В рамках развития игровой индустрии все больше набирает популярность явление киберспорта. Во многих странах, как и в Российской Федерации, киберспорт всё чаще признается официальным видом спорта. Всё большее внимание рекламодателей, букмекеров и различных инвесторов привлекают разнообразные турниры по популярным дисциплинам, многие такие рекламодатели же самостоятельно, вне компаний-разработчиков, организуют турниры для повышения популярности как игры, так и компании, обеспечивая выгодный симбиоз для каждого: игра получает дополнительное внимание, киберспортсмены получают возможность показать свои навыки, а рекламодатели получают широкую огласку продукции их компании. Количество игр, разнообразие дисциплин растёт с каждым годом, в результате чего растёт и количество желающих попасть в киберспорт. Для начинающих игроков и людей, которые застопорились в своём развитии как игрока, мы выделили внутренние и внешние факторы, влияющие на становление профессионального киберспортсмена и составили из них руководство, которым могут пользоваться как люди, желающие продвижения в киберспорте, так и те, кто хочет улучшить свои игровые навыки.
Внутренние факторы, оказывающие влияние на становление профессиональным киберспортсменом
Индивидуальные навыки игрока
При обсуждении ключевых факторов, влияющих на навык игрока первым делом стоит выделить важность сологейминга. Что же это такое? В данной статье термин “сологейминг” - представляет из себя регулярное поддержание своих игровых навыков в тонусе при выполнении каких-либо игровых задач, например вдумчивое проведение нескольких игровых матчей или сессий. Однако стоит сделать ремарку на то, что в контексте командных игр сологейминг не должен принижать значение навыков взаимодействий с другими игроками.
Как же правильно использовать сологейминг для достижения лучшего результата? Игрок должен регулярно заходить в игру, проводя в ней минимум полтора-два часа времени игры в одиночку для развития своих навыков микроигры, которые включают в себя быстроту принятия решений, реакцию, а также навыки, индивидуальные для каждого жанра игр (Меткость для шутеров, менеджмент линий в MOBA и т. д).
Не каждый игрок имеет понимание, какие навыки и каким образом ему лучше оттачивать, поэтому мы вам расскажем. Если вы игрок в MOBA или файтинги, ключевым навыком для развития является заучивание и выполнение комбо. Если вы игрок в шутеры, то вам стоит изучить варианты дополнительных программ или карт внутри игры, тренирующих вашу меткость в различных условиях (трекинг, фликшоты). Если же вы предпочитаете автобатлеры, то нужно изучить все возможные комбинации и билды, чтобы в процессе игры быстро находить нужный вектор или менять его; если предпочитаете ККИ, то нужно также изучать то, какие действия может вам противопоставить противник и то, как это предотвратить.
Постоянное проведение игровых сессий положительно влияет на рост персональных навыков, однако наибольший прогресс обеспечивает комбинирование сольных игр с аналитикой.
Что из себя представляет аналитика игровых матчей? Она делится на несколько ключевых факторов: анализ сольных матчей профессиональных игроков с точки зрения микроигры, а именно изучение позиционирования, выбора приоритета целей, совершенствование понимания ротации (в случае наличия персонажей/предметов с различными игровыми механиками) и умения применять её в различных ситуациях; не меньшее значение имеет анализ профессиональных игр и турниров с точки зрения общих её механик, а именно изучение всех преимуществ игровых карт, комбинирования различных игровых механик в процессе игры и понимание ролей каждого члена команды (если игра командная).
Так как в данный момент большинство соревновательных игр имеют более командный формат, нежели сольный, в контексте этой статьи большее внимание будет уделяться именно этому типу игр. Наиболее распространен в данный момент соревновательный жанр в MOBA-играх и шутерах, например Counter Strike, League of Legends. Наиболее популярными сейчас соревновательными жанрами являются шутеры и MOBA, к примеру Counter Strike и League of Legends, также стоит упомянуть про одиночные жанры: ККИ, файтинги и автобатлеры, такие как Hearthstone, Mortal Combat и TeamFight Tactics.
