Пока вы смотрите на обновляемую в реальном времени иконку курьера, который едет к вам с хлебом и колбасой, оплачиваете в 1 клик подписку для просмотра любимых сериалов в день их выхода и генерируете неповторимое поздравление на Новый Год с помощью LLM в пару нажатий кнопок на клавиатуре - мои коллеги пишут синей ручкой бесконечные записи в бумажные журналы, звонят друг другу по стационарному телефону с вопросом "Что выполнено за сегодня?" и спрашивают у коллег-водителей, как доехать до места работы и реально ли вообще это сделать на конкретной машине в текущих погодных условиях.

За последние 15 лет разрыв между цифровизацией в быту и цифровизацией в промышленности вырос от маленькой трещины до огромной океанской впадины. То, что "в обычной" жизни занимает у нас минуты и секунды, в процессе работы на современном отечественном промышленном предприятии просто невозможно технически. И я говорю не об уровне деревенского животноводческого хозяйства (да простят меня работники данной отрасли). Я говорю о компаниях, чьи акции торгуются на бирже и которые вкладывают миллиарды рублей в цифровизацию ежегодно.
В данной статье я постарался сформулировать основные задачи, которые на текущий момент не решены цифровыми инструментами в отечественной промышленности вообще, или решены частично, но на недостаточном уровне. Это взгляд изнутри, как человека, который проработал на нескольких предприятиях на должностях от слесаря до руководителя опасного производственного объекта, а теперь занимается разработкой цифровых продуктов в смежной отрасли, и понимает, что ничего «космического» не требуется, всё вполне реализуемо, причем за не очень большие деньги.
Планирование работ
Если вы спросите любого рабочего, как по его мнению можно было бы повысить эффективность производства - большинство ответит вам «уволить нашего начальника». Если продолжить разговор и попытаться разобраться в ситуации, то выясняется, что проблема кроется в «дурных» задачах, которые этот начальник дает подчиненным. Дурных - это таких, которые по мнению рабочих, можно было бы и не делать, или которые потом пришлось переделывать.
А если начинаешь разговаривать с «тем самым начальником», становится понятно, что чаще всего виноват не он, а соседний или вышестоящий руководитель, или вообще какой-нибудь молодой офисный инженер или целая «неорганизованная инженерная группировка», которая абсолютно бестолково напланировала вразнобой большое количество пересекающихся работ. Коротко, эта проблема называется «Копаем одно и тоже место каждый год». Да, такое случается не всегда. Но я сталкивался с таким постоянно. Недавно впервые посмотрев Фитиль №183-02 "Порожняк" 1969 г. я с удивлением понял, что этой проблеме уже больше полувека.
Есть ли информация, необходимая для решения этой задачи? Да, все требования (работы) на современном отечественном предприятии известны заранее, большое спасибо за это огромному количеству государственных, отраслевых и корпортаивных нормативных документов. Что-то нештатное конечно случается, но крайне редко и на это вполне хватит обычного «запаса», который можно заложить в план заранее.
Есть ли доступные цифровые технологии для решения данной задачи? Конечно. Человечество уже научилось работать и текстовой информацией (наименование работ) и с временем/датой, и с геоданными, и с приоритетами/тегами/категориями. Базы данных, бэк и фронт есть на любой вкус. Более сложные технологии тут вообще не нужны.
Как решается эта проблема на бытовом уровне? Любого доступного электронного календаря или таблицы для уровня семьи из четырех человек вполне достаточно, чтобы понять, что одновременно сходить и в театр и в магазин не получится. И не зачем в воскресенье ехать за продуктами на неделю сначала с утра, а потом и в обед.
Как решается эта проблема на уровне промышленного предприятия? Практически никак. Есть регламенты, где написано, что надо делать. И есть (другие регламенты, где написано, что надо делать) ежемесячные планы, в которые инженер или руководитель должны заносить «дела на месяц». Решение этой задачи отдано на откуп конечного исполнителя, который вручную планирует работы, которые по сути уже давным давно запланированы до него на уровне государственных требований или решений внешней «неорганизованной инженерной группировки».
Планирование ресурсов
Поднимемся теперь с уровня рабочего на уровень линейного руководителя участка/группы/отдела/бригады/команды. Что нужно, чтобы он организовал выполнение любой работы? Три вещи:
Люди,
Оборудование и техника,
Материалы (МТР).
Всё, больше ничего не надо. Если есть все эти три вещи - "дело в шляпе", осталось поднять свою попу и идти работать. Причем для некоторых работ даже не нужны все три типа ресурсов, достаточно одного или двух. Про "документы, разрешения, бумаги" - опустим, это необходимая бюрократия, которая, как правило, к реальной работе имеет весьма опосредованное отношение.
