Существует несколько вариантов работы с цветным художественным стеклом, ярким пятном среди которых выделяется фьюзинг (fusing) — сплавление плоских элементов в печи. Техника изначально витражная, чудо как хороша для некрупных декоративно-прикладных вещиц вообще: шкатулки, панно, часы, бижутерия, значки, сувениры, светильники, изразцы и декоры для отделки, для интерьера — воткнутые в цветочный горшок, поставленные и подвешенные. Всё, на что хватит фантазии. Работы естественным образом получаются уютно-очаровательные, с мягкими округлыми очертаниями оплавленных деталей, наводящими на мысли о карамельках, шакер-чуреках с какао, и кресле-качалке, с клетчатым пледом и котом на коленях.
Например, например
Для затравки, кое-что из наших семейных архивов. Все игрушки деланы вот этими вот руками, эскизы понятно, авторские.
Фото 2. Ангел-хранитель дома. Чуть приподнятые брови, усталая улыбка — ничем его уже не удивить
Фото 3. Юный ангел. Пока ещё смотрит на мир широко открытыми глазами и улыбается легче
Фото 4. В 2021 год Быка, мы, конечно, не могли пройти мимо идиомы «Корова на льду». На фото наша фигуристка
Фото 5. Ёлочные домики
Фото 6. 2022 — год Тигра. Наш большой и страшный зверь, р-р
Как это делается?
Посмотрим на все основные этапы изготовления более или менее сложной ёлочной фьюзинг-игрушки «Боречка».
▍ Эскиз
За каждой работой стоит некая идея, через кипу изрисованных черновиков, таки ложащаяся на бумагу в виде предварительного эскиза. Кроме обычной формы и цвета, он должен учитывать и специфику материала, особенности техники. В домашней мастерской мы возимся вдвоём с женой-художницей, это в её голове рождаются идеи, её же дамскими ручками собраны и все тонкие сложные вещицы.
Фото 7. Т. н. картон — рабочий эскиз в натуральную величину. На носу год Быка — наш Боречка здесь этакий хтонический зверь, сродни тем самым мифическим слонам и черепахе — «заведующий всем», да. На его животе и груди кусочек мира. Он украдкой — это против правил, придвигает луну поближе к земле, чтобы зимней ночью кто-то в темноте не заблудился. В душе он Прометей
Картон ещё раз тщательно проверяем — все ли детали можно изготовить из листового стекла нашими возможностями, соединить в целое. Картон обычно раскрашивается, или цвета основных деталей для памяти подписываются.
▍ Вырезание деталей [1]
Наша работа, состоящая из отдельных элементов, сплавляется в единое целое — все её части должны иметь одинаковый КТР (коэффициент теплового расширения), иначе вещица при охлаждении растрескается или будет иметь недопустимо большие внутренние напряжения и сломается позже от какого-то незначительного воздействия. Стёкла для фьюзинга специальные, с нормируемым КТР, причём существует несколько разных серий. В мастерской приходится зорко следить, чтобы стекло одной серии не смешалось с другим, или обычным витражным — все они могут быть неразличимы внешне. Это требует организованности и аккуратности — спустя короткое время витражист неизбежно обрастает громадным количеством обломков, осколков и крошек, использовать и хранить которые приходится, систематизировано и вдумчиво.
Фото 8. Все более или менее крупные детали работы вырезаются из заготовок-листов традиционно для витражного дела [1]— масляным роликовым стеклорезом с узкой головкой (для криволинейного реза), ведут который вперёд, от себя (чтобы хорошо видеть разметку). Контуры деталей перед этим переносят с картона на стекло при помощи промежуточных шаблонов из плотной прозрачной плёнки. Со стеклорезом обращаемся обычным образом: все царапины делаем от края до края за один уверенный проход, два раза по одному месту стеклорез не ведём, держим постоянный и заметный нажим, работаем на ровном, слегка упругом основании. Прочертив границы стеклорезом, обламываем ненужное. При мелких работах не обойтись без специального инструмента-разламывателя (слева на фото)
Фото 9. Отрезать стеклорезом очень маленький уголок трудно, здесь пригодятся кусачки для мозаики, смальты
Фото 10. Вырезанные крупные детали игрушки
▍ Подгонка
Края деталей для крупных и несложных фьюзинг-работ после резки допустимо не обрабатывать — их зазубренность в печи оплавится и несколько выровняется. Торцы же элементов сложных миниатюр приходится выравнивать и подгонять — работа при этом удаётся аккуратнее и точнее, результат предсказуемей, а брака меньше.
