
Кто из вас, дорогие читатели, не испытывал восторга, впервые увидев модельную железную дорогу — миниатюрные поезда, которые выглядят и, главное, ездят как настоящие? Кажется в любую эпоху это была топовая игрушка для тинейджеров и крутое хобби для взрослых. Но первым восторгом зачастую все и заканчивалось — старший брат или дядя говорил, что ни за что не отдаст (мой случай!), ценники в магазинах или на Авито поддерживали (красивый состав с хорошей детализацией даже без цифрового управления может потянуть на стоимость RTX4090!), да и места дома, казалось бы и нет.
И все же, я уверен, многим из вас будет интересен рассказ о столь классном хобби, а кто-то может быть даже захочет в него окунуться, ведь помимо красивых поездов, тут есть много интересного.
Для меня железная дорога началась лет пять назад, когда младший сын попросил в подарок на Новый год стартовый набор, а я решил, что раз у меня не было такого в детстве, то уж у сына точно должно быть. Модельки это для детей, говорили они… Я, конечно, уже догадывался, что нет — к тому моменту я уже собирал модельки машин любимой марки, но вы не понимаете, это другое)))
Начало было плавным — стартовый набор с тепловозом, товарными вагончиками, овалом путей и минимальным пультом управления. Годом позже добавился паровоз и пара пассажирских вагонов. Когда я покупал вагоны сыну, приглядел пару красивых вагонов и для себя, и завертелось… Я узнал про уровни моделей, взаимодействие девайсов различных производителей, эпохи и, наконец, про макеты и системы управления! Теперь терпите, я обо всем этом постараюсь рассказать!
В первой части я расскажу самую базу — окунусь в историю, покажу разные масштабы и кратко пройдусь по системам управления. Во второй начнем более глубокое погружение в теорию — рассмотрим направления в моделизме, интересные фичи моделей и полезные (или просто красивые) аксессуары, разные типы рельсового материала и пройдемся по ключевым производителям. Потом будет самое интересное — я расскажу, как я собирал цифровую систему управления. Какие компоненты выбирал, как настраивал и как из аналоговой модели сделать цифровую.
А теперь поехали!
❯ Немного истории
Уложиться в формат «немного» будет непросто, ведь история этого хобби насчитывает больше ста лет! Первые клубы моделистов появились еще в середине XIX века, но это были очень суровые ребята, которые все делали своими руками и стремились к максимальной реалистичности, а двигатели их моделей были механическими (заводными!) или паровыми, ведь электрическая эпоха только начиналась и не было ни доступных электродвигателей, ни источников питания.
Ближе к началу ХХ века стали появляться технические игрушки, моделями их назвать сложно, но они уже были относительно доступны — дороги и поезда, также с механическими, но иногда и паровыми двигателями. А вскоре добавились и электрические.
Одной из ключевых вех стало появление игрушек и моделей промышленного производства фирмы Märklin в 1891 году. По сей день, это компания остается одним из законодателей мод в мире моделизма, а ее изделия — желанными приобретениями многих коллекционеров.

Начинается бурное развитие этого вида хобби и на долгое время игрушечное и модельное направление практически сливаются — наборы заводского производства обеспечивали более высокий уровень реалистичности, чем большинство изделий энтузиастов. Пик популярности приходится 30-50-е года ХХ века, В это время появляется множество известных сегодня производителей, формируются привычные сегодня масштабы моделей и расширяется ассортимент аксессуаров.
Но вскоре мода меняется — автомобильные, авиационные и космические игрушки выходят на первый план. Но в то же время, стремясь сохранить клиентов и выйти на новые рынки, прежние производители железнодорожных игрушек начинают обращать внимание на коллекционеров и моделистов, усложняя системы управления и повышая уровень детализации и реалистичность моделей.
Интересно, что многие известные фигуры из истории ИТ тоже предавались этому увлечению. Интересные пример влияния хобби на индустрию приводит Кеннет Олсон из DEC в своем интервью от сентября 1988 года: «Мы использовали японские лампы для моделей железных дорог, по одной на каждый триггер. Мы шутили, что, вероятно, сбили с толку и озадачили наблюдателей за этой отраслью этим заказом!».
Также в 70х годах железная дорога на стыке игрушки и моделизма становится популярной и в СССР. Причем помимо наборов локального производства, зачастую довольно неплохих по своему уровню, но доступных в основном продвинутым моделистам, значительную часть рынка занимали восточногерманские PIKO и Berliner TT Bahnen.

К началу 80-х в Европе и Америке начинают появляться первые цифровые системы управления, они позволяли упростить управление большими и сложными макетами со множеством поездов и аксессуаров, а также добавить новые возможности, связанные дополнительными эффектами.
Впрочем, и аналоговые системы были к тому моменту весьма продвинуты — паровозы с парогенераторами, блок-участки, семафоры и светофоры, разнообразная подсветка и даже звуковые эффекты.