А как современному линейному руководителю понять, что у него всё это есть? Очень "просто" - нужно всего лишь собрать всех своих подчинённых в одном месте, посмотреть на них, ну или может обзвонить их. Затем сходить/позвонить в соседний участок/отдел/группу, уточнить по наличию техники. Затем нужно сходить на склад (или поручить кому-нибудь), посмотреть, есть ли там необходимые материалы. Если их нет или их не хватает - может быть придётся сходить/позвонить коллегам на другой участок и уточнить, есть ли у них то, чего вам не хватает.
Но это "на сегодня". А на завтра? А на следующую неделю? А на следующий месяц?
Напишу вероятность запланировать наличие всех трёх видов ресурсов исходя из своего производственного опыта:
На завтра - 70%,
На следующую неделю - 30%,
На следующий месяц - 15%,
На следующий квартал - 5%,
На следующий год - невозможно.
Почему так? Неужели "волатильность" производственной деятельности зашкаливает, приоритеты/цели/технологии в промышленности меняются каждый день и вероятность людей и техники "сломаться" настолько высокая, что каждый день оборудование на участке ломается, а люди уходят на больничный? Однозначно нет. Давайте посмотрим на это иначе.
Есть ли информация, необходимая для решения этой задачи? Да. В целом, квалифицированный отечественный инженер знает, сколько людей, какая техника и какие материалы нужны для выполнения конкретной работы с вполне достаточной точностью.
Как решается эта проблема на бытовом уровне? Электронным бронированием или заказом ресурсов. Вы бронируете ресурс такси, когда заказываете его в своём любимом приложении на определенное время. Вы заказываете себе продукты (даже с курьером), которые нужны вам для приготовления ужина. Вы смотрите доступность оборудования авиакомпании на их сайте, когда выбираете билеты на нужные вам даты отпуска. Всё просто и наглядно.
Как решается эта проблема на уровне промышленного предприятия? Опять никак. А нет, подождите. У нас же есть ERP - Enterprise Resourse Planning. Вот же, написано чёрным по белому - Resourse Planning! Планирование ресурсов, если по-русски. Это ведь то, что нужно! Ресурсы, планирование - да!...или нет? Нет. То, в чём реально работал я сам (ERP на базе SAP, Галактика, 1С) - не давали и 20% необходимой выше информации. Но, не будем доверять моему опыту, поищем во всемогущем интернете. Вот какие основные функции современных ERP-систем выделяют эксперты:
Бухгалтерия, финансы, налоги, договоры. Важно? Да. Помогает производственному персоналу? Нет.
Кадровый учёт, приём и увольнение персонала, заработная плата. Важно? Очень. Помогает производственному персоналу? Опять нет.
Поставки, материалы, складской учёт. Важно? Конечно. И это даже вроде бы "закрывает" вопрос с материалами. Но помогают ли эти системы быстро проверить инженеру наличие необходимых МТР на сегодня/завтра/следующую неделю? Едва ли. Максимум, что можно понять - это сколько материалов ты ещё не списал. Вариант "сходи и посмотри на складе" сегодня доминирует.
Другие функции и модули, в которых, судя по их названию, теоретически возможно реализовать что-то, что решит вышеуказанные проблемы. Но я таких не видел.
Постановка задач
Поднимемся теперь ещё на одну ступеньку выше, на уровень того, кто может ставить задачи руководителю участка. Уровень "линейный руководитель +1". Предположим, мы хотим поставить "не совсем стандартную" задачу. Какую-нибудь такую, которая вроде бы напрямую не следует из планов и требований. Что-то, что прилетело нам от более высоких руководителей. Или что-то, что мы придумали - и решили сделать...руками своих подчинённых. То, что не будешь заранее включать в никому не нужный "ежемесячный план". Например, разобрать хлам на складе. Почему бы и нет!
Как нам это сделать? Элементарно. Нужно всего лишь записать задачу в свою книжечку-ежедневник, и на очередной планёрке строго-строго поручить исполнителю эту задачу. А на следующей планерке - пролистать свою книжечку на пару страниц назад - и спросить о результате! Тоже строго. А потом на следующий день ещё раз! И ещё раз! И так пока задачу не выполнят, либо пока сам не забудешь или не надоест. А потом через месяц можно вспомнить про эту задачу опять. И опять строго-строго на планёрке поручить её выполнить.
Можно даже как-нибудь исполнителя напугать или наказать, чтобы задача выполнилась хотя бы в текущем квартале. Возможно, поможет. Почему возможно? Потому что в лучшем случае исполнитель на планёрке эту задачу переписал (как он её смог устно понять, через свой "глухой телефон") в свою книжечку-ежедневник. Которую тоже на следующий день перелистнул на другую страничку. А ещё вы ему поручили другие задачи, а потом ему кто-то позвонил, пока он был где-то на улице, и сказал срочно бежать в другое место, и он всё забыл, бедолажечка.