Фото 11. Торцы более или менее крупных плоских стеклянных деталей выравниваются на шлифовальной машине с алмазным инструментом [2]
Фото 12. В качестве импровизированной точилки для мелочей служит настольный сверлильный станок, настроенный на 3000 об/мин. Во время работы с обратной стороны инструмента прижимаем мокрую губочку и работаем в защитных очках — случаются брызги
Фото 13. Подогнанные основные элементы Бори
▍ Сборка
Фото 14. Складываем подогнанные крупные части на живую нитку, кусачками для мозаики накалываем не требующие точной подгонки мелочи, рисуем запекаемой краской нужные элементы, а здесь это глаза, ноздри и окна домиков, ретушируем высушенный рисунок крупной иглой
Фото 15. Окончательную сборку выполняем на небольшом подготовленном керамическом основании — плитку выстилаем керамической бумагой и через ситечко присыпаем сухим гипсом. Гипс — сыпучий разделитель, не дающий размягчённому стеклу прилипать к керамике, позволяет много раз использовать дорогую керамобумагу, но работать приходится буквально не дыша. Фигурка собирается из подготовленных частей, украшается дроблённым в ступке стеклом разных цветов и фракций, вытянутыми на стеклодувной горелке и наколотыми стеклянными струнами. Работа тонкая и кропотливая, мелочи приходится укладывать пинцетом под лупой
Фото 16. Готовая к оплавлению работа
▍ Спекание
Чтобы стеклянные детали размягчились, слегка оплыли и спаялись друг с другом, приходится нагревать их до ~740 ̊ С и выдерживать несколько десятков секунд. Стекло однако материал капризный — он хрупок и плохо проводит тепло, которое очень медленно и неравномерно распределяется при нагреве или охлаждении — разные места стеклянной заготовки или вещицы при этом по-разному расширяются (сжимаются), что приводит к растрескиванию образца. Чем выше у стекла КТР и больше толщина, тем эффект более выражен. Только очень-очень медленно изменяя температуру стекла, удаётся нагревать его холодное (охлаждать горячее) без разрушения. Практическое спекание содержит ещё и несколько разных технологических участков с различной скоростью нагрева и остывания, плато для выравнивания температуры. Полный процесс от закладки в печь до вынимания остывшей работы среднего формата и толщины (до А4) занимает без малого сутки.
Фото 17. Спекание собранных мелочей можно делать почти в любой печи с нужной температурой, но специфическая конструкция и программируемый ПИД (пропорционально интегрально-дифференциальный) термоконтроллер печей специальных, позволяет работать удобнее, проще, даёт более повторяемый результат с меньшим браком. На фото — наша самодельная печь [3]. Характерный плоский под легче обслуживать, на него удобнее укладывать собранные заготовки, в сложных случаях работу можно собирать прямо на нём
Фото 18. Нагрев и охлаждение садки в основном не допускает подглядывания, но после достижения наивысшей температуры спекания, печь ненадолго приоткрыть можно и даже полезно — пока стекло находится в другом фазовом состоянии это безопасно, а быстрый сброс температуры до Т отжига (от ~740 ̊ С до 550 ̊ С) — мера против т. н. расстеклования — помутнения поверхности фьюзинг-работы
Фото 19. Оплавленная работа на поду. Всякий раз остывшую печь открываем скрестив пальцы и затаив дыхание — стекло в печи на время становится густой, но таки жидкостью — расшалившиеся силы тяжести, поверхностного натяжения и капиллярные эффекты могут запросто подложить большую свинью — мелкие детали сдвинуть, перекатить или вовсе перевернуть, испортив сложную работу. Опыт и мастерство эту вероятность только уменьшают. Вынимаем нашу фигурку, обметаем и счищаем гипс, отмываем его прилипшие остатки, обтачиваем острые края
Фото 20. Ёлочные игрушки снабжаем верёвочками, упаковываем
Галерея
Фото 21. Несколько искажённое поверхностным натяжением рисованное лицо ангела скулами стало здорово напоминать незабвенного Дэвида Духовны — парапапам-папам, истина где-то там…
Фото 22
Фото 23. Фигурка — настольное украшение. Вариант ёлочного ангела на верёвочке (Фото 2)
Фото 24. — Вот от моей коровы какая польза! Ну вот что, друзья, давайте-ка его в дом заберём. — Ага, и маму в дом, только мамы нам и не хватало
Фото 25
Фото 26
Фото 27
Фото 28
Фото 29
Фото 30. Крупный, с ладошку, сложный домик. Всем хорош, но тяжеловат
Фото 31. Главные герои м/ф «Дед Мороз и лето»
Фото 32
Фото 33. Птичка-кулон или ёлочная игрушка
Фото 34. Феечка
Фото 35. Хрюн в снегу (настоящем) — пионер-первопроходец — самая первая фьюзинг-фигурка из обычного витражного стекла и бисера, оплавленная в простейшей самодельной микропечи [4]
Фьюзинг — это не страшно
Техника фьюзинг — яркая, очаровательная, отлично сочетается с другими витражными техниками, с мозаикой, с горячей печной формовкой стекла (моллирование). Простые фьюзинг-работы можно собирать быстро, минимумом сил и инструментов, процесс нетрудно организовать как мастер-класс для новичков, барышень и даже детей.
