Кто из вас, дорогие читатели, не испытывал восторга, впервые увидев модельную железную дорогу — миниатюрные поезда, которые выглядят и, главное, ездят как настоящие? Кажется в любую эпоху это была топовая игрушка для тинейджеров и крутое хобби для взрослых. Но первым восторгом зачастую все и заканчивалось — старший брат или дядя говорил, что ни за что не отдаст (мой случай!), ценники в магазинах или на Авито поддерживали (красивый состав с хорошей детализацией даже без цифрового управления может потянуть на стоимость RTX4090!), да и места дома, казалось бы и нет.

И все же, я уверен, многим из вас будет интересен рассказ о столь классном хобби, а кто-то может быть даже захочет в него окунуться, ведь помимо красивых поездов, тут есть много интересного.

Для меня железная дорога началась лет пять назад, когда младший сын попросил в подарок на Новый год стартовый набор, а я решил, что раз у меня не было такого в детстве, то уж у сына точно должно быть. Модельки это для детей, говорили они… Я, конечно, уже догадывался, что нет — к тому моменту я уже собирал модельки машин любимой марки, но вы не понимаете, это другое)))

Начало было плавным — стартовый набор с тепловозом, товарными вагончиками, овалом путей и минимальным пультом управления. Годом позже добавился паровоз и пара пассажирских вагонов. Когда я покупал вагоны сыну, приглядел пару красивых вагонов и для себя, и завертелось… Я узнал про уровни моделей, взаимодействие девайсов различных производителей, эпохи и, наконец, про макеты и системы управления! Теперь терпите, я обо всем этом постараюсь рассказать!

В первой части я расскажу самую базу — окунусь в историю, покажу разные масштабы и кратко пройдусь по системам управления. Во второй начнем более глубокое погружение в теорию — рассмотрим направления в моделизме, интересные фичи моделей и полезные (или просто красивые) аксессуары, разные типы рельсового материала и пройдемся по ключевым производителям. Потом будет самое интересное — я расскажу, как я собирал цифровую систему управления. Какие компоненты выбирал, как настраивал и как из аналоговой модели сделать цифровую.

А теперь поехали!

❯ Немного истории

Уложиться в формат «немного» будет непросто, ведь история этого хобби насчитывает больше ста лет! Первые клубы моделистов появились еще в середине XIX века, но это были очень суровые ребята, которые все делали своими руками и стремились к максимальной реалистичности, а двигатели их моделей были механическими (заводными!) или паровыми, ведь электрическая эпоха только начиналась и не было ни доступных электродвигателей, ни источников питания.

Ближе к началу ХХ века стали появляться технические игрушки, моделями их назвать сложно, но они уже были относительно доступны — дороги и поезда, также с механическими, но иногда и паровыми двигателями. А вскоре добавились и электрические.

Одной из ключевых вех стало появление игрушек и моделей промышленного производства фирмы Märklin в 1891 году. По сей день, это компания остается одним из законодателей мод в мире моделизма, а ее изделия — желанными приобретениями многих коллекционеров.

Электровоз Märklin выпуска 1935 года. Источник.
Электровоз Märklin выпуска 1935 года. Источник.

Начинается бурное развитие этого вида хобби и на долгое время игрушечное и модельное направление практически сливаются — наборы заводского производства обеспечивали более высокий уровень реалистичности, чем большинство изделий энтузиастов. Пик популярности приходится 30-50-е года ХХ века, В это время появляется множество известных сегодня производителей, формируются привычные сегодня масштабы моделей и расширяется ассортимент аксессуаров.

Но вскоре мода меняется — автомобильные, авиационные и космические игрушки выходят на первый план. Но в то же время, стремясь сохранить клиентов и выйти на новые рынки, прежние производители железнодорожных игрушек начинают обращать внимание на коллекционеров и моделистов, усложняя системы управления и повышая уровень детализации и реалистичность моделей.

Интересно, что многие известные фигуры из истории ИТ тоже предавались этому увлечению. Интересные пример влияния хобби на индустрию приводит Кеннет Олсон из DEC в своем интервью от сентября 1988 года: «Мы использовали японские лампы для моделей железных дорог, по одной на каждый триггер. Мы шутили, что, вероятно, сбили с толку и озадачили наблюдателей за этой отраслью этим заказом!».

Также в 70х годах железная дорога на стыке игрушки и моделизма становится популярной и в СССР. Причем помимо наборов локального производства, зачастую довольно неплохих по своему уровню, но доступных в основном продвинутым моделистам, значительную часть рынка занимали восточногерманские PIKO и Berliner TT Bahnen.

Железнодорожный игровой макет из комплектующих PIKO. 70-80-е годы ХХ века. Источник.
Железнодорожный игровой макет из комплектующих PIKO. 70-80-е годы ХХ века. Источник.

К началу 80-х в Европе и Америке начинают появляться первые цифровые системы управления, они позволяли упростить управление большими и сложными макетами со множеством поездов и аксессуаров, а также добавить новые возможности, связанные дополнительными эффектами.

Впрочем, и аналоговые системы были к тому моменту весьма продвинуты — паровозы с парогенераторами, блок-участки, семафоры и светофоры, разнообразная подсветка и даже звуковые эффекты.

Развитие продолжается и сейчас — цифровые системы управления становятся все более доступными и популярными, детализация улучшается, появляются новые функции моделей и систем управления. Вот только в связи с ориентацией на обеспеченных энтузиастов большая часть фич, которые выходят за рамки базовых, популяризируются довольно медленно, а системы управления развиваются намного медленнее, чем идет технический прогресс. Но об этом — в отдельном материале про цифру в моделизме!

❯ Стандарты? Стандарты!

