Предисловие
Добрый день, уважаемые читатели! Не так давно я проводил внутрикорпоративное мероприятие о том, как правильно применять чат-ботов, чтобы немного ускорить офисную рутину. Мероприятие очень понравилось аудитории, поэтому я решил переработать презентационный материал в статью - вдруг он принесет пользу еще кому-нибудь?
Если вы уже используете приемы промт-инжиниринга - то, скорее всего, вы не найдете для себя ничего нового. Статья больше рассчитана на тех новичков, которые лишь «что-то слышали» о больших языковых моделях, но не используют их в работе, поскольку это «что-то на ITшном», «не понятно, как это может мне помочь», «я слишком занят, чтобы разбираться самому». Можете переслать эту статью вашим офисным коллегам ?.
Итак, поехали!
Введение
Применение чат-ботов с большими языковыми моделями (Large Language Model, или сокращённо LLM. Примеры таких чат-ботов, которые у всех на слуху: Алиса, GigaChat, ChatGPT, DeepSeek, Gemini, Claude, Grok, Qwen и так далее) понемногу входит в нашу жизнь и становится инструментов не только бородатых айтишников, но и многих других специальностей, от маркетологов до врачей. Если вы работаете в «офисе без стен», то наверняка видели, как у некоторых сотрудников окно чат-бота открыто половину рабочего дня (если вы на удалёнке, или у вас отдельный кабинет ?, то просто поверьте на слово).
Всё потому, что эта технология - действительно мощное средство для решения задач, связанных с текстом. И если ваша работа связана с составлением любых текстовых документов (в том числе письма, приказы, протоколы, пояснительные записки, доклады, и даже схемы) - то чат-боты с LLM это то, что в некоторых случаях позволит вам потрать 10 минут вместо 2 дней.
Далее я на конкретных случаях покажу, как это работает. Дам примеры того, что и зачем нужно писать в окно чата, чтобы быстро решить вашу типовую (но при этом в каждом случае - уникальную) офисную задачу.
Мы рассмотрим:
Составление писем («первое» письмо и ответ на письмо).
Составление протоколов.
Подготовка расчётов.
Подготовка к переговорам.
Составление различных блок-схем.
Но перед этим немного поговорим про две важные вещи:
Информационная безопасность при работе с чат-ботами.
Что такое промт?
Информационная безопасность
Уважаемые читатели, соблюдайте правила информационной безопасности вашего предприятия!
Любое сообщение в чат-бот - это отправка сведений на чужой сервер. По сути тоже самое, что отправление информации на личный почтовый ящик.
В связи с этим, пожалуйста, соблюдайте следующие правила:
Не отправляйте чат-боту никакой конфиденциальной информации, либо коммерческой тайны (ознакомьтесь с перечнем вашего предприятия самостоятельно).
На всякий случай, не отправляйте чат-боту никакие реальные цифры в рублях (тоннах, штуках), наименования юридических лиц или ФИО вашего руководства.
Если вы работаете в "суровом отечественном предприятии", то так вы максимально обезопасите себя от возможных претензий со стороны ваших коллег из отдела информационной безопасности.
При этом вы абсолютно ничего не потеряете в качестве ответа. Большой языковой модели без разницы, пишите вы письмо на Иванова Ивана Ивановича или Путина Владимира Владимировича. И не особо принципиально, составил ли долг вашего предприятия по обязательствам 100 руб. или 100 млн. руб. На самом деле, следуя этим правилам даже легче писать промт, так как не нужно отвлекаться на точное совпадение всех ФИО и цифр.
Что такое промт?
Выше я уже несколько раз употребил это "ругательное" слово. Дальше оно будет встречаться ещё чаще, поэтому стоит объяснить, что это такое.
Промт - это ваше сообщение (вопрос, просьба, задача) для большой языковой модели. Это то, что вы пишите в окно чата перед тем, как бот выдаёт ответ.

Так что же особенного в этим термине? Почему нельзя просто сказать "сообщение"? Дело в том, что хороший промт - это не просто сообщение в стиле "Привет! Расскажи анекдот". На самом деле промт - это задача для искусственного интеллекта! Который, на минуточку, НИЧЕГО не знает о вас, о вашей должности или отделе, о вашем предприятии, о вашей рабочей ситуации, о статусе вашего проекта. И вы должны всё это ему передать в одном сообщении. Кратко, ёмко, понятно - с максимально возможным отношением полезного сигнала к шуму. Некоторый аналог этого подхода в офисной жизни - ставить задачу по SMART, а не просто "Сделай хорошо".