Развитие продолжается и сейчас — цифровые системы управления становятся все более доступными и популярными, детализация улучшается, появляются новые функции моделей и систем управления. Вот только в связи с ориентацией на обеспеченных энтузиастов большая часть фич, которые выходят за рамки базовых, популяризируются довольно медленно, а системы управления развиваются намного медленнее, чем идет технический прогресс. Но об этом — в отдельном материале про цифру в моделизме!
❯ Стандарты? Стандарты!
Что было для меня удивительно, в этом хобби имеют место официальные стандарты (и не только набор стандартных масштабов, как в случае автомоделизма). Еще в 1935 году в США, для выработки стандартов, связанных с этим хобби появилась ассоциация моделистов NMRA, к которой в 1954 году присоединилась европейская MOROP (нем. MOdellbahn + EuROPe), создавшая серию стандартов NEM. Благодаря им сейчас мы можем собрать в одном составе модели разных производителей, управлять ими одним пультом и даже совмещать цифровые компоненты разных марок!
Ключевые для нас стандарты:
Масштабы — H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160) и их производные для узкой колеи, а также садовый масштаб G (1:22.5).
NEM 362 — стандарт «шахты» (крепления) для сцепок, позволяющий собирать составы из вагонов разных производителей (например, у меня тепловоз М62 от PIKO водит вагоны от Евротрейн).
DCC — самый популярный стандарт цифрового управления.
RailCom, RailcomPlus — расширения DCC для возможности двунаправленного обмена данными с подвижным составом.
NEM 652 и 658 — интерфейсы подключения декодеров 8-pin и PluX (на самом деле их больше, но эти самые популярные).
❯ Масштаб. Больше или меньше?
Масштаб — это то, с чего всегда начинается выбор пути моделиста. Если все остальное, даже систему управления можно сменить относительно разумными ресурсами, то смена масштаба — это замена почти всего модельного хозяйства. Рельсы и подвижной состав — это только начало, как правило приходится менять все «околопутевые» аксессуары и даже строения на макете. И если у вас в макете будут машинки — то и их тоже! Разве что систему управления можно оставить в большинстве случаев.
Поэтому выбор лучше сделать правильный изначально. И на самом деле выбор этот не такой сложный. Если сомневаетесь — выбирайте H0 (1:87) — он самый популярный и к нему всегда можно найти любые модели и аксессуары. С него и начнем.
1:87 (H0 / H0m / H0e)
Самый популярный масштаб для железнодорожного моделизма в мире. Половина (Half 0) от более раннего 1:43.5 (так же известный как просто 0), на основе которого вырос самый популярный масштаб у автомобилистов — 1:43.

При достаточно разумных габаритах моделей и макетов в целом, обеспечивает хорошую детализацию и функциональные возможности. В моделях не так сложно найти место для декодера, динамика и дополнительной подсветки. Также благодаря популярности, модели имеют и достаточно разумные цены.
Для моделей стандартной колеи (1435/1520 мм) ширина модельной колеи принимается равное 16.5 мм, для метровой — 12 мм (совпадает со стандартной для масштаба ТТ), для узкой — 9 мм (совпадает с N). Для остальных масштабов узкоколейные версии куда менее распространены.
Основной недостаток — даже простой макет потребует достаточно места, для чего-то более масштабного — отдельной комнаты. В моих планах — обустроить железнодорожное гнездо на чердаке.
Длина модельных вагонов зачастую достигает 300 мм и более, даже несмотря на уменьшенное в сравнении с реальными поездами количество вагонов в составах, длина поезда будет превышать метр (локомотив и три вагона).
В этом масштабе выпускается множество оживляющих макет вещей — дома, уличные предметы, машинки. Именно в этом масштабе построен самый известный макет России — «Гранд Макет».
1:120 (TT, TableTop)
Занимает второе место по популярности и имеет множество преданных фанатов по всему миру. Некоторые компании работают исключительно с этим масштабом. Ценится за компактность (ориентирован на настольные инсталляции) и сохраняет достойную детализацию, хотя и уступает H0. Использует колею 12 мм.

Был весьма распространен среди коллекционеров СССР. В наше время несколько потерял в популярности. Модели несколько дороже, ввиду меньших масштабов производства и сложности детализации в меньшем масштабе.
В макетах как правило используются строения соответствующего масштаба, но иногда уместно смотрятся и строения в 1:87. Модели машин в масштабе ТТ уже довольно упрощенные, но еще вполне узнаваемые.
1:160 (N)
Самый компактный из популярных масштабов. Использует 9 мм колею и позволяет сделать полноценный макет совсем небольшого размера, меньше чем метр на метр. Модели как правило (но не всегда!) имеют заметно упрощенную детализацию. Из-за маленьких колес — очень требователен к качеству пути, в противном случае возможны сход и плохой электрический контакт.

Модели в этом масштабе как правило дороже, чем в Н0 и ТТ, из-за сложности изготовления и меньших объемов производства.