Что было для меня удивительно, в этом хобби имеют место официальные стандарты (и не только набор стандартных масштабов, как в случае автомоделизма). Еще в 1935 году в США, для выработки стандартов, связанных с этим хобби появилась ассоциация моделистов NMRA, к которой в 1954 году присоединилась европейская MOROP (нем. MOdellbahn + EuROPe), создавшая серию стандартов NEM. Благодаря им сейчас мы можем собрать в одном составе модели разных производителей, управлять ими одним пультом и даже совмещать цифровые компоненты разных марок!

Ключевые для нас стандарты:

  • Масштабы — H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160) и их производные для узкой колеи, а также садовый масштаб G (1:22.5).

  • NEM 362 — стандарт «шахты» (крепления) для сцепок, позволяющий собирать составы из вагонов разных производителей (например, у меня тепловоз М62 от PIKO водит вагоны от Евротрейн).

  • DCC — самый популярный стандарт цифрового управления.

  • RailCom, RailcomPlus — расширения DCC для возможности двунаправленного обмена данными с подвижным составом.

  • NEM 652 и 658 — интерфейсы подключения декодеров 8-pin и PluX (на самом деле их больше, но эти самые популярные).

❯ Масштаб. Больше или меньше?

Масштаб — это то, с чего всегда начинается выбор пути моделиста. Если все остальное, даже систему управления можно сменить относительно разумными ресурсами, то смена масштаба — это замена почти всего модельного хозяйства. Рельсы и подвижной состав — это только начало, как правило приходится менять все «околопутевые» аксессуары и даже строения на макете. И если у вас в макете будут машинки — то и их тоже! Разве что систему управления можно оставить в большинстве случаев.

Поэтому выбор лучше сделать правильный изначально. И на самом деле выбор этот не такой сложный. Если сомневаетесь — выбирайте H0 (1:87) — он самый популярный и к нему всегда можно найти любые модели и аксессуары. С него и начнем.

1:87 (H0 / H0m / H0e)

Самый популярный масштаб для железнодорожного моделизма в мире. Половина (Half 0) от более раннего 1:43.5 (так же известный как просто 0), на основе которого вырос самый популярный масштаб у автомобилистов — 1:43.

Локомотив М62 от PIKO в масштабе H0 (1:87). Для сравнения — модели автомобилей в масштабе 1:87 и 1:43.
Локомотив М62 от PIKO в масштабе H0 (1:87). Для сравнения модели автомобилей в масштабе 1:87 и 1:43.

При достаточно разумных габаритах моделей и макетов в целом, обеспечивает хорошую детализацию и функциональные возможности. В моделях не так сложно найти место для декодера, динамика и дополнительной подсветки. Также благодаря популярности, модели имеют и достаточно разумные цены.

Для моделей стандартной колеи (1435/1520 мм) ширина модельной колеи принимается равное 16.5 мм, для метровой — 12 мм (совпадает со стандартной для масштаба ТТ), для узкой — 9 мм (совпадает с N). Для остальных масштабов узкоколейные версии куда менее распространены.

Основной недостаток — даже простой макет потребует достаточно места, для чего-то более масштабного — отдельной комнаты. В моих планах — обустроить железнодорожное гнездо на чердаке.

Длина модельных вагонов зачастую достигает 300 мм и более, даже несмотря на уменьшенное в сравнении с реальными поездами количество вагонов в составах, длина поезда будет превышать метр (локомотив и три вагона).

В этом масштабе выпускается множество оживляющих макет вещей — дома, уличные предметы, машинки. Именно в этом масштабе построен самый известный макет России — «Гранд Макет».

1:120 (TT, TableTop)

Занимает второе место по популярности и имеет множество преданных фанатов по всему миру. Некоторые компании работают исключительно с этим масштабом. Ценится за компактность (ориентирован на настольные инсталляции) и сохраняет достойную детализацию, хотя и уступает H0. Использует колею 12 мм.

Сравнение вагонов в масштабах ТТ и H0. Источник.
Сравнение вагонов в масштабах ТТ и H0. Источник.

Был весьма распространен среди коллекционеров СССР. В наше время несколько потерял в популярности. Модели несколько дороже, ввиду меньших масштабов производства и сложности детализации в меньшем масштабе.

В макетах как правило используются строения соответствующего масштаба, но иногда уместно смотрятся и строения в 1:87. Модели машин в масштабе ТТ уже довольно упрощенные, но еще вполне узнаваемые.

1:160 (N)

Самый компактный из популярных масштабов. Использует 9 мм колею и позволяет сделать полноценный макет совсем небольшого размера, меньше чем метр на метр. Модели как правило (но не всегда!) имеют заметно упрощенную детализацию. Из-за маленьких колес — очень требователен к качеству пути, в противном случае возможны сход и плохой электрический контакт.

Сравнение моделей масштабов N и H0 — локомотивы и автомобили.
Сравнение моделей масштабов N и H0 локомотивы и автомобили.

Модели в этом масштабе как правило дороже, чем в Н0 и ТТ, из-за сложности изготовления и меньших объемов производства.

Из-за компактных размеров весьма популярен в Японии, благодаря японским компаниям в нем доступно множество весьма любопытных моделей.

Для цифрового управления требует специальных миниатюрных декодеров. Требует строений и моделей авто соответствующего масштаба, причем модели машин уже весьма упрощены и узнаваемы в основном наиболее выделяющиеся по дизайну автомобили.

1:22.5 (G, Garden)

Этот масштаб стоит особняком. При достаточно больших размерах имеет несколько упрощенную детализацию (не всегда!), но это не так важно, ведь этот масштаб подразумевает использование на открытом воздухе. Исходя из этого и создаются модели, а несколько меньшая детализация обуславливается большим расстоянием наблюдения и более жесткими условиями эксплуатации.

Садовая железная дорога в масштабе G. Источник.
Садовая железная дорога в масштабе G. Источник.