Рассмотрим некоторые термины и явления, которые зачастую активно применяются в данных играх, однако отсутствие четкого их понимания может мешать игроку повысить свои навыки и добиться более высоких целей, преодолеть так называемый стеклянный потолок.
Первым термином будет Space (Спейс, пространство), что же он означает? Всё, что окружает игрока на карте - это пространство, в любой соревновательной игре этот термин имеет ключевое значение, ведь какие бы не были обстоятельства, каждый игрок стремится получить как можно больше пространства под контроль.
Управлять игровым пространством очень важно. Среднестатистический игрок может сказать, что это просто: ведь нужно просто идти вперёд, так сказать, на пробив, пытаясь задавить оппонентов. Частично это действительно так, однако на деле всё бывает сложнее. Ведь если один человек или команда просто попытаются пройти напрямую, противоположная может попытаться устранить их на подходе или окружить. Отсюда выходит следующий вывод: для грамотного использования пространства нужно подобрать грамотную стратегию, с чего же начать?
Для грамотного использования игрового пространства нужно иметь знания игровых карт и понимание макроигры. К примеру, вы планируете захватить какой-то объект, на котором обосновался противник. Как вы будете этого достигать? Наверное, начнете пытаться зайти с разных сторон. Это верное решение.
Понятие подбора угла давления (Angle) имеет весомое значение в управлении пространством, как же использовать его правильно? В современных играх любая карта имеет обходные пути, которыми можно воспользоваться. Как воспользоваться ими эффективно? Любой процесс игрового раунда заключается в попытках завоевать и наоборот, отстоять пространство. Чтобы подготовиться к защите или завоевании пространства нужно грамотно подобрать углы, а именно найти менее контролируемые на данный момент зоны противника, в идеале подобрать несколько зон, чтобы потом надавить на них одновременно, заставляя противника отступить.
Как же найти эти наименее контролируемые зоны и надавить на них? Зачастую они существуют всегда, для получения преимущества в игре может сыграть абсолютно любой фактор: это может быть наиболее слабый игрок противника, разница по количеству игроков в бою, ловля противника на ошибке или грамотный менеджмент ресурсов.
Что же такое ресурс? Этим может быть наличие любой исчерпаемой игровой механики, например: количество патронов, время восстановления или наличие определенных способностей или наличие каких-либо усилений. На самом деле, даже такие неочевидные на первый взгляд вещи, как пространство или наличие игроков поблизости также можно отнести к ресурсу.
Нахождение углов давления может быть так называемой пробой захвата пространства противника, чтобы выжать из него ресурсы, чтобы уменьшить способность его противостояния и открыть окно для попытки захватить требуемое пространство.
Стоит отметить, что навык использования ресурсов является одной из наиболее важных составляющих в любой соревновательной игре. Каждый ресурс имеет свой вес, но также отсутствие каждого из них может привести к поражению. Наиболее распространенной тактикой для управления ресурсами является попытка выжать у противника каждый, имеющий решающий вес ресурс посредством использования собственных менее важных, например “выбивание” из оппонента ультимативных способностей, с целью уменьшения его возможностей в грядущих командных боях.
Какой из ресурсов мы всё еще не затронули подробно, хотя он является ключевым? Конечно же игровые роли. В любой командной игре не может быть пять атакующих из пяти, которые выполняют одинаковую функцию. Кто-то должен выполнять функции поддержки, кто-то создавать активное давление на противника, а кто-то наоборот, удерживать пространство команды от давления противника. Таким образом, мы можем выделить три ключевые роли, которые по обыкновению выделяют в любой командной игре, если же конкретных ролей не выделяют в процессе геймдизайна, эти роли выделяют уже сами игроки в игре, распределяя различные обязанности в команде. Принцип остаётся тем же: есть игроки поддержки, защиты и нападения.