Фото 36. Семинар по нескольким витражным техникам для местных деревенских детей, в нашей домашней мастерской. Часть 1 (интригующая) — фьюзинг, смена №1 (малыши). 2006 год. На фото наша старая знакомая — Лиза [5], на подготовленных (вырезанных, обточенных на шлифмашине, просверлённых для шнурочков) основаниях, из осколков цветного фьюзинг-стекла собирает себе значок и кулон. Идея и эскиз понятно, авторские
Фото 37. Две участницы-девчонки — два значка, два кулона. Собраны, уложены на подготовленном поду печи, ждут оплавления
Фото 38. Работы Лизы
Итого
Техника фьюзинг имеет массу ярких достоинств, но и несколько весомых недостатков — не обойтись без дорогой печи, работы получаются только плоские, довольно тяжёлые (ёлочные игрушки) и на просвет часто выглядят не блестяще. Стекло для фьюзинга дорогое. Тонкие и красивые работы очень сложны и трудоёмки в изготовлении, требуют высокой квалификации мастера, при финальном оплавлении заметная вероятность брака.
Новость хорошая — небольших форматов электропечь всё-таки доступна целеустремлённому мастеру, может включаться в домашнюю сеть. Энтузиастам более или менее технически грамотным, нетрудно собрать самому вариант полноценный или начально-упрощённый.
Дополнительные материалы
1. Работа с листовым стеклом в домашней мастерской. Сложная ручная резка, обработка
краёв. Авторский конспект.
2. Шлифовальный станок для стекла своими руками. Авторский конспект.
3. Простая, недорогая, точная высокотемпературная электропечь своими руками. Авторский
конспект.
4. Простая, недорогая, точная мини-электропечь (для фьюзинга) своими руками. Авторский конспект.
5. Lampwork — декоративная стеклодувная техника. Часть 1. Работы подготовительные. Авторский конспект.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, декабрь 2024 г.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (37)
frolovdv
31.12.2024 09:51Возникает вопрос, не будут или осколки стекла разлетаться по дому и "находиться" (в т.ч. ногами) в самых неожиданных местах? И полировка стекол безвредна?
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Мы работаем в мастерской, где босиком не ходим, но вообще говоря, вероятно это вопрос аккуратности. При сложной резке или откусывании листового стекла кусачками, случаются осколки, их периодически приходится сметать со стола мягкой широкой кистью. Особо острых, тонких обычно не бывает, скорее это угловатые кусочки. Вот в стеклодувном деле обломки тонкостенных трубок опаснее -- это причудливо изогнутые лезвия. Что до шлифовки, то здесь она мокрая -- алмазный инструмент непрерывно смачивается, или поливается водой, в том числе и для предотвращения появления стеклянной пыли в воздухе. Конечно для таких работ лучше выделять отдельное помещение, где можно чувствовать себя свободнее, однако множество витражистов-любителей преотлично работают дома.
Dm_Dm
31.12.2024 09:51Раньше в Европейском была лавочка, где продавали отличные европейские игрушки (кажется, из Польши). Цена была ого-го.