Модели строений также выпускаются в этом масштабе. Модели автомобилей зачастую берутся масштаба 1:24. Но часто обходятся вовсе без них.

Из-за габаритов моделей увеличен и потребляемый ток, поэтому часто для систем управления используются усиленные компоненты, некоторые производители выпускают отдельные линейки систем для этого масштаба.

Микромасштабы (Z — 1:220, T — 1:450 и 1:480)

Масштабы с шириной колеи 6.5 мм и 3 мм — экзотика не только у нас, но и в всем мире. Вещь в себе, позволяющая носить свое хобби с собой, но не имеющее такой развитой экосистемы, как более крупные масштабы.

Рекламное фото Märklin Z Scale. Источник.
Рекламное фото Märklin Z Scale. Источник.

Масштаб Z был создан компанией Märklin в 1972 году для демонстрации возможностей. В многом схож с N, но позволяет строить еще более миниатюрные макеты. Как и более крупные масштабы позволяет использовать цифровые системы управления.

Состав в масштабе T и два австралийских доллара. Источник.
Состав в масштабе T и два австралийских доллара. Источник.

Масштаб T — создан в 2006 японскими компаниями и является примером экстремальной миниатюризации. Отлично сочетается при этом с моделями кораблей и самолетов для которых масштаб не является чем-то особенным. Цифровые системы на базе этого масштаба мне найти не удалось. 

Мой выбор

Приведённым списком набор масштабов не ограничивается, но рассматривать другие стоит, если вы уже сделали первые шаги в этом хобби и понимаете, что дальше хотите чего-то особенного.

Как я уже говорил — выбор масштаба это личное дело каждого. Но я решил не идти каким-то особым путем, а выбрал популярный и визуально привлекательный масштаб — H0, сначала с простой аналоговой системой управления, но около года назад перешел на цифровую DCC.

Также у меня есть небольшой макет N, который мне достался в обмен на пару ставших неинтересными мне моделей автомобилей. Я взял его из интереса для знакомства с масштабом. В свою очередь моя супруга хоть и не особо приветствует мое хобби (ей больше по душе автомобили), хотела на придомовом участке построить дорогу масштаба G в качестве элемента ландшафтного дизайна. Но это дело не самого ближайшего будущего.

❯ Системы управления

Тут все как будто бы просто. Есть аналоговые системы и цифровые.

В аналоговой системе на рельсы подается напряжение, регулируемой ручкой на пульте управления («трансформаторе», хотя на самом деле он выпрямитель) и в зависимости от поданного напряжения все поезда на макете будут двигаться быстрее или медленнее, а изменением полярности меняется направление движения моделей. Для индивидуального управления потребуется разбить макет на участки, но сделать их достаточно много не удастся — попросту неудобно будет управлять множеством ручек. Другой недостаток —яркость света фар и подсветки салона будет также зависеть от напряжения. А вот зависимость производительности парогенератора от напряжения напротив добавляет реалистичности.

Стрелки и семафоры в аналоговой системе управляются кнопочными пультами. Это более сложно с точки зрения коммутации, но управление получается достаточно удобным. Поэтому часто «цифру» используют только для управления подвижным составом, а аксессуары подключают к аналоговым пультам.

Трёхрельсовый путь Märklin, классический вариант. Источник.
Трёхрельсовый путь Märklin, классический вариант. Источник.

Большинство макетов питаются постоянным током, используя пару рельс для передачи питания. Компоненты от Märklin традиционно использовали трёхрельсовую систему — боковые рельсы подключены к «земле», а вторым контактом является третий рельс, со временем превратившийся в едва заметные «грибочки» в середине шпал. Питание при этом выполняется переменным током.

Трёхрельсовый путь Märklin, современные вариации. Источник.
Трёхрельсовый путь Märklin, современные вариации. Источник.

Такая система позволяет более просто строить путевое развитие — в традиционной системе приходится избегать петель из-за опасности короткого замыкания и применять разбиение путей на отдельные блоки, но при этом требует использования специального (или модифицированного — большинство компаний выпускает модели в нескольких вариантах, а также наборы для переделки) подвижного состава со специальной «лыжей» для взаимодействия с контактным рельсом. 

Цифровые системы управления свободны от основных недостатков аналоговых, но сложнее в освоении и дороже. В свою очередь они позволяют получить раздельное управление поездами, что удобно даже на первых шагах моделиста, а также в дальнейшем построить автоматику управления, благодаря которой макет станет более зрелищным, а процесс управления им — даже более увлекательным. Цифровые системы существуют как на базе традиционных двухрельсовых дорог с питанием постоянным током (в случае цифровой системы в него подмешан сигнал управления), так и на базе трёхрельсовых дорог переменного тока — такие решения сейчас набирают популярность.

Станция управления ESU ECoS 50000 (модель 2007 года).
Станция управления ESU ECoS 50000 (модель 2007 года).

Отдельной особенностью цифровых локомотивов является возможность озвучки движения и других активностей, связанных с поездом — использования дополнительного оборудования, гудков, объявлений и так далее. При этом большинство цифровых локомотивов могут быть использованы в аналоговом режиме. Будет работать озвучка движения и переключение света в зависимости от направления движения, но остальные функции останутся недоступны.

❯ Не совсем заключение

На этом, стоит сделать перерыв — очень уж много собралось информации. Лонгрид должен быть умеренно длинным. До встречи в продолжении!

❯ Полезные ссылки

Стандарты NEM — https://www.morop.org/index.php/en/nem-the-norms.html

Сайт NMRA — https://www.nmra.org/


Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev 

Перейти ↩

Комментарии (91)


  1. Bigdoc
    31.01.2025 08:45

    С детства до сих пор лежит весь комплект H0 еще аналоговой системы, ящик рельс, несколько локомотивов и вагонов и даже мост! Цены на локомотивы к сожалению сейчас пугают.


