До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью.
Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.
По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.
В 1942-м британцы придумали FIDO — огневую систему разгона тумана:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/059/49e/5ce/05949e5ce73b7a5d3226bb7a438ae180.jpg)
Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/cc9/843/e7d/cc9843e7dcef8e8e977009df12c6e1c9.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/5cd/f61/e0b/5cdf61e0bf14f2b860549517b2d971a6.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/4a3/169/f82/4a3169f823652cc932423b811b1161fc.jpg)
В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/2a4/28a/5fd/2a428a5fdbfb7a2908910b4a28f941e7.jpg)
Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/efc/8ba/16b/efc8ba16baa3e58f65e9f1af2f2c4efc.jpg)
Использование системы при различных направлениях ветра:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/820/dae/25c/820dae25c464c7de4c3f5d76d42e126a.jpg)
После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.
Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа «Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/5c7/0d2/2bf/5c70d22bf04fa5d7edd67a45779015d9.jpg)
C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.
Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/ceb/652/898/ceb652898bffb45cb35e210adac9ac65.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/662/578/97c/66257897ca22053167454e189077bb20.jpg)
Расход топлива был громадный — 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/e08/186/ac8/e08186ac8ceaacd48c77f79727308dcc.jpg)
Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.
Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.
Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика «подтянулась», но на гражданке система не прижилась.
Фильм 1946 года с грифом «Secret» с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):
Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.
По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.
В 1942-м британцы придумали FIDO — огневую систему разгона тумана:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/059/49e/5ce/05949e5ce73b7a5d3226bb7a438ae180.jpg)
Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/cc9/843/e7d/cc9843e7dcef8e8e977009df12c6e1c9.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/5cd/f61/e0b/5cdf61e0bf14f2b860549517b2d971a6.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/4a3/169/f82/4a3169f823652cc932423b811b1161fc.jpg)
В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/2a4/28a/5fd/2a428a5fdbfb7a2908910b4a28f941e7.jpg)
Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/efc/8ba/16b/efc8ba16baa3e58f65e9f1af2f2c4efc.jpg)
Использование системы при различных направлениях ветра:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/820/dae/25c/820dae25c464c7de4c3f5d76d42e126a.jpg)
После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.
Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа «Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/5c7/0d2/2bf/5c70d22bf04fa5d7edd67a45779015d9.jpg)
C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.
Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/ceb/652/898/ceb652898bffb45cb35e210adac9ac65.jpg)
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/662/578/97c/66257897ca22053167454e189077bb20.jpg)
Расход топлива был громадный — 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/e08/186/ac8/e08186ac8ceaacd48c77f79727308dcc.jpg)
Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.
Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.
Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика «подтянулась», но на гражданке система не прижилась.
Фильм 1946 года с грифом «Secret» с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):
Комментарии (18)
Speccyfan
01.03.2016 09:45+10два раза прочитал заголовок и теги, что бы понять, что это совсем не то, знакомое мне FIDO.
impetus
01.03.2016 12:21+1Да, хорошо жить, когда ответных бомбёжек нет и не предвидится фактически, это вам не Полтава
tormozedison
01.03.2016 22:28+1Я один вспомнил принцип действия примуса?
irbius
02.03.2016 08:41+1Причём тут примус? Не самое первое изделие на этом принципе. :) Так многие изделия работают, и паяльная лампа и думаю Греческий Огонь пулял примерно так же :) наводя ужас на врагов :). А примус это ж название конторы, так же как и Ксерокс. :)
vintage
А почему на одной из картинок флаг американский?
Rumlin
Первый В-17 приземлился на Британских островах 1 июля 1942 года.
irbius
Ну так американцы и летали с аэродромов её Величества бомбить немецкие города. С Северо-Американского континента и обратно ни один самолёт тогда не мог долететь.
Int64
Думал, мне показалось...