Из-за компактных размеров весьма популярен в Японии, благодаря японским компаниям в нем доступно множество весьма любопытных моделей.
Для цифрового управления требует специальных миниатюрных декодеров. Требует строений и моделей авто соответствующего масштаба, причем модели машин уже весьма упрощены и узнаваемы в основном наиболее выделяющиеся по дизайну автомобили.
1:22.5 (G, Garden)
Этот масштаб стоит особняком. При достаточно больших размерах имеет несколько упрощенную детализацию (не всегда!), но это не так важно, ведь этот масштаб подразумевает использование на открытом воздухе. Исходя из этого и создаются модели, а несколько меньшая детализация обуславливается большим расстоянием наблюдения и более жесткими условиями эксплуатации.

Модели строений также выпускаются в этом масштабе. Модели автомобилей зачастую берутся масштаба 1:24. Но часто обходятся вовсе без них.
Из-за габаритов моделей увеличен и потребляемый ток, поэтому часто для систем управления используются усиленные компоненты, некоторые производители выпускают отдельные линейки систем для этого масштаба.
Микромасштабы (Z — 1:220, T — 1:450 и 1:480)
Масштабы с шириной колеи 6.5 мм и 3 мм — экзотика не только у нас, но и в всем мире. Вещь в себе, позволяющая носить свое хобби с собой, но не имеющее такой развитой экосистемы, как более крупные масштабы.

Масштаб Z был создан компанией Märklin в 1972 году для демонстрации возможностей. В многом схож с N, но позволяет строить еще более миниатюрные макеты. Как и более крупные масштабы позволяет использовать цифровые системы управления.

Масштаб T — создан в 2006 японскими компаниями и является примером экстремальной миниатюризации. Отлично сочетается при этом с моделями кораблей и самолетов для которых масштаб не является чем-то особенным. Цифровые системы на базе этого масштаба мне найти не удалось.
Мой выбор
Приведённым списком набор масштабов не ограничивается, но рассматривать другие стоит, если вы уже сделали первые шаги в этом хобби и понимаете, что дальше хотите чего-то особенного.
Как я уже говорил — выбор масштаба это личное дело каждого. Но я решил не идти каким-то особым путем, а выбрал популярный и визуально привлекательный масштаб — H0, сначала с простой аналоговой системой управления, но около года назад перешел на цифровую DCC.
Также у меня есть небольшой макет N, который мне достался в обмен на пару ставших неинтересными мне моделей автомобилей. Я взял его из интереса для знакомства с масштабом. В свою очередь моя супруга хоть и не особо приветствует мое хобби (ей больше по душе автомобили), хотела на придомовом участке построить дорогу масштаба G в качестве элемента ландшафтного дизайна. Но это дело не самого ближайшего будущего.
❯ Системы управления
Тут все как будто бы просто. Есть аналоговые системы и цифровые.
В аналоговой системе на рельсы подается напряжение, регулируемой ручкой на пульте управления («трансформаторе», хотя на самом деле он выпрямитель) и в зависимости от поданного напряжения все поезда на макете будут двигаться быстрее или медленнее, а изменением полярности меняется направление движения моделей. Для индивидуального управления потребуется разбить макет на участки, но сделать их достаточно много не удастся — попросту неудобно будет управлять множеством ручек. Другой недостаток —яркость света фар и подсветки салона будет также зависеть от напряжения. А вот зависимость производительности парогенератора от напряжения напротив добавляет реалистичности.
Стрелки и семафоры в аналоговой системе управляются кнопочными пультами. Это более сложно с точки зрения коммутации, но управление получается достаточно удобным. Поэтому часто «цифру» используют только для управления подвижным составом, а аксессуары подключают к аналоговым пультам.

Большинство макетов питаются постоянным током, используя пару рельс для передачи питания. Компоненты от Märklin традиционно использовали трёхрельсовую систему — боковые рельсы подключены к «земле», а вторым контактом является третий рельс, со временем превратившийся в едва заметные «грибочки» в середине шпал. Питание при этом выполняется переменным током.

Такая система позволяет более просто строить путевое развитие — в традиционной системе приходится избегать петель из-за опасности короткого замыкания и применять разбиение путей на отдельные блоки, но при этом требует использования специального (или модифицированного — большинство компаний выпускает модели в нескольких вариантах, а также наборы для переделки) подвижного состава со специальной «лыжей» для взаимодействия с контактным рельсом.
Цифровые системы управления свободны от основных недостатков аналоговых, но сложнее в освоении и дороже. В свою очередь они позволяют получить раздельное управление поездами, что удобно даже на первых шагах моделиста, а также в дальнейшем построить автоматику управления, благодаря которой макет станет более зрелищным, а процесс управления им — даже более увлекательным. Цифровые системы существуют как на базе традиционных двухрельсовых дорог с питанием постоянным током (в случае цифровой системы в него подмешан сигнал управления), так и на базе трёхрельсовых дорог переменного тока — такие решения сейчас набирают популярность.