    1. DashBerlin
      31.01.2025 08:45

      можно выгодно продать )


      1. SergeyAstanin
        31.01.2025 08:45

        Можно и в таком виде купить и с удовольствием поковыряться, когда дети ломают разбирают игрушки - это не всегда во вред..:)

        Когда-то мне такой купили в году так 1980, в ЦУМе города Алма-Ата. Как и все хорошие игрушки это было в России дефицит и редкость, а в республиках пожалуйста ....


        1. DashBerlin
          31.01.2025 08:45

          а в республиках пожалуйста ....

          именно так и было, еще Москва )


    1. PereslavlFoto
      31.01.2025 08:45

      Цены — это легко изменяемый параметр. Вы можете продать локомотив по его настоящей, низкой и доступной цене. Вы можете продавать вагоны дёшево, чтобы их могли купить обычные люди. Всё в ваших руках.


      1. kuzzdra
        31.01.2025 08:45

        Вы можете продать локомотив по его настоящей, низкой и доступной цене.

        Настоящая цена этого паровозика - 40 советских рублей. Велосипед дорожный, напоминаю, стоил рублей 60-70, в зависимости от бренда, мопед - около 200. Не сказал бы, что это сильно доступно. Облизывались на него все, конечно.


        1. PereslavlFoto
          31.01.2025 08:45

          Много есть возражений.

          Во-первых, в наборе были другие части, намного дешевле.

          Во-вторых, локомотив за 40 рублей очень сильно отличается от дешёвых локомотивов.

          В-третьих, это были совсем не те рубли, о которых мы можем говорить сегодня.

          В-четвёртых, за 40 рублей этот локомотив был новым, а сейчас он уже полувековой давности.

          И так далее, и так далее.


          1. sirmax123
            31.01.2025 08:45

            Я могу сказать что ребенку этот локомотив выглядел как пришелец из страны лилипутов (детализирован очень)но время искажает восприятие

            Но он воспринимался сильно более «настоящим» чем модели самолетов (1/72) или автомобили 1/43 которые в то время у меня были, хоть и то и другое стоило не дешево и надо было еще найти.

            Это пожалуй одна из немногих вещей из детства о которой я до сих пор вспоминаю. И жалею что не обладал :)

            Впрочем современные модели я думаю сильно лучше


            1. PereslavlFoto
              31.01.2025 08:45

              У современных моделей появилось много ненужных функций: освещение, звуки, программирование.


              1. Singrana
                31.01.2025 08:45

                А почему не нужные? Как раз нужные. И дымогенераторы тоже есть. А программировать есть что. Как минимум кривые разгона, чтобы повысить копийность, и прочие "плюшки". Звук - отличная тема, только надо отключаемый :) Освещение - а как же без него? Даже в пассажирские вагоны ставят декодеры для управления освещением. Просто повышается копийность и имитация, это отлично


                1. PereslavlFoto
                  31.01.2025 08:45

                  Ненужные, потому что без них легко обойтись, не переплачивая сверх цены.


                  1. laureldo Автор
                    31.01.2025 08:45

                    Ненужные - вам, но не значит что всем любителям. Для любителей аналога - делают базовые версии. Их имеют все модели. Свистоперделки - за доплату, но можно и сторонний декодер дешевле купить.


          1. kuzzdra
            31.01.2025 08:45

            в наборе были другие части, намного дешевле

            Если не ошибаюсь, каждый вагончик - 2-значное число. Продавались отдельно, да. 1 вагончик - не поезд.

            локомотив за 40 рублей очень сильно отличается от дешёвых локомотивов.

            ГДРовские вагончики не были дешевыми. Это игрушка для очень обеспеченных детей.

            это были совсем не те рубли, о которых мы можем говорить сегодня

            Конечно. Я и написал - советских. Для масштаба - привел цену советского велосипеда. Можно в % от зарплаты пересчитать.

            сейчас он уже полувековой давности

            Раньше он был просто очень дорогой игрушкой. Сейчас - еще и раритет.


            1. PereslavlFoto
              31.01.2025 08:45

              Очень хорошо, что вы привели цену велосипеда. Велосипеды были дешёвыми, на них все ездили и катались.

              40 рублей стоил набор PIKO Expert из тепловоза, трёх вагонов и большого комплекта рельс. В розницу вагоны продавались по 3 рубля, локомотивы по 10—15 рублей. Названная вами цена соответствует редкому, большому и очень детализированному паровозу.


              1. kuzzdra
                31.01.2025 08:45

                Велосипеды были дешёвыми

                Ну, как сказать.. При очень хорошей зарплате рублей в 200 - это около 1/3 зарплаты. На сдачу не купишь ;) Но велосипед это транспорт все таки. А игрушка в 1/5 зарплаты это очень дорого.


                1. PereslavlFoto
                  31.01.2025 08:45

                  Купить велосипед было намного дешевле, чем пропить половину зарплаты.


            1. Singrana
              31.01.2025 08:45

              ЖД моделизм одно из дорогих хобби


              1. PereslavlFoto
                31.01.2025 08:45

                Это дорого, если всё делать руками. А если покупать по дешёвке, тогда не дорого.


                1. kuzzdra
                  31.01.2025 08:45

                  А если покупать по дешёвке, тогда не дорого

                  Чтобы купить по дешевке, нужно чтобы кто то продал по дешевке.


      1. DashBerlin
        31.01.2025 08:45

        чтобы их могли купить обычные люди.

