Каждый год к Рождеству традиционно выпускают «уродливые свитеры», каждый старается как-то выделиться. Но Microsoft в 2024 переплюнули всех, выпустив свитер, который просто отвратителен: его посвятили, наверное, самому крупному провалу Microsoft — «красному кольцу смерти» Xbox 360.
Оригинальный Xbox не был идеален. Он был огромный, тяжёлый, а геймпад из первых партий, величавшийся не иначе как Duke («герцог»), эргономичным назвать очень сложно. И всё же, это была консоль, не лишённая инноваций: про неё я уже делал когда-то отдельный материал. Первая консоль от Microsoft доказала, что компания, которая больше известна по разработке операционных систем, способна конкурировать на рынке видеоигр, предлагая как лучшие версии портов, так и свои, эксклюзивные тайтлы.
Но прогресс не стоял на месте, и нужно было делать следующую консоль нового поколения — чтобы утереть нос конкурентам в лице Sony и Nintendo. Microsoft ОЧЕНЬ хотели быть первыми, кто выпустит консоль, которая будет превосходить всё, что имелось на тот момент на рынке — и Playstation 2, и Gamecube, и собственно, оригинальный Xbox. В компании не хотели использовать имеющиеся наработки от сторонних компаний: оригинальный «Гроб» (так в России прозвали Xbox) использовал Pentium 3, а в качестве графического чипа — GeForce 3 от Nvidia. Решение использовать что-то своё привело к тому, что процесс разработки железа затянулся: у консоли не было процессора вплоть до февраля 2005. Microsoft была увлечена идеей выпустить консоль раньше всех в новом поколении, а не поставить на рынок качественный продукт. Уже на этапе тестирования на производственной линии выявлялось много брака — необходимо было в кратчайшие сроки найти проблемы и устранить их.
22 ноября 2005 года первая версия Xbox 360 поступила в продажу на рынки США и Канады, а в декабре добралась до европейского и японского рынков — до Рождества основные рынки получили первую консоль седьмого поколения. Но спешка ни к чему хорошему не привела: Xbox 360 оказался бомбой замедленного действия.
Спрос превышал предложение — Microsoft повторили концепцию оригинальной консоли с одним серьёзным «но»: теперь это было мощное устройство, способное тянуть любые игры с HD-графикой, которая рядом не стояла с тем, что предлагали конкуренты. Xbox 360 стал хитом моментально. Тому способствовала и крепкая стартовая линейка игр, в которой были как эксклюзивы, так и улучшенные версии мультиплатформенных тайтлов: первая Condemned была временным эксклюзивом, Gun, Need for Speed: Most Wanted, Tony Hawk’s American Wasteland были лучшими версиями среди всех; эксклюзивы тоже не подвели: экшн-адвенчура Cameo, сиквел Perfect Dark, Project Gotham Racing 3, Ridge Racer 6. А ещё целых СЕМЬ спортивных игр (поверьте, для рынка США иметь на платформе очередной спортивный тайтл от EA. А когда на E3 2006 года со сцены объявили заоблачные цены на Playstation 3, в зале стояла гробовая тишина. Консоль от Microsoft уже отлично продавалась и хорошо зарекомендовала себя, а цена на базовую версию без жёсткого диска составляла всего 300 долларов США (версия с диском на 20 гигабайт и компонентным кабелем в комплекте стоила 400 долларов).
Только стоит оговориться, что Core-версия консоли была не всем выгодна: у неё вообще не было встроенной памяти — чтобы сохраняться, надо было карту памяти покупать. Чтобы играть в HD — нужно было докупать кабель. Чтобы загружать игры и дополнения — правильно, нужен был жёсткий диск. И даже геймпад — и тот был проводной. Запомните этот нюанс — он тоже сыграет роль в судьбе Xbox 360.