Отдельной особенностью цифровых локомотивов является возможность озвучки движения и других активностей, связанных с поездом — использования дополнительного оборудования, гудков, объявлений и так далее. При этом большинство цифровых локомотивов могут быть использованы в аналоговом режиме. Будет работать озвучка движения и переключение света в зависимости от направления движения, но остальные функции останутся недоступны.
❯ Не совсем заключение
На этом, стоит сделать перерыв — очень уж много собралось информации. Лонгрид должен быть умеренно длинным. До встречи в продолжении!
❯ Полезные ссылки
Стандарты NEM — https://www.morop.org/index.php/en/nem-the-norms.html
Сайт NMRA — https://www.nmra.org/
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩

Комментарии (91)
DashBerlin
31.01.2025 08:45Отлично, что кто-то обобщил знания. На днях заходил в магазин, где продаются модели, можно запутаться в разнообразии, единственное, сейчас сложно этим заниматься, во первых сильно подорожало и во вторых не все можно найти. Главное определиться с масштабом и эпохой. Кстати для мотивации, накануне побывал в Санкт-Петербурге и посетил Гранд Макет Россия. Масштаб и проделанная работа впечатляет. Они еще в Ярославле сделали Золотое кольцо, есть в Туле и делают в Сочи.
Спасибо за публикацию и ждем продолжения!
Bigdoc
31.01.2025 08:45Да, Гранд макет потрясает воображение. В Гамбурге еще был на подобной выставке...даже не знаю что интереснее.
DashBerlin
31.01.2025 08:45Второе не видел, не с чем сравнивать, могу предположить, что тоже сделано достойно, в Германии есть удивительные макеты.
voldemar_d
31.01.2025 08:45В Гамбурге оно было в разы больше еще 10 лет назад. И там есть даже аэропорт с взлетающими и садящимися самолетами. Miniatur Wunderland называется.
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Очевидно, вы говорите про магазины, где все товары всегда стоят очень дорого. Те же компьютеры и ноутбуки в магазинах выставлены по запредельно высокой цене, которая блокирует любые покупки.
Однако мир не заканчивается на магазинах!
DashBerlin
31.01.2025 08:45можно на вторичке брать(типа авито), согласен, там дешевле, Но как правило б/у, но это покупка кота в мешке
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45В магазинах продаются такие же б/у, потому что новыми эти вещи были очень и очень давно.
DashBerlin
31.01.2025 08:45больше похоже на спор, ради спора, да в магазине есть и новая техники и б/у. Дилемма, если набор был куплен много лет назад и стоит запечатанный, он новый или б/у? И как это влияет на цену?
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Запечатанный набор был в частном употреблении, поэтому он стоит дешевле, чем в магазине.
А вот если этот набор выкладывает на прилавок владелец магазина — цена сразу увеличивается во много раз, потому что владелец магазина полностью лишён совести и стыда.
kuzzdra
31.01.2025 08:45владелец магазина полностью лишён совести и стыда
Просто деньги очень нужны ;) (ц)
Цена есть продукт согласия продавца и покупателя. Можно купить в другом месте, где дешевле.
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Во много раз в магазине не увеличивается. В два даже раза - редко.
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Вы просто не знакомы с этими магазинщиками. Вы не знаете, НАСКОЛЬКО дёшево они согласны покупать товары по сравнению с их розничной ценой.
randomsimplenumber
31.01.2025 08:45Ну, если магазин где то покупает очень дёшево - вы тоже можете там закупаться.
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Магазин везде покупает очень дёшево, потому что шантажирует продавцов.
randomsimplenumber
31.01.2025 08:45Любопытно. Магазин кого-то шантажирует (чем, интересно). Вы тоже можете шантажировать магазин Или тот магазин, в котором другой магазин закупается
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Магазин закупается не в магазине, а на базе.
Магазин требует доплатить за место на полке. А кто не будет ему доплачивать, тем магазин не позволит помещать товары на полке. Видите, какая каверза! Магазин хозяйничает во всех карманах, к сожаленью.
randomsimplenumber
31.01.2025 08:45Ну так и вы закупайтесь на базе. Можете даже не требовать доплачивать.
randomsimplenumber
31.01.2025 08:45А вы сами пробовали так делать?
Мне не нужно, я не сильно страдаю от осознания того что магазин чего то накручивает сверх закупочной цены.
База ничего не продаёт физлицам.
Ну допустим открыть юр. лицо не настолько сложно. Какие ещё будут отговорки? ;)
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Давайте не путать крупные сетевые магазины с небольшими лавками для коллекционеров и моделистов. Большому ритейлу на моделистов наплевать с высокой колокольни - не те объемы.