        А зачем это делать доступным обычным людям, ведь это увлечение, и очень дорогое, делая его доступным теряется его ценность и важность. Где-то прозвучала цена в 40 рублей, по тем временам это было довольно высокая цена и надо было копить на такое изделие, да и сейчас паровоз в 50-60 к и вы выше, это тоже ощутимая сумма


        1. PereslavlFoto
          31.01.2025 08:45

          Обычным людям нужно всё, ведь они ничем не хуже вас.

          40 рублей слесарь-станочник получал за 3—4 дня работы.


          1. sirmax123
            31.01.2025 08:45

            «Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу»

            40р было для моей семьи фантастически дорого для игрушки, которой by default считалось все что просит ребенок (и это было почти верно)

            Для сравнения, модель для коллекционеров Москвич-408 стоил, если мне не изменяет память, 3-50 что тоже не мало.


            1. PereslavlFoto
              31.01.2025 08:45

              Это очень интересная песня. В ней молодой инженер без опыта, который только-только устроился на работу и который не получает премий (потому что не желает работать), рассказывает, что он ВСЮ ЖИЗНЬ —

              1. будет молодым инженером без опыта,

              2. будет сотрудником без стажа,

              3. никогда не пожелает работать и не получит премий,

              4. не собирается делать рационализаторские предложения,

              5. не будет получать дополнительное образование,

              6. не станет работать по оборонному заказу,

              7. останется 22-летним балбесом.

              Если 40 рублей за игрушку, которой хватит на много лет, считалось фантастически дорого, как же ваша семья смогла купить автомобиль?


              1. sirmax123
                31.01.2025 08:45

                Если 40 рублей за игрушку, которой хватит на много лет, считалось фантастически дорого, как же ваша семья смогла купить автомобиль?

                Позволю себе спросить, почему вы думаете что у меня в семье был автомобиль?

                Вывод о цене (дорого/дешево) я делаю не только по своей семье, а по-тому что этот паровоз простоял на одном месте в магазине несколько лет, в то время как остальные игрушки раскупали. Или вы думаете что я один приходил на него глазеть и обливаться?

                Предполагаю так же что игрушек «на много лет» не существует, детям все надоедает.


                1. randomsimplenumber
                  31.01.2025 08:45

                  игрушек «на много лет» не существует

                  Бывают неубиваемые игрушки, которые переходят по наследству. Но это не тот случай. Если в эту игрушку будут играть дети (собирать, разбирать, сталкивать с автомобилем, катать кота, включать через турбо ускоритель из 2 батареек) - ей очень скоро придет конец.

                  Это игрушка для обеспеченных взрослых;)


                  1. PereslavlFoto
                    31.01.2025 08:45

                    Посмотрите, пожалуйста, на Авито, как много таких игрушек продают выросшие дети. Нет, им не приходит конец, а очень даже наоборот.

                    Причина в том, что когда вам покупают железную дорогу за 40 рублей — вы понимаете, что эта игрушка на много лет. И если сломать её в первый же месяц, придётся на много лет остаться без игрушек. Поэтому надо быть аккуратным и бережливым.

                    Катать кота на H0 нельзя, потому что кот очень большой. К тому же не в каждом доме есть кот. Сталкивать с автомобилем — это игра для дошкольников и 1 класса, а школьники постарше уже не сталкивают, у них более сложные игры.


                    1. randomsimplenumber
                      31.01.2025 08:45

                      когда вам покупают железную дорогу за 40 рублей — вы понимаете, что эта игрушка на много лет

                      Таких понимающих детей не бывает. На какие много лет? Детская игрушка покупается на сейчас. Через пару лет ребенок вырастет, интересы поменяются, ему захочется велосипед.. но у него уже есть железная дорога!

                      К чему это я? ГДРовские паровозики стоили очень дорого. Уверен, что существовали родители, покупающие своим детям очень дорогие игрушки. В моем окружении таких не было. А может даже и в нашем районе;) Паровозик на витрине очень долго стоял.

                      И сейчас они тоже стоят дорого.


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        Таких понимающих детей не бывает.

                        Именно такие и бывают. У ребёнка есть выбор, железная дорога или велосипед. Причём и велосипед, и железная дорога покупается надолго, от 3 до 10 класса.

                        Детская игрушка покупается на сейчас.

                        Это детская игрушка за 1 рубль покупается на сейчас. А детская игрушка за 40 рублей покупается на навсегда.

                        ГДРовские паровозики стоили очень дорого.

                        И снова возражаю. Целый набор с рельсами и вагонами стоил трёхдневную зарплату слесаря-станочника.

                        А может даже и в нашем районе

                        Ни одного завода не было, да? И автобазы не было?

                        Паровозик на витрине очень долго стоял.

                        Потому что вы сравниваете НЕ С ИГРУШКОЙ, вы сравниваете с редкой коллекционной ценностью. А сравнивать-то надо с игрушками.

                        Давайте сами посчитаем примерную цену.

                        локомотив = 1 × 17 рублей
                        вагоны = 3 × 3 = 9 рублей
                        круглые рельсы = 16 × 0.6 = 11 рублей
                        прямые рельсы = 4 × 0.6 = 3 рубля
                        упаковка = 1 × 2 рубля
                        всего 40 рублей.

                        Как видите, локомотив в самом дорогом случае стоит 17 рублей, а то и дешевле.


                      1. kuzzdra
                        31.01.2025 08:45

                        и велосипед, и железная дорога покупается надолго, от 3 до 10 класса

                        В 10 классе подростковый велосипед не нужен. Нужен взрослый. Дети они развиваются, вырастают. Если ребенок 7 лет играет в один комплект игрушек, тут что-то не то с развитием.


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        В 10 классе отлично ездят на том же «Салюте» или «Каме», который был в 3 классе. Просто седло и руль надо поднимать.


                1. PereslavlFoto
                  31.01.2025 08:45

                  Многочисленные опыты разных людей показали, что такая игрушка не надоедает в течение десятков лет, потому что она очень волатильна.