С наличием различных ролей мы разобрались, это довольно просто, однако на самом деле в играх, где наиболее чётко видно распределение ролей, зачастую происходит самая главная ошибка в их определении. Если мы возьмем классический пример геройских шутеров по типу Overwatch или MOBA как League of Legends, то мы увидим наглядную разницу между явно выделенными ролями и тем, какие функции выполняют персонажи этих ролей на профессиональной сцене в отличие от низких и средних рангов.
Если вы посмотрите на игру профессиональных игроков, вы можете заметить, что зачастую игроки защиты могут играть агрессивно или герои нападения наоборот, защищать кого-то, а герои поддержки, которых многие принимают только за лекарей, могут активно выполнять роли защиты и нападения, пусть зачастую и не выступают на первой линии передовой.
Зачем же тогда распределение ролей в целом, спросит неопытный игрок? Это упрощение для тех, кто получает удовольствие от игры, для большей легкости погружения в игровые условия и привыкания к игровому процессу. Если вы хотите улучшать свои навыки, то вы должны научиться понимать, что так называемые саппорты (герои поддержки), специализирующиеся на излечении, могут не только исцелять, но и помогать замедлением, контролем или защитой кого-то конкретного. Если мы берем героев нападения, то они обязаны не забывать про своих саппортов, фокусироваться только на нападении может зачастую оказаться неверной тактикой, особенно если вы останетесь в одиночку против целой команды.
К чему же все эти подробности? Они к тому, что для цельного понимания игры каждая роль выполняет не только свои ключевые задачи, но и взаимодействует с командой. Игроки должны действовать как слаженный механизм, поддерживая выполнение каждой из ролей. Это неочевидный для многих, однако очень важный момент, который, при оттачивании навыков будет зарабатываться на практике в рамках сологейминга, как мы обсуждали ранее, так и в рамках командных тренировок.
Командные взаимодействия
Итак, всё, что может сделать игрок для повышения своих навыков в одиночку, мы изучили. Однако добиться такого успеха в одиночку весьма сложно, можно даже сказать, что такого добиваются единицы. Поэтому давайте рассмотрим все варианты взаимодействия с другими людьми, которые могут помочь вам усовершенствовать свои навыки.
С кем же вам точно придётся взаимодействовать, если вы планируете приблизиться к уровню киберспортсмена или просто повысить свои навыки, давайте разберёмся повнимательнее.
Если ваша специализация - командные соревновательные игры, то в первую очередь вы столкнетесь с тем, что вам необходимо взаимодействовать с другими игроками для достижения цели - победы. Некоторые могут подумать, что для этого достаточно просто сидеть в голосовом чате и периодически играть в группе, по аналогии с тем, как мы обсуждали регулярную игру в одиночку, но это не совсем так.
В первую очередь, любая команда должна разделить себя на определенные роли, в идеале подроли, но об этом чуть позже. Вы должны распределить не только внутриигровые функции, но и внешние. Они заключаются в таком сложном, но важном слове - коммуникация.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы просто говорить? На бумаге это просто, а в пылу сражения оказывается, что половина информации является или не имеет значения, или игнорируется. Как это исправить? Давайте сначала определим роли в команде, каждая из которых возьмет на себя одну из функций. Следует отметить, что это разделение является не универсальным, один человек может совмещать в себе несколько функций, однако участие в коммуникации должны принимать все игроки.
Капитан (лидер, Captain). Внутри игры именно этот человек выполняет координирующую работу команды, а именно: составление плана на следующий бой; распределение ресурсов, которые нужно потратить или наоборот, сохранить; выполнение драфт-составляющей (при её наличии); распределение персонажей по игрокам команды (При их наличии). В контексте небольших команд также может выполнять работу менеджера.