Pshir
31.01.2025 08:45Если никто не будет покупать товар из магазина, то на вторичке этого товара тоже не будет. А ещё через очень небольшое время этот товар перестанут производить, и больше никогда не возобновят. После этого придётся возвращаться к самостоятельному моделированию, и вот ровно тогда по-настоящему реальная цена на товар и станет известна. И окажется, что магазин ещё и не таким жадным был, каким казался.
randomsimplenumber
31.01.2025 08:45Если никто не покупает, значит за предложенную цену этот товар никому не нужен.
Orexon
31.01.2025 08:45Ух... пойду, достану свой комплект из ГДР с полки. Все не придумаю из чего сделать полотно для расширения (
Singrana
31.01.2025 08:45Roco Geoline - хороший выбор для напольных покатушек, да и настольных, собранных на скорую руку. Правда пластик дубеет со временем. Нка -сейчас детализация на высочайшем уровне, и за счет энтузиастов ассортимент отечественного ПС достаточно широк. Да и, наверное, в наших квартирах самый оптимальный вариант. H0 - все же места много надо. DD40AX почти полметра в длину :). Еще как вариант - консольные макеты, и модульные для совместных покатушек
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Я выбрал Piko A-gleis именно из-за гибкого резиноподобного пластика "насыпи". Геолайн очень красивые и удобные, но вот страшно, что будут подложки колоться со временем.
Singrana
31.01.2025 08:45Геолайн будет сыпаться примерно через год. Очень неплохо зарекомендовал себя KATO как для Н так и ханоль. Для Нки самое красивое - peko. Но это не для раскладывания на полу. Piko в таком формате вот не трогал
sirmax123
31.01.2025 08:45Я со штатов привез bachman a-z так и пользуюсь (хотя кончно я не настоящий сварщик)
за 10 лет ничего не случилось с нимим- но с рельсами Piko которые мне достались со стартовым набором DCC они не совместимы ни по высоте ни ширене подошвы
boscholeg
31.01.2025 08:45А с батарейным питанием не бывает моделей? Совсем простые китайские игрушки я видел. А вот более приличных не встречал.
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Моделей - нет. У них довольно большое потребление все же, батарейки быстро будут умирать, аккумуляторы придется делать довольно большие - что даст проблемы с реализацией интерьера.
PereslavlFoto
31.01.2025 08:45Бывают! Тепловоз ставится на рельсы, потом к рельсам подключается блок питания, а в блоке питания стоят батарейки. Однако надо получать от этих батареек 9 или даже 12 вольт, поэтому их не хватит надолго.
Singrana
31.01.2025 08:45Для мелких масштабов это невозможно. В Н, например, не редкость когда надо балласт подпилить чтобы декодер влез. В ханоль с местом тоже не густо. В G, 1 - там аккумы уже применяются
Vlad-sl
31.01.2025 08:45Часто сталкивался с тем что жд моделизм в первую Очередь для вот таких моделей как в этой статье. Тут да, копийность во главу угла.
А есть жд моделизм где по сути настоящие паровозы. Которые надо топить, или углем или газом, и ездят они на на пару как и положено.
Я тут пробовал такой сделать, но слишком много сложности. Да и нет нормальных чертежей, одни эскизы. Колея 89 мм.
Ксати, там подобные модели популярны. И степень копийности их поражает.
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Такой моделизм - это прям особая продвинутая магия! Возможно я дойду до нее, когда переберусь в загородный дом)))
DashBerlin
31.01.2025 08:45Кстати, тут зашла дискуссия за паровозик по цене 40 рублей. У нас есть свой производитель, Евротрей(это не реклама), они делают советские тепловозы, электровозы, и вагоны в масштабе HO 1:87, даже иностранцы покапают Ценник вполне лояльные, те же тепловозы и электровозы в районе 27к и хорошие качество
sirmax123
31.01.2025 08:45А ссылку можно где посмотреть а то их сайт если я его правильно нешел разнообразием продукции не порадовал
DashBerlin
31.01.2025 08:45да у них там небольшой ассортимент, они делают только советские подвижные составы, не знаю, можно ли тут ссылки публиковать, вот eurotrain.ru
я на днях был у них в магазине, с виду прикольно, в руки не брал, не могу сказать про качество.
они льют пластик, не 3d печать
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Льют не сами, к сожалению, в Китае заказывают. Но не у самых пряморуких китайцев))) В целом качество-то не плохое, просто у Пико детализация и качество выше, а цена ниже примерно на четверть (6к против 8к за пассажирский вагон).
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Вот на них ругался недавно. Ценник выше того же Пико/Роко, что вполне понятно - все же малосерийка, но вот качество исполнения - ниже, что обидно. Детализация хорошая, но местами зазоры кривые, да накладные детали не встают без небольшой доработки и клея (ставили бы при изготовлении - вопросов не было бы). Но с другой стороны - отношение к таким претензиям лояльное, мне вагончик с косяком поменяли без проблем.
AlexMih
31.01.2025 08:45Да, наверное я старый.
Старость - это когда о вещах, что ранее были самоочевидными, начинаешь задаваться вопросом: "А зачем это?"...