                  Вы правильно считаете, что этот паровоз дорог и поэтому долго стоял на витрине. А все другие локомотивы и вагоны продавались очень быстро. Ваше замечание совпадает с моим замечанием.

                  Автомобиль был во многих рабочих семьях.


                  1. randomsimplenumber
                    31.01.2025 08:45

                    все другие локомотивы и вагоны продавались очень быстро

                    Мы сравниваем коллекционную игрушку с ширпотребной, серьезно? ;) Игрушечные железные дороги были и других производителей, и стоили они значительно дешевле.

                    Автомобиль был во многих рабочих семьях.

                    Ну да, все помнят советские дворы, заставленные автомобилями. И пробки, когда 15 мин едешь - час стоишь.


                    1. PereslavlFoto
                      31.01.2025 08:45

                      Мы сравниваем детские игрушки, когда за 40 рублей покупали коробку с локомотивом, вагонами и рельсами. Зачем вы добавили к ним коллекционную модель, остаётся загадкой.

                      Советские дворы не были заставлены автомобилями, потому что рядом с ними располагались гаражные кооперативы и стоянки ВДОАМ.


                      1. sirmax123
                        31.01.2025 08:45

                        Тут вообще разговор не про игрушки. То что модель, даже самая простая, может использоваться как игрушка, ну так и микроскоп вместо молотка годится.

                        Из известных мне изделий piko только «резиноход» я б назвал игрушкой- остальные о которых я знаю, даже джуниор-ближе к моделям.

                        40р это прям много, за то что ребенок может сломать.

                        К вопросу о машине- я не из рабочей семьи, так что про зп слесаря я не в курсе.


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        Как можно сломать вагон и рельсы? Что там ломать-то?

                        Ну, разогнать локомотив, чтобы он упал с рельса и треснул. Значит, его надо склеить и дальше возить. Там решительно нечему ломаться до неисправности.

                        А особенное внимание и бережливость появляются, когда ребёнок собственными руками склеил станцию.


                      1. kuzzdra
                        31.01.2025 08:45

                        Как можно сломать вагон и рельсы? Что там ломать-то?

                        Скрытый текст

                        Наверное, существуют дети, которые не пытались починить разобрать будильник ;)

                        Даже если не пытаться разобрать, а просто собрать рельсовый путь и убрать обратно в коробку - соединения разбалтываются. Если собрать 1 раз, и просто ездить, даже не трогать руками - электромоторчик и редуктор не рассчитаны на длительную эксплуатацию.

                        А особенное внимание и бережливость появляются, когда ребёнок собственными руками склеил станцию.

                        А когда не склеил (нет клея, пинцета, просто руки из **пы) - без шансов, да? Есть подозрение что детей вы видели только на картинке.


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        Чтобы укрепить соединения, есть плоскогубцы. Электромоторчик и редуктор в локомотивах PIKO рассчитаны на эксплуатацию в течение десятков лет, как это показывает опыт советских детей.

                        Клей есть у всех, потому что продаётся в хозмаге. К немецким станциям прилагался клей. Пинцет для таких работ вовсе не нужен.


                      1. kuzzdra
                        31.01.2025 08:45

                        Чтобы укрепить соединения, есть плоскогубцы.

                        Это дорога в один конец. Штампованную жесть пару раз можно плоскогубцами, а потом она окончательно разболтается и разрушится.

                        рассчитаны на эксплуатацию в течение десятков лет

                        Ну да, конечно ;)


                      1. laureldo Автор
                        31.01.2025 08:45

                        Ну да, конечно ;)

                        А вот зря! В самом деле именно так, даже во многих современных моделях. Тот же Гранд Макет - как пример, они постоянно гоняют свои составы.


                      1. voldemar_d
                        31.01.2025 08:45

                        Не помню, в Гранд-макете это было или в Miniatur Wunderland в Германии. На стене была табличка, на которой написано, сколько и каких элементов выходят из строя в год. Не так уж и мало там всего ломается. Точных цифр не помню, к сожалению.


                      1. sirmax123
                        31.01.2025 08:45

                        Я б сказал (по личному опыту только) что это написал человек который забыл каким ребенком был.

                        Те очень немногие игрушки и модели из детства что лично у меня остались, носят шрамы от ремонта моими кривыми лапками и я до сих пор не все привел в хоть более-менее пристойный вид (старый дизель пико как раз на столе, ждёт пока я декодер сварганю)


                      1. laureldo Автор
                        31.01.2025 08:45

                        У меня из детства тоже толком ничего не выжило, правда железной дороги у меня не было. А вот коллекция проездных билетов внезапно жива до сих пор)))

                        С другой стороны у моего дяди (тот еще душнила, честно говоря), весь комплект Пико из детства еще жив. И двух друзей как минимум - тоже.


  1. DashBerlin
    31.01.2025 08:45

    Отлично, что кто-то обобщил знания. На днях заходил в магазин, где продаются модели, можно запутаться в разнообразии, единственное, сейчас сложно этим заниматься, во первых сильно подорожало и во вторых не все можно найти. Главное определиться с масштабом и эпохой. Кстати для мотивации, накануне побывал в Санкт-Петербурге и посетил Гранд Макет Россия. Масштаб и проделанная работа впечатляет. Они еще в Ярославле сделали Золотое кольцо, есть в Туле и делают в Сочи.

    Спасибо за публикацию и ждем продолжения!


    1. Bigdoc
      31.01.2025 08:45

      Да, Гранд макет потрясает воображение. В Гамбурге еще был на подобной выставке...даже не знаю что интереснее.


      1. DashBerlin
        31.01.2025 08:45

        Второе не видел, не с чем сравнивать, могу предположить, что тоже сделано достойно, в Германии есть удивительные макеты.


