Введение

Виртуальная реальность до сих пор остаётся в сознании большинства людей чем-то вроде «дорогой игрушки для игр». Однако с появлением более доступных и функциональных устройств (например, Quest 3S) это утверждение теряет актуальность. Шаг за шагом VR становится удобнее, разнообразнее и доступнее.

В этой статье расскажу о своём опыте работы в VR-шлеме, какие инструменты использую, и поделюсь советами по настройке. Возможно, это побудит вас попробовать такой формат работы и создать своё идеальное виртуальное рабочее пространство.

Зачем это нужно?

Лично для меня причины следующие:

  • Это просто интересно! С физическими мониторами нет никакой свободы, а здесь есть постоянное чувство новизны и экспериментов.

  • Полная мобильность. Разместить мониторы получится где угодно. Хочешь - напротив пуфика, хочешь - на балконе.

  • Очень гибкое рабочее пространство. Настройка размеров, изгиба мониторов и их расположения, а так же смена "сетапа" в зависимости от текущей задачи. Физические мониторы ограничены столом и кронштейнами. Они не гнутся и не меняются в размерах.

  • Помогает сосредоточится за счет различных VR-окружений. Можно уменьшить количество визуального шума за счет минималистичных окружений (полная пустота, космос)

Настраиваем экраны под себя в космическом окружении
Настраиваем экраны под себя в космическом окружении

Через что подключаться?

Virtual Desktop (сокращённо VD) — мой фаворит. По моим наблюдениям работает стабильнее всего и дает лучшую картинку. Желательно использовать самую свежую версию, они часто оптимизируют и ускоряют работу. Доступен на Windows и Mac. Как альтернативы можно рассмотреть Immersed, Quest Link и даже Steam Link (он тоже дает возможность работать с мониторами, а не только играть).


Для комфортной работы должен быть шустрый роутер с поддержкой 5Ghz, не обязательно навороченный. У меня комплектный от МГТС (ZTE ZXHN F680) провайдера, полёт нормальный.

Автономность

Полностью заряженного шлема хватает максимум на 2-3 часа. На продолжительность работы влияет качество стриминга и количество мониторов. Ситуацию спасают кастомные крепления с аккумуляторами. Я пользуюсь BoboVR M3 Pro.

Выглядит всё вместе вот так:

Quest 3 вместе с BoboVR M3 Pro
Quest 3 вместе с BoboVR M3 Pro

Аккумуляторов в комплекте может быть от 1 до бесконечности. Всё крепится на магнитах и заменяется одним движением. Оптимально иметь 2 аккумулятора, но я пока что спасаюсь одним. Просто кидаю его на зарядку сразу, как только он разрядился. Итого, время использования можно растянуть до 5-6 часов. Если иметь 2 аккумулятора - то на целую вечность.

Разрешение и задержка

Разрешение физических мониторов фиксировано их реальным разрешением даже в VR режиме. У виртуальных мониторов можно выбрать разрешение до 4к. Мне хватает 2560х1440, увеличивать не вижу смысла. Текст чёткий и читаемый.

Задержка изменяется в зависимости от выбранного FPS и битрейта. При максимальном битрейте в 120 FPS задержка ощутима. При 90 FPS и том же битрейте - нет. Возможно упор в роутер, но в 90 FPS чувствую себя комфортно. Максимальный битрейт для рабочего стола 120 Mbps.

Так выглядят настройки для Virtual Desktop
Так выглядят настройки для Virtual Desktop

Устают ли глаза?

Нет, не устают
Нет, не устают

Нужно быть готовым, что при первом подключении может быть дискомфорт в глазах. Стоит покрутить расстояние между линзами и найти своё, а так же дать глазам привыкнуть (на это уходит минут 15-20).

Дальше всё очень индивидуально. Вам либо будет комфортно, либо нет. Некоторым людям "давит" на глаза картинка, либо просто сложно читать в шлеме, и острота зрения тут не решает. Здесь часто играет роль то, что шлем и линзы сидят неправильно. Для идеальной четкости есть совсем небольшой "зазор". Шлем должен сидеть на своем месте и линзы должны быть точно в нужном положении, тогда проблемы "размытия" не будет. Это, кстати, еще один повод заменить заводское крепление, оно не фиксирует шлем вообще.