Почему лучше писать всю информацию сразу в одном промте, а не "кормить" чат-бота информацией кусочками:
1. На каждый ваш "кусочек информации" - бот выдаёт ответ. Когда вы закидываете новый кусочек - боту на вход попадают все ваши кусочки и все его ответы. А в ответах ценности может и не быть. Так вы снижаете соотношение полезного сигнала к шуму.
2. Плохая воспроизводимость. Когда вы придёте к боту со следующей задачей (письмом, протоколом) - вам придётся опять скармливать ему заново все кусочки. Это потеря времени. Проще 1 раз сделать хороший промт, сохранить его в блокнотик , и потом просто копировать в чат, меняя важные детали.
Чтобы промт было легче писать вам, а понимать - большой языковой модели, его принято делить на части. В данной статье мы будем использовать следующий пример структуры:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
...
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
...
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
...
### ФОРМАТ ТВОЕГО ОТВЕТА ###
...
Это не единственная возможная структура промта, но для нашей статьи она хорошо подойдёт.
Блок "Твоя роль" - здесь указывается роль человека, который бы выполнял
эту задачу. Очевидно, что если бы не было чат-бота, то это были бы вы сами ? Здесь важно указать не вашу должность ("ведущий специалист" - очень размытое понятие), а скорее вашу специфику ("инженер по обследованию строительных конструкций" - весьма конкретно).
Блок "Контекст задачи" - здесь указывается любая релевантная информация, «окружающая» задачу. Например название проекта, ситуация по проекту, важные детали, регламентные требования и т.п.
Блок "Твоя задача" - здесь нужно указать, что конкретно нужно сделать модели. Лучше написать одним ёмким предложением, а все прочие детали указать в блоках выше и ниже.
Блок "Формат твоего ответа" - здесь указываются любые ограничения на правила оформления того, что вы хотите получить. Если вы получили не то, что ожидали - этот блок стоит редактировать в первую очередь. Здесь указывается стиль текста, количество смысловых блоков, примеры формулировок и т.п. Можете даже просто скопировать сюда рекомендации вашего делопроизводства.
ВАЖНО❗ Сохраняйте ваши промты в блокноте, или любом другом текстовом редакторе. Это даёт вам массу преимуществ:
Так банально легче писать промты. То маленькое окошечко чата, которое есть у всех чат-ботов с LLM, очень неудобно для написания больших и качественных промтов. Надеюсь, многоуважаемые разработчики пересмотрят свой UX/UI.
Так легче переиспользовать промты для следующей задачи (другого контекста). Ctrl+C, Ctrl+V, изменили контекст, вставили в браузер.
Так легче делится промтами с коллегами ?.
Что за магические символы ### ?
Чтобы модель понимала, что текст, который ей закинули, состоит из смысловых блоков, эти блоки нужно разделить любым символом, который не встречается в остальном тексте. В большинстве случаев достаточно просто между блоками текста два раза нажать Enter (символы переноса абзаца, \n\n). Но если в вашем тексте, внутри блоков, встречается перенос абзацев, то это немного спутает модель. Поэтому надежнее разделять блоки текста каким-нибудь другим, более редким символом, чем перенос строки. Я выбрал ###, но у вас это может быть ~ или даже xml-теги типа <твоя роль>.
Официальные письма
Случай №1 - нам нужно написать письмо потенциальному партнёру, предложить сотрудничество в рамках проекта по разработке ПО. Письма от "него" у нас нет, а это значит, что весь контекст нам нужно будет дать большой языковой модели самостоятельно.
Пишем промт:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Руководитель проекта по внедрению информационной системы, который занимается подготовкой официального письма.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Проект - информационная система по учёту запросов участников строительства на корректировку проектной и рабочей документации.
2. Проект находится в начальной стадии. Имеется техническое задание, но пока нет ни одного потенциального исполнителя. Следующая стадия проекта - поиск потенциальных исполнителей и переговоры с ними.
3. Лицо, которое будет вести переговоры с потенциальными исполнителями от нашей организации - руководитель проекта Иванов Иван, рабочий e-mail ivan@ivan.ru.
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
Написать официальное письмо на руководителя компании, которую мы видим потенциальным исполнителем по данному проекту, с краткой информацией о проекте, указанием контактного лица от нашего предприятия и запросом на первую рабочую коммуникацию.