Радость от игр у игроков и от продаж у Microsoft длились недолго: спустя полгода после релиза новенькие мощные консоли перестали подавать признаки жизни, а кольцо вокруг кнопки включения загоралось не привычным зелёным цветом, а красным. Самыми популярными были три красных сегмента из четырёх, свидетельствовавшие о том, что у консоли серьёзные проблемы с железом. Недавно купленная приставка отказывалась работать, а Microsoft завалили звонками на горячую линию — проблема была огромных масштабов, компания еле справлялась с заменой нерабочих Xbox на исправные. Но и те, что были получены взамен, тоже выходили из строя. Иронично, но даже на демо-стендах, которые стояли в магазинах, красные огни тоже встречались.
▍ Так в чём была проблема?
Оригинальный Xbox выглядел очень массивным, его нельзя было назвать привлекательным внешне. И хоть по факту это был консолизированный ПК, он не перегревался. При разработке консоли нового поколения перед дизайнерами встала задача сделать красивый и компактный корпус. И они с этой задачей справились! Xbox 360 был довольно компактным, он мог работать в вертикальном положении, у него были сменные передние панели. В конце концов это была новомодная эстетика Frutiger Aero. Что ни говори, а корпус получился красивым, а первый вариант дашборда с лезвиями просто идеально вписался.
Но одно дело — сделать устройство красивым, другое — сделать его в соответствии с мощностями железа. Люди, работавшие над корпусом новой консоли, судя по всему, даже не понимали, что два мощных по тем временам процессора — графический и центральный, сделанные по 90-нм техпроцессу, выделяли огромное количество тепла. На них были установлены два радиатора, а тепло должна была отводить турбина, направленная на два вентилятора, находящихся на задней части консоли. Правда, тепло отводилось очень плохо в условиях довольно компактного корпуса. Довольно долго именно плохой отвод тепла считался причиной поломок консолей. Люди пытались самостоятельно модифицировать корпуса, сверля их для установки дополнительных кулеров (что в ряде случаев могло только ухудшать ситуацию).
Порой доходило и до такого безумия
Реальная же проблема заключалась в том, что из-за перепада температур, шарики припоя, соединяющие процессоры с платой, деформировались, и контакт с материнской платой терялся. Об этом Microsoft рассказали в своём официальном документальном сериале Power On: The Story of Xbox, вышедшем в 2021 году (ко всем шести сериям есть русские субтитры).
Кадр из документалки
Плюс, подзаливка (она же — клей-заливка, она же underfill) была не предназначена для тех температур, на которых работали GPU консоли. Так что ни модификации охлаждения, ни сильное прижимание радиаторов (это вообще приводило к изгибу текстолита материнской платы, а в конце концов — консоль совсем переставала работать), ни реболл не помогали (вернее, эта процедура помогала на какое-то время, но не решала проблему навсегда). А вот что помогало — так это завернуть консоль в полотенце, запастись на всякий случай огнетушителем и потерпеть минут 20, пока приставка достигнет рабочей температуры.
▍ Последствия
До сих пор досконально не известно, кто виноват в этой проблеме, и в документалке об этом, конечно, ни слова (слова, которые в ней звучат, максимально осторожные). Кто-то винит во всём тайваньскую TSMC. Кто-то — саму ATI, которая занималась проектированием дизайна графического чипа. И мы вряд ли узнаем, кто на самом деле виноват: цена ошибки составила миллиард долларов США. Именно столько денег Microsoft пришлось потратить на то, чтобы наладить процесс возврата, менять консоли покупателям и выявить реальную причину поломки железа. Для возврата геймерам присылали специальные коробки, которые прозвали «гробиками» (внутри коробки был пенопласт для устойчивой транспортировки и инструкция о том, как следует правильно запаковать консоль), а почтовые службы на какое-то время превратились в своеобразные катафалки для мёртвых Xbox. Из 100% произведённых консолей рабочими оказывались примерно около 50% (при норме в 90–95% рабочих экземпляров). В итоге нерабочие приставки отправлялись на склад в Тайвань, где единовременно их количество могло достигать полумиллиона экземпляров (!).