Со зрением -2 и +2 особых проблем не будет. Это можно компенсировать за счет масштаба и приближения/отдаления мониторов. У меня -1.5, и мне комфортно без очков.
Если зрение хуже, то лучше всего будет использовать линзы. Также можно надеть очки, а на них шлем. Придется отдалить шлем от лица (есть регулировка) и потерять небольшой угол обзора, но способ рабочий.

А шея не отвалится?

Обычно этот вопрос задают в таком положении
Обычно этот вопрос задают в таком положении

515 грамм сам шлем, 430 грамм крепление с батарейкой. Итого, меньше 1кг. Хорошее крепление распределяет вес равномерно, что делает шлем почти незаметным на голове. С стандартным креплением будьте готовы, что полкило упрётся вам в лицо, будет усталость.

Если разместить мониторы полукругом, то придется покрутиться. Можно считать это дополнительной разминкой :)

Ну и что в этом VR делать?

Мы получаем от 1 до 4 мониторов в Virtual Desktop, которые можно разместить как угодно. Так что всё ограничивается полётом фантазии. Разместить PyCharm в альбомной ориентации в масштабе во весь рост - пожалуйста. Маленький монитор с Telegram сбоку - вообще без проблем, можно хоть в другом конце комнаты оставить. Всегда интересно разместить как-нибудь по-другому.

Дополняют это всё нативные приложения. Они ведут себя как независимые окна. Всегда можно свернуть VD и вернуться к окну браузера, которое висит посреди комнаты (вау). Читать и смотреть YouTube удобнее именно на шлеме, минуя стриминг.

 Отвлекаемся и смотрим в окно
Отвлекаемся и смотрим в окно
  1. Чтение статей и документации
    Мне нравится читать статьи/книги/документацию в нативном браузере. Сворачиваю VD, перемещаюсь на пуфик/кровать. В Telegram, который висит рядом можно закинуть интересные ссылки/моменты из статьи. Печатать в этом случае не очень удобно.

  2. Код-ревью
    Берем монитор в альбомной ориентации с гитлабом, мне в ней комфортней и интереснее. Физический монитор крутить неудобно, а тут никаких проблем. Рядом можно открыть проект/аналитику. Клавиатура/мышь беспроводные, снова можно сменить локацию.

  3. Написание кода
    Полноценная работа в IDE в виртуальном пространстве. До сих пор впечатляет. Обычно растягиваю основной монитор пошире, но чтобы попадал в поле зрения. Когда переключаюсь назад, всегда бросается в глаза, как миниатюрно смотрится мой 27-дюймовый мониторчик на фоне виртуального экрана. В остальном - всё как с обычными мониторами, кто как любит.

Как вам космос?
Как вам космос?

Главные минусы

Давайте поговорим о минусах, которые на мой взгляд наиболее критичны. Все они съедают по кусочкам ту самую магию, которую может обеспечить VR. Хочется почувствовать, что всё работает "слаженно", но даже базовые фичи умудряются конфликтовать.

Есть потрясающий хендтрекинг. Он работает в том числе и в Virtual Desktop. Но контроллеры не всегда засыпают, поэтому не факт что он включится. Если он и включился, то он не совместим с клавиатурой и мышью. Будут ложные считывания движений.

Контроллеры тоже отличные, их можно использовать вместо мышки. Подвигал экраны - положил на стол, работаешь дальше. Но иногда один из контроллеров на столе просыпается и начинает двигать ваш курсор на экране. Тоже идём отключать в настройки "управление мышью с помощью контроллеров".

Можно добавить новый экран и разместить его слева, но винда об этом не узнает и разместит его справа. Вот и попробуй попасть туда курсором. Приходится идти в "Параметры экрана" и настраивать вручную.

