Brand Analytics представил данные регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России, зима 2015-2016.

В исследовании представлены данные по аудитории, возрасту, полу и региональному распределению авторов соцсетей России. В исследование включены данные по самым популярным авторам и группам по каждой социальной сети. 

Основное внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и влияния их на формирование общественного мнения.

Основные данные представлены ниже, презентация полной версии исследования «Социальные сети в России, зима 2015-2016», включая Топ-20 авторов и групп в социальных сетях, доступна по ссылке.

Активность социальных сетей


Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети является число «говорящих» пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в декабре 2015 года в России было около 37 млн. человек, они сгенерировали 588 млн. сообщений за месяц. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы в самом начале формирования значимых трендов.

По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте – 18,8 млн. уникальных авторов. У следующего на втором месте Instagram – невероятные темпы роста, в декабре в этой сети зафиксировано 10,6 млн. авторов, практически в 5 раз больше, чем весной 2015г. Третье место – Twitter – число активных авторов здесь продолжает снижаться, в декабре зафиксировано чуть более 1 млн. чел.

Что касается количества сообщений, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь столь резких изменений не происходит. На первом месте, по-прежнему, Вконтакте, на втором – Твиттер, далее – Инстаграмм и Фейсбук.

 

По уровню вовлеченности традиционно лидирует Твиттер, хотя среднее количество сообщений стало чуть ниже в зимний период – на одного активного автора в этой сети приходится в среднем 90 сообщений в месяц. Второе место – LiveJournal – в среднем, 49 сообщений на автора, третье – Фейсбук – 39 сообщений на автора. ВКонтакте и Одноклассники очень близки по данному показателю – 15 и 14 сообщений на автора соответственно.

Аудитория социальных сетей


По данным TNS, ежемесячная аудитория большинства социальных сетей несколько снизилась, но есть и источники, показавшие рост. Так, аудитория ВКонтакте остановилась на 46,6 млн. человек, второе место – у Одноклассников (31,5 млн. человек). Аудитория Facebook в декабре 2015г составила 21,7 млн. чел., близко далее расположился Мой Мир – 16,6 млн. чел и Живой Журнал, с аудиторией 15,2 млн. чел. Аудитория Instagram к декабрю 2015г увеличилась на 2 млн и составила 12,3 млн. чел. Аудитория Twitter осталась практически без изменений и равна 7,7 млн. чел.

 

Статистика по России по каждой социальной сети




Ежемесячная аудитория — 46,6 млн человек, 40% которых — 18,8 млн — проявили публичную активность.

Гендерная структура авторов ВКонтакте довольно стабильна,  43,7% авторов – мужчины, доля слабого пола составила 56,3%.

Что касается возрастной структуры авторов ВКонтакте, можно отметить рост числа авторов 25-34 лет, их доля составила 32,1%, чуть выше доля авторов в возрасте 18-24лет – 32,3%, авторов моложе 18 лет – 24%, старше 35 лет всего 11,6% активных авторов.

Географическое распределение авторов ВКонтакте плавно перераспределяется в сторону более равномерного регионального проникновения – на первом месте Санкт-Петербург с уровнем проникновения сети в 31,7%, на втором – Москва с 23% зарегистрированного населения, далее Мурманская и Калининградская области и Севастополь – 19,4%, 19,3% и 18,8% активности населения соответственно.



Ежемесячная аудитория Instagram в ноябре 2015г составила 12,3 млн человек, а число активных авторов – 10,7 млн. человек.

Instagram остается самой женской из всех социальных сетей России, зимой 2015-16гг среди активных авторов 77,1% — представительницы прекрасного пола.



Уровень проникновения в Instagram практически не изменился – по-прежнему лидируют Ленинградская область – 38% населения, Москва – 22,3% населения и Сахалинская область – 17,2%.



В Фейсбуке доля пишущих авторов в общей аудитории продолжает расти: в ноябре 2015г ежемесячная аудитория сети составила 21,7 млн человек, из них публикационную активность проявили – 1,5 млн человек.

В возрастной структуре Facebook по прежнему лидируют категории от 25 до 34 лет и 35-44 лет — их доля составила 35,3% и 32,6% соответственно. 6,1% авторов моложе 24 лет, а авторов старше 44 суммарно 26,1%.