Координатор (выбор цели, Shot-Caller). Внутри игры выполняет ключевую функцию - выбор цели для атаки. Зачастую в игре выполняет роль или главного атакующего или защитника. Отвечает за расставление приоритетов выбора цели, непосредственное её указание в голосовом чате, все игроки должны внимательно слушать его слова (коллы, calls) чтобы выполнять свою работу сообща.
Разведчик (Скаут, Scout). Внутри игры отслеживает позиционирование противников с целью предупреждения окружения своей команды или обнаружения ошибок с точки зрения позиционирования противников. Может сочетаться с позицией трекера и выполняться как одним человеком, так и всей командой с приоритетом конкретно выбранных лиц.
Трекер (Отслеживание, Tracker). Внутри игры выполняет функции отслеживания наличия ресурсов противника, их кулдаунов. Может выполняться как одним человеком, так и всеми членами команды с отдачей приоритета кому-то конкретному, также может сочетаться с позицией разведчика.
Менеджер. Необязательная роль, которую может выполнять как отдельный человек, так и капитан команды или тренер, что чаще происходит в небольших командах. Отвечает за поиск турниров, информирование команды, сбор всех нужных данных и организацию тренировочных матчей (скримов).
Тренер. Необязательная, но желательная для команды роль, не принимающая участие непосредственно в матче, которую зачастую выполняет отдельный опытный игрок, который хорошо разбирается в аналитике матчей, в микро и макро составляющих самой игры. В рамках команды он занимается анализом как команды, так и каждого игрока по отдельности, разбирает тренировочные и турнирные матчи команды или определенные матчи отдельных игроков с целью выявления ошибок с составлением советов для их дальнейшего исправления. Также занимается разработкой тактики команды в различных ситуациях и анализом предстоящих противников.
Следует еще раз напомнить, что функции координатора, разведчика и трекера могут или сочетаться в одном человеке, или дополнительно выполняться всей командой, с приоритетом в виде назначенного лица. Наличие же тренера пусть не является обязательным, но его важность в развитии команды неизмерима, потому чем выше игровые навыки команды, её общий ранг, тем выше необходимость тренера, особенно важно иметь его уже в профессиональных командах, так как тот связывает всех членов команды воедино.
В рамках же одиночных соревновательных игр тренером зачастую является более опытный игрок, который также анализирует матчи и действия игрока, на основе чего дает советы в улучшении навыков, как в микро, так и в макро понимании игры.
В функциях менеджера вы также увидели такое словосочетание, как тренировочные матчи (Скрим). Что же это такое и чем они отличаются от обычной соревновательной игры команда на команду? Зачастую целью тренировочных матчей является не просто победа, а оттачивание командной работы, проба новых или оттачивание уже существующих стратегий в командных боях. Именно в таких матчах задействуются все ключевые умения и навыки игроков от личных способностей и менеджмента ресурсов до умения правильно использовать коммуникацию и взаимодействовать с командой.
Ранее мы упомянули подроли, что же это такое? Этот термин зачастую используется в геройских шутерах, но некоторые проявления и вариации этого термина могут использоваться и в других жанрах. Допустим, у вас в команде два представителя роли поддержки, если оба будут акцентировать внимание на лечении, то возможна и многовероятна его избыточность, что же делают в таких случаях опытные игроки? Правильно, разделяют игроков на основную (мейн, main) и второстепенную (офф, off) позиции. Основную позицию обычно занимает тот герой поддержки, вокруг которого строится командная игра, к примеру он обладает ключевыми способностями для реализации определенной игровой стратегии или может весомо повлиять на игру. Второстепенную позицию же занимает обычно герой поддержки с более постоянным использованием ресурсов и специализацией, например, на излечении. Его ресурсы не направлены на то, чтобы вокруг них построить какую-то стратегию, однако все их действия направлены на то, чтобы стабилизировать её.