Камеры во всех доступных шлемах всё еще очень слабые. Passthrough режим работает круто, но очень "шумит". Смешанная реальность более-менее комфортна только при хорошем освещении. Если придет сообщение на телефон, текст вы разглядите с трудом. Придется снимать.

Итоги

За последние годы всё стало намного лучше, удобнее, красивее и быстрее. Этим реально можно пользоваться. Разрешение - комфортное, задержки - минимальные. НО, это всё еще не для всех.

Рекомендую ли я попробовать? Однозначно да. Немного настроить под себя, и вот уже можно работать. Кроме того, это очень интересный опыт. Останется ли это с вами на постоянной основе - никто кроме вас не ответит. Очень классный способ - взять шлем в аренду с Avito на 2-3 дня. Именно так я сделал перед покупкой.

Хочу напомнить, что я веду свой авторский канал о разработке на Python. Делюсь реальными кейсами из разработки, разбором ошибок и лучшими практиками архитектуры. Подписывайся, буду рад каждому :)

Небольшой FAQ по VR:

Что с активацией шлемов в РФ?

Осознанно не касался этой темы, так как есть множество других источников. Скажу так - особо проблем нет. Если боитесь не справиться - за 500р человек с Авито активирует и установит всё что нужно.

Совместимы ли приложения с Android с VR-шлемом?

Могу сказать только за Quest 3. Да, совместимы, пока не встречал проблем. Тот же Telegram работает отлично.

Как устанавливать кастомные APK?

Я использую SideQuest. Так ставил Telegram и некоторые другие приложения.

Как запускать сторонние приложения?

Пользуюсь piLauncherNext. Есть и другие альтернативы. Это нужно, потому что установленные APK не будут отображаться в категории «Все приложения», их можно найти либо в «Неизвестных источниках», либо в лаунчере. Это удобнее.

P.S. Даже эту статью я писал в VR-шлеме, так что знаю, о чём говорю :-)

P.P.S. Если остались вопросы, задавайте в комментариях. Дополним раздел FAQ вместе.

Комментарии (26)


  1. ukmsz
    26.01.2025 13:27

    А как вы решаете вопрос с клавиатурой, или просто пользуетесь слепым набором? BoboVR M3 Pro использует две точки опоры - лицо и затылок? Знаете ли какие нибудь крепления которые вместо лица используют схему лоб и затылок?


    1. AleksisTZ
      26.01.2025 13:27

      Там ещё есть крепление наверху, которое так же служит точкой опоры


    1. Kisel_n Автор
      26.01.2025 13:27

      Слепой набор наше всё,иначе никак.
      У BoboVR M3 Pro получается 3 точки опоры - лоб, макушка и затылок. Плюс-минус равномерно по всей голове.

      Из удобных альтернатив слышал только про крепления типа "KIWI design Battery Head Strap", но не пробовал лично.


      1. Chaos_Optima
        26.01.2025 13:27

        Почему никак? Я использую overay studio там есть режим со смешанной реальностью, очень удобно, клавиатура мышь видна замечательно


  1. AleksisTZ
    26.01.2025 13:27

    У вас лицо от шлема не устает? У меня даже после часа нахождения в шлеме лицо немного устает, если ещё во что то подвижное играть то и пот активно поступает, слегка помогает вентилятор для маски, но все равно часа полтора это максимум)


    1. Kisel_n Автор
      26.01.2025 13:27

      Не знаю, что именно вы имеете ввиду под "устаёт") Я помню с комплектным креплением играл, там буквально через час под глазами остаются вмятины и становится просто больно, потому что шлем давит всем весом в две точки. А тут вроде чуть-чуть со всех сторон давление, как в кепке. Так что усталости нет. Плюс перерывы каждый час сами собой получаются. То чай налить, то покушать, тоже может влияет.

      Лоб потеет, но только в активных игрушках, типа танцевальных/ритмических. Либо летом, когда в квартире под 27 градусов и открытое окно не спасает. С вентилятором для маски думал попробовать, но выглядит очень уж массивно. Вы ведь про такое?


