Этот текст я посвящаю Руководителям-нытикам. Его также полезно почитать не только манагерам, он вообще посвящается любителям пострадать на тему несовершенства мира (с позиции совершенства собственного, разумеется).

Так вышло, что вас окружают кретины.

Сотрудники не понимают, что от них нужно, хотя это должно быть очевидно даже без объяснений и напоминаний. Заказчик – конченный: не понимает очевидных вещей, ругается на ровном месте и вообще – вместо того, чтобы накинуть бюджета и не вставлять палки в колеса, как ему сказали, ходит и че-то там эскалирует про плохого менеджера на стороне исполнителя.
Ваш линейный руководитель, вместо того чтобы утешить и поддержать вас, тоже встает на сторону заказчика.
Руководство вашей компании тянет ее непойми куда, и создается ощущение, что ваша «компания, как курица без головы: бегает, машет лапами, разбрызгивая кровь, но бегать остается недолго» (реальная цитата одного недовольного, кстати).
Процессов нет и работать совершенно невозможно. Или процессы есть, но их много и они не те. Или они есть и те, но их никто не выполняет потому что см название статьи.

Короче: вы один в кольце дураков, и вас никто не понимает.

Бывало что-то подобное?

Тогда поздравляю, вы – ленивая и эгоистичная задница.

Это очередная статья посвященная софтскилам и лайфхакам в управлении, о которых не рассказывают на курсах по менеджменту. Если вам интересна эта и подобные темы – подписывайтесь на мой ТГ канал «Морковка спереди, морковка сзади» и читайте другие статьи здесь, на Хабре.

Но почему сразу так категорично: "задница"? Может, человек за все хорошее и против всего плохого?

Отвечаю сперва за людей

Первое. За свой 25+ летний опыт в разработке ПО я не видел тупых руководителей и заказчиков. Вообще. Я работал с совершенно разными людьми: аналитиками и федеральными министрами, складскими работниками и вице-губернаторами. Тупых и дебилов там не было. Ни одного, ребят. Вообще. Конечно, может быть мне везло, а вам не везет, но вероятность небольшая. Да, были те, что не понимали, кто ошибался (все ошибаются), но тупых не было.

Второе. Если человек не тупой, а я думаю, что он тупой, то кто реально в этой паре дурак? Поглядите в зеркало. И скажите себе: это не заказчик тупой, это я – ленивая жопа, которая не способна понять мотивацию другого человека и договориться.

Третье. Психологическое. Все эти мысли в виде: «они козлы, а я няшка», это:
а) детская эгоистическая позиция «не хочу никого понимать, хочу чтобы поняли меня»;
б) попытка самоутверждения за счет другого;
в) банальное неуважение к другому человеку.
Любой из трех пунктов лишает вас возможности услышать другого человека, а все вместе – дают гарантию, что вы его не услышите. Итогом – вы самоутверждаетесь успешно, но профита в деньгах это не дает.

Четвертое и последнее. Чтобы понять мотивацию другого, надо говорить ртом и принимать его ответ серьезно. Спрашивать вопрос и слышать ответ. Если вам кажется, что ваш заказчик отвечает дикую дичь, объясняйтесь дальше. Ваш заказчик не дурак, он вас способен понять. И если понять не может – тут как минимум 50% ваших, это вы плохо объяснили и не можете донести мысль.

Теперь отвечу за процессы

Мир вообще неидеален. Законы вашей страны, где бы вы ни были - неидеальны. Процессы компании - те же самые законы. Чем больше компания, тем больше законов. Чем их больше, тем выше бюрократия, это неизбежно. Хотите меньше законов, топайте на новые территории, в стартапы - там никаких законов. Ах, там надо работать за всех и вас, РП с опытом, грузят всякими продажами c административкой, да еще и зп маленькая? Ну вот вам и цена за игру без правил. Ах да, а если не продадите - может вообще не быть денег. Жизнь, она такая. Если вы не продаете, а вам платят большую зп, значит кто-то продал ваш проект за вас и дал вам работу на своих условиях. Не любите чужих условий - делайте свою компанию :)

Так а что делать то, если все или все бесят?

Внезапно отвечу, что для начала надо отдохнуть. Часто все бесит просто от перегрева. Выдохнуть, провести выходные отключившись от работы. Понять, что вам нравится, что вам не нравится, и что можно сделать с тем, что вам не нравится. И отдохнув и обдумав, идти и говорить. Ртом.

Если вам не нравится подход заказчика или вашего руководства – идите и говорите. Решение любой проблемы начинается с разговора. Если все у вас козлы, а вы даже не попробовали поговорить, то козел - вы.

Если вы поговорили, вас не услышали, вас это бесит, а вы продолжаете работать и страдать, то козел – тоже вы, потому что не можете поднять попу и сменить работу на ту, где вас услышат.