### ФОРМАТ ТВОЕГО ОТВЕТА ###
1. Дай ответ в виде содержательной текста официального письма, без блоков "кому" и "подпись".
2. Текст должен содержать обязательные элементы: приветствие, вводную часть, основную часть, заключение. Абзацы должны быть логически связаны между собой.
3. Используй деловой язык, избегай разговорных выражений и сленга. Применяй четкие формулировки, избегай двусмысленности и личных оценок.
В блоке "Роль" мы задали общий тон промта. Нам не нужны анекдоты про пиратов или рецепт яичницы с беконом - мы серьёзные ребята.
В "Контексте" кратко и ёмко дали всю информацию, которая "окружает" задачу. Мы пишем письмо по проекту, в рамках определенной стадии - значит, нужно рассказать о ней модели. Также мы добавили важную деталь - контактные данные того, кто будет вести переговоры с заказчиком. Чтобы потом не писать предложение с контактными данными самому, расставляя слова в нужных падежах и склонениях, и связывая это по смыслу с окружающими предложениями.
В "Задаче" - чётко указали, что мы хотим от модели, сделав ссылки на другие части промта.
В "Формате ответа" - типовые рекомендации для любого официального письма. Вы можете расширить их под свой корпоративный стиль.
Копируем промт в чат-бота (любого), получаем очень хороший черновик письма, в официальном стиле, под вашу задачу, с нужными деталями. Далее вы можете немного улучшить черновик "под себя" (изменить e-mail контактного лица, например ?) и можно копировать в вашу систему электронного документооборота. 5 минут - письмо готово!
Случай №2 - нам нужно написать ответ на письмо, которое вам отписал начальник. Надеюсь, вам уже очевидно, что здесь самый важный контекст, который нужно дать модели - это тот самый текст входящего письма!
Погнали:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Руководитель проекта по внедрению информационной системы, который ведёт письменные переговоры с проблемным Подрядчиком.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Проект - информационная система по управлению нарушениями, выявляемыми специалистами строительного контроля.
2. По проекту идёт срыв срока этапа подготовки базовой версии продукта со стороны Подрядчика на 2 месяца. Плановая дата была 01.06.2025.
3. Подрядчик направил официальное письмо со следующим текстом: "В связи с непредвиденными обстоятельствами прошу вас перенести срок выполнения этапа №2 "Подготовка базовой версии продукта" по договору №1234 от 01.01.2020 с 01.06.2025 на 01.08.2025, без изменения конечного срока и стоимости выполнения работ".
4. В соответствии с пунктов №3 договора с Подрядчиком, перенос срока без штрафных санкций возможен только за 6 месяцев до начала работ.
### ЗАДАЧА ###
Напиши официальное письмо Подрядчику с отказом в переносе срока, сославшись на пункт договора, а также уведоми о начале претензионной работы по расчёту штрафа за просрочку.
### ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ПИСЬМА ###
1. Дай ответ в виде содержательной текста официального письма, без блоков "кому" и "подпись".
2. Текст должен содержать обязательные элементы: приветствие, вводную часть, основную часть, заключение. Абзацы должны быть логически связаны между собой.
3. Используй деловой язык, избегай разговорных выражений и сленга. Применяй четкие формулировки, избегай двусмысленности и личных оценок.
Копируем в модель - получаем довольно злое и конкретное письмо. Если вы уже копировали первый промт и видели ответ от модели - сравните с ответом на второй промт. Разница очевидна, не правда ли? Совсем другой стиль письма, который, тем не менее, полностью подходит под контекст задачи!
Некоторые вредные особенности человеческой психики, которые помогает преодолеть чат-бот:
Иногда сложно переключиться с одного эмоциольного стиля документа на другой. Допустим, вы пол дня писали гневное письмо на плохого подрядчика, а зачем вам нужно написать "что-то доброе". Это как раз тот случай, когда рождаются тексты "Уважаемый руководитель! Прошу Вас незамедлительно, под личную ответственность, до 14:00 подать ФИО ваших сотрудников, причастных к сегодняшнему мероприятию, для включения в приказ о премировании". Большая языковая модель лишена этого недостатка. У неё память - как у рыбки. Каждый новый чат - с чистого листа. Каждый ответ - соответствует контексту.