Скрытый текст
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Охохонюшки. Стоимость рукодельных ДПИ вещиц, это плач, стон и скрежет зубовный всех мастеров. Если бы нам удавалось продавать свои работы по такой цене, как сыр в масле катались бы.
GidraVydra
31.12.2024 09:51А что такое ДПИ?
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Декоративно-прикладное искусство
GidraVydra
31.12.2024 09:51Ну, продают-то по сути не само изделие, а информацию. Платят за историю, личный бренд, эксклюзивность, модность и тд.
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Это да -- "наценка за понты", нарабатывать которые, отдельный вид искусства. По идее, в нашем случае, нужно было бы нанимать специально обученного человека, чтобы непрерывно шуршал бы в соцсетях -- все эти конкурсы, акции, презентации, выставки и прочие ярмарки.
GidraVydra
31.12.2024 09:51Так есть фрилансеры, как раз для этого...
xSVPx
31.12.2024 09:51Ну да, денег им заплатить можно. И иногда (!) это даже имеет некий положительный результат. Иногда.
Однако никаких глобальных изменений в "итого" это не принесет. Будете кормить толпу дармоедов с туманными перспективами заработать больше за счет окученных лохов, и часто результат в деньгах будет таким же как без них, т.е. вдесятеро дороже продали, а потом 90% раздали "фрилансерам" за их услуги
Так тоже можно. Вон у нас целый илон маск в тюмени есть :). Но не всем подходит...
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Тут еще и дело в том, что при такой организации пришлось бы неизбежно расширяться, налаживать хотя бы мелкосерийное изготовление, чего нам изо всех сил хотелось избежать -- долой спокойная жизнь, творчество вырождается в рутину и решение организационных вопросов. Лучший вариант -- изготовление сложных интересных штучных работ, а параллельно давать мастер-классы для публики. Но для этого нужно жить в крупном городе, а мастерскую иметь в легкодоступном месте -- люди в основном ленивы и избалованы развлечениями.
xSVPx
31.12.2024 09:51Мастер-классы такое себе. Клоуном быть тоже не всем нравится ;).
И да, либо у вас пространство заточено под производство, либо под мастер-классы... Совместить вряд ли удастся.
Штучное хорошо, но его не оплатят скорее всего. Нормально работает нечто мелкосерийное.
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Отчего же клоуном? Мы с женой, в четыре руки как-то проводили серию мастер-классов для местных ребятишек. Некоторый опыт есть. Это ничуть на цирк не похоже, и для меня очень даже приятно и интересно. Конечно, при регулярном и заметном потоке людей будут попадаться и экземпляры неприятные, капризные, скандальные, но в целом, если не на каждый день такие забавы -- нравится!
Да, мастера ДПИ-шники обычно выживают за счет множества недорогих простеньких мелочей -- в бытность мы не раз таскались по "ярмаркам-ремесел", в том числе и в качестве продавцов, где это хорошо было видно.
xSVPx
31.12.2024 09:51? Стоимость вообще-то продавец определяет. Никтож к батарее не приковывает, можешь продавать дорого - продавай дорого.
Многие забывают, что до изготовителя в любом случае дойдет только незначительная часть уплаченной цены. В случае продажи из какого-то модного бутика это может быть единицы процентов. И никто в цепочке сверхдоходов увы не получит :(.
vaslobas
31.12.2024 09:51А как делали советские елочные игрушки? Это было конвейерное производство из стекла с ручным раскрашиванием?
Kurochkin
31.12.2024 09:51Был на экскурсии на фабрике елочных игрушек, которая еще с тех самых времен работала - никакого конвеера (механизации) там не было. Простора для творчества тоже не было (все эскизы заранее утверждены, само собой); но в общем - да, просто сидишь и на потоке раскрашиваешь шарики, шишки и т.п., потом все запекают и готова партия. Заготовки тоже ручного изготовления.
vaslobas
31.12.2024 09:51Спасибо за инфо.
Тогда игрушки в союзе продавались ниже себестоимости получается, если там столько ручного труда.
И понятно почему они сейчас такие дорогие, если новые покупать. Я просто не понимал, почему в ссср они были доступны по цене, а сейчас на вес золота просто. Теперь понятно.
vesowoma
31.12.2024 09:51И понятно почему они сейчас такие дорогие, если новые покупать. Я просто не понимал, почему в ссср они были доступны по цене, а сейчас на вес золота просто. Теперь понятно.
