Контекст

Меня интересовало как ускорить свою работу с помощью AI. И чтобы разбираться с этим и быстро узнать, что об этом думают другие, я нашла курс и пошла учиться. Не пожалела, и здесь я рассказываю о 4-х инсайтах, которые пополнили список моих скиллов продуктового дизайнера.

Курс рассчитан на четыре недели. Я проходила его 4 месяца. Не спешила. Читала все дополнительные материалы. Применяла на текущих проектах всё, о чем узнавала. Приобрела хорошую привычку описывать то, что делаю и написала 6 стади-кейсов о своих текущих проектах.

Инсайт №1 – Значимость AI

Он случился прям на вводном занятии: в списке дополнительных материалах была стать Якоба Нильсена об изменениях парадигмы впервые за 60 лет вот эта статья. Она помогла мне значимостью AI. Даже забавно – до нее я воспринимала AI не как что-то кардинально меняющее мой мир, а как очередную забавную игрушку.

Инсайт №2 – Документируй работу с AI

Поначалу, когда я исследовала UX-овый сценарий с помощью AI, я постоянно отвлекалась. Задавала вопросы, просила что-то сделать. Получала много информации, бессистемно углублялась в дебри и теряла фокус. Начиная, например, с определения проблемы пользователя, я могла перескочить и перейти к генерации идей, забывала что проблема не сформулирована как следует. Каждый раз меня уносило куда-то в космос. Через несколько часов я осознавала, что материала много, а вещественного результата нет. И это происходило на всех стадиях проектирования продукта: understanding, problem definition, ideation. С этим надо было что-то делать.

Фреймворк, который я приспособила для отработки моих UX-сценариев, думаю, применим к любому этапу дизайна:

  • Фиксироваться – сначала описываю свою цель и задачи. Я использую Notion, но можно пользоваться любым удобным инструментом или просто ручкой и блокнотом.

  • Фокусироваться – получаю результат, записываю. ИИ выдает на этом этапе очевидные и не особо интересные вещи, но 1-2 интересных момента можно найти.

  • Уточнять – из полученного нахожу несколько поинтов, в которые я собираюсь копать. Фиксирую их и задаю уточняющие вопросы к ИИ. Последовательно и один за другим отрабатываю каждый поинт.

  • Челленджить – прошу указать источники или гуглю сама – ведь все знают что ИИ склонен фантазировать.

  • Финализировать и рефлексировать - подвожу итог и еще раз перечитываю что было на вход и сравниваю с тем, что зафиксировала на выходе.

Вот так у меня появилась привычка описывать всё, что я делаю.

Инсайт №3 – Предвзятость (bias)

Предвзятость или необъективность – моя любимая тема в продуктовом дизайне и здесь оказалась особенно актуальна.

Человеческая предвзятость — это предвзятость, коренящаяся в убеждениях, отношениях и предрассудках людей. Это происходит, когда люди располагают неполной информацией и используют простые эвристики, чтобы восполнить недостающую информацию.

Я работаю над собой на уровне человеческой предвзятости и учитываю предвзятость пользователей в продуктах которые проектирую. Держу в голове эту схему и всем ее показываю.

Перевод, источник Google UX Design Professional Certificate
Перевод, источник Google UX Design Professional Certificate

В курсе узнала, что человеческая предвзятость это только одна из… которые надо учитывать и это must-have для продуктового дизайнера, создающего продукт на базе AI.

Итак три уровня предвзятости (Level of Bias):

  1. Системная (Systemic) – институциональная или историческая

  1. Статистическая и вычислительная (Statistical and Computational)

  1. Человеческая (Human)

Первые два не обязательно находятся под контролем дизайнера, они больше относятся к специалистам по данным и людям в сфере исследований ИИ, но влиять на это не только можно, но и нужно. Вот такие гайды по проектированию продуктов с AI у Google и Microsoft.

Например в своем гайде Google интересно пишут о Взвешивании ложноположительных и ложноотрицательных результатов (Weigh false positives & negatives) – вот это прям та часть продукта с AI где UX дизайнер должен иметь право голоса как представитель пользователей в продукте.

Инсайт №4 – Встраивай AI правильно

Проектирование продуктов с AI происходит по всем правилам продуктового дизайна с небольшими дополнениями.

Решай проблему пользователя

  1. Прикручивай AI там где это реально полезно

  • Определи момент доступа пользователя к ИИ - не отвлекай, позволь ему решать когда взять управление на себя, а когда отдать его ИИ

  • Выбери способ доступа пользователя к AI через контекстные элементы (контекстное меню, кнопки и др.) или через диалоговые элементы (чаты, боковые панели и др.)

  1. Обучай обеих и пользователя и ИИ

  • Предложи шаблоны & промты

  • Организуй генерацию & сбор отзывов

Выстраивай доверие

  • Объясни почему ИИ сделал то, что сделал

  • Объясни на сколько хорошо ИИ это делает

  • Позволяй отклонить или игнорировать действия ИИ

  • Позволяй откатиться на шаг назад если результат не понравился

Не забывай

  • Приоритизировать идеи – балансируй полезность и трудозатраты

  • Проверять/тестировать гипотезы со своим пользователем (все как до появления AI в продукте)

  • Создание продукта – это диалог и коллаборация команды (без этого никак)

Что еще запомнилось

  • Отдавай AI рутинные, скучные или слишком сложные задачи

  • Оставь пользователю то, что он любит делать сам

  • Оставь пользователю задачи где важна личная ответственность за результат

  • Оставь пользователю задачи где ставки высоки

  • Помогай пользователю не ошибаться

  • Визуальный дизайн работает также. Правила использования UI элементов те же. Популярные дизайн-системы работают по прежнему хорошо.

Итоги курса

  • Получила сертификат и всем его теперь показываю.

  • Использую AI в рабочем флоу.

  • Вижу больше возможностей как прикрутить AI к продукту.

  • Понимаю как оценить нужность/ненужность AI в конкретном месте интефейса.

  • Оооочень хочу делать продукт с AI!

Комментарии (0)