Если вы знаете, что вас не услышат нигде, мир несовершенен, и кругом козлы – перечитайте статью еще раз и далее страдайте молча: вы сами - неисправимый козел. Весь мир договаривается, один вы в белом. Ну, просто не мешайте работать, отойдите в сторону и страдайте молча.

Бонус в части психологии: сказанное выше касается любых отношений. Если вам кажется, что ваш партнер козел, а вы няшка в белом – вам кажется. Всегда есть место работе над собой и в отношениях всегда 50 на 50.

Эпилог

Сказанное выше не отменяет наличия своего мнения. Услышать другого != сделать так, как он хочет. Тут надо искать то, что я люблю больше всего: баланс. Важно слышать то, что говорят другие, но также важно не забывать про ваше мнение в рамках вашей компетенции. ⚖️

И тогда, проделывая несложное психологическое упражнение "оставляем то, что нравится, стараемся менять то, что не нравится", на выходе, спустя несколько лет, можно получить вполне неплохое рабочее место с адекватным руководством и заказчиками, которые не будут вас бесить. Да, поработать придется. А кто говорил, что все будет на блюдечке с голубой каемочкой? :)

Комментарии (124)


  1. CitizenOfDreams
    25.12.2024 04:28

    Тогда поздравляю, вы – ленивая и эгоистичная задница.

    Если вы ленивая и эгоистичная задница, это еще не значит, что за вами не следят все вокруг не кретины.


    1. legor2012
      25.12.2024 04:28

      Все может быть - возможно вы стали самым крутым экспертом в своей компании. Автор дает ответ на такую ситуацию - растите дальше в другой компании, правда может быть больно на начальных этапах... :)


    1. olku
      25.12.2024 04:28

      Процессов нет и работать совершенно невозможно. Или процессы есть, но их много и они не те. Или они есть и те, но их никто не выполняет

      И "ленивая и эгоистичная задница" работает по 12 часов чтобы это исправить.


    1. ugenk
      25.12.2024 04:28

      В психологии подобное притягивает подобное


      1. peterzh Автор
        25.12.2024 04:28

        скорее даже треугольник Карпмана: танец жертвы - спасателя и агрессора которых первых двух юзает. В роли агреммора - компания, в которой бардак, в роли спасителя - трудоголик, на котором все держится.

        А на самом деле такие "спасители" вредят больше чем помогают(


    1. vova_sam
      25.12.2024 04:28

      согласен. возможно вы ленивый,т.к. с дураками что то делать - только время терять


  1. everdens
    25.12.2024 04:28

    Отважно называть читателя козлом)
    человеки не очень умеют отделять свои эмоции и самолюбие от дела


  1. temadiary
    25.12.2024 04:28

    какие интересные взаимоисключения

    только вот забывают, что руководитель имеет малую толику власти
    и вместо того чтобы, как тут выше описано, "говорить ртом", обвиняет исполнителей, не будуч способным понять мотивацию другого человека и договориться

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
    Но мы Истории не пишем;
    А вот о том как в Баснях говорят.

    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
    И надобно ж беде случиться,
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье
    Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву».–
    «Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу».–
    «Поэтому я лгу!
    Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил:
    Я этого, приятель, не забыл!» –
    «Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
    Ягненок говорит. «Так это был твой брат».–
    «Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите:
    Но я с тобой за их разделаюсь грехи».–
    «Ах, я чем виноват?» – «Молчи! устал я слушать
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.


  1. Gremlinquisitor
    25.12.2024 04:28

    ТС слишком высокого мнения о критичности людей к себе.

    "Словами через рот" - хороший метод. Несомненно. Вот только кто ему следует? Кто ему по-настоящему следует, а не убеждает себя в этом? Многие, прочтя статью, скажут: "Ну это точно не про меня". А как до дела дойдёт. Хотя, быть может, я и заблуждаюсь. Особо тяжёлые случаи просто не дойдут до статьи. Или возмутятся и закроют. Всяких "или" куча...

    Интересно, как много человек отреагируют в духе "О, это про меня. Что-то я, кажется, не такой уж ангелочек... Попробую быть лучше."


    1. kompilainenn2
      25.12.2024 04:28

      Интересно, как много человек отреагируют в духе "О, это про меня. Что-то я, кажется, не такой уж ангелочек... Попробую быть лучше."

      Мозгом я именно так и отреагирую, а эмоции никуда не денутся =))


    1. peterzh Автор
      25.12.2024 04:28

      факт. ТС просто переложил в статью то, что 5 лет твердил своим же менеджерам, когда они приходили поныть. С одного раза не дойдет. Но если я скажу раз, потом им шеф то же скажет, потом мемасик с котенком увидят про это же - вот тут может быть и щелкнет.

