
Камэкура Юсаку — один из основоположников современного дизайна в Японии. Его работы сочетают западные принципы модернизма с японской эстетикой, создавая лаконичные, но выразительные визуальные решения. Именно он автор логотипов для Nikon, Toshiba, Toyota, TDK и многих других компаний. О его жизни и творческих принципах мы и расскажем в нашем материале.
Первые шаги и признание
Камэкура Юсаку родился 6 апреля 1915 года в префектуре Ниигата в многодетной семье: он был четвертым сыном крупного землевладельца. Отец привил ему любовь к живописи и графике, так как сам увлекался поэзией и рисунками нанга.
Уже в семнадцать лет Камэкура получил свой первый заказ — ему поручили оформить японское издание книги Экзюпери «Ночной полет». Он сотрудничал с журналами и издательствами. Казалось бы, ничто не могло помешать карьере молодого и перспективного дизайнера. Но началась война. О том периоде в его биографии известно немного. После нее — в разрушенную Японию стали проникать европейские и американские товары и, соответственно, западный графический дизайн.
Камэкура Юсаку рассказывал, что однажды, попав на вокзал, он обнаружил там пустые коробки с какой-то абстракцией. Вероятнее всего, их выбросил американский военный. Японец был заворожен необычным внешним видом рисунка на коробке. Поэтому забрал тару к себе домой, поставив в своей комнате.
Прямо заимствуя подобные иностранные наработки, а также используя национальные традиции, Юсаку создал поистине народные логотипы и рекламные плакаты: здесь и разработанные концепции визуального стиля Олимпиады 1964 года, Expo 1970, бренд Nikon Cameras, проекты для Токийского конкурса дизайна осветительных приборов.
Во всех случаях — Юсаку конструировал свою вселенную, требуя от своих подчиненных максимального перфекционизма.
Вот, например, плакат, иллюстрирующий Олимпиаду 1964 года. Здесь показаны в динамике представители разных видов спорта: вот пловец напрягает последние силы для финального рывка, вот — легкоатлеты, конкурирующие друг с другом в попытке добраться до финишной ленты. Секрет в том, что для удачного фотоснимка требовалась значительная подготовка: Юсаку не стеснялся делать десятки дублей, задерживая спортсменов на несколько часов.

Что касается логотипа Олимпиады, то здесь мы видим как раз тот самый синтез восточного и западного: золотые олимпийские кольца, алый круг над ними — тут и флаг, и символ восходящего солнца, и естественная простота и элегантность!

Дизайнер позже вспоминал: «Что касается этого плаката, я с самого начала решил использовать фотографию [для иллюстрации]. Плакаты до этого были нарисованы плохими художниками. Они не производили впечатления. Фотография была единственным вариантом».
Или, например, вот обновленный Юсаку логотип Nikon. Он явно сочетал в себе как западные тренды (и, соответственно, современность), так и традиционные японские мотивы. Такой баланс был необходим, так как фирма переросла национальный рынок, выйдя и на международный уровень. Отметим, что этот логотип Nikon использовался компанией в течение 20 лет.

После — произошла еще одна модернизация товарного знака. Однако от подходов, взятых на вооружение Юсаку, фирма не отказалась.
На что обратить внимание, изучая плакаты, созданные этим дизайнером?
Характерные черты Юсаку — нестандартное соединение геометрии, ярких оттенков и фотографий. Также инноватор не стеснялся играть с освещением.

Цель — акцентировать внимание на достоинствах рекламируемого. Так, на плакатах, созданных в партнерстве с упоминаемым ранее Nikon, Юсаку делает ставку на максимальной четкости, яркости, которые прямо ассоциировались с новым объективом, предлагаемым японской корпорацией.
Какой позиции придерживался дизайнер?
Он указывал, что может работать только в том случае, если идеология фирмы совпадает с его точкой зрения: «Я не буду выполнять работу, правильность которой не могу гарантировать, независимо от суммы вознаграждения. Это значит, что я отказываюсь создавать логотипы и плакаты для политических партий и религиозных организаций, так как обычно не разделяю их идеалы и цели, и не могу найти вдохновение для создания работ, которые не считаю значимыми и интересными».

Дизайнер уделял внимание не только подготовке к съемкам, но и тому, как (и где) будут печатать придуманные им изображения.
Например, когда создавался логотип и плакат, посвященный грядущей Олимпиаде 1964 года, Юсаку обратился в несколько компаний с просьбой провести многоцветную глубокую печать.

«Когда я настаивал на использовании глубокой печати, президент Toppan [одна из фирм, в которую обратился Юсаку] все время говорил: «Профессор Камэкура, это будет стоить денег. Пожалуйста, дайте нам передышку». Поэтому я сказал им: «Президент, вы должны это сделать, потому что это Олимпиада. Пожалуйста, поплачьте и подумайте об этом как о чем-то [нужном] для вашей страны». В итоге им пришлось потратить собственные деньги на печать гравюры».
Каким должен быть дизайн по мнению Камэкуры?
Юсаку считал, что внешний облик создаваемой продукции необходимо подчинять требованиям не только внутреннего (японского) стандарта, но и международного. Инноватор привозил в Страну восходящего Солнца наиболее интересные западные работы в этой сфере, а также читал лекции о социальной природе дизайна.
Великого творца не стало 11 мая 1997 года. В его честь учреждена одна из самых престижных премий в сфере графического дизайна в Японии. Он оставил богатое наследие и подготовил десятки талантливых учеников.
О сервисе Онлайн патент
Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
sotland
Отлично звучит, я пожалуй добавлю: однозначно... или нет, лучше: очевидно
eimrine
Кстати, в логотипах обычно всё есть таки очевидным и явным
Было: шестиугольная призма, линза, надпись Tokyo и ещё какое-то непонятное неяпонцам слово. Всё монохромно.
Стало: моднячий прямоугольник с заокргуленными углами (была какая-то знаменитая история как Билла Гейтса водили по городу с целью показать что IRL существуют только прямоугольники с фасками), больше минимализма, добавился цвет, в фигуре возможно намёк на широкоугольную видеосъёмку, ну и курсив должен что-то позитивное символизировать.