Подведём итоги данного раздела. В рамках командных взаимодействий крайне важен каждый элемент, а именно:
Регулярное проведение игровых матчей в составе всей команды
Работа с тренером команды
Разделение как внутриигровых, так и внешних ролей в команде
Активное участие и использование коммуникации
Проведение тренировочных матчей с последующим анализом
Когда мы затрагиваем командные взаимодействия также не стоит забывать о психологии.
Психология. Что такое тильт и как его предотвратить?
В рамках как сольной, так и командной игры встречается такое важное понятие, как тильт. Что же это такое? Тильт — это состояние эмоциональной нестабильности, при котором игрок теряет контроль над своими действиями и начинает допускать всё больше ошибок.
Какие могут причины этой нестабильности? Некоторые типы личности бывают больше склонны к тильту из-за импульсивности, а игровые условности часто выводят человека на эмоции, которые не всегда могут быть положительными. К примеру, череда неудач несколько матчей подряд может заставить человека злиться, из-за чего падает его настрой и качество игры, игрок начинает чаще совершать ошибки, давать лишнюю информацию и заглушать нужную в коммуникации, игнорировать своих сокомандников, по эффекту домино начинает страдать вся команда.
Как же регулировать свое эмоциональное состояние? Каждый человек справляется с тильтом по разному, но можно выделить несколько общих вариантов разрешения проблемы:
Отвлечься от проблемы, например, сходить умыться между матчами, пройтись по комнате, чтобы мысленно расслабиться.
Проанализировать собственные действия, может быть, вы совершаете ошибку, но не хотите её признавать.
Постарайтесь слушать команду, ведь уходя в себя, люди часто начинают всё сильнее злиться, а значит, совершать все больше ошибок.
Если игрок часто замечает за собой импульсивность, злобу и агрессию, возможно ему стоит провести несколько сессий с психологом, чтобы получить профессиональную помощь и сделать приятнее не только свой игровой, но и жизненный опыт.
Именно психологический аспект зачастую имеет влияние на успешность матча, например, при явном превосходстве противника игроки подсознательно могут меньше стараться для достижения цели, так как меньше будут верить в её достижимость.
Также иногда на поведение человека могут влиять игровые действия противника, например, если на определенном игроке будет постоянно фокусироваться вся вражеская команда, тот с большой вероятностью уйдет в состояние тильта.
Если состояние тильта индивидуальное, то как же наиболее часто стараться его избегать или предотвращать? Игроки должны найти свои способы борьбы с эмоциями, а также обращать внимание на своих сокомандников, помогать им, как морально, так и в игре, подбадривать, возможно разряжать обстановку, чтобы настроение команды смогло, так скажем, перезагрузиться и настроиться на позитивный лад.
Тема эмоционального состояния игрока крайне важна, поэтому в профессиональных командах практически всегда существуют психологи, которые помогают игрокам преодолеть личные проблемы и конфликты, в менее профессиональных командах также можно использовать метод ретроспективы: анализировать, что пошло не так в процессе игры, чтобы в дальнейшем предупреждать и предотвращать подобные ситуации. Однако не стоит забывать и про физическое состояние игрока.
Физическое состояние игрока. Важность физических тренировок и здоровья игрока
Обычному игроку может показаться, что киберспорт на то и имеет корень “кибер”, чтобы не быть требовательным к физической подготовке и возможностям игроков, акцентируя внимание на деятельности непосредственно в компьютерных играх, но на самом деле это не совсем так. Во многих профессиональных командах не без причины принуждают игроков к занятиям обычным спортом, к отслеживанию своей физической формы.
Для чего это делается? Активные тренировки и в целом занятие киберспортом напрямую связано с постоянной сидячей активностью, что может негативно влиять на здоровье игрока, а вследствие и на его эффективность в игре, если это игнорировать. Долгое проведение за компьютером может привести к проблемам со спиной, зрением или вовсе к сердечно-сосудистым нарушениям.