      Но это неточно, конечно же ))


    1. denizko
      25.12.2024 04:28

      Первая и последняя мысль - это про меня! Показал жене и она смеясь тычет пальцем на меня. И почему-то уверен, что таких людей, увидевших себя в этой статье будет не мало, хотя, допускаю, что я наивен в своей оценке. Эмоционально я воспринимаю статью как сарказм в мою сторону - едкое, но меткое замечание относительно моего "совершенства", которое не лишний раз напоминает мне, что надо больше смотреть и пинять на себя, а не на других. Как-то так.


  1. doryfish
    25.12.2024 04:28

    Чтобы понять мотивацию другого, надо говорить ртом и принимать его ответ серьезно. Спрашивать вопрос и слышать ответ.

    А если руководитель/заказчик упорно не следует этому правилу, я могу уже назвать его тупым? Или он просто "ошибается"?

    Об тезис выше и разбивается вся, в общем-то, хорошая идея этой статьи "за все хорошее против всего плохого", "давайте просто слушать друг друга и искать баланс".

    Вот я "за свой 25+ 13+ летний опыт в разработке ПО" видел лично двух тупых директоров, которые потеряли все деньги и разогнали десятки человек (это были два разных бизнеса), оставив их без зарплат и компенсаций (с семьями, ипотеками и т. д.). Хотя еще при здоровой жизни этих проектов буквально целой компанией орали, что бизнес делает что-то не то, но директор же "умнее".

    Что я должен говорить в таком случае, что руководители просто "ошиблись", или это работники "тупые", потому что не сменили работу? (есть в статье) Так это просто другая крайность тогда, что начальник всегда прав, а я всегда дурак. Чем "я всегда кретин" лучше, чем "все вокруг кретины"?

    ...на выходе, спустя несколько лет, можно получить вполне неплохое рабочее место с адекватным руководством и заказчиками, которые не будут вас бесить.

    А можно и не получить. Автор же говорит "можно", это не значит, что "так и будет" :)


    1. almaz1c
      25.12.2024 04:28

      буквально целой компанией орали, что бизнес делает что-то не то, но директор же "умнее".

      Если вы такие умные, почему вы зависите от зарплаты, которую вам платит идиот?


      1. kirillbdev
        25.12.2024 04:28

        А вот это уже попахивает манипуляцией. У всех нас разные возможности и ресурсы как на старте жизни так и в течении. Не всегда есть возможность не зависеть от зарплаты идиота.


        1. almaz1c
          25.12.2024 04:28

          Это охранительное свойство психики - объяснять отсутствие жизненных достижений неблагоприятной окружающей средой. В результате все опенспейсы забиты несостоявшимися гендирами и президентами.


          1. xSVPx
            25.12.2024 04:28

            Т.е. вместо того, чтобы оперировать людей я директором должен был стать?

            А как отличный хирург я "ленивая жопа"? И прав сказать, что я думаю о том, кто не обеспечил больных физраствором прав не имею ?

            Вначале стань поваром, а потом можешь оценить вкус блюда ?

            Вам не кажется, что даже 20 лет назад такая риторика была.... Немного устаревшей ?


            1. almaz1c
              25.12.2024 04:28

              что я думаю о том, кто не обеспечил больных физраствором прав не имею ?

              Отличный специалист в коллективе "ленивых жоп" - это временная ситуация, созданная осознанно либо случайно. Либо коллектив подтягивается до уровня, позволяющего отличному специалисту выдавать отличный результат, либо специалист уходит (отличного специалиста с руками оторвут) туда где он может реализоваться в полной мере. Иначе кто будет отличному специалисту платить за посредственный результат?

              Подобное тянется к подобному. Белые вороны в коллективе долго не живут.


              1. peterzh Автор
                25.12.2024 04:28

                Да, верно. Если вам все кругом кретины - просто пойдите и сделайте компанию-мечту. В которой селзы будут продавать честно на 100%.

                Где заказчику будут объяснять, что надо сделать хороший продукт, потому надо подождать пару лет и доплатить пару десятков млн. Ну и так далее.

                Просто сделайте - я первый пойду к вам работать стажером, ребят =))


              1. peterzh Автор
                25.12.2024 04:28

                Да, верно. Если вам все кругом кретины - просто пойдите и сделайте компанию-мечту. В которой селзы будут продавать честно на 100%.

                Где заказчику будут объяснять, что надо сделать хороший продукт, потому надо подождать пару лет и доплатить пару десятков млн. Ну и так далее.

                Просто сделайте - я первый пойду к вам работать стажером, ребят =))


          1. asatost
            25.12.2024 04:28

            Это охранительное свойство психики - объяснять отсутствие жизненных достижений неблагоприятной окружающей средой.

            То, что фотон в вакууме невозможно разогнать быстрее определённой скорости, оказывается, объясняется не тем, что окружающая среда такова, а "охранительным свойством психики".