Стоит отметить, что Фейсбук остается уникальной социальной сетью в РФ как по возрастной структуре авторов — более 65% которых находятся в возрасте 25-44 лет, так и в плане публичного контента — это сеть ориентированная в первую очередь на деловые контакты и бизнес.

Гендерное распределение русскоязычной части Facebook продолжает смещение в сторону слабого пола (58% авторов).



Географический срез демонстрирует стабильность — большинство регионов сохранили позиции: Москва – 6,4% населения, Алтай – 3,75%, Ярославская область – 3,2%.



Одноклассники, как и ранее, остаются преимущественно площадкой для межличностного общения. Ежемесячная аудитория сети составляет 31,5 млн человек, при этом публичную активность в группах демонстрируют всего 1,1 млн авторов.

Гендерное распределение в социальной сети так же стабильно – 69% авторов Одноклассников женского пола.

В Одноклассниках, по прежнему, основная доля активных авторов находится в возрастной группе 24-34 лет – 26,6%. Практически равные доли приходятся на группы 35-44 и 55 и старше – 20,7% и 20,9% соответственно. Активных авторов младше 24 лет всего 15,8%.



Одноклассники остаются «региональной» социальной сетью России: первое место по уровню проникновения сети — Еврейская автономная область – 2% населения, далее Сахалинская область и Забайкальский край – 1,88% и 1,86%. 



В ноябре 2015г аудитория Твиттера составила 7,7 млн человек, а число активных авторов – 1 млн. человек.

В Твиттер продолжается рост доли мужчин среди авторов, в декабре 2015г доля составляет уже 51,6%. Год назад, в декабре 2014 мужчин в Твиттере было 45,6%, а весной 2015 — уже 50,6%.

По уровню проникновения Twitter лидерство осталось за Санкт-Петербургом -2,1%. Практически такое же проникновение зафиксировано и в Москве – 2% населения. Третью строчку заняла Новосибирская область, проникновение в ней составило 1%.



Ежемесячная аудитория сети снизилась на 10 млн человек и составила  16,6 млн, а число активных авторов – 830 тысяч человек.

Гендерная структура Моего Мира практически не изменилась, 41,8% мужчин и 58,2% женщин.

В возрастном распределении авторов сети Мой Мир продолжилось укрепление групп среднего возраста: доля категории от 35 до 44 лет составила 25,4%, а 25-23 – 23,9%.

 

Лидером рейтинга регионов по проникновению сети «Мой Мир», как и прежде, является Челябинская область — 1,5% населения, второе место – Севастополь – 1,1%, далее – Москва – 1% населения.



LiveJournal остается площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 15 млн человек ежемесячной аудитории, активность проявляют всего 111 тыс. авторов.

В LiveJournal сохраняется преобладание авторов мужского пола – 55,9%. Живой Журнал по праву можно назвать наиболее мужской социальной сетью России: в блогах отмечается также наивысшая доля содержательных дискуссий.

Возрастная структура ЖЖ стабильна, наибольшая доля авторов приходится на группы 18-24 года – 37,2% и 25-34 года – 35,8%.

Сравнение социально-демографических характеристик авторов




За последние пол-года социальные медиа успели повзрослеть, сократилась доля авторов младше 18 лет, преобладают в ЖЖ и ВКонтакте авторы 18-24 и 25-24 лет, в других сетях – авторы 25-34 и 35-44 лет.

Для Твиттера и Instagram данные о возрасте активных авторов отсутствуют.



В гендерной структуре социальных сетей преобладают женщины, особенно велика их роль в Instagram (77,1% активной аудитории) и Одноклассники (69,1% авторов). Преобладание мужчин среди активных авторов наблюдается только в ЖЖ и Твиттере.