Протоколы совещаний
В моей практике, в больших и серьёзных организациях редко кто прибегает к проведению совещаний руководителей в специальном программном обеспечении, которое позволяет выполнять перевод речи говорящих в документ, в котором сразу зафиксированы все поручения.
У решений потокового перевода аудиосигнала в текст протокола есть ряд недостатков:
Вопросы информационной безопасности - придётся отправлять полную запись важного статусного совещания на внешний сервер. Не каждый руководитель на это согласится.
Пресловутый "ППР" (посидели - поговорили? - разошлись), когда совещание длилось 4 часа, много о чём поговорили, но конкретных поручений максимум набралось на 5 пунктов. Если модели дать аудиозапись такого совещания, то соотношение "полезный сигнал / шум" будет очень низким.
Контекст - модель не знает участников совещания, их должности, организации, подчинённость, подковёрные игры, причину выбора тона, и банально даже повестку.
В таких случаях протоколы гораздо проще писать в форме "информация о совещании + текст решений своими словами" = "официальный текст протокола". Вы ведь были на совещании и слушали, что там говорят, правда? ? Значит написать текст решений своими словами не должно быть проблемой. Пишем промт:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Секретарь в крупной компании, который составляет протоколы внутрикорпоративных совещаний.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Тема совещания - статус реализации проекта по созданию единого центра предоставления бухгалтерских услуг.
2. Дата проведения - 21.05.2025.
3. Список участников - Иванов И.И. (Подрядчик), Петров П.П. (Инвестор), Сидоров С.С. (Головная компания)
4. Повестка совещания:
1. О выполнении решений предыдущих совещаний.
2. О заключении договора с потенциальными исполнителями.
3. О закупке серверного оборудования для базовой версии продукта.
5. Отметили на совещании (своими словами):
1. Долго обсуждали важность пункта 10 и то, что Иванову нужно поторопится с его выполнением. На текущий момент ничего не сделано. Пункт сложный. Нужно начинать его делать уже сейчас.
2. По проекту не понятны исполнители. До сих пор нет ни одного кандидата. Из ближайшего круга контактов все отказались.
3. По закупке серверов всё хорошо, поручений не было.
6. Решили на совещании (своими словами):
1. Иванову поторопится с выполнением пункта 10 протокола предыдущего совещания (срок 10.06.2025). Просрочка недопустима, начинать надо уже сейчас.
2. Иванову до конца недели предоставить Петрову и Сидорову список потенциальных исполнителей.
3. Через 2 рабочих дня после этого, Сидорову отправить всем исполнителям из списка письма с запросом предложений.
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
Составь протокол совещания на основе формулировок, сделанных своими словами.
### ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ###
1. Протокол должен содержать обязательные разделы: повестка совещания, блок "Отметили", блок "Решили". Каждый пункт должен быть четко отделен от других.
2. Используй только официально-деловой стиль речи, избегай двусмысленных выражений и сокращений. Все факты должны быть изложены четко и однозначно.
3. Всегда указывай конкретные даты выполнения. Ориентируйся на дату проведения совещания. Например, если совещание проведено 10.01.2025 и на выполнение пункта дали 3 дня, то необходимо написать "выполнить пункт в срок до 14.01.2025".
4. В блоке "Решили" после каждого ФИО всегда указывай в скобках организацию, в которой работает сотрудник. Например "...Иванову И.И. (Подрядчик)...".
5. Пример правильной формулировки пункта из блока "Решили": "Самсонову Н.Н. (Поставщик) в срок до 15.03.2025 подготовить официальное письмо в адрес ООО "Рога и Копыта" на корректировку проектной документации по вопросу обустройства земельного участка."
Промт получается немного подлиннее, чем на официальное письмо, по следующим причинам:
Мы дали больше контекста, написав формулировки "своими словами".
Мы дали "местечковые" указания писать напротив каждого ФИО организацию, к которой относится человек. Так часто делают, если в совещании участвуют различные филиалы или юридические лица, поэтому я решил сразу показать, как это задать в промте. Если вы уже скопировали промт в модель и посмотрели её ответ, то вы убедились, что модель всё поняла правильно и расставила организации, соответствующие людям.
Мы дали указания по работе с датами, что особенно полезно в протоколах. Если вам не хочется каждый раз считать правильные даты (учитывать рабочие дни, конец недели и т.п.), то можно указать в промте вот такие примеры, и включить у модели режим "рассуждения" (reasoning). Тогда модель посчитает все даны правильно, с учётом праздников, выходных и т.п. Без этого - просто поправьте даты по календарю самостоятельно.