И вообще, не понятно, что делать в первую очередь? За что хвататься? Молодые и неопытные обычно всё бросают и хватаются за последнюю порученную задачу, аля "стэк вызовов". Опытные делают только то, за что, по их мнению, их сильнее накажут в случае невыполнения - эдакая "очередь с приоритетом". Что из этого эффективнее? Да ничего из этого не эффективно, сама ситуация в целом абсурдна.
Есть ли информация, необходимая для решения этой проблемы? Конечно. Наименование и суть задачи есть в голове у начальника. В целом, у него даже есть понимание сроков и приоритета. У подчинённого со своей стороны есть перечень других задач и приоритеты по ним. Осталось всего лишь всё это показать участникам процесса (начальнику и подчинённому). Причем желательно в обстановке спокойствия и уединения, когда мозг каждого в максимально холодном и расчётливом состоянии. А не на планёрке.
Как решается эта проблема на бытовом уровне? Элементарно - любой "таск трекер", раздел "Производительность" в магазине приложений на вашем любимом телефоне. Думаю, что их уже тысячи. Да что там бытовой уровень - любая группа из > 1 человека, которые трудятся на ИТ-проектом, могут поднять себе N+1 инструментов, в которых можно совместно выполнять и отслеживать любые задачи. Такое ПО пишут даже студенты 3-х курсов для своих портфолио! На любой вкус и цвет.
Как решается эта проблема на уровне промышленного предприятия? Не решается вообще. Разовую задачу отследить в электронном виде практически невозможно. Это "не интересно" ни ERP-системам, ни системам управления проектами, ни системам управления активами. Некоторые уникальные руководители пытаются использовать для этого системы электронного документооборота, но это скорее от безысходности.
Регистрация событий или сбор информации о статусе
Около 10 лет назад мой коллега делал доклад на конференции молодых специалистов предприятия на тему того, как много полезной информации могла бы дать программа по отслеживанию активности инженера за компьютером. На что гораздо более опытный член комиссии ответил "Это не поможет. Посмотрите на наших работников отдела "Х" (один из топовых производственных отделов), они проводят большую часть времени не за компьютером, а за телефоном, пытаясь обзвонить подразделения и выяснить у них статус выполнения работ". Тогда это высказывание показалось мне глупостью и сопротивлением инновациям. Но спустя время я понял, как же этот член комиссии был прав. И поверьте мне, за 10 лет ничего не изменилось. Зачастую, на современном отечественном промышленном предприятии единственный способ узнать, состоялось ли какое-либо событие - это позвонить по телефону.
Немного отвлечемся от нашей иерархии "рабочий - инженер - руководитель" и представим несколько вполне обыденных производственных ситуаций.
На "важной" машине, которую все ждут, установлена навигационная система, все данные передаются по спутниковой связи напрямую на сервер предприятия. Внимание, вопрос. Как узнает руководитель, что эта машина выехала из гаража? Конечно же позвонит водителю! Как руководитель руководителя узнает, что машина выехала и едет туда, куда надо? Позвонит руководителю водителя! Невероятно, но факт.
Для проведения важных и ответственных работ на производственный объект выдвинулась бригада первоклассных инженеров. У каждого из них есть RFID/NFC пропуск - вершина эволюции современных промышленных систем контроля управления доступом. Данные о том, что сотрудник прошел контрольно-пропускной пункт объекта передаются от сканера охраны на сервер предприятия. Внимание, вопрос. Как руководитель бригады узнает, что его подчинённые уже на объекте? Конечно же, позвонит им! Как руководитель руководителя бригады узнает, что его поручение выполняется, подчинённые его не подведут и люди хотя бы уже зашли на объект? Ну, вы поняли.
На важном и ответственном оборудовании случилась беда. Автоматизированная система управления технологическим процессом, состоящая из супер-крутого датчика нижнего уровня, супер-скоростного микроконтроллера среднего уровня и супер-дорогого сервера верхнего уровня с супер-современным ПО зарегистрировала превышение некоего важного параметра выше критического значения на временном промежутке 0,01 секунды. Внимание, вопрос. Что нужно сделать диспетчеру, который и днём и ночью смотрит в монитор на это дорогое ПО? Конечно же, позвонить! По очереди позвонить по телефону всем заинтересованным лицам. В лучшем случае, он сделает смс-рассылку или запустит автоматический звонок с голосовым сообщением. Но поможет ли это? Конечно же нет! Потому что первый, кто прочитает эту смс, что сделает? Конечно же, перезвонит обратно диспетчеру! А вот второй и третий уже не дозвонятся до него, пока с диспетчером по телефону не договорит первый! И скорее всего потом диспетчер ещё и огребёт от других руководителей словесных подзатыльников по полной программе. За то, что один руководитель узнал в ходе разговора по телефону важные детали раньше, чем другой руководитель.
Есть ли информация, необходимая для решения этой проблемы? Да, есть. Вся информация о производственных событиях в цифровом виде уже где-то кем-то автоматически зафиксирована, примеры я привёл выше. Осталось только её достать и положить на блюдечке всем, кому она действительно нужна в работе. Но нет, пока на этом рынке доминирует технология сбора, хранения и передачи данных, запатентованная в 1876 году.