      1. AleksisTZ
        26.01.2025 13:27

        Ну да, что то типо, только на вашем фото какой то слишком объёмный(либо фото сверху не совсем верно передаёт его реальные размеры) , я вот такой приобрел


  1. AizeYuki
    26.01.2025 13:27

    У меня второй квест, но работать в нём не пробовал на постоянной основе. Больше в стандалоне играю в битсейбер или на ПК в Табор.

    А как там с passthrough? Нормально работает, можно ходить как в Эппл вижн?) Хочу тоже обновить как-нибудь шлем, но пока особо нет повода)


    1. Kisel_n Автор
      26.01.2025 13:27

      Ходить можно, искажений минимум, расстояние до объектов чувствуется правильно. Но качество картинки не "вау". Всё упирается в разрешение камер. Шумит, мелкие детали не видно. Так что ради одного passthrough точно не стоит)


  1. vagon333
    26.01.2025 13:27

    Пробовал два раза.
    Последний раз с нетерпением ждал новую гарнитуру, и облом.

    В обоих случаях три проблемы:
    1. Потеет лицо, неприятно.
    2. Тяжело голове. Это основная проблема.
    Опасаюсь, что со временем может вызвать проблемы в районе шейных позвонков.
    3. Время работы от батарейки.

    Вывод: Согласен на более легкие, в виде очков, пусть без изоляции от окружающего мира, но легче.
    В ожидании очков, вместо гарнитуры.


    1. AleksisTZ
      26.01.2025 13:27

      Есть маски с отверстиями для вентелятора(+вентилятор как правило в комплекте) , от пота оч спасает


    1. Daddy_Cool
      26.01.2025 13:27

      Интересно, если подвешивать на пружинке к потолку...
      Вместо батарейки - провод можно подвести?


      1. vagon333
        26.01.2025 13:27

        Конгениально!
        Представил себе конструкцию.
        Че уж мелочиться, тогда и меня лучше на пружинке, типа в невесомости. :)


    1. Chaos_Optima
      26.01.2025 13:27

      Если брать бобо то развесовка меняется и голова не устает + можно настроить чтобы на лицо не давило.


    1. ukmsz
      26.01.2025 13:27

      Чтобы не потело можно просто снять маску заодно и легче за реальным окружением следить. Но для этого нужно крепление для головы без опоры на лицо.


  1. lonelymyp
    26.01.2025 13:27

    А что по играм? Не специальные VR игры, а обычные, в них можно играть с десктопа в шлеме? Трансляция насколько вменяема, есть ли лаг, какие требования к ПК нужны?


    1. Chaos_Optima
      26.01.2025 13:27

      С этим всё отлично, задержки практически нет, по крайней мере я так в элден ринг играл, очень круто, как будто в кинотеатре играешь.


    1. Kisel_n Автор
      26.01.2025 13:27

      Играть можно во всё, что запускается на компе. Просто на плоском виртуальном экране.

      Я думаю тут упор будет в первую очередь в роутер, во вторую - в процессор. Видюхе всё равно, разрешение одинаковое.

      По качеству трансляции - мне нравится. Если приглядываться - могут быть артефакты. По ощущениям FPS получается меньше, чем на мониторе. Задержка напрямую зависит от того, вывезет ли роутер выставленный битрейт и успевает ли проц кодировать картинку. Ниже битрейт - выше отклик, но больше артефактов.

      Проходил Horizon Forbidden West. В VR себе развернул огромный монитор на всю стену. Очень классно) По итогу нужно было скинуть настройки в игре + снизить битрейт передачи, иначе захлебывался процессор/появлялись фризы.