      1. voldemar_d
        31.01.2025 08:45

        В Гамбурге оно было в разы больше еще 10 лет назад. И там есть даже аэропорт с взлетающими и садящимися самолетами. Miniatur Wunderland называется.


    1. PereslavlFoto
      31.01.2025 08:45

      Очевидно, вы говорите про магазины, где все товары всегда стоят очень дорого. Те же компьютеры и ноутбуки в магазинах выставлены по запредельно высокой цене, которая блокирует любые покупки.

      Однако мир не заканчивается на магазинах!


      1. DashBerlin
        31.01.2025 08:45

        можно на вторичке брать(типа авито), согласен, там дешевле, Но как правило б/у, но это покупка кота в мешке


        1. PereslavlFoto
          31.01.2025 08:45

          В магазинах продаются такие же б/у, потому что новыми эти вещи были очень и очень давно.


          1. DashBerlin
            31.01.2025 08:45

            больше похоже на спор, ради спора, да в магазине есть и новая техники и б/у. Дилемма, если набор был куплен много лет назад и стоит запечатанный, он новый или б/у? И как это влияет на цену?


            1. PereslavlFoto
              31.01.2025 08:45

              Запечатанный набор был в частном употреблении, поэтому он стоит дешевле, чем в магазине.

              А вот если этот набор выкладывает на прилавок владелец магазина — цена сразу увеличивается во много раз, потому что владелец магазина полностью лишён совести и стыда.


              1. kuzzdra
                31.01.2025 08:45

                владелец магазина полностью лишён совести и стыда

                Просто деньги очень нужны ;) (ц)

                Цена есть продукт согласия продавца и покупателя. Можно купить в другом месте, где дешевле.


              1. laureldo Автор
                31.01.2025 08:45

                Во много раз в магазине не увеличивается. В два даже раза - редко.


                1. PereslavlFoto
                  31.01.2025 08:45

                  Вы просто не знакомы с этими магазинщиками. Вы не знаете, НАСКОЛЬКО дёшево они согласны покупать товары по сравнению с их розничной ценой.


                  1. randomsimplenumber
                    31.01.2025 08:45

                    Ну, если магазин где то покупает очень дёшево - вы тоже можете там закупаться.


                    1. PereslavlFoto
                      31.01.2025 08:45

                      Магазин везде покупает очень дёшево, потому что шантажирует продавцов.


                      1. randomsimplenumber
                        31.01.2025 08:45

                        Любопытно. Магазин кого-то шантажирует (чем, интересно). Вы тоже можете шантажировать магазин Или тот магазин, в котором другой магазин закупается


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        Магазин закупается не в магазине, а на базе.

                        Магазин требует доплатить за место на полке. А кто не будет ему доплачивать, тем магазин не позволит помещать товары на полке. Видите, какая каверза! Магазин хозяйничает во всех карманах, к сожаленью.


                      1. randomsimplenumber
                        31.01.2025 08:45

                        Ну так и вы закупайтесь на базе. Можете даже не требовать доплачивать.


                      1. PereslavlFoto
                        31.01.2025 08:45

                        А вы сами пробовали так делать? База ничего не продаёт физлицам.


                      1. randomsimplenumber
                        31.01.2025 08:45

                        А вы сами пробовали так делать?

                        Мне не нужно, я не сильно страдаю от осознания того что магазин чего то накручивает сверх закупочной цены.

                        База ничего не продаёт физлицам.

                        Ну допустим открыть юр. лицо не настолько сложно. Какие ещё будут отговорки? ;)


                      1. DashBerlin
                        31.01.2025 08:45

                        ждем от @PereslavlFotoпубликацию "Паровозик, который смог" )


                      1. laureldo Автор
                        31.01.2025 08:45

                        Давайте не путать крупные сетевые магазины с небольшими лавками для коллекционеров и моделистов. Большому ритейлу на моделистов наплевать с высокой колокольни - не те объемы.


      1. Pshir
        31.01.2025 08:45

        Если никто не будет покупать товар из магазина, то на вторичке этого товара тоже не будет. А ещё через очень небольшое время этот товар перестанут производить, и больше никогда не возобновят. После этого придётся возвращаться к самостоятельному моделированию, и вот ровно тогда по-настоящему реальная цена на товар и станет известна. И окажется, что магазин ещё и не таким жадным был, каким казался.


        1. randomsimplenumber
          31.01.2025 08:45

          Если никто не покупает, значит за предложенную цену этот товар никому не нужен.


  1. Orexon
    31.01.2025 08:45

    Ух... пойду, достану свой комплект из ГДР с полки. Все не придумаю из чего сделать полотно для расширения (


  1. Singrana
    31.01.2025 08:45

    Roco Geoline - хороший выбор для напольных покатушек, да и настольных, собранных на скорую руку. Правда пластик дубеет со временем. Нка -сейчас детализация на высочайшем уровне, и за счет энтузиастов ассортимент отечественного ПС достаточно широк. Да и, наверное, в наших квартирах самый оптимальный вариант. H0 - все же места много надо. DD40AX почти полметра в длину :). Еще как вариант - консольные макеты, и модульные для совместных покатушек


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Я выбрал Piko A-gleis именно из-за гибкого резиноподобного пластика "насыпи". Геолайн очень красивые и удобные, но вот страшно, что будут подложки колоться со временем.


      1. Singrana
        31.01.2025 08:45

        Геолайн будет сыпаться примерно через год. Очень неплохо зарекомендовал себя KATO как для Н так и ханоль. Для Нки самое красивое - peko. Но это не для раскладывания на полу. Piko в таком формате вот не трогал


        1. sirmax123
          31.01.2025 08:45

          Я со штатов привез bachman a-z так и пользуюсь (хотя кончно я не настоящий сварщик)
          за 10 лет ничего не случилось с нимим- но с рельсами Piko которые мне достались со стартовым набором DCC они не совместимы ни по высоте ни ширене подошвы


  1. boscholeg
    31.01.2025 08:45

    А с батарейным питанием не бывает моделей? Совсем простые китайские игрушки я видел. А вот более приличных не встречал.