Ответьте старику?
Mike-M
31.01.2025 08:45Огромная благодарность автору! Читал статью взахлёб, словно увлекательный детектив. Понастальгировал вдоволь. Вспомнил, как будучи 12-летним пацаном прокладывал пути своей ТТшечки из одной комнаты в другую и обратно; как бережно развозил в вагончиках для перевозки угля оловянных солдатиков, заботясь о том, чтобы они не упали на поворотах; как чуть-чуть раздвигал стыки полотна и наслаждался стуком колес спальных вагонов, который был точь-в-точь как у настоящих; как мы с отцом собрали на листе фанеры макет станции с семафором, автоматической остановкой поезда и продолжением движения по сигналу реле времени; как с другом смастерили опоры воздушного контактного провода для его электровоза с токоприемником, и были счастливы от того, что она заработала с первого раза; как долго копил 20 рублей, чтобы потом купить в Детском мире паровозик с фарами-волноводами янтарно-оранжевого цвета, и завороженно смотреть на них долгими зимними вечерами, забыв про всё на свете... Помню, как мама ругалась, что рельсы мешают ей убираться в квартире. Но всё равно на вопрос родителей "что тебе подарить?" я неизменно отвечал: "Конечно новый вагончик!" ))
laureldo Автор
31.01.2025 08:45Спасибо! Такие отзывы очень мотивируют продолжать)
DashBerlin
31.01.2025 08:45К сожалению, когда заявляется продолжение в будущих публикациях, оно не наступает, в большинстве своем. У меня ряд интересных публикаций на хабре в закладках, так не получило продолжение.
Bigdoc
С детства до сих пор лежит весь комплект H0 еще аналоговой системы, ящик рельс, несколько локомотивов и вагонов и даже мост! Цены на локомотивы к сожалению сейчас пугают.
DashBerlin
можно выгодно продать )
SergeyAstanin
Можно и в таком виде купить и с удовольствием поковыряться, когда дети
ломаютразбирают игрушки - это не всегда во вред..:)Когда-то мне такой купили в году так 1980, в ЦУМе города Алма-Ата. Как и все хорошие игрушки это было в России дефицит и редкость, а в республиках пожалуйста ....
DashBerlin
именно так и было, еще Москва )
PereslavlFoto
Цены — это легко изменяемый параметр. Вы можете продать локомотив по его настоящей, низкой и доступной цене. Вы можете продавать вагоны дёшево, чтобы их могли купить обычные люди. Всё в ваших руках.
kuzzdra
Настоящая цена этого паровозика - 40 советских рублей. Велосипед дорожный, напоминаю, стоил рублей 60-70, в зависимости от бренда, мопед - около 200. Не сказал бы, что это сильно доступно. Облизывались на него все, конечно.
PereslavlFoto
Много есть возражений.
Во-первых, в наборе были другие части, намного дешевле.
Во-вторых, локомотив за 40 рублей очень сильно отличается от дешёвых локомотивов.
В-третьих, это были совсем не те рубли, о которых мы можем говорить сегодня.
В-четвёртых, за 40 рублей этот локомотив был новым, а сейчас он уже полувековой давности.
И так далее, и так далее.
sirmax123
Я могу сказать что ребенку этот локомотив выглядел как пришелец из страны лилипутов (детализирован очень)но время искажает восприятие
Но он воспринимался сильно более «настоящим» чем модели самолетов (1/72) или автомобили 1/43 которые в то время у меня были, хоть и то и другое стоило не дешево и надо было еще найти.
Это пожалуй одна из немногих вещей из детства о которой я до сих пор вспоминаю. И жалею что не обладал :)
Впрочем современные модели я думаю сильно лучше
PereslavlFoto
У современных моделей появилось много ненужных функций: освещение, звуки, программирование.
Singrana
А почему не нужные? Как раз нужные. И дымогенераторы тоже есть. А программировать есть что. Как минимум кривые разгона, чтобы повысить копийность, и прочие "плюшки". Звук - отличная тема, только надо отключаемый :) Освещение - а как же без него? Даже в пассажирские вагоны ставят декодеры для управления освещением. Просто повышается копийность и имитация, это отлично
PereslavlFoto
Ненужные, потому что без них легко обойтись, не переплачивая сверх цены.
laureldo Автор
Ненужные - вам, но не значит что всем любителям. Для любителей аналога - делают базовые версии. Их имеют все модели. Свистоперделки - за доплату, но можно и сторонний декодер дешевле купить.
kuzzdra
Если не ошибаюсь, каждый вагончик - 2-значное число. Продавались отдельно, да. 1 вагончик - не поезд.
ГДРовские вагончики не были дешевыми. Это игрушка для очень обеспеченных детей.
Конечно. Я и написал - советских. Для масштаба - привел цену советского велосипеда. Можно в % от зарплаты пересчитать.
Раньше он был просто очень дорогой игрушкой. Сейчас - еще и раритет.
PereslavlFoto
Очень хорошо, что вы привели цену велосипеда. Велосипеды были дешёвыми, на них все ездили и катались.
40 рублей стоил набор PIKO Expert из тепловоза, трёх вагонов и большого комплекта рельс. В розницу вагоны продавались по 3 рубля, локомотивы по 10—15 рублей. Названная вами цена соответствует редкому, большому и очень детализированному паровозу.
kuzzdra
Ну, как сказать.. При очень хорошей зарплате рублей в 200 - это около 1/3 зарплаты. На сдачу не купишь ;) Но велосипед это транспорт все таки. А игрушка в 1/5 зарплаты это очень дорого.
PereslavlFoto
Купить велосипед было намного дешевле, чем пропить половину зарплаты.
Singrana
ЖД моделизм одно из дорогих хобби
PereslavlFoto
Это дорого, если всё делать руками. А если покупать по дешёвке, тогда не дорого.
kuzzdra
Чтобы купить по дешевке, нужно чтобы кто то продал по дешевке.
DashBerlin
А зачем это делать доступным обычным людям, ведь это увлечение, и очень дорогое, делая его доступным теряется его ценность и важность. Где-то прозвучала цена в 40 рублей, по тем временам это было довольно высокая цена и надо было копить на такое изделие, да и сейчас паровоз в 50-60 к и вы выше, это тоже ощутимая сумма
PereslavlFoto
Обычным людям нужно всё, ведь они ничем не хуже вас.
40 рублей слесарь-станочник получал за 3—4 дня работы.
sirmax123
«Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу»
40р было для моей семьи фантастически дорого для игрушки, которой by default считалось все что просит ребенок (и это было почти верно)
Для сравнения, модель для коллекционеров Москвич-408 стоил, если мне не изменяет память, 3-50 что тоже не мало.
PereslavlFoto
Это очень интересная песня. В ней молодой инженер без опыта, который только-только устроился на работу и который не получает премий (потому что не желает работать), рассказывает, что он ВСЮ ЖИЗНЬ —
будет молодым инженером без опыта,
будет сотрудником без стажа,
никогда не пожелает работать и не получит премий,
не собирается делать рационализаторские предложения,
не будет получать дополнительное образование,
не станет работать по оборонному заказу,
останется 22-летним балбесом.
Если 40 рублей за игрушку, которой хватит на много лет, считалось фантастически дорого, как же ваша семья смогла купить автомобиль?
sirmax123
Позволю себе спросить, почему вы думаете что у меня в семье был автомобиль?
Вывод о цене (дорого/дешево) я делаю не только по своей семье, а по-тому что этот паровоз простоял на одном месте в магазине несколько лет, в то время как остальные игрушки раскупали. Или вы думаете что я один приходил на него глазеть и обливаться?
Предполагаю так же что игрушек «на много лет» не существует, детям все надоедает.
randomsimplenumber
Бывают неубиваемые игрушки, которые переходят по наследству. Но это не тот случай. Если в эту игрушку будут играть дети (собирать, разбирать, сталкивать с автомобилем, катать кота, включать через турбо ускоритель из 2 батареек) - ей очень скоро придет конец.
Это игрушка для обеспеченных взрослых;)
PereslavlFoto
Посмотрите, пожалуйста, на Авито, как много таких игрушек продают выросшие дети. Нет, им не приходит конец, а очень даже наоборот.
Причина в том, что когда вам покупают железную дорогу за 40 рублей — вы понимаете, что эта игрушка на много лет. И если сломать её в первый же месяц, придётся на много лет остаться без игрушек. Поэтому надо быть аккуратным и бережливым.
Катать кота на H0 нельзя, потому что кот очень большой. К тому же не в каждом доме есть кот. Сталкивать с автомобилем — это игра для дошкольников и 1 класса, а школьники постарше уже не сталкивают, у них более сложные игры.
randomsimplenumber
Таких понимающих детей не бывает. На какие много лет? Детская игрушка покупается на сейчас. Через пару лет ребенок вырастет, интересы поменяются, ему захочется велосипед.. но у него уже есть железная дорога!
К чему это я? ГДРовские паровозики стоили очень дорого. Уверен, что существовали родители, покупающие своим детям очень дорогие игрушки. В моем окружении таких не было. А может даже и в нашем районе;) Паровозик на витрине очень долго стоял.
И сейчас они тоже стоят дорого.
PereslavlFoto
Именно такие и бывают. У ребёнка есть выбор, железная дорога или велосипед. Причём и велосипед, и железная дорога покупается надолго, от 3 до 10 класса.
Это детская игрушка за 1 рубль покупается на сейчас. А детская игрушка за 40 рублей покупается на навсегда.
И снова возражаю. Целый набор с рельсами и вагонами стоил трёхдневную зарплату слесаря-станочника.
Ни одного завода не было, да? И автобазы не было?