Тренды и прогнозы


  1. Идет значительное увеличение активности российского сегмента Инстаграм. Причем большинство авторов Инстаграм являются активными пользователями других соцсетей — доля кросспостинга из Инстаграм в другие соцсети превышает 50% сообщений.
  2. Продолжается рост российской части Фейсбук. Причем этот рост наблюдается в первую очередь в области деловых контактов и бизнеса. Доля Фейсбук при анализе бизнес тематик часто составляет более 30% всего объема данных соцмедиа по теме.
  3. Продолжается активный рост сайтов с отзывами — и по количеству новых отзывов, и по посещаемости.
  4. Медленно теряет активность российская часть Твиттера. При этом в Твиттере уменьшается и активность спам-ботов, но тем не менее она еще составляет более 30% потока.


Основные термины исследования:


Автор – пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц.

Сообщение – любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях и др. Сообщения в личной переписке или в режиме «только для друзей» не учитываются.

Аудитория — количество человек, заходивших на сайт хотя бы 1 раз за месяц.

Комментарии (12)


  1. mtp
    14.01.2016 22:45

    Самое удивительное по беглому просмотру вышеприведенной статистики — школоты во вконтакте стало значительно меньше. Интересно, почему?

    То, что одноклассники и моймир статистически привлекательны преимущественно для тёток, уже писали, но вот про инстаграм это совершеннейшая новость. Хотя и ожидаемая со всеми этими девчачьими фильтрами. Жаль, нет разделения по *гуманитарному* признаку, было бы еще интереснее.


    1. gene4000
      15.01.2016 07:00
      +1

      Возраст аудитории будет только увеличиваться. В силу естественных причин.


    1. IRainman
      22.01.2016 14:41
      +1

      Поддерживаю высказывание gene4000 и процитирую вспомнившуюся фразу: «мы живём в уникальное время когда большинство пользователей соцсетей ещё живы»


  1. gene4000
    15.01.2016 06:48

    Очень понравился график «Пол авторов». Мне кажется, что это уровень адекватности нарисован, а не только пол.
    Хотя тезис о ЖЖ, что в блогах отмечается наивысшая доля содержательных дискуссий несколько сомнителен )))


  1. worker
    15.01.2016 17:43

    жаль, что нет оценок смысловой нагрузки всех этих сообщений


    1. aleks_raiden
      20.01.2016 16:39

      «а судьи кто»?


  1. AndrewTishkin
    21.01.2016 12:26

    Из 3.3% анкет в Facebook никто не указал, что ему меньше 18 лет?


  1. m0nstermind
    21.01.2016 16:20
    -1

    Статья не полностью скопипащена с adindex.ru/publication/analitics/100380/2016/01/14/131310.phtml

    Ответ проекта «Одноклассники» на исследование Brand Analytics

    На прошлой неделе компания Brand Analytics выпустила исследование по аудитории социальных сетей в России. К сожалению, это не первое исследование, которое выходит от имени агентства. По нашим наблюдениям данные отчетов часто используются бренд-менеджерами и SMM-специалистами для работы и стратегического планирования. Мы не только не согласны с результатами исследования, но и вынуждены сообщить о некорректности цифр и методики сбора данных. Нам бы не хотелось, чтобы партнеров и коллег вводила в заблуждение ложная информация. Мы взяли за основу удивительную методику BA и посчитали реальные данные. Делимся ими с вами.
    За декабрь 2015 года в России в «Одноклассниках» было зафиксировано 24 млн «авторов» по терминологии Brand Analytics против 1 млн, который они упоминают в своем исследовании. Еврейская автономная область, которая в списке у BA стоит на первом месте, на самом деле находится на 7 месте с конца.
    Топ регионов по доле авторов (сколько авторов относительно населения региона/города):
    — Краснодарский край
    — Самарская область
    — Хабаровский край
    — Москва (как город)
    — Свердловская область
    — Санкт-Петербург (как город)
    — Приморский край
    — Воронежская область
    — Саратовская область
    — Иркутская область.
    А вот топ регионов по абсолютному числу авторов, в котором ожидаемо на первом месте Москва:
    — Москва
    — Краснодарский край
    — Свердловская область
    — Санкт-Петербург
    — Самарская область
    — Ростовская область
    — Ставропольский край
    — Новосибирская область
    — Саратовская область
    — Иркутская область.
    В прошлом году по результатам схожего исследования Brand Analytics мы решили открыть данные и предоставили расширенный доступ к API для более корректной обработки данных. К сожалению, это никак не повлияло на релевантность исследования.
    С сегодняшнего дня мы официально закрываем доступ для компании Brand Analytics к нашему API и запрещаем использование грабберов.
    Если ваша компания занимается анализом и обработкой данных, вы можете получить расширенный доступ к API, написав запрос на partners@ok.ru с темой «Аналитика».


