не научился и научное сообщество, как всегда, разделено на пессимистов и оптимистов. Первые считают, что инновации ближайшего будущего невелики относительно двух промышленных и компьютерной революции и текущий медленный рост производительности труда на западе затянется. Вторые уповают на то, что человечество всегда недооценивает потенциал инноваций. Тем не менее, упомянутые нововведения не станут знаменем текущего десятилетия, так как их просто не успеть внедрить ни в мировом масштабе, ни отдельно западу.
Стоит затронуть и тему безработицы. Существует логичная, на первый взгляд, причинно-следственная связь, что роботизация и другие инновации приведут к массовой безработице, так как требуемое количество работников снизится. К счастью, можно не ограничиваться теоретическими рассуждениями, а посмотреть сразу на эмпирику — 160 лет уровня безработицы Британии как государства, подарившего миру промышленную революцию:
Понятно, что эти 160 лет прогресс не стоял на месте и производительность труда выросла в 10 раз. Тем не менее, это никак не отразилось на росте безработицы. Присутствуют два длительных и множество коротких периодов безработицы, но эти периоды были недолговечны и связаны не с технологическими изменениями, а с экономическими. Дело в том, что автоматизация и рост производительности труда не только уничтожают часть рабочих мест, но и создают новые и весь вопрос в балансе этих противоположных процессов, который в целом поддерживался. Так что и сейчас одни профессии исчезнут, другие появятся — мир не стоит на месте, так было и всегда будет. В крайнем случае всегда можно перейти к коммунизму.
Комментарии (11)
unwrecker
24.04.2015 11:41+2А не рановато ли на графике завершен прогресс в двигателях внутреннего сгорания? После 1970 года появились (или обрели серийное воплощение) электронный впрыск, система изменения фаз, многоклапанность, раздельное управление клапанами и всяческие экологические улучшения в виде катализаторов или сажевых фильтров…
150Rus Автор
24.04.2015 18:32А не рановато ли на графике завершен прогресс в двигателях внутреннего сгорания?
подобные схемы это всегда условности.
ServPonomarev
24.04.2015 11:51Одни робомобили революцию не вытянут. Нужно или мечтать о технологической сингулярности, когда сильный ИИ всех оденет, обует, накормит и поработит, или заметить, что уклады чередуются — производство энергии — эффективное распределение произведённой энергии.
Последний уклад — микроэлектроника — эффективное распределение произведённой энергии. Значит, шестой уклад — энергетический. Замкнутый ядерный цикл или термояд или ещё что-то.
hungry_ewok
24.04.2015 15:00+1>в то время как для шестого уклада выбраны, почему-то, совсем не информационные технологии.
Правильно. Потому что для прогресса первично развитие энергетики. И только уже имея мощный источник энергии — можно начинать играться в экономию и эффективное ее распределение.
AllexIn
24.04.2015 20:48исследования показывают, что это будет банально дешевле в 1,5-10 раз и удобнее.
Ну давайте я расскажу как это будет.
Автопарк таких машин будет такого размера, чтобы в обычное время было минимум стоящих машин и в час пик будут проблемы.
Почему я так думаю? Потому что 20 часов простоя машины будут обходиться парку дороже, чем 4 часа когда она используется. Поэтому автопарк будут заполнять не под пиковые нагрузки, а под средние.
Так что удобства не будет. В сложных условиях(час пик, неожиданный проливной дождь) вы просто будете 40 минут ждать такси.
Иными словами — будет ровно тоже самое, что сейчас происходит с обычным такси.
Я эту тему не плохо поковырял, потому что долгое время был противником личного транспорта и считал что такси это выгоднее и удобнее. Такси в целом выгоднее. Но когда я несколько раз оказывался в ситуации ожидания машины по полтора часа — понял, что личный авто нужен, т.к. в случае какого-то форс-мажора я рискую просто не дождаться такси.
Поэтому выгода-выгодой, а вот удобство — вопрос весьма спорный.150Rus Автор
25.04.2015 01:16В тексте есть ссылка на иследование там говорят по другому, да и почему собствено компания не может расходы на простой закладывать в цену билета?
AllexIn
25.04.2015 01:56В тексте есть ссылка на иследование там говорят по другому
Насколько я увидел — там вообще тема простоя и неравномерности нагрузки не рассматривается.
почему собствено компания не может расходы на простой закладывать в цену билета?
Потому что у конкурента этих расходов не будет и цена будет меньше.
liddom
25.04.2015 12:53Никто же не мешает вам купить собственный робомобиль и парковочное место под него для себя лично, либо для своей семьи, либо на несколько семей. Одно другому не мешает.
Atakua
Очень понравился вывод!