У потребительских гаджетов одна из главных проблем — ограниченный срок службы аккумуляторов. У литий-ионных батарей большое количество недостатков: они относительно взрывоопасны, теряют емкость уже через пару лет эксплуатации и плохо переносят высокие и низкие температуры. Обо всем этом я писал в другом посте.

Но, похоже, еще одно решение найдено. Ученые из Китая разработали алюминий-ионный аккумулятор, который гораздо безопаснее литиево-ионного. И это не все, он еще и емкость не теряет десятки лет. Может быть (тут нужно быть осторожным), мы свидетели прорыва, меняющего правила игры в технологической индустрии. Давайте вместе оценим достоинства новинки. А в комментариях обсудим, действительно ли это прорыв или так, очередная грантовая работа какой-то лаборатории.

Что вообще случилось?

Так выглядит «алюминиевый» аккумулятор. Источник
Так выглядит «алюминиевый» аккумулятор. Источник

Команда ученых из Пекинского университета под руководством Вэй Вана (Wei Wang) представила миру новую разновидность алюминий-ионного аккумулятора. И конечно, написала статью по результатам проведенного исследования. Она называется «Твердотельный электролит с инертным неорганическим каркасом, пригодный для вторичной переработки, для долговечных алюминиево-ионных аккумуляторов».

По мнению ученых, батареи с таким электролитом могут выдержать до 10 000 циклов перезарядки, сохраняя при этом 99% своей первоначальной емкости. Для сравнения: современные литий-ионные батареи начинают терять емкость уже после 500–1 000 циклов.

Исследователи заявили, что алюминий-ионные аккумуляторы обладают высокой термоустойчивостью. В ходе испытаний они выдерживали нагрев до 200 ℃ без каких-либо последствий. Все потому, что в Al-ion-батареях нет легковоспламеняющихся электролитов, что сводит к минимуму риск возгорания. А вот если бы вы попробовали нагреть обычный Li-ion-аккумулятор, скажем, для iPhone, до 200 градусов Цельсия, то наблюдали бы красивый и очень опасный взрыв.

Создатели нового твердотельного аккумулятора уже проверили его в деле. Он достойно выдержал серию испытаний и показал отличную устойчивость к внешним воздействиям. Даже после многократных механических нагрузок (каких именно, авторы не раскрывают, но вряд ли по батарее лупили молотком) аккумулятор не потерял емкость и продолжал работать.

Ну а теперь давайте к подробностям, все же тут много нюансов, о которых нужно рассказать.

Это новая технология?

Алюминий — относительно недорогой и очень распространенный металл. Источник
Алюминий — относительно недорогой и очень распространенный металл. Источник

Al-Ion-аккумулятор — вовсе не новая разработка, есть разные проекты по созданию Al-ion-элементов питания. Но все они сталкивались с главной проблемой. В традиционных жидких электролитах на основе хлорида алюминия анод подвергается сильной коррозии. Это связано с тем, что ионы хлора разрушают защитный оксидный слой на электроде, что приводит к его неравномерному растворению и последующему осаждению в виде металлического алюминия. Через несколько таких циклов проявляются структурные изменения, приводящие к образованию трещин и ухудшению контакта с электролитом.

Есть и еще одна сложность. На границе «анод-электролит» формируется твердофазный межфазный слой (SEI, Solid Electrolyte Interphase). Так назвали тонкую пленку, образующуюся на поверхности анода при взаимодействии с электролитом. Она должна быть стабильной. Но в некоторых случаях этот слой может содержать оксидные или органические соединения, мешающие нормальной работе анода. Если такой слой неравномерно разрушается во время циклов зарядки и разрядки, то анод, соответственно, тоже «умирает».

Так вот ученые Пекинского университета нашли способ создать алюминиево-ионный аккумулятор, лишенный этих недостатков. Они добавили в жидкость инертную соль фторида алюминия, получив твердотельный электролит с пористой структурой. В этой среде ионы алюминия свободно перемещаются между электродами, батарея сохраняет свои свойства, металл не подвергается коррозии.

Осталось защитить анод и катод. Для этого разработчики использовали фторэтиленкарбонат в качестве добавки. Он формирует устойчивую пленку на электродах, предотвращая образование оксидов и прочих соединений, мешающих работе аккумулятора.

Перспективы

Тут сложно недооценить новую разработку. Дело в том, что сегодня срок службы многих устройств по типу смартфонов ограничен износом батареи. Гаджет зачастую не успевает устареть, а вот аккумулятор уже не «держит». Стоимость его замены иногда составляет солидную часть цены самого девайса. Так что владелец предпочитает купить что-то новое. С появлением алюминий-ионных аккумуляторов владельцы смогут использовать свои устройства десятилетиями, не беспокоясь о замене батареи.

Вэй Ван, руководитель проекта, прокомментировал: «Новая конструкция алюминий-ионного аккумулятора демонстрирует потенциал для долговечной, экономически эффективной и высокобезопасной системы хранения энергии. Возможность восстановления и переработки ключевых материалов делает технологию более надежной».