Как решается эта проблема на бытовом уровне? Легко и удобно. Сервис по заказу такси показывает, где едет таксист. А когда приехал - вам прилетает уведомление (даже на часы! космос! не надо таскать телефон и "смотреть" в экран). Сервис доставки посылок показывает вам, что посылка в процессе сбора, в пути или уже прошла таможню. Да что там посылки - сейчас за 5 минут можно настроить уведомления на телефон о том, что ваш ребенок вышел из дома и пришел в школу! Просто фантастика.
Как решается эта проблема на уровне промышленного предприятия? Крайне скудно. Систем, показывающих интересующие тебя события - нет, либо доступ к ним ограничен рамками программ по сбору информации о таких событиях. Нет интеграций, нет систем общего сбора и обработки, нет нормальных интерфейсов взаимодействия с пользователями. Зато есть телефон, по нему можно звонить.
Аналитика и её достоверность
А теперь "взлетим" на самый верхний уровень производственной иерархии. Здесь уже носят белые рубашки и сидят в высоких зданиях со стеклянными стенами. Тут нужно получать сводную информацию по самым острым проблемным ситуациям. А на её основе - принимать решения, которые повлияют на систему в целом, по всей стране, от Калининграда до Камчатки. Решения, затрагивающие работу десятков и сотен тысяч людей.
Чтобы принимать их правильно, необходимо:
Среди всего производственного хаоса отслеживать действительно важные события. Например, экстренные и внештатные ситуации, которые оказывают существенное влияние на производство. И вы не хотите, чтобы они повторились. По таким ситуациям прежде всего хотелось бы знать истинные (коренные) причины, которые к ним привели, чтобы вы могли воздействовать на них в будущем.
Следить за этим хаосом "в целом". Понимать общую картину. Как выполняются требования и политики, которые вы установили? Соблюдаются ли в целом сроки и договорённости?
Ну и конечно же вы хотите знать, укладываетесь ли вы в финансовые лимиты?
Я расположил эти пункты в порядке убывания их важности для управленческого производственного персонала. Про очередность пунктов 2 и 3 можно конечно поспорить, но "в глубине души" так и есть.
А теперь посмотрим, как же обстоят дела с достоверностью данных по этим вопросам. Парадоксально, но если располагать эти же пункты в порядке убывания достоверности - то ровно наоборот!
Финансовые показатели - наиболее достоверны, 99.99%. Каждая верхнеуровневая цифра арифметически складывается из среднеуровневой. Она же в свою очередь декомпозируется ниже до каждой копеечки, которая подтверждена первичными учётными документами, по каждому из которых есть цветной скан с синими печатями и подписями. И каждый из которых принял к учёту внимательный бухгалтер, за которым ещё и приглядывает налоговая и аудиторы. Всё предельно автоматизированно и прозрачно. Ситуации типа "копеечка не сходится" (с) конечно бывают, но это пыль на танке, который сделан из вольфрама, титана и обедненного урана.
Исполнение нормативных документов, требований и политик - уровень достоверности резко падает до 40-50%. Почему так сильно? Потому что основную информацию об этом вы получите из справок и отчётов, которые написаны людьми для людей. А кто же хочет выглядеть плохо? Между "делать хорошо" и "написать, что сделано хорошо" лежит огромная пропасть. А если учесть, что в больших компаниях тот, кто "реально делает" и "тот, кто пишет о том, что сделано" - это просто физически разные люди и один крайне опосредованно отвечает за другого, то понять, почему так происходит, не составляет труда. Но, с другой стороны - почему тогда не 1%? 50% ведь в целом весьма неплохо. Эту цифру я указал потому, что в целом люди на производстве знают о том, что "бумага всё стерпит". И даже представители отечественного топ-менеджмента спускаются с небес на землю, обходят объекты "ногами", беседуют с людьми и смотрят на реальную производственную картину своими живыми глазами. Правда, к приезду топ-менеджера готовятся заранее, и примерно за месяц до визита с утра до ночи переписывают журналы и перекрашивают бордюры...но не будем об этом.
А теперь самое сладкое, истинные причины экстренных нештатных ситуаций - уровень достоверности 0.5%. После многих лет работы на нескольких уровнях производственной иерархии, я бы не доверял ни единому токену в устной или письменной информации, которая содержит причины отказа/аварии/пожара/ДТП/несчастного случая, если она доносится топ-менеджменту и если её нельзя быстро и достоверно проверить цифровыми средствами. Человеческая "нейросеть", генерирующая акты и отчёты по таким событиям, галлюцинирует на уровне ChatGPT 2.0, а в её промт слева и справа подливают "ценные указания". Слишком много "глухих телефонов", слишком большая ответственность, слишком мало информации можно достоверно проверить. См. пункт №2 выше, за счет чего в нём достигается хотя бы 50% достоверности. В настоящих производственных нештатных ситуациях опция "посмотреть самому" отсутствует полностью.
