• Почему большинство IT-школ не публикуют детальную информацию о трудоустройстве студентов?

  • Как живет черный рынок отзывов?

  • Как поименные списки получивших IT-работу выпускников с названиями компаний помогают оценить реальное качество обучения?

Светлое будущее

IT-курсы всегда подробно и в деталях рассказывают о перспективах, раскрывающиеся перед теми, кто решит связать свою карьеру с IT. На одних производит впечатление возможность получить хорошую, стабильную зарплату и удаленную работу. На других - высокая востребованность и потенциал карьерного роста. На кого-то - участие в интересных проектах.

Если сейчас работаешь в не самой престижной и высокооплачиваемой профессии, то действительно сложно перед всем этим устоять.

Выбрать обучение есть из чего - только на русскоязычном рынке IT-обучения работают сотни курсов, которые ежегодно выпускают тысячи студентов. При этом число вакансий для начинающих специалистов ограничено и требования работодателей постоянно растут, что создает конкуренцию. При этом далеко не все курсы предлагают качественное обучение, которое сделает из студента конкурентоспособного специалиста, способного пройти собеседования и в результате получить работу в IT. 

И поэтому возникает вопрос - как отличать качественное обучение от некачественного? 

Черный рынок отзывов

Логично обратиться к отзывам. Кому верить, как не студентам, которые уже прошли обучение?

К сожалению, у отзывов в интернете есть огромный минус - их может оставить кто угодно. 

Чем курсы активно и пользуются:

  • Курсы размещают поддельные хвалебные отзывы про себя.

  • Курсы пользуются платными пакетами от сайтов отзывов по массовому добавлению положительных отзывов 

  • Курсы размещают поддельные отрицательные отзывы на конкурентов.

  • И так далее.

По разным данным, около 30-40% отзывов, размещенных в интернете, являются поддельными. По данным исследования CHEQ и University of Baltimore, поддельные отзывы ежегодно наносят ущерб мировой экономике на сумму около 80 миллиардов долларов. Можно оценить их масштаб.

Но даже если отзыв студента является подлинным, он отражает исключительно его личный опыт. Образовательные услуги имеют индивидуальный характер, их нельзя сравнить с покупкой стандартного товара, например, бытовой техники в интернет-магазине. Один человек может найти формат обучения удобным и подходящим для себя, успешно освоить материал и получить работу. Но при этом он может оказаться единственным студентом из всей учебной группы, кто начал IT-карьеру.

В то же время другой студент другого курса может почувствовать разочарование от обучения, потерять мотивацию и написать большой отрицательный отзыв об обучении. Но при этом потом он может быть единственным из учебной группы, кто не смог учиться, а большинство одногруппников успешно начало IT-карьеру.

Что же тогда делать? Ответ очевиден - нужно ориентироваться не на мнение или судьбу отдельного студента, а смотреть на результаты трудоустройства всей учебной группы целиком. Нашло ли в результате большинство студентов конкретной группы работу или нет.

Сколько из закончивших обучение получает работу в IT?

Очевидно, ответ на этот вопрос - самый важный показатель качества обучения на IT-курсе для новичков.

Если после обучения большинство студентов учебной группы получило работу в IT, значит проблем нет - обучающая программа актуальная, преподается качественно и дает результат.
Если же из учебной группы трудоустроились немногие, значит есть какие-то серьезные проблемы.

Как можно узнать число трудоустроенных?

Если зайти на сайт любого IT-курса, можно увидеть, на первый взгляд, вдохновляющие числа. 

“80% студентов нашли работу после обучения”

“84% студентов нашли работу с помощью центра развития карьеры”

“96% выпускников находят работу за 3 месяца”

Логично погрузиться глубже и понять, как именно были посчитаны эти числа, действительно ли такое число студентов трудоустроилось. Ведь верить рекламе на слово еще более глупо, чем поддельным отзывам, верно?

К сожалению, подавляющее большинство курсов никак не подтверждает указанные на собственных лендингах числа и никак их не детализирует. Проверить, сколько студентов после обучения на курсе на самом деле получает работу в IT, фактически невозможно.

Одна из массовых школ, которая хоть как-то раскрывает статистику трудоустройств - это Яндекс.Практикум. Данная IT-школа публикует отчеты исследования по трудоустройству. Если внимательно их изучить, то можно увидеть, что из числа поступивших студентов на специальность “Инженер по тестированию” в итоге только 16% получает работу в IT

Отчеты, впрочем, не слишком подробные - в них нет детализации на уровне учебных групп.
А процент трудоустроенных совершенно не впечатляет. 

Полная прозрачность

Как показывает практика, чем выше качество обучения, тем более подробно IT-школа детализирует его результаты.

Лучший вариант - когда школа публикует поименные списки каждой учебной группы. Чтобы в них были указаны все зачисленные студенты и все получившие IT-работу выпускники с названиями компаний.

Подобные списки могут быть очень ценны по двум причинам.

По спискам можно узнать, сколько в каждой учебной группе было студентов и сколько из них в результате получило работу в IT. Чтобы это можно было сделать, в этих списках должно быть имя каждого студента учебной группы, а также статус его обучения - “не выпустился”, “выпустился”, “выпустился и получил работу в IT”. Если студент трудоустроился, то должно быть указано название IT-компании, где он теперь работает.

Эта информация позволяет легко определить, какой процент студентов учебной группы достиг результата в виде трудоустройства. Ведь это основная цель обучения для новичка, не так ли?

Но в интернете кто угодно может разместить списки с какими-то именами. Как по ним убедиться, что это всё реальные люди, проходившие обучение? В этом поможет второй важный момент.

В списках есть контакты каждого студента каждой учебной группы. В списке студентов учебной группы должны быть указаны не только имена всех студентов, но и контакты каждого. Это может быть контакт студента в Telegram, ссылка на его страницу в LinkedIn или другой соцсети. Всё то, что позволит при желании обратиться к любому студенту любой учебной группы. Чтобы, во-первых, убедиться, что это живой человек, который действительно обучался на этом курсе. Во-вторых, чтобы узнать про его опыт обучения и трудоустройства. 

Это позволит гарантированно получить честную информацию из первых рук и не ломать голову над размещенным в сети отзывом, пытаясь понять, реальный он или поддельный.

Прозрачности мало не бывает

На текущий момент единственная IT-школа, которая публикует поименные списки всех зачисленных студентов и всех получивших IT-работу выпускников с названиями компаний - это Mentorpiece. По публикуемым спискам можно убедиться, что за 2024 год работу в IT получили 69% от всех поступивших студентов.

Хочется верить, что с каждым годом всё большее число IT-курсов для начинающих будет открыто демонстрировать результаты и детально рассказывать о трудоустройстве студентов. Ведь публикация полностью прозрачных и проверяемых данных - это лучшее подтверждение качества обучения. Если же о результатах трудоустройства после обучения говорится только общими фразами и числами без детализации, то, скорее всего, они оставляют желать лучшего.

Комментарии (1)


  1. teqs
    30.01.2025 19:38

    А можно дальше пойти: не устроился на работу - не выпустился, тогда можно написать 100% выпускников будут трудоустроены)