          1. invelusion
            25.12.2024 04:28

            объяснять отсутствие жизненных достижений

            Т.е. жизненные достижение это только тогда когда ты работаешь на себя или высшая позиция в компании? Где-то у вас логика потерялась.


            1. almaz1c
              25.12.2024 04:28

              Жизненные достижения предполагают достижение поставленных долгосрочных целей за счет систематического приложения своей воли к преодолению препятствий (в том числе сопротивления окружающих "тупых" гомо сапиенс).

              Навряд ли это про человека, который даже устраивающую его работу найти не может и вынужден четверть своей жизни проводить в стрессе, терпя тупых (по его мнению) начальников.

              И все эти многочисленные статьи на хабре в стиле "поломанный найм, низкие ЗП, тупые манагеры, бездарные HR-ки, а я Дартаньян" на самом деле об одном и том же - человек винит в своих бедах окружающих, вместо того, чтобы посмотреть в зеркало.


        1. DMGarikk
          25.12.2024 04:28

          Не всегда есть возможность не зависеть от зарплаты идиота.

          Это не дает права диктовать условия тому на кого вы работаете, просто потому "возможности нет быть на его месте", вы либо принимаете его позицию либо идете за забор


      1. TurboKiller13337
        25.12.2024 04:28

        Того кто платит нам з.п. мы не видим. Менеджер не равно владелец. А то что владелец всрал ещё один бизнес, так это он переживет. Вполне нормальная история.


    1. Sysliks
      25.12.2024 04:28

      В данном случае у вас ошибка в том что вы почему то решили что у директора и остальной компании были одинаковые цели. На самом деле такое бывает далеко не всегда.


    1. peterzh Автор
      25.12.2024 04:28

      Так есть же в статье про это. Если через рот не помогает и терпеть такое неохота, можно проголосовать ногами. У нас не крепостное право, РП - не спаситель миров, а просто работник. Встал и вышел, все.


    1. Aluvian
      25.12.2024 04:28

      Вот кстати, мне постоянно приходилось работать с Китаем, а, в частности, с китайскими поставщиками и клиентами. И с китайцами очень часто происходят конфликты из-за 2х вещей:

      1. Языковой барьер. Китайские инженеры чаще всего не знают английского в принципе. Потому почти во всех компаниях они выделяли 1 контактное лицо со знанием английского, которое занималось абсолютно всеми коммуникациями, не имея толком нужного бэкгрунда. В итоге получался испорченный телефон. В этом хаосе "я им про Форму, они мне про Ерему", было очень тяжело работать, и у нас (не только у меня, а практически у всего завода, начиная от менеджмента и с инженерами, заканчивая работягами на складе и линии) частенько подгорало, при чем очень сильно. А один клиент однажды дал нам целого представителя, китайца, который общаться могу разве что через голосовой переводчик. И с этим человеком мы должны были договариваться обо всех условиях, начиная от планирования производства, заканчивая технической стороной, аддендумами по качеству. Надо ли говорить, что это был ад, и мы не раз просили сменить представителя на знающего язык?

      1. У нас с китайцами совершенно разная культура труда. Им часто очень тяжело понять, зачем нам нужно так много документации, которой у них в принципе даже нет! Сколько споров и уговоров было на тему, ну сделайте же, вы же, блин производитель, поставщик компонентов, ну должны же быть у вас те же документы по HEX командам пульта для ТВ, должны же вы уметь предоставлять BOM (Bill of Material) и SOP (Standard Operating Procedure), а так же знать из какого сырья сделаны ваши компоненты, а так же отличать SKD и CKD форматы. Но нет, им было банально даже не понятно зачем это нам. Объясняешь им и разжевываешь, грозишься деньгами, срывом поставок уже готовой продукции нашему общему клиенту - вроде начинают двигаться и откуда то доставать нас необходимую документацию


  1. kompilainenn2
    25.12.2024 04:28

    Перепись тех, кому не так повезло, как автору статьи, открыта в комментариях


    1. peterzh Автор
      25.12.2024 04:28

      Автору много и сильно не везло, честно говоря. На эту тему он может наныть отдельную статью, но автор сам перечитывает про Кретинов и не ноет :)

      Везет тому, кто везет, так что работаем :)


      1. kompilainenn2
        25.12.2024 04:28

        Везёт тому, кого везут =)


        1. peterzh Автор
          25.12.2024 04:28

          Да лан. Для меня всегда опыт на первом месте. Если есть опыт - работа будет. Честно гвоворя всегда поэтому искал не теплые места (хотя возможности были), а то, где был трындец, потому что так интереснее.


          1. andmerk93
            25.12.2024 04:28

            На вахте был?


            1. peterzh Автор
              25.12.2024 04:28

              а смысл?