Есть ли информация, необходимая для решения этой проблемы? Не всегда, но чаще всего есть. Она зарыта глубоко и доступ к ней ограничен тем софтом, который её собирает. Эта информация нигде не агрегируется и не анализируется, каждая система существует изолированно.
Как решается эта проблема на бытовом уровне? Можно подумать, что такой проблемы на бытовом уровне нет. Но не совсем. В современном мире у вас есть быстрый доступ к наиболее критичной для вас сводной достоверной информации, причём теперь - без посредников в виде врача, работника банка или классного учителя. На часах вы видите свой средний пульс, продолжительность сна и количество потраченных калорий. В банковском приложении вы знаете все свои расходы помесячно и даже видите прогноз на будущий период. На телефоне вашего ребенка пишется экранное время и вы знаете, что он делает целыми днями. Плюс вы всегда имеете доступ к его электронному дневнику, где есть ожидаемый средний балл за четверть.
Как решается эта проблема на уровне предприятия? Частично решается, но скорее в ручном режиме. Бумажным отчётам уже вообще мало кто не верит, вместо этого говорят "дай фотографию", "дай видео с камер", "дай выгрузку с журнала событий автоматики", "дай все подтверждающие документы с синими подписями". И инженер идёт и выгружает всё это руками, а потом сводит и анализирует. А бывает так, что фотографий или журнала событий физически нет, а что-то дать руководству надо, очень просят...
Заключение
Несмотря на немного грустную картину, которую я описал выше, важно понимать, что наши отечественные предприятия функционируют устойчиво, в штатном режиме, без сбоев, с высокими производственными показателями, все планы выполняются на 105%, устойчивый рост по основным направлениям и вообще, всё хорошо. Ну, подумаешь, какие-то инженеры и руководители где-то сидят до поздна на работе, переписывая журналы и перечитывая справки. А кому сейчас легко? Не знаю. Но ведь можно же сделать их работу легче, лучше, удобнее и современнее.
Прошу заметить, в задачах и типах программного обеспечения, которые я привёл выше, нет никаких «цифровых двойников», информационных 3D-моделей, чат-ботов с ИИ, роботизированных сотрудников и другого модного нынче ПО в среде цифровизации отечественной промышленности. По моему скромному мнению, такие системы хороши для решения (каких-то) других задач. А также они весьма неплохо справляются с повышением ощущения цифровизации у топ-менеджмента.
Не исключаю, что в нашей большой стране есть уникальные предприятия, в которых большинство указанных в статье задач и проблем уже решены на высоком уровне. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях, чтобы было понятно, что «у нас не всё так плохо». Однако перед этим прошу «проверить себя» и ответить на вопрос: вы знаете о том, что у вас на предприятии хорошая цифровизация производственного процесса из отчётов, презентаций и корпоративного СМИ, или вы сами пользуетесь этими классными цифровыми инструментами самостоятельно и ежедневно?
Если же вы занимаетесь разработкой программного обеспечения, которое может использоваться в промышленности, очень прошу вас обратить внимание на те проблемы и задачи, которые я обозначил выше. Поверьте, этому рынку нужна ваша помощь!
Комментарии (33)
Fox_exe
15.01.2025 07:02Затем нужно сходить на склад (или поручить кому-нибудь), посмотреть, есть ли там необходимые материалы
И вот тут уже видна главная проблема - отсутствие контроля и единой системы учёта ресурсов на складе, чтобы никуда не ходить, а открыть программу/сайт и посмотреть, что там есть, а при необходимости - зарезервировать для работ нужные материалы (чтобы их никто никуда не утащил и они гарантированно были). Попутно, тамже, оставить заявку на пополнение недостающих материалов.
Radisto
15.01.2025 07:02Их могут утащить без заявки. Соответственно, вы рискуете зарезервировать мертвые души материалов, поэтому лучше идти на склад и убедиться, что материалы там действительно есть и именно те, которые нужны, потому что кто-то мог перепутать и взять под видом одного типоразмера другой (пересортица)
Fox_exe
15.01.2025 07:02Ну за такой косяк надо кладовщика бить по рукам (штрафовать). Это его прямая обязанность - вести учёт материалов на складе и принимать/выдавать всё это.