На выходе мы получает готовый черновик протокола в очень официальном и конкретном стиле, без необходимости тратить время на правильный тон и "вылизывание" формулировок! Лично я трачу на это гораздо большее количество времени, чем на написание "самой сути". А когда переписываешь текст частями, то поправил одно предложение, а затем по смыслу поплыли и другие. И нужно всё переписать заново ?♂️. Думаю, вам тоже это знакомо.
Подготовка расчётов
Выше я немного упомянул о режиме "рассуждения" (reasoning). Теперь углубимся в него посильнее. Reasoning ("ризонинг") - это функция, которая в чат-ботах помечена кнопкой "Рассуждать" (у Яндекса), DeepThink (у DeepSeek), "Обоснуй" (у ChatGPT) и т.п.
Как работает ризонинг:
Сначала модель вникает в ваш вопрос, рассуждает над его решением, строит себе план, подтягивает свои внутренние релевантные знания по данной теме. Таким образом она сама создаёт себе дополнительный контекст.
Затем модель смотрит на свои же мысли как на дополнительный входящий промт и генерирует вам ответ.
Это очень хорошо работает, если задача решается в несколько этапов. Либо если вы не знаете, как подступится к решению проблемы - у вас есть только гипотезы, но вы в них не уверены и не можете дать модели полный контекст. Пример задачи, где часто встречаются эти два обстоятельства - оценочные расчёты.
Например, у меня был конкретный случай, когда по проекту нужно было посчитать экономический эффект от внедрения системы и я не совсем понимал, как это сделать. У меня была гипотеза, что внедрение системы позволит избежать срыва сроков ввода строительного объекта в эксплуатацию. Но я не понимал, как это можно перевести в деньги, было лишь примерное ощущение, что это как-то связано с амортизацией, налогами и возвратом инвестиций.
Для данного примера хорошо сработал вот такой промт:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Руководитель проекта, который готовит экономическое обоснование для внедрения информационной системы.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Твой проект - информационная система, помогающая пользователю в оформлении документов, необходимых для своевременного оформления процедуры ввода в эксплуатацию основных средств, созданных в процессе строительства.
2. У заказчиков каждый год есть риски несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов строительства по причине несвоевременного оформления документов, долгой процедуры согласования и т.п. До ввода системы заказчик делает все документы на бумаге.
3. Компании работают в Российской Федерации и подчиняются налоговому законодательству Российской Федерации.
4. Мои гипотезы:
1. Возможно, несвоевременный ввод в эксплуатацию как-то влияет на начисление амортизации.
2. Возможно, несвоевременный ввод в эксплуатацию как-то влияет на срок окупаемости инвестиций в стройку.
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
Проработай гипотезы и составь расчёт экономического эффекта от внедрения системы.
### ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЁТА ###
1. Горизонт планирования - 5 лет, начиная от 2026 года.
2. Стоимость внедрения системы не учитывай.
3. Расчёт должен быть разделён на блоки и иметь следующую структуру: текстовое пояснение, за счёт чего достигаются эффекты, расчет каждого показателя с кратким пояснением, общая итоговая таблица по годам, с учётом инфляции.
Вставляем промт в модель, включаем ризонинг (жмём на кнопочку "Рассуждать" или аналог), смотрим на вывод. Что мы видим:
Модель сама придумала все формулы для расчёта. Они простые и корректные, понятно написаны и их можно потом перебить в табличный редактор (Excel), чтобы вставить свои цифры.
Модель сама придумала первоначальные данные, хотя мы ей не дали практически ничего (ни стоимость объекта, ни количество объектов в год). Всё, что мы не указали - модель придумала сама. Если вы хотите ограничить свободу модели и сразу получить результат под ваши цифры - просто укажите всё, что не нужно придумывать, в промте в явном виде. Например "количество объектов в год - 5 штук" и т.п.
За 1 минуту мы получили сравнение двух гипотез, и явно видим, что одна из них не состоятельна, в то время как вторую можно раскручивать далее и делать на ней упор.
Мы значительно сэкономили своё время на составление первого черновика объемного и сложного документа. Признаться честно, тот расчёт я не отправлял Заказчику ? вместо этого мы с коллегами сделали более сложную финансово-экономическую модель через таблицы в Excel. Но те знания, которые я получил от "черновика" расчёта от чат-бота, послужили для него некоторой основой.