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Моделей - нет. У них довольно большое потребление все же, батарейки быстро будут умирать, аккумуляторы придется делать довольно большие - что даст проблемы с реализацией интерьера.


    1. PereslavlFoto
      31.01.2025 08:45

      Бывают! Тепловоз ставится на рельсы, потом к рельсам подключается блок питания, а в блоке питания стоят батарейки. Однако надо получать от этих батареек 9 или даже 12 вольт, поэтому их не хватит надолго.


    1. Singrana
      31.01.2025 08:45

      Для мелких масштабов это невозможно. В Н, например, не редкость когда надо балласт подпилить чтобы декодер влез. В ханоль с местом тоже не густо. В G, 1 - там аккумы уже применяются


  1. Vlad-sl
    31.01.2025 08:45

    Часто сталкивался с тем что жд моделизм в первую Очередь для вот таких моделей как в этой статье. Тут да, копийность во главу угла.

    А есть жд моделизм где по сути настоящие паровозы. Которые надо топить, или углем или газом, и ездят они на на пару как и положено.

    Я тут пробовал такой сделать, но слишком много сложности. Да и нет нормальных чертежей, одни эскизы. Колея 89 мм.

    Ксати, там подобные модели популярны. И степень копийности их поражает.


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Такой моделизм - это прям особая продвинутая магия! Возможно я дойду до нее, когда переберусь в загородный дом)))


  1. sirmax123
    31.01.2025 08:45

    Все хорошо в статье, только мало :)

    Надеюсь это первая часть из десятка а не из 2-3 :)


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Десяток не обещаю, пока планов и материала на 4 статьи есть)))


      1. PereslavlFoto
        31.01.2025 08:45

        Бог свидетель, мы вам добавим.


  1. bubn0ff
    31.01.2025 08:45

    Класс! Ждём продолжения.


  1. DashBerlin
    31.01.2025 08:45

    Кстати, тут зашла дискуссия за паровозик по цене 40 рублей. У нас есть свой производитель, Евротрей(это не реклама), они делают советские тепловозы, электровозы, и вагоны в масштабе HO 1:87, даже иностранцы покапают Ценник вполне лояльные, те же тепловозы и электровозы в районе 27к и хорошие качество


    1. sirmax123
      31.01.2025 08:45

      А ссылку можно где посмотреть а то их сайт если я его правильно нешел разнообразием продукции не порадовал


      1. DashBerlin
        31.01.2025 08:45

        да у них там небольшой ассортимент, они делают только советские подвижные составы, не знаю, можно ли тут ссылки публиковать, вот eurotrain.ru

        я на днях был у них в магазине, с виду прикольно, в руки не брал, не могу сказать про качество.

        они льют пластик, не 3d печать


        1. laureldo Автор
          31.01.2025 08:45

          Льют не сами, к сожалению, в Китае заказывают. Но не у самых пряморуких китайцев))) В целом качество-то не плохое, просто у Пико детализация и качество выше, а цена ниже примерно на четверть (6к против 8к за пассажирский вагон).


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Вот на них ругался недавно. Ценник выше того же Пико/Роко, что вполне понятно - все же малосерийка, но вот качество исполнения - ниже, что обидно. Детализация хорошая, но местами зазоры кривые, да накладные детали не встают без небольшой доработки и клея (ставили бы при изготовлении - вопросов не было бы). Но с другой стороны - отношение к таким претензиям лояльное, мне вагончик с косяком поменяли без проблем.


  1. AlexMih
    31.01.2025 08:45

    Да, наверное я старый.

    Старость - это когда о вещах, что ранее были самоочевидными, начинаешь задаваться вопросом: "А зачем это?"...

    Ответьте старику?


    1. kuzzdra
      31.01.2025 08:45

      А зачем это?

      Хобби, сэр ;)


    1. DashBerlin
      31.01.2025 08:45

      кстати, хороший вопрос )


  1. Mike-M
    31.01.2025 08:45

    Огромная благодарность автору! Читал статью взахлёб, словно увлекательный детектив. Понастальгировал вдоволь. Вспомнил, как будучи 12-летним пацаном прокладывал пути своей ТТшечки из одной комнаты в другую и обратно; как бережно развозил в вагончиках для перевозки угля оловянных солдатиков, заботясь о том, чтобы они не упали на поворотах; как чуть-чуть раздвигал стыки полотна и наслаждался стуком колес спальных вагонов, который был точь-в-точь как у настоящих; как мы с отцом собрали на листе фанеры макет станции с семафором, автоматической остановкой поезда и продолжением движения по сигналу реле времени; как с другом смастерили опоры воздушного контактного провода для его электровоза с токоприемником, и были счастливы от того, что она заработала с первого раза; как долго копил 20 рублей, чтобы потом купить в Детском мире паровозик с фарами-волноводами янтарно-оранжевого цвета, и завороженно смотреть на них долгими зимними вечерами, забыв про всё на свете... Помню, как мама ругалась, что рельсы мешают ей убираться в квартире. Но всё равно на вопрос родителей "что тебе подарить?" я неизменно отвечал: "Конечно новый вагончик!" ))


    1. laureldo Автор
      31.01.2025 08:45

      Спасибо! Такие отзывы очень мотивируют продолжать)


      1. DashBerlin
        31.01.2025 08:45

        К сожалению, когда заявляется продолжение в будущих публикациях, оно не наступает, в большинстве своем. У меня ряд интересных публикаций на хабре в закладках, так не получило продолжение.