Для более корректного описания важности поддержания физического состояния игрока в тонусе обратимся к результатам исследований[1] данного явления, по которым было выявлено следующее:
Высокая реакция и координация движений являются ключевыми качествами для профессионального киберспортсмена. Также выделяют существенное влияние способности к быстрой реакции на изменения в игровой ситуации и точности выполнения мелкомоторных движений на эффективность и результативность игры.
Поддержание высокого уровня физической формы и здоровья игрока также напрямую связано с повышением игровой прозводительности, так как оптимальное физическое состояние способно улучшить концентрацию, выносливость и устойчивость к стрессу, что является ключевыми факторами достижения успеха в соревновательных условиях.
Таким образом, любой игрок, желающий достичь успехов в киберспорте должен уделять должное внимание своей физической форме и здоровью, чтобы улучшать свою игровую производительность. Для достижениях этих целей можно изучить различные специальные тренировочные программы и выбрать подходящую.
Внешние факторы, оказывающие влияние на становление профессиональным киберспортсменом
Индивидуальные навыки играют решающую роль в возможной карьере будущего киберспортсмена, однако огромную роль играет и сама индустрия. Киберспорт (или англ. Esports) испытал огромный рост популярности и масштаба за последнее десятилетие. На него обращают внимание внимание игроки, фанаты, компании, спортивные организации и правительства государств. Крупнейшие турниры набирают миллионы просмотров и привлекают спонсоров из различных индустрий, и все больше стран признают киберспорт как официальный вид спорта и проводят соревнования. Во многом успех киберспортсменов зависит именно от того, как к выбранной дисциплине относятся вышеперечисленные категории.
Влияние игровых компаний
Для начала, конечно, стоит поговорить о тех, с кого все начинается - с компаний-разработчиков игр. Большинство соревновательных онлайн-игр выходят на рынок в том числе с расчетом на развитие игры как киберспортивной дисциплины и принимают определенные действия для достижения этой цели.
Если не брать в расчет игры на мобильных устройствах, которые имеют определенное преимущество за счет своей доступности, абсолютными чемпионами в популяризации своих игр как киберспортивных проектов являются Riot Games. League of Legends и Valorant - одни из самых популярных киберспортивных дисциплин нашего времени. Финал LOL Worlds 2024 достиг 6,8 млн. одновременных зрителей, а Valorant достигает немалых успехов несмотря на относительную молодость в сравнении с остальными крупнейшими игроками на рынке. В СНГ немалой популярностью обладают CS 2 и DOTA 2 от Valve, которые славятся крупнейшими призовыми фондами среди конкурентов.
Очень важным понятием в киберспорте являются так называемые “тиры”. Если кратко, то так называют уровни турниров, игроков и команд в про-сцене. Обычно выделяют три тира, и хотя их классификация несколько размыта и может меняться в зависимости от конкретной дисциплины, зачастую она распределяется таким образом:
Тир 1. Высший профессиональный уровень. Здесь находятся крупнейшие лиги, турниры, чемпионаты мира. В первом тире играют лучшие команды, и попасть в него является мечтой любого киберспортсмена, который хочет построить успешную карьеру;
Тир 2. Как правило турниры второго тира являются прямым путем в первый тир. Они менее масштабны и не так активно финансируются крупными спонсорами, однако тир 2 не менее важен, чем первый, так как именно здесь раскрываются новые таланты, и здесь открывается их путь к успеху;
Тир 3. Место для полупрофессиональных команд, локальных и онлайн-турниров, а также соревнований с открытой квалификацией. Это возможность испытать и улучшить свои навыки в приближенных к профессиональным условиям.
Рассмотрим League of Legends и то, как киберспортивные лиги выстроены у них. К тир 1 относятся 5 профессиональных лиг - Южно-корейская LCK, Китайская LPL, Европейская, Среднеазиатская и Африканская LEC, Американская LTA и Тихоокеанская LCP. До 2022 года также существовала Континентальная LCL. В конце игрового сезона (раз в год) лучшие команды из этих регионов встречаются на Чемