Кто из вас, дорогие читатели, не испытывал восторга, впервые увидев модельную железную дорогу — миниатюрные поезда, которые выглядят и, главное, ездят как настоящие? Кажется в любую эпоху это была топовая игрушка для тинейджеров и крутое хобби для взрослых. Но первым восторгом зачастую все и заканчивалось — старший брат или дядя говорил, что ни за что не отдаст (мой случай!), ценники в магазинах или на Авито поддерживали (красивый состав с хорошей детализацией даже без цифрового управления может потянуть на стоимость RTX4090!), да и места дома, казалось бы и нет.
И все же, я уверен, многим из вас будет интересен рассказ о столь классном хобби, а кто-то может быть даже захочет в него окунуться, ведь помимо красивых поездов, тут есть много интересного.
Для меня железная дорога началась лет пять назад, когда младший сын попросил в подарок на Новый год стартовый набор, а я решил, что раз у меня не было такого в детстве, то уж у сына точно должно быть. Модельки это для детей, говорили они… Я, конечно, уже догадывался, что нет — к тому моменту я уже собирал модельки машин любимой марки, но вы не понимаете, это другое)))
Начало было плавным — стартовый набор с тепловозом, товарными вагончиками, овалом путей и минимальным пультом управления. Годом позже добавился паровоз и пара пассажирских вагонов. Когда я покупал вагоны сыну, приглядел пару красивых вагонов и для себя, и завертелось… Я узнал про уровни моделей, взаимодействие девайсов различных производителей, эпохи и, наконец, про макеты и системы управления! Теперь терпите, я обо всем этом постараюсь рассказать!
В первой части я расскажу самую базу — окунусь в историю, покажу разные масштабы и кратко пройдусь по системам управления. Во второй начнем более глубокое погружение в теорию — рассмотрим направления в моделизме, интересные фичи моделей и полезные (или просто красивые) аксессуары, разные типы рельсового материала и пройдемся по ключевым производителям. Потом будет самое интересное — я расскажу, как я собирал цифровую систему управления. Какие компоненты выбирал, как настраивал и как из аналоговой модели сделать цифровую.
А теперь поехали!
❯ Немного истории
Уложиться в формат «немного» будет непросто, ведь история этого хобби насчитывает больше ста лет! Первые клубы моделистов появились еще в середине XIX века, но это были очень суровые ребята, которые все делали своими руками и стремились к максимальной реалистичности, а двигатели их моделей были механическими (заводными!) или паровыми, ведь электрическая эпоха только начиналась и не было ни доступных электродвигателей, ни источников питания.
Ближе к началу ХХ века стали появляться технические игрушки, моделями их назвать сложно, но они уже были относительно доступны — дороги и поезда, также с механическими, но иногда и паровыми двигателями. А вскоре добавились и электрические.
Одной из ключевых вех стало появление игрушек и моделей промышленного производства фирмы Märklin в 1891 году. По сей день, это компания остается одним из законодателей мод в мире моделизма, а ее изделия — желанными приобретениями многих коллекционеров.
Начинается бурное развитие этого вида хобби и на долгое время игрушечное и модельное направление практически сливаются — наборы заводского производства обеспечивали более высокий уровень реалистичности, чем большинство изделий энтузиастов. Пик популярности приходится 30-50-е года ХХ века, В это время появляется множество известных сегодня производителей, формируются привычные сегодня масштабы моделей и расширяется ассортимент аксессуаров.
Но вскоре мода меняется — автомобильные, авиационные и космические игрушки выходят на первый план. Но в то же время, стремясь сохранить клиентов и выйти на новые рынки, прежние производители железнодорожных игрушек начинают обращать внимание на коллекционеров и моделистов, усложняя системы управления и повышая уровень детализации и реалистичность моделей.
Интересно, что многие известные фигуры из истории ИТ тоже предавались этому увлечению. Интересные пример влияния хобби на индустрию приводит Кеннет Олсон из DEC в своем интервью от сентября 1988 года: «Мы использовали японские лампы для моделей железных дорог, по одной на каждый триггер. Мы шутили, что, вероятно, сбили с толку и озадачили наблюдателей за этой отраслью этим заказом!».
Также в 70х годах железная дорога на стыке игрушки и моделизма становится популярной и в СССР. Причем помимо наборов локального производства, зачастую довольно неплохих по своему уровню, но доступных в основном продвинутым моделистам, значительную часть рынка занимали восточногерманские PIKO и Berliner TT Bahnen.
К началу 80-х в Европе и Америке начинают появляться первые цифровые системы управления, они позволяли упростить управление большими и сложными макетами со множеством поездов и аксессуаров, а также добавить новые возможности, связанные дополнительными эффектами.
Впрочем, и аналоговые системы были к тому моменту весьма продвинуты — паровозы с парогенераторами, блок-участки, семафоры и светофоры, разнообразная подсветка и даже звуковые эффекты.
Развитие продолжается и сейчас — цифровые системы управления становятся все более доступными и популярными, детализация улучшается, появляются новые функции моделей и систем управления. Вот только в связи с ориентацией на обеспеченных энтузиастов большая часть фич, которые выходят за рамки базовых, популяризируются довольно медленно, а системы управления развиваются намного медленнее, чем идет технический прогресс. Но об этом — в отдельном материале про цифру в моделизме!
❯ Стандарты? Стандарты!
Что было для меня удивительно, в этом хобби имеют место официальные стандарты (и не только набор стандартных масштабов, как в случае автомоделизма). Еще в 1935 году в США, для выработки стандартов, связанных с этим хобби появилась ассоциация моделистов NMRA, к которой в 1954 году присоединилась европейская MOROP (нем. MOdellbahn + EuROPe), создавшая серию стандартов NEM. Благодаря им сейчас мы можем собрать в одном составе модели разных производителей, управлять ими одним пультом и даже совмещать цифровые компоненты разных марок!
Ключевые для нас стандарты:
Масштабы — H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160) и их производные для узкой колеи, а также садовый масштаб G (1:22.5).
NEM 362 — стандарт «шахты» (крепления) для сцепок, позволяющий собирать составы из вагонов разных производителей (например, у меня тепловоз М62 от PIKO водит вагоны от Евротрейн).
DCC — самый популярный стандарт цифрового управления.
RailCom, RailcomPlus — расширения DCC для возможности двунаправленного обмена данными с подвижным составом.
NEM 652 и 658 — интерфейсы подключения декодеров 8-pin и PluX (на самом деле их больше, но эти самые популярные).
❯ Масштаб. Больше или меньше?
Масштаб — это то, с чего всегда начинается выбор пути моделиста. Если все остальное, даже систему управления можно сменить относительно разумными ресурсами, то смена масштаба — это замена почти всего модельного хозяйства. Рельсы и подвижной состав — это только начало, как правило приходится менять все «околопутевые» аксессуары и даже строения на макете. И если у вас в макете будут машинки — то и их тоже! Разве что систему управления можно оставить в большинстве случаев.
Поэтому выбор лучше сделать правильный изначально. И на самом деле выбор этот не такой сложный. Если сомневаетесь — выбирайте H0 (1:87) — он самый популярный и к нему всегда можно найти любые модели и аксессуары. С него и начнем.
1:87 (H0 / H0m / H0e)
Самый популярный масштаб для железнодорожного моделизма в мире. Половина (Half 0) от более раннего 1:43.5 (так же известный как просто 0), на основе которого вырос самый популярный масштаб у автомобилистов — 1:43.
При достаточно разумных габаритах моделей и макетов в целом, обеспечивает хорошую детализацию и функциональные возможности. В моделях не так сложно найти место для декодера, динамика и дополнительной подсветки. Также благодаря популярности, модели имеют и достаточно разумные цены.
Для моделей стандартной колеи (1435/1520 мм) ширина модельной колеи принимается равное 16.5 мм, для метровой — 12 мм (совпадает со стандартной для масштаба ТТ), для узкой — 9 мм (совпадает с N). Для остальных масштабов узкоколейные версии куда менее распространены.
Основной недостаток — даже простой макет потребует достаточно места, для чего-то более масштабного — отдельной комнаты. В моих планах — обустроить железнодорожное гнездо на чердаке.
Длина модельных вагонов зачастую достигает 300 мм и более, даже несмотря на уменьшенное в сравнении с реальными поездами количество вагонов в составах, длина поезда будет превышать метр (локомотив и три вагона).
В этом масштабе выпускается множество оживляющих макет вещей — дома, уличные предметы, машинки. Именно в этом масштабе построен самый известный макет России — «Гранд Макет».
1:120 (TT, TableTop)
Занимает второе место по популярности и имеет множество преданных фанатов по всему миру. Некоторые компании работают исключительно с этим масштабом. Ценится за компактность (ориентирован на настольные инсталляции) и сохраняет достойную детализацию, хотя и уступает H0. Использует колею 12 мм.
Был весьма распространен среди коллекционеров СССР. В наше время несколько потерял в популярности. Модели несколько дороже, ввиду меньших масштабов производства и сложности детализации в меньшем масштабе.
В макетах как правило используются строения соответствующего масштаба, но иногда уместно смотрятся и строения в 1:87. Модели машин в масштабе ТТ уже довольно упрощенные, но еще вполне узнаваемые.
1:160 (N)
Самый компактный из популярных масштабов. Использует 9 мм колею и позволяет сделать полноценный макет совсем небольшого размера, меньше чем метр на метр. Модели как правило (но не всегда!) имеют заметно упрощенную детализацию. Из-за маленьких колес — очень требователен к качеству пути, в противном случае возможны сход и плохой электрический контакт.
Модели в этом масштабе как правило дороже, чем в Н0 и ТТ, из-за сложности изготовления и меньших объемов производства.
Из-за компактных размеров весьма популярен в Японии, благодаря японским компаниям в нем доступно множество весьма любопытных моделей.
Для цифрового управления требует специальных миниатюрных декодеров. Требует строений и моделей авто соответствующего масштаба, причем модели машин уже весьма упрощены и узнаваемы в основном наиболее выделяющиеся по дизайну автомобили.
1:22.5 (G, Garden)
Этот масштаб стоит особняком. При достаточно больших размерах имеет несколько упрощенную детализацию (не всегда!), но это не так важно, ведь этот масштаб подразумевает использование на открытом воздухе. Исходя из этого и создаются модели, а несколько меньшая детализация обуславливается большим расстоянием наблюдения и более жесткими условиями эксплуатации.
Модели строений также выпускаются в этом масштабе. Модели автомобилей зачастую берутся масштаба 1:24. Но часто обходятся вовсе без них.
Из-за габаритов моделей увеличен и потребляемый ток, поэтому часто для систем управления используются усиленные компоненты, некоторые производители выпускают отдельные линейки систем для этого масштаба.
Микромасштабы (Z — 1:220, T — 1:450 и 1:480)
Масштабы с шириной колеи 6.5 мм и 3 мм — экзотика не только у нас, но и в всем мире. Вещь в себе, позволяющая носить свое хобби с собой, но не имеющее такой развитой экосистемы, как более крупные масштабы.
Масштаб Z был создан компанией Märklin в 1972 году для демонстрации возможностей. В многом схож с N, но позволяет строить еще более миниатюрные макеты. Как и более крупные масштабы позволяет использовать цифровые системы управления.
Масштаб T — создан в 2006 японскими компаниями и является примером экстремальной миниатюризации. Отлично сочетается при этом с моделями кораблей и самолетов для которых масштаб не является чем-то особенным. Цифровые системы на базе этого масштаба мне найти не удалось.
Мой выбор
Приведённым списком набор масштабов не ограничивается, но рассматривать другие стоит, если вы уже сделали первые шаги в этом хобби и понимаете, что дальше хотите чего-то особенного.
Как я уже говорил — выбор масштаба это личное дело каждого. Но я решил не идти каким-то особым путем, а выбрал популярный и визуально привлекательный масштаб — H0, сначала с простой аналоговой системой управления, но около года назад перешел на цифровую DCC.
Также у меня есть небольшой макет N, который мне достался в обмен на пару ставших неинтересными мне моделей автомобилей. Я взял его из интереса для знакомства с масштабом. В свою очередь моя супруга хоть и не особо приветствует мое хобби (ей больше по душе автомобили), хотела на придомовом участке построить дорогу масштаба G в качестве элемента ландшафтного дизайна. Но это дело не самого ближайшего будущего.
❯ Системы управления
Тут все как будто бы просто. Есть аналоговые системы и цифровые.
В аналоговой системе на рельсы подается напряжение, регулируемой ручкой на пульте управления («трансформаторе», хотя на самом деле он выпрямитель) и в зависимости от поданного напряжения все поезда на макете будут двигаться быстрее или медленнее, а изменением полярности меняется направление движения моделей. Для индивидуального управления потребуется разбить макет на участки, но сделать их достаточно много не удастся — попросту неудобно будет управлять множеством ручек. Другой недостаток —яркость света фар и подсветки салона будет также зависеть от напряжения. А вот зависимость производительности парогенератора от напряжения напротив добавляет реалистичности.
Стрелки и семафоры в аналоговой системе управляются кнопочными пультами. Это более сложно с точки зрения коммутации, но управление получается достаточно удобным. Поэтому часто «цифру» используют только для управления подвижным составом, а аксессуары подключают к аналоговым пультам.
Большинство макетов питаются постоянным током, используя пару рельс для передачи питания. Компоненты от Märklin традиционно использовали трёхрельсовую систему — боковые рельсы подключены к «земле», а вторым контактом является третий рельс, со временем превратившийся в едва заметные «грибочки» в середине шпал. Питание при этом выполняется переменным током.
Такая система позволяет более просто строить путевое развитие — в традиционной системе приходится избегать петель из-за опасности короткого замыкания и применять разбиение путей на отдельные блоки, но при этом требует использования специального (или модифицированного — большинство компаний выпускает модели в нескольких вариантах, а также наборы для переделки) подвижного состава со специальной «лыжей» для взаимодействия с контактным рельсом.
Цифровые системы управления свободны от основных недостатков аналоговых, но сложнее в освоении и дороже. В свою очередь они позволяют получить раздельное управление поездами, что удобно даже на первых шагах моделиста, а также в дальнейшем построить автоматику управления, благодаря которой макет станет более зрелищным, а процесс управления им — даже более увлекательным. Цифровые системы существуют как на базе традиционных двухрельсовых дорог с питанием постоянным током (в случае цифровой системы в него подмешан сигнал управления), так и на базе трёхрельсовых дорог переменного тока — такие решения сейчас набирают популярность.
Отдельной особенностью цифровых локомотивов является возможность озвучки движения и других активностей, связанных с поездом — использования дополнительного оборудования, гудков, объявлений и так далее. При этом большинство цифровых локомотивов могут быть использованы в аналоговом режиме. Будет работать озвучка движения и переключение света в зависимости от направления движения, но остальные функции останутся недоступны.
❯ Не совсем заключение
На этом, стоит сделать перерыв — очень уж много собралось информации. Лонгрид должен быть умеренно длинным. До встречи в продолжении!
❯ Полезные ссылки
Стандарты NEM — https://www.morop.org/index.php/en/nem-the-norms.html
Сайт NMRA — https://www.nmra.org/
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩
Комментарии (6)
DashBerlin
31.01.2025 08:45Отлично, что кто-то обобщил знания. На днях заходил в магазин, где продаются модели, можно запутаться в разнообразии, единственное, сейчас сложно этим заниматься, во первых сильно подорожало и во вторых не все можно найти. Главное определиться с масштабом и эпохой. Кстати для мотивации, накануне побывал в Санкт-Петербурге и посетил Гранд Макет Россия. Масштаб и проделанная работа впечатляет. Они еще в Ярославле сделали Золотое кольцо, есть в Туле и делают в Сочи.
Спасибо за публикацию и ждем продолжения!
Bigdoc
31.01.2025 08:45Да, Гранд макет потрясает воображение. В Гамбурге еще был на подобной выставке...даже не знаю что интереснее.
DashBerlin
31.01.2025 08:45Второе не видел, не с чем сравнивать, могу предположить, что тоже сделано достойно, в Германии есть удивительные макеты.
Orexon
31.01.2025 08:45Ух... пойду, достану свой комплект из ГДР с полки. Все не придумаю из чего сделать полотно для расширения (
Bigdoc
С детства до сих пор лежит весь комплект H0 еще аналоговой системы, ящик рельс, несколько локомотивов и вагонов и даже мост! Цены на локомотивы к сожалению сейчас пугают.
DashBerlin
можно выгодно продать )