И всё это — в разгар ожидания главного конкурента в лице Playstation 3. Sony ещё на презентации в 2005 году давила крутыми технологиями, которые должны были давать соответствующую картинку. А когда в 2006 была названа финальная цена, японской корпорации нужно было как-то не упасть лицом в грязь и соответствовать названной стоимости. Sony удалось оправдать ценник, благодаря хорошим играм, обратной совместимостью с PS2 на ранних моделях и возможностью использовать консоль как Blu-Ray плеер. А жёсткий диск и беспроводной контроллер Sixaxis шли в комплекте сразу (контроллер ещё и с гироскопом — гиммик интересный, но вибрация была важнее, её вернули с релизом DualShock 3).
Правда, счастье длилось недолго: оригинальные версии PS3 были подвержены такой же проблеме, что и X360: крутой RSX-чип так же отходил от материнской платы. Ну и температуры у новенькой, не менее красивой консоли, зашкаливали. А знаете, кто производил графические чипы RSX для Sony? Всё верно, TSMC. Нет, конечно же, можно предположить, что и ATI, и Nvidia допустили одну и ту же фатальную ошибку в проектировании чипов, но звучит, как абсурд. В любом случае, пострадали оба гиганта игровой индустрии. И с этим надо было что-то делать!
А вот так оно выглядит под микроскопом
Первыми проблему пытались решить Microsoft. Каждая ревизия материнской платы носила своё кодовое имя. Самая первая — Xenon, по названию центрального процессора консоли. И ЦП, и ГП были на 90-нм техпроцессе, HDMI не было, а блок питания требовался аж на 203 ватта. И с такими показателями надо было что-то делать тоже. Первые сдвиги в этом деле появились в 2007 с появлением материнских плат под кодовым именем Falcon. Техпроцесс процессора достиг 65-нм, появился HDMI, блок питания теперь на 175 ватт. Радиатор охлаждения процессора оснастили дополнительной секцией для теплоотвода.
Вот этот маленький радиатор на трубке снизу и есть та самая дополнительная секция
Консоли с новой материнкой стали менее подвержены злосчастному «красному кольцу». В 2008 выходит Jasper: на ней улучшили дизайн южного моста, а по 65-нм техпроцессу теперь и видеочип работает. А ещё БП всего на 150 Ватт. «Джаспер» считается одной из лучших версий Fat-версии Xbox 360: красным огням не подвержен, а корпус позволяет использовать сменные панели — идеально для коллекционеров. Последней ревизией X360 в старом дизайне стала консоль с материнской платой Tonasket: там уже и eDRAM на 65-нм.
А что же было с теми консолями, которые отправляли по гарантии? Microsoft нашли корень зла и выпустили новые ревизии материнок с улучшенными процессорами и охлаждением. Opus — ревизия 2008 года, на ней не было HDMI, но техпроцесс уменьшен. Эти материнки шли на замену самых первых консолей, у которых не было HDMI. Elpis вышла аж в 2009, и технически она была аналогичной оригинальной плате Xenon, тоже шла в ремонт оригинальных консолей 2005-6 годов, у которых не было HDMI.
Но что там у Sony было? На самом деле, ситуация была крайне схожей, разве что масштаб трагедии чуть меньший. Японцы не стали придавать значение проблеме и просто уменьшали техпроцесс процессора. Как и Xbox 360, Playstation 3 пережила три редизайна — как с целью удешевления, так и с целью улучшения охлаждения. RSX с техпроцессом в 90-нм, которые выпускались примерно до середины 2008, имели более 50% брака. Когда появились первые ЦП на 65-нм, количество отвалившихся процессоров резко снизилось до 20%. Такие разные по происхождению, философии и играм консоли, на деле оказались с одинаковой проблемой и решали её одинаково. Одинаково настолько, что американская и японская компании в 2010 выпустили на рынок X360 и PS3 с новым дизайном. Они получили процессоры по 45 и 40-нм соответственно (причём в случае с Xbox ГП и ЦП теперь на одном чипе), улучшенное охлаждение, а главное — консоли работали нормально. Microsoft аж до 2011 года выполняла гарантийные обязанности по замене нерабочих Xbox.