Не такие они дешевые были тогда. На одной игрушке был ценник прямо выбит на металлической части - не то 10, не то 15 рублей (до реформы 1961). А вообще вот вспомнилось
Скрытый текст
В магазинах нашего города появились фальшивые ёлочные игрушки. С виду они — совсем, как настоящие. Только радости от них — никакой
vaslobas
31.12.2024 09:51Я помню игрушки типа Шаров стоили 2-5 рублей за набор. Что равнялось примерно стоимости килограмма колбасы или 10-30 батонов хлеба. Сейчас таких цен и близко нет, если мы говорим про стеклянные шары.
Конечно были игрушки со сложным сюжетом и необычной формы. Но основная масса была по доступным ценам.
GidraVydra
31.12.2024 09:51Это не потому, что шары были дешевые а потому, что еда была дорогая. 5 рублей - это 10% зарплаты моей бабушки в конце 60х. А она имела высшее образование и преподавала в ПТУ.
Сейчас, так уж получилось, моя двоюродная сестра тоже работает в ПТУ, получает около 60 тысяч в месяц. На 10% от этой суммы можно купить три хороших набора стеклянных елочных шаров. Или штук 100 простых одноцветных шаров.
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Любопытствующим могу предложить ретро-книгу (Лапковский, Овешкова, Данилевский, Ёлочная игрушка, Москва, 1944 г) по изготовлению ёлочных игрушек, в том числе и стеклянных. Отдельного внимания заслуживает приведенная конструкция стеклодувной горелки -- промежуточный вариант между февкой и классической "пушкой".
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51О! Старые Советские еще игрушки! -- яркое воспоминание детства -- было у деда среди прочих ёлочное украшение, ребенок-поросенок завернутый в раскрашенный бумажный одеяло-конверт, только голова и торчала. Этакая миниатюрная умильная розовая душечка. Как, спрашиваю я вас, было не посмотреть каков он там внутри?! А оказалось, о жестокое разочарование!, что у поросенка есть лишь голова, а в остальном конверт только муляж и набит ватой. Можно сказать, что действительность предстала в своем самом неприкрытом и циничном обличье. Вся жизнь разделилась на "до" и "после"...
GidraVydra
31.12.2024 09:51Напомнило рассказ Овечкина "Поросенок".
GidraVydra
31.12.2024 09:51У нас вот так, по-простому:
Fluid art эмалью
Кстати, футеровка печи очень страдает от таких открываний на высокой температуре. Она же, в отличие от стекла, остается твердой...
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Красиво и с эмалью. Где-то еще видел как наливая на поверхность воды нитрокраски (?), добиваются причудливого узора, который потом очень просто переносят на вещицу простым ее окунанием.
Футеровка в этой печи мягкая -- рулонное "керамическое одеяло. А в общем случае конечно -- термоудар.
GidraVydra
31.12.2024 09:51Там сложные составы, с высокой гидрофобностью. Иначе на воде растекаются.
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51И в самом деле.
Собственно, кроме нанесения маканием, восхитителен и способ получения, часто, мудрёного рисунка -- все эти расчесывания и закручивания тончайшей невесомой многокомпонентной пленки на воде. К слову сказать, есть подобный способ декорирования и во фьюзинге -- когда приоткрыв печь, специальными инструментами механически искажают размягченные верхние слои.
Dr_Faksov
31.12.2024 09:51Тоже в тему. Как игрушки делают сейчас.
BabayMazay Автор
31.12.2024 09:51Обожаю когда барышни-гуманитарии пишут о вещах технических : ) А вообще говоря, здорово, что сейчас ёлочные шары тонко и вдумчиво расписывают -- старые игрушки, в основном, были неказистыми, не абы какой красоты.
shadrap
как обычно зачёт!) как читаю ваши статьи сразу в голову лезут мысли - "а не достать ли стеклорез со шлифмашинкой и пачкой стёкол , засунутых подальше..")
BabayMazay Автор
И это, хо-ро-шо! : ) Какая-то приятная ручная забава у каждого должна быть, тем более, при нынешнем положении дел, когда многие работают в основном головой или нервами. Равновесие! Всех с наступающим!