Подготовка к переговорам
Мой любимый случай. С ним ты сразу чувствуешь себя "кожаным мешком", который общается с чем-то большим, чем ты ?.
Представим себе ситуацию - вы готовитесь к переговорам со второй стороной, которой хотите навязать желаемое вам поведение. Задача сложная и результат не гарантирован. Поэтому вы бы хотели иметь аргументы на случай любой ситуации, чтобы говорить уверенно, отвечать быстро и по делу.
Вам нужен личный советник, учитель, ментор, более опытный коллега, который мог бы вас потренировать. Да, вы можете поприставать с просьбами к сотрудникам вашей компании, но, вполне вероятно, у них нет времени выслушивать вас и давать вам советы (качество которых тоже может быть разным). Как ни странно, с этой задачей прекрасно справляются большие языковые модели! Посмотрим на примере (обязательно попробуйте его сами).
Предположим, мы готовимся к переговорам с потенциальным заказчиком, которого мы должны заинтересовать в комплексной системе управления строительным объектом. Заказчик скептичен, не очень цифровизован, и при этом ещё и вдумчиво распоряжается финансами и считает каждую копейку ?.
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Мой оппонент на переговорах. Ты заказчик информационной системы управления строительными объектами. Ты скептичен, не очень любишь цифровизацию и крайне бережно относишься к своим финансам.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Идут переговоры по продаже информационной системы управления строительными объектами.
2. Информационная система позволяет хранить проектно-сметную документацию, выполнять календарно-сетевое планирование работ, отслеживать фактические затраты по объекту, сопровождать процесс ввода в эксплуатацию по результатам строительства.
3. Цель переговоров - продать заказчику информационную систему.
4. Презентация завершилась. Теперь настала очередь вопросов заказчика.
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
Будь моим тренером. Сначала задай мне три вопроса по этой системе от лица потенциального заказчика. Затем я напишу ответы на них и отправлю их тебе. Потом оцени мои ответы и дай мне рекомендации.
Копируете промт в модель, затем честно отвечаете на вопросы по пунктам: прямо пишите "1. (ваш ответ на вопрос), 2. (ваш ответ на вопрос), 3 ...". Отправляете свои ответы вторым сообщением и смотрите на ваши персональные рекомендации ?
Ключевое здесь - последний блок. Вы описываете последовательность действий для модели, что ей сделать сначала, а что потом. Если это не указать, то модель сразу выдаст вам и вопросы, и свой ответ на них, и рекомендации - и так вы себя совсем не проверите в условиях, приближенных к боевым. А если вы явно скажете модели "поиграй со мной в тренера, сначала мой ход, потом твой" - тогда она вас поймёт и будет играть по правилам.
Вопросы модель задаёт каждый раз разные. Поэтому промт можно прогонять несколько раз. Это позволит вам всесторонне подготовится к любой ситуации.
Аналогичным образом можно готовится и к другим сложным переговорам. Например, к разговору с начальником о вашем повышении. Только будьте объективны в описании контекста пожалуйста ?
Подготовка схем
Это наверное самый сложный случай, так как здесь работающий результат не гарантирован с первого раза и требует некоторого опыта. Но при этом в случае успеха экономится просто гигантское количество времени.
Очень часто нам необходимо показать какой-то процесс в виде блок-схемы. Это может быть схема бизнес-процесса, диаграмма последовательности, диаграмма состояния, архитектурная схема, серверная схема...даже диаграмма Ганта. Удивительно, но указанные диаграммы можно не рисовать руками (квадратиками, стрелочками, треугольничками) - они могут быть отрисованы в браузере по тексту, составленному по специальным правилам. Ключевое здесь слово - "тексту". Текстовые задачи большие языковые модели решают очень хорошо. А это значит, что мы можем нарисовать любую схему по следующей цепочке действий:
Составить текстовое описание того, что мы хотим видеть на схеме (это наш промт).
Отправляем промт в модель. Модель преобразует его в специальный текст (синтаксис Mermaid или PlantUML, понятный специальной программе, которую можно открыть прямо в браузере.
Вставляем специальный текст в программу, получаем картинку, копируем её себе в документ или презентацию. И не надо ничего рисовать руками, часами выравнивая стрелочки и блоки между собой!
Пишем промт:
### ТВОЯ РОЛЬ ###
Бизнес-аналитик, который исследует процессы Заказчика.