    1. OzzyTech
      21.01.2016 23:13
      -1

      1. В комментах достаточно было ссылки.
      2. По Вашей же ссылке уже дан хороший коммент по рассчетам «расширенного» API OK. 1.3 миллиона, пусть даже 2.5 миллиона при фантастике, что скорость света бесконечна и задержек в интернете нет. Это все равно мелочь на фоне 15 миллионов API ВКонтакте, 12 миллионов Twitter и 10 миллионов Facebook (речь про русскоязычные потоки данных).
      3. Добавлю дегтя: говорить о запрете граберов — глупость на уровне школьника. И не потому, что распределенная система граберов «не ловится», а потому что это медленная процедура, которая может принести еще 40-50 тысяч комментов. Всего. Это вообще не добавка даже к куцему API OK для групп.


      1. m0nstermind
        22.01.2016 11:13

        Нет, не достаточно. Если уж копипастить, то полностью.
        2. Для вас это больше вопрос веры. Вы можете верить в цифры БА, ваше право. Информацию из первоисточника я привел. С моей точки зрения нестыковки в отчете БА в части данных об ОК.ру очевидны всем.
        3. Как жаль, что вы не директор одноклассников. Уж вы бы не допустили таких глупостев ;-)


  1. OzzyTech
    22.01.2016 17:16

    1. Видимо Вы один из очередных невнимательных директоров одноклассников? Материал на ММ был размещен 14-го января. Ваши добавки на ресурсе появились на следующий день. Информация об исследовании индустрии полезна для аудитории ММ и не зацикливается на одних ОК. Свыше 300 ссылок на материал ММ отправлены в ВК, Фейсбук, Твиттере, Инстаграме, для людей данная информация полезна.

    2. При чем здесь вера? Мне лично все равно сколько и чего в ОК, я не пользуюсь ОК. Есть цифры пропускной способности и формат данных вашего API, Вам всего-то нужно увязать цифры.

    Верить Вам на слово, что 24 миллиона? Пожалуйста, верим. Только определитесь и укажите 24 миллиона чего? Активных авторов в Топ-100.000 группах? — Не верится, не бьется по цифрам и логике.
    Активных авторов публичных сообщений вообще? Написавших что-то в личку друг другу? Сформулируйте и проаудируйте, если считаете важным. Делов-то.

    3. То есть Вы так рассматриваете свои действия? :-)
    А если по-серьезному, то, во-первых, ОК можно смело поздравить с тактической победой — опубликованный аудит доходов ОК выше, чем у ВК. Желаю, чтобы победа не оказалась Пирровой, стратегически конкуренты делают сильные шаги, например ВотсАп, за которым стоит Фейсбук, стал полностью бесплатным и отказался от рекламы. Сильный стратегический ход. Вот об этом и стоит подумать «директору одноклассников». Бодание по подсчетам тоже нужно, но не директорское это дело. Директоры ФБ, ВК, ЖЖ и пр. во всяком случае понимают важность внешнего аудита.


  1. OzzyTech
    22.01.2016 21:32

    Для любителей цифирек и раздумий «что бы это могло значить» вот еще один информационный срез по соцсетям, который получен от одного из популярных счетчиков: суточная статистика переходов из разных соцсетей на 100.000 мелких и средних сайтов (нет крупных порталов, популярных новостных и развлекательных ресурсов):

    vkontakte.ru: 433.758
    facebook.com: 115.947
    twitter.com: 28.085
    livejournal.com: 14.367
    liveinternet.ru: 2.798
    mirtesen.ru: 2.312
    odnoklassniki.ru: 1.417

    Выводы можно делать, конечно, разные, на мой взгляд подобный вид статистики можно рассматривать как уровень капсуляции или самодостаточности социума ресурса: например, обсуждаются темы и проблемы, которые не связаны с внешними событиями и ситуациями, или инертность людей, не привыкших уходить с из своего мирка общения на внешние ресурсы.