Фаркунст — устройство для подъема и спуска горняков в шахту. Придумано немцами в 1833 году:
Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.
Колебания коромысла (на схеме — голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:
(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии)
Свое происхождение фаркунст [Fahrkunste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии — как правило, от паровой машины.
Разновидности
Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании
После каждой фазы шахтер выходил на «этаже» и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.
Двухниточный (2 штанги) — более распространенный в Германии и США:
Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных «этажей» было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.
Кажется, еще были двухниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.
Четырехниточных (2х2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.
Медная шахта в Корнуолле, Англия:
ТТХ этого агрегата:
привод — паровая машина
глубина шахты — 402 м
количество штанг — 1
ход штанги — 3,7 м
время подъема — 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500-600 метров занимал два часа, спуск — вдвое меньше)
Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.
Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет «Фау-2».
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) — он же, кстати, на первой фотографии
и в норвежском Lagdalsmuseum (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).
Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года и обстоятельного немецкого исследования 2014 года.
Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.
Колебания коромысла (на схеме — голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:
(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии)
Свое происхождение фаркунст [Fahrkunste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии — как правило, от паровой машины.
Разновидности
Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании
После каждой фазы шахтер выходил на «этаже» и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.
Двухниточный (2 штанги) — более распространенный в Германии и США:
Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных «этажей» было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.
Кажется, еще были двухниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.
Четырехниточных (2х2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.
Медная шахта в Корнуолле, Англия:
ТТХ этого агрегата:
привод — паровая машина
глубина шахты — 402 м
количество штанг — 1
ход штанги — 3,7 м
время подъема — 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500-600 метров занимал два часа, спуск — вдвое меньше)
Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.
Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет «Фау-2».
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) — он же, кстати, на первой фотографии
и в норвежском Lagdalsmuseum (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).
Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года и обстоятельного немецкого исследования 2014 года.
lzhl
Принцип, благодаря которому, наступивши в грязь по щиколотку, через какое-то время будешь грязным по колено?
22sobaki
В каком-то смысле — да.
darkfrei
Или наоборот, процесс реверсивный.