Оригинальная тушка рядом со slim-версией
А вот владельцам PS3 пришлось годами искать проблему. И чтобы не гадать, в чём проблема неработающей консоли, понадобится адаптер ft232rl ftdi usb, подпаять его к определённым точкам на материнской плате и считать информацию с SYSCON-чипа через ПК.
Если проблема с процессором, то есть возможность найти рабочий RSX с меньшим техпроцессом на старую консоль. Да, это непросто. Да, более свежие процессоры требуют более свежую прошивку. Но способ рабочий! Но нередко бывает и так, что ошибка кроется в конденсаторах NEC Tokin — если они пришли в негодность, то их можно заменить на стандартные танталовые конденсаторы.
В 2012 Sony выпустила PS3 Super Slim. Каких-то серьёзных изменений уже не было, кроме дизайна корпуса и дисковода — теперь нужно самому сдвигать крышку и вставлять диск на шпиндель.
А вот Microsoft продолжили улучшать постепенно уходящую в прошлую консоль. В июне 2013 вышла третья модель Xbox 360 с припиской E: дизайн стал больше походить на грядущий Xbox One.
И если X360E поддавались взлому, то только если предпоследняя ревизия материнской платы Stingray. Winchester, вышедшая аж в августе 2014, лишилась всех лазеек, которыми раньше пользовались для установки кастомной прошивки. Зато теперь на одном чипе располагались и CPU, и GPU, и eDRAM, а сам чип был на 32-нм техпроцессе.
У Slim и E-версий Xbox 360 один радиатор с одним вентилятором, воздух выходит через верхнюю крышку (ну или боковую, если консоль стоит)
Вся эта история здорово встряхнула большие корпорации, делающие консоли. Xbox One была просто ОГРОМНОЙ в сравнении с PS4, и не зря: консоли от Sony страдали от перегрева из-за своих размеров — тепло попросту некуда было отводить. При превышении рабочей температуры даже сообщение соответствующее выводилось.
Только к релизу PS5 позаботились об отводе тепла… ну, по крайней мере, японцы попытались исправить проблему перегрева за счёт вытянутого дизайна (перегрев происходит из-за забитой пылью системы охлаждения, либо проблем с распределением жидкого металла на процессоре: обе проблемы устраняемы; сообщение о перегреве, кстати, тоже выводится). Но точно можно сказать, что все консоли победили отваливающиеся процессоры, и больше никаких красных и жёлтых огней смерти!
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (5)
Markscheider
09.01.2025 15:06360-Fat
Отдали "за спасибо" с тремя огнями. Помолясь, подтянул болты крепления радиатора к плате + приколхозил доп. охлаждение на тепловых трубках из удачно завалявшегося процессорного кулера. Чуток поработал дремелем над корпусом (без фанатизма).
Работала до морального устаревания.
А, еще, помню, менял штатный 20 Гб хард на 120. Там тоже были бубны.
Guren302 Автор
09.01.2025 15:06О, с жёсткими дисками Майки чудили - там была защита от сторонних винчестеров. Ну, с кастомными прошивками исправили)
15432
09.01.2025 15:06Мне кажется, первопричина была в заре перехода на бессвинцовый припой, он менее пластичен и хуже липнет, вот и результат.
У PS3, кстати, проблема ещё хлеще - проц накрыт металлической крышкой, между ней и кристаллом - термопаста. Которая высыхает и скукоживается. И сейчас единственный выход - скальпирование (что очень рискованно из-за очень хорошего компаунда, на который крышка, собственно, приклеена)
Guren302 Автор
09.01.2025 15:06Ну, это тоже могло быть причиной. ЕС ведь за экологию и всё такое. Вопрос в том, как этот бессвинцовый припой не протестировали заранее, и как он будет себя вести.
shiru8bit
У меня было три 360-ых оригинальной версии, 2006-8 годов, один из них Elite. И они успешно проработали до 2018 года, когда я заменил их на 360E. Красные огни видел один раз, но это не было связано с отвалом чипа, просто плохой контакт внешнего жёсткого диска.