      Проц у меня AMD Ryzen 5 7500F 6-Core. Трансляция у меня отжирала 20-30%. 70% могла скушать игра. Как только уходим в потолок - будут фризы, поэтому снизил настройки, стало комфортно)


    1. AleksisTZ
      26.01.2025 13:27

      Попробовал фпс шутер, мне не зашло, хотя экран конечно бомба, но в моем случае скорей всего дело привычки, сливался как новичек


  1. OraFadeno
    26.01.2025 13:27

    У меня Pico 3. Виртуал Десктоп установила, опробовала, в Вечный цилиндр поиграла ... пока больше не пользуюсь. т.к. незачем (да ещё и слепым набором не владею). В основном играю в ВР игры, фитнес и ВР чат. Могу точно сказать, что ВР никогда не брошу, потому что он хороший :) В общем и целом, ВР - это вещь! Это прорыв, это мега круто))) Как я жила без него раньше - не знаю. Но! Все, кому я пытаюсь нести эту Благую ВрВесть, отвергают её. Я уже ходила по друзьям, знакомым со своим шлемом, давала пробовать, всё "разжёвывала" и "на голубой тарелочке, с голубой каёмочкой" ... но люди тупят и им не интересно всё это почему-то ... вот детям да, и то, тоже не всем.


    1. Kisel_n Автор
      26.01.2025 13:27

      Насчет друзей/знакомых соглашусь) Здесь либо изначально есть какой то интерес к этой технологии, либо его нет и тогда никакие аргументы человека не убедят в том, что это интересно/можно дать шанс и попробовать.


      1. AleksisTZ
        26.01.2025 13:27

        По ощущениям людям это не интересно, потом что чужое) если бы купили, то точно так же залипали бы)


        1. OraFadeno
          26.01.2025 13:27

          Ну не знаю ... я тоже не сразу купила шлем. Сначала в ВР клубе попробовала (300 р. за 5 минут), и этих 5-и минут в чужом шлеме мне хватило, что бы понять, что моя жизнь теперь разделилась на До и После. Потом три дня громких страданий и стенаний на обозрение семьи, и шлем был взят в рассрочку, так как всей суммы на тот момент не было. То было полгода назад, и я ни разу не пожалела о том, что купила его, пользуюсь ежедневно ( в основном ВР фитнес). Да и домочадцы тоже играются периодически. Они конечно же не так ярко и радостно вдохновлены виртуальной реальностью как я, но всё равно регулярно проводят время в ВР.


  1. warhamster
    26.01.2025 13:27

    Я искренне не понимаю, как вам хватает разрешения для работы. Там для игрушек-то впритык, где-то по нижней границе приемлемого, ломать глаза об текст не хочется совершенно.

    Да, в видео в обзорах картинка шикарная - когда смотришь ее на мониторе. А вот когда она растягивается почти на все поле зрения - становится понятно, что для работы с текстом нужно разрешение на порядок (во вполне математическом смысле) больше. Ну, по крайней мере, мне.


    1. ukmsz
      26.01.2025 13:27

      В стереопаре разрешение не только в двух плоскостях существует, но также еще и в третьем измерении. Поэтому чем дальше от вас объект, тем больше пикселей необходимо чтобы его отобразить в ВР. Физическое разрешение экранов гарнитуры фиксировано и создает некоторый запас для предметов до определённого расстояния, оно зависит от угла зрения гарнитуры и разрешения экранов. Поэтому в зависимости от используемого устройства, расстояние и размер виртуального экрана где комфортно различается текст может заметно варьироваться. На текущий момент лично для меня главный раздражающий фактор это статический вес агрегата и опора на лицо. Так как мы не железные роботы и на голове у нас мягкие ткани - гарнитура неизбежно будет смещаться под собственным весом, мимикой и естественной эластичностью кожи. Это в свою очередь вызывает постоянное ощущение замыленности из-за смещения sweet spot, что тоже отвлекает при работе за виртуальным монитором.


  1. erickhamitov
    26.01.2025 13:27

    Чтобы не переключалось с хендтрекинга постоянно можно постучать котроллерами друг об другами дважды. Тогда он моментально переключится на хендтрекинг и перестанет путать источник для отслеживания, если снова постучать контроллерами, то сразу же переключится на трекинг контроллеров. Либо можете еще в настройках гарнитуры в экспериментальных функциях повключать разные связанные с трекингом рук, возможно там есть что вам поможет.

    Также можно в виртуальном пространстве сделать вырез под клавиатуру, чтоб только она была видна в МР режиме(делается через настройки шлема). Вот тут видно как выглядит

    https://youtu.be/ZDOZui2nFsY