4lk4st Автор
15.01.2025 07:02Кладовщиков сейчас держат только для больших складов. Для небольших складов на промышленных объектах этой должности больше нет - при "оптимизации численности персонала" эти должности сокращали одними из первых. В большинстве случаев, теперь за складами уровня участка следят сами работники участка.
rznELVIS
15.01.2025 07:02Еще одно практическое подтверждение книги Прохорова "Русская модель управления". Разделы "Планирование работ" и "Заключение" прям первые страницы введения книги. Рекомендую всем кто не читал.
kenomimi
15.01.2025 07:02Вот надо мне инфу по остатку на складе... Открываю сап. Там список на 9000 корней, названных BSL, PPL, ZXS, AJJQ, ... XXX. В каждом дереве такая же шняга, но уже русскими буквами. Потом открывается окно логина, где в том числе надо указать сервер и базу, так как предприятий много. Логин нифига не доменный, поди его вспомни. Внутри даже бухгалтер с трудом понимает, что означают те или иные блоки/поля/формы, рядовому сотруднику это непостижимо. Но и для бухгалтера на каждый бизнес-кейс есть пдф-инструкция в картинках, что кликать и как заполнять, ибо все настолько контринтуитивно, что невольно навевает мысли о том, что это создавали инопланетяне. Даже если я возьму инструкцию, я не смогу ничего найти, потому что у меня, скорее всего, не будет доступа туда...
Потому мне проще позвонить кладовщику и спросить. Увы. А тот сходит ногами и пересчитает коробки.
Fox_exe
15.01.2025 07:02Косяк "Эффективного манагера", который принимал от интегратора такой косячный и неудобный UX. Либо это косяк руководства, которое согласовало такую неудобную схему управления с отдельными базами и неудобным интерфейсом.
Тоесть опять - недостаточный контроль над процессами или банальное разгильдяйство.Как это часто бывает - систему покупают манагеры сверху, а пользоваться ей приходится обычным рабочим. И плевать манагеру как оно работает - не ему ведь с этой системой возиться (Зато в отчёте напишет об успешной оптимизации труда и интеграции новой "эффективной" системы).
murkin-kot
15.01.2025 07:02очень прошу вас обратить внимание на те проблемы и задачи, которые я обозначил выше
Вы не понимаете проблемы. Совсем не понимаете.
Чья это головная боль? Правильно - ваша. Не вашего начальника. И уж тем более - не владельца бизнеса. У них всё прекрасно, прибыль растёт, доля рынка расширяется, а если не расширяется, то это злые буратины виноваты, ну и санкции там всякие.
Первое, что обязательно необходимо - мотивация владельца. Пока её нет, остальным накласть на проблемы. Высшие эшелоны перекладывают головняк на низшие и живут припеваючи.
Владельцам же напрягаться никогда не хотелось, а тут вы со своими предложениями. Вы понимаете, куда они хотят вас послать?
Если же найдётся умница хозяин-барин, то это будет редчайшим исключением. Вот все Маска любят и славят, а почему? Да потому что на безрыбье и рак рыба. Нету даже близко аналогов. Не потому что Маск умный, а потому что другие ленивые и всё такое прочее. Система отбора такая.
Теперь о решении.
Первое. Это долго. Процессов, которые нужно автоматизировать на типичном предприятии - хорошо если тысячи. Но могут быть и миллионы. Каждому Васе-дворнику надо расписать, что и как правильно мести.
Решения для таких масштабов есть, и даже очень простые - начинайте с малого. Но только потом нужно не останавливаться и продолжать до конца. А в реальности - отсыпали сколько-то сотен миллионов долларов за (в основном) внедрение ERP, и всё - больше не дадут, ведь решены только верхнеуровневые вещи, а бардак так и остался с нами, так зачем выкидывать ещё миллиарды? Нет понимания. Но это опять возвращает нас к качеству биоматериала на соответствующем уровне.
Второе. Это требует усилий. От упомянутого биоматериала. А оно никогда в жизни не напрягалось. Ну ладно, в школе заставляли, но потом-то - лафа и безделье. А тут ещё и интеллектуально надо работать. Не по готовым формулам курсовой шлёпать, а самому эти формулы из пустоты материализовать. Ньютона помните? Вот надо как он - взять и вывести закон тяготения, но для бизнеса, с интегралами и математической статистикой. В Йельской бизнес-школе такому не учат.
Здесь тоже всё решаемо. В бизнес-школах разжёвывают - плати денег специалистам и они к тебе потянутся. Но нет даже понимания, за что платить. Откуда бизнес-школьнику знать, как выглядит не открытый пока закон всемирного тяготения? Поэтому мы опять возвращаемся к качеству биоматериала.
Третье. Технически вся эта история с автоматизацией давно и до очень жидкого состояния разжёвана в тысячах руководств, применена в миллионе мест. Но делают это всё специалисты нижнего уровня по указаниям свыше, которые обычно ничего толкового, кроме "повысить прибыль" или "сократить издержки" не содержат. Поэтому специалистам приходится искать на потолке надписи, конвертирующие предписания свыше в какие-то наукообразные действия, которые наверно могут улучшить психологическое состояние биоматериала. В результате развилась целая индустрия по продаже рецептов "правильного обогащения" биоматериала, который уже транслирует переваренное из таких рецептов в чуть более осмысленные указания подчинённым. Обычно это что-то около слова "автоматизация". Что конкретно? Да много чего, но в рецептах чаще всего фигурирует что-то вроде ERP, CMS, CRM, SCM, ну и далее в таком же духе, разве что количество букв может увеличиться аж до пяти.