### КОНТЕКСТ ЗАДАЧИ ###
1. Исследуется рабочий процесс составления технического задания (ТЗ) по объекту строительства.
2. Рабочий процесс Заказчика выглядит так:
1. Подготовка и защита обоснования.
2. Запрос исходных данных от других отделов.
3. Подготовка проекта ТЗ.
4. Согласование проекта ТЗ у других отделов. При наличии замечаний - корректировка замечаний и возврат на этап "согласование проекта ТЗ у других отделов".
5. Согласование проекта ТЗ в головной организации. При наличии замечаний - корректировка замечаний и возврат на этап "Согласование проекта ТЗ в головной организации".
6. Утверждение ТЗ руководителем. При наличии замечаний - корректировка замечаний и возврат на этап "Утверждение ТЗ руководителем".
### ТВОЯ ЗАДАЧА ###
Подготовь диаграмму рабочего процесса составления технического задания.
### ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ###
Результат твоей работы - только код в формате mermaid.
Получаем код диаграммы, которую можно вставить, например, в https://mermaid.live или любой другой аналогичный редактор. А если вам нужен результат сразу, без редактирования "под себя", то рекомендую кидать ваш промт в DeepSeek - он в дополнение к коду диаграммы сразу рисует картинку, которую можно копировать без перехода на другие ресурсы (Уважаемые конкуренты красно-фиолетового и зеленого-черного цвета, срочно сдирайте у них эту фичу, потому что это очень удобно! Да и синтаксис генерируется сразу правильный).
Лайфхак к примеру выше: если вы не знаете, как выглядит рабочий процесс заказчика, но очень нужно иметь какой-то черновик, от которого вы потом будете отталкиваться, то решите задачу в два этапа:
Сначала попросите модель сгенерировать описание исследуемого бизнес-процесса по его названию и дополнительному контексту, причём сразу "по пунктам".
Затем уже вставляйте то, что сгенерировала модель, во второй промт и просите отрисовать диаграмму.
И можно вообще не работать идти печатать и уточнять схему в "поле".
Плохие практики при работе с LLM
В заключительной части статью я хотел бы дать некоторую информацию, которая не относится к конкретным кейсам, а скорее убережет ваше время и нервы во всех случаях общения с большими языковыми моделями.
Не нужно спрашивать у LLM расшифровки узкоспециализированных или корпоративных аббревиатур. Она училась только на открытых данных, и вряд ли среди них часто встречалось упоминание вашей внутрикорпоративной аббревиатуры. Но вы можете попробовать. Если вы знаете правильный ответ - то ответ модели скорее всего вас рассмешит ?.
Не нужно спрашивать у LLM актуальную информацию без включения опции "Поиск в интернете". LLM обучают на исторических данных. Подготовка данных и обучение занимают некоторое время - до полугода. Плюс новое обучение выполняют после определенного "технического" перерыва (например, ещё пол года). Итого - отставание в знаниях может быть 1 год и более.
Не нужно бесконечно писать модели "Ты можешь лучше", если она выдала вам не очень подходящий ответ. В данном случае "лучше" можете именно Вы, а не модель. Это значит, что Вам нужно составить более грамотный промт с подходящим контекстом или правилами вывода. Если вы просто будете бесконечно писать "ты можешь лучше", вы просто будете забивать память модели не нужным контекстом, потому что каждый её ответ на ваше "ты можешь лучше" просто становятся частью первоначального промта. И с каждым разом он получается всё более замусоренный.
По этой же причине - не нужно вести с моделью долгих диалогов. Это засоряет её память. Лучшая практика: одна задача - один промт - один диалог.
Заключение
На этом, уважаемые читатели, статья о применении чат-ботов с LLM для решения простых офисных задач, закончена. Вы узнали, как ускорить:
Составление писем.
Составление протоколов.
Подготовку расчётов.
Подготовку к переговорам.
Составление различных блок-схем.
Эти случаи, конечно же, не исключительный перечень документов, с составлением черновиков которых вам могут помочь большие языковые модели. Скорее, это больше описание случаев, с которыми я чаще всего сталкивался в своей работе.
Если у вас тоже есть интересные и полезные примеры экономии времени от использования чат-ботов для решения простых офисных задач, пожалуйста, пишите о них в комментариях!
Hopenolis
Гпт может и сам диаграмму нарисовать. И простенький ворд-эксель отправить как готовый файл.