Потому что вы сравниваете НЕ С ИГРУШКОЙ, вы сравниваете с редкой коллекционной ценностью. А сравнивать-то надо с игрушками.
Давайте сами посчитаем примерную цену.
локомотив = 1 × 17 рублей
вагоны = 3 × 3 = 9 рублей
круглые рельсы = 16 × 0.6 = 11 рублей
прямые рельсы = 4 × 0.6 = 3 рубля
упаковка = 1 × 2 рубля
всего 40 рублей.
Как видите, локомотив в самом дорогом случае стоит 17 рублей, а то и дешевле.
kuzzdra
В 10 классе подростковый велосипед не нужен. Нужен взрослый. Дети они развиваются, вырастают. Если ребенок 7 лет играет в один комплект игрушек, тут что-то не то с развитием.
PereslavlFoto
В 10 классе отлично ездят на том же «Салюте» или «Каме», который был в 3 классе. Просто седло и руль надо поднимать.
PereslavlFoto
Многочисленные опыты разных людей показали, что такая игрушка не надоедает в течение десятков лет, потому что она очень волатильна.
Вы правильно считаете, что этот паровоз дорог и поэтому долго стоял на витрине. А все другие локомотивы и вагоны продавались очень быстро. Ваше замечание совпадает с моим замечанием.
Автомобиль был во многих рабочих семьях.
randomsimplenumber
Мы сравниваем коллекционную игрушку с ширпотребной, серьезно? ;) Игрушечные железные дороги были и других производителей, и стоили они значительно дешевле.
Ну да, все помнят советские дворы, заставленные автомобилями. И пробки, когда 15 мин едешь - час стоишь.
PereslavlFoto
Мы сравниваем детские игрушки, когда за 40 рублей покупали коробку с локомотивом, вагонами и рельсами. Зачем вы добавили к ним коллекционную модель, остаётся загадкой.
Советские дворы не были заставлены автомобилями, потому что рядом с ними располагались гаражные кооперативы и стоянки ВДОАМ.
sirmax123
Тут вообще разговор не про игрушки. То что модель, даже самая простая, может использоваться как игрушка, ну так и микроскоп вместо молотка годится.
Из известных мне изделий piko только «резиноход» я б назвал игрушкой- остальные о которых я знаю, даже джуниор-ближе к моделям.
40р это прям много, за то что ребенок может сломать.
К вопросу о машине- я не из рабочей семьи, так что про зп слесаря я не в курсе.
PereslavlFoto
Как можно сломать вагон и рельсы? Что там ломать-то?
Ну, разогнать локомотив, чтобы он упал с рельса и треснул. Значит, его надо склеить и дальше возить. Там решительно нечему ломаться до неисправности.
А особенное внимание и бережливость появляются, когда ребёнок собственными руками склеил станцию.
kuzzdra
Скрытый текст
Наверное, существуют дети, которые не пытались
починитьразобрать будильник ;)Даже если не пытаться разобрать, а просто собрать рельсовый путь и убрать обратно в коробку - соединения разбалтываются. Если собрать 1 раз, и просто ездить, даже не трогать руками - электромоторчик и редуктор не рассчитаны на длительную эксплуатацию.
А когда не склеил (нет клея, пинцета, просто руки из **пы) - без шансов, да? Есть подозрение что детей вы видели только на картинке.
PereslavlFoto
Чтобы укрепить соединения, есть плоскогубцы. Электромоторчик и редуктор в локомотивах PIKO рассчитаны на эксплуатацию в течение десятков лет, как это показывает опыт советских детей.
Клей есть у всех, потому что продаётся в хозмаге. К немецким станциям прилагался клей. Пинцет для таких работ вовсе не нужен.
kuzzdra
Это дорога в один конец. Штампованную жесть пару раз можно плоскогубцами, а потом она окончательно разболтается и разрушится.
Ну да, конечно ;)
laureldo Автор
А вот зря! В самом деле именно так, даже во многих современных моделях. Тот же Гранд Макет - как пример, они постоянно гоняют свои составы.
voldemar_d
Не помню, в Гранд-макете это было или в Miniatur Wunderland в Германии. На стене была табличка, на которой написано, сколько и каких элементов выходят из строя в год. Не так уж и мало там всего ломается. Точных цифр не помню, к сожалению.
sirmax123
Я б сказал (по личному опыту только) что это написал человек который забыл каким ребенком был.
Те очень немногие игрушки и модели из детства что лично у меня остались, носят шрамы от ремонта моими кривыми лапками и я до сих пор не все привел в хоть более-менее пристойный вид (старый дизель пико как раз на столе, ждёт пока я декодер сварганю)
laureldo Автор
У меня из детства тоже толком ничего не выжило, правда железной дороги у меня не было. А вот коллекция проездных билетов внезапно жива до сих пор)))
С другой стороны у моего дяди (тот еще душнила, честно говоря), весь комплект Пико из детства еще жив. И двух друзей как минимум - тоже.