Но эта часть ещё проще - здесь всё перекладывают на того, кого называют архитектором. Он умный, вот пусть и переваривает все эти аббревиатуры. И перекладывает это на ноты (проектирует, то есть). И обычно эти архитекторы что-то удобоваримое вполне производят. Правда высокоуровневые требования могут кучу противоречий вставить в проект, но это всё опять о печальном состоянии биоматериала.
Вывод. Взгляните на список выше - оно вам надо это всё побеждать? И никому не надо. Поэтому ваш удел - страдание. Да, неприятно, но альтернатива - победить вот это самое, биологическое и высоко поставленное. И глубоко укоренившееся. В том числе в вас.
Ну, в общем - за победу!
4lk4st Автор
15.01.2025 07:02Я в целом полностью согласен с вами, но есть один момент, который не даёт мне покоя. Звучит он примерно так: "нечего показать". На эту мысль в том числе натолкнуло меня общение с моим коллегой - матёрым инженером, случившееся пол года назад. Мы обсуждали на совещании рабочей группы по внедрению очередной информационной системы требования к ней и он сказал следующее (почти цитата, по памяти): "Вы просите меня сделать ТЗ - а я не могу его сделать. Я не знаю, что вы (вы - он имел ввиду айтишников) можете мне дать. Когда я прихожу в автосалон или на сайт объявлений авто - я вижу машину, я знаю, что есть Toyota, Mercedes, BMW, у них есть объем двигателя, тип коробки передач, салон кожаный или обычный. И я могу выбрать, потому что знаю, что в принципе существует в природе. А что есть у вас? Я не знаю".
konst90
15.01.2025 07:02И он в целом прав. Клиент, не будучи профессионалом в области, не может написать грамотное ТЗ. Он может изложить свои пожелания специалисту исполнителя, тот расскажет, что они могут сделать, и они совместно должны сформулировать, что нужно клиенту и что должен сделать исполнитель.
Условно - клиент может сказать менеджеру: хочу, чтобы передачи сами переключались. А менеджер должен ему рассказать, что бывает гидротрансформатор, вариатор и робот (однодисковый и двухдисковый), у них вот такие преимущества и недостатки, вот такая цена, вам какой вариант больше нравится? И после этого вписать в заказ, что в машине должно быть не "передачи сами переключаются", а "6-ступенчатый гидротрансформатор".
AdrianoVisoccini
15.01.2025 07:02Человеческая "нейросеть", генерирующая акты и отчёты по таким событиям, галлюцинирует на уровне ChatGPT 2.0, а в её промт слева и справа подливают "ценные указания".
На этом моменте аж прослезился. Отработал 5 лент менеджером в одной из крупнейших типограйфий Москвы - всё так. Ещё с подрядчиками общался и коллегами - другими крупнейшими типографиями - все так 1в1. Особенно про телефон - это буквально везде. Это то что меня удивило первым делом как я туда пришел работать в 14 году - у каждого менеджера по телефону, у начальников цеха, смены, отдела, технологов, плданировщиков итд - по телефону, все их носят с собой на производсвтва и обязаны отвечать постоянно.
У нас была написана своя программа которая учитывала и расход материалов и даже планировщик менеджерский там был, но все было сделано на заказ под компанию и весьма бедно реализовано + долгие годы только поддерживалось но не дополнялось.Я как старший менеджер отдела продаж предалагал внедрить битрикс, но мне директор сказал что они пробовали и на моменте внедрения отказались - по их мнению оказалось так что люди дольше заполняли поля в битриксе чем работали и ничего не успевали из-за этого. Я спорить не стал и решил то хай будет яки вам нравится и продолжил работать как есть
Сами лично для себя вел тудушки и свой личный битрикс чтобы свои показатели отслеживать, был эффективнее(если не всех то многих)
AlexVU2025
15.01.2025 07:02В нефтегазовых гос. компаниях точно так и есть) И ничего не изменится, топ менеджмент не интересует настоящая эффективность, красивых отчётов хватает. Там рефлексия на уровне амебы.
Только массовые расстрелы спасут Родину)
konst90
15.01.2025 07:02Поверьте, этому рынку нужна ваша помощь!
Не поверю.
Рынку ничего не нужно. Что-то нужно может быть конкретным людям. И они этого пытаются добиться самым простым способом.
Вот условному начальнику нужно знать, где ремонтная бригада. Или - в каком состоянии партия продукции, которую нужно отгрузить завтра. Что ему проще всего сделать? Правильно - взяль телефон и позвонить.