Еще одно достоинство «алюминиевых батарей» — их экологичность. То есть алюминий-ионные аккумуляторы легче перерабатывать, чем литиевые. Это особенно важно в условиях растущего спроса на электронику и увеличения объемов электронных отходов. В 2022 году в мире было произведено рекордное их количество — 62 миллиона тонн, что на 82% больше по сравнению с 2010 годом. При этом лишь 22,3% из них были официально собраны и переработаны.

Но не стоит воспринимать Al-ion-аккумуляторы как панацею. Дело в том, что у технологии пока есть проблемы. Во-первых, пока алюминий-ионные батареи находятся на стадии разработки, и их коммерциализация может занять несколько лет. И это в случае заинтересованности бизнеса. А ведь нельзя забывать о производителях литий-ионных батарей. Они могут долго и успешно сопротивляться внедрению новой технологии, чтобы не получить конкурента. Так что придется подождать.

А как вы считаете, найдет эта технология «путевку в жизнь» или так и останется проектом в чьем-то глубоком и темном ящике?

Комментарии (15)


  1. hssergey
    04.02.2025 14:24

    И ни слова про емкость батареи. А ведь согласно ряду напряжений металлов, у алюминия почти в два раза меньше потенциал, чем у лития. То есть можно предположить, что габариты такой батареи будут где-то в два раза больше аналогичных литиевых. Так что пока нельзя прямо сказать, что это убийца лития и прямо провыв...


    1. Zhuikoff
      04.02.2025 14:24

      Для стационарных применений выглядит неплохо.


    1. Radisto
      04.02.2025 14:24

      Если бы удалось использовать ион Al3+, то на единицу заряда приходилась бы треть массы алюминия. Даже с учетом меньшего потенциала это было бы неплохо. Но, насколько я знаю, пока из алюминия получались аккумуляторы с передачей только одного электрона на атом. И это уже конечно хуже щелочных металлов


      1. GidraVydra
        04.02.2025 14:24

        Простите, а как вы себе представляете "передачу одного электрона" на атом алюминия, у которого устойчивых степеней окисления всего две - 0 и +3?


        1. Radisto
          04.02.2025 14:24

          У иона аммония один электрон на атом азота, хотя степень окисления азота в нем -3 плюс донорно-акцепторная связь. Прочитайте про алюминий-ионные аккумуляторы - там, насколько я знаю, алюминий входит в однозарядный ион при переносе заряда (при степени окисления +3, да, но толку от нее там нет)


      1. KbRadar
        04.02.2025 14:24

        Треть массы или количества вещества? У лития атомный вес около 7, у алюминия - около 27.


        1. Radisto
          04.02.2025 14:24

          Они связаны электрохимическим эквивалентом. У алюминия около 9 на мольэквивалент выходит. Теоретически литиевый требует всего на ~22% меньше массы лития, чем требовал бы такой гипотетический алюминиевый алюминия на то же число амперчасов (при наверняка другом напряжении, так что с энергией все несколько не так. Это отдельный вопрос, конечно)


    1. Bedal
      04.02.2025 14:24

      согласно ряду напряжений металлов

      Этот ряд построен для водных растворов. В полимерных электролитах, к примеру, натрий имеет большие возможности, чем литий. Другое дело - техническая реализация...


  1. xSVPx
    04.02.2025 14:24

    Но ведь есть же lto ? Ужеж много лет. И тошиба обещает 70+% емкости после 20000 циклов... А после 10000 порядка 90%.

    Кстати они еще и существенно более безопасны пиротехнически. Но энергии в них меньше "на грамм" :(

    PS. Еще и заряжать можно 80% за 6 минут...


    1. arthuru1
      04.02.2025 14:24

      Я как то "зарядил" lto отрицательной пооярностью, не то что не бахнул, а даже и емкость не потерял


  1. Adlan76
    04.02.2025 14:24

    Самый надёжный способ решить проблему с деградацией аккумулятора смартфона например, это сделать её легко сменяемой, что который год производителей не могут заставить делать. Им интереснее каждый год новые модели клепать, а не вечная батарейка


  1. Bedal
    04.02.2025 14:24

    1. сколько читал про алюминиевые аккумы - именно их очень высокая пожароопасность является ключевым препятствием к тиражированию технологий.

    2. появились "литий-кремниевые" аккумуляторы. С высокой морозостойкостью (до -20°) и более высокой ёмкостью. И это не в лабораториях. Такие стоят сейчас уже даже во вполне бюджетных смартфонах. К примеру, в POCO X7Pro за 35 тыр - именно такой.


  1. happyhack
    04.02.2025 14:24

    Бумага все стерпит.


  1. GidraVydra
    04.02.2025 14:24

    Статья даже не про аккумулятор, а про твердотельный электролит. Таких статей про Al-ion в год несколько сотен выходит, и эта ничем особенным среди них не выделяется. Откуда все эти охи-вздохи про прорыв и рывок? Мне таких прорывов на рецензию по десятку в месяц сыплется.


  1. diesel80
    04.02.2025 14:24

    Еще натрий-ионные не щупаны, а тут уже алюминий.