В какой-то момент он может подумать, что ему было бы удобнее видеть положение бригады на карте или статус продукции в информационной системе. Если он может дать команду внедрить систему - то начнется внедрение, успех которого будет зависеть от удобства тех, кто будет с ней работать: если мастеру участка проще отмечать статус в системе, чем на маркерной доске, то успех будет, если нет - возможно, придется менять мастера (и всех прочих, кто сопротивляется).
Если решение не на том, кто пользуется системой, то сначала придется убедить того, кто может принять это решение. А это отдельный квест. Насколько ему самому это нужно? Сколько это будет стоить и окупится ли? Смогут ли с системой работать остальные?
Вот и ответ. Пока эта система не станет нужна тем, купил может ее внедрить - она не будет внедрена.
4lk4st Автор
15.01.2025 07:02Допустим я - тот самый начальник, который может принять это решение. Или хотя бы работаю в подчинении такого человека и уверен, что смогу его убедить и обосновать свою потребность. Какую или какие из существующих систем вы мне порекомендуете, чтобы закрыть указанные в статье задачи на промышленном предприятии в 20к+ человек?
konst90
15.01.2025 07:02Никакие не порекомендую.
Если вы считаете, что существующие системы вас не устраивают - вам придется заказать новую у тех, купить умеет их писать. За соответствующий прайс и с соответствующими сроками.
После этого совершенно не факт, что система появится в продаже - она может быть написана под конкретное предприятие так, что прикрутить ее к другому будет по сути написанием новой. Или заказчик просто не захочет ей делиться, потому что сильные конкуренты ему не нужны.
Тут где-то на Хабре есть блог какого-то металлургического комбината. У них самописная система, и вроде как они ей не торгуют. Вот вам и ответ .
4lk4st Автор
15.01.2025 07:02За блогом НЛМК слежу очень внимательно, они большие молодцы. В том числе имел с ними контакты по работе.
Я просто пытаюсь донести мысль, что таких систем либо нет, либо их очень мало. Зато генераторов презентаций на основе ИИ у нас вагон и маленькая тележка. Неужели они прям настолько нужнее инструмента по регистрации и мониторингу различных событий на предприятии? Не думаю.
konst90
15.01.2025 07:02А я, наоборот, в этом уверен.
Потому что желающих принять решение, взять на себя ответственность и потратить кучу денег и несколько лет времени организации на то, чтобы начальник пониже мог видеть на экране телефона положение бригады слесарей - либо нет, либо очень мало. А те, кому это надо - делают это своими силами или заказывают систему под себя. Поэтому и готовых систем таких в продаже нет.
А вот желающих потратить личные десять долларов на то, чтобы на полчаса быстрее сделать очередную презентацию - вагон и тележка. В том числе - презентацию про то, что если мы сейчас потратим кучу денег и пять лет, то через пять лет ваш бывший подчинённый, который через пять лет сядет в ваше кресло, сможет видеть на карте положение бригады слесарей.
Мне сейчас анекдот в тему вспомнился, как белый колонизатор убеждает негра вылезти из-под пальмы, собрать бананы, продать их на рынке, нанять других негров, чтобы те собирали бананы, потом надсмотрщика над ними, а самому лежать под пальмой и есть бананы. На что негр отвечает - дурак ты, белый, я и так это делаю. Вот здесь что-то похожее. Потратить кучу сил, чтобы что? Пока система не станет нужна принимающему решение настолько, чтобы вылезти из-под пальмы - системы не будет, сколько бы инженер него не убеждал в обратном.
JBFW
15.01.2025 07:02Всё упрётся в Михалыча, а Михалыч упрётся рогом: вот эту хрень он не понимает, понимать не хочет и не будет, а если вы такие умные - давайте сами за него работайте!
На этом начинаются уговоры Михалыча не бросать производство на произвол судьбы, ну и всё...
aborouhin
15.01.2025 07:02Всё так, и не только в промышленности... пресловутое "позвонить" присутствует везде, даже если необходимая информация вполне себе доступна в удобном виде. Вплоть до "посмотреть и позвонить, правда ли так" и "отправить и позвонить, чтобы прочитали".
Думаю, смена поколений в управленческом звене решит проблему сама собой. Когда придут те самые то ли миллениалы, то ли зумеры, в сортах не разбираюсь :), которые взять трубку боятся, а со смартфоном в руках родились, - возникнет и низовой спрос на решения, не требующие "позвонить", и внедрение их волшебным образом ускорится.
panzerfaust
Этому рынку нужно 1) финансирование 2) адекватные управленцы 3) политическая воля что-то менять. А уже потом нужны инженеры и ПО. При соблюдении предусловий, спецы магическим образом находятся.
А иначе можно хоть трижды крутой софт написать, но если бабе Вале из бухгалтерии удобнее вести гроссбух перьевой ручкой, или если бюджет на внедрение вашего софта одна пачка сухариков, то тут хоть об стену расшибись. Так что непонятно, к кому вы обращаетесь
4lk4st Автор
Насчет второго - конечно вопрос. Первое и третье я вполне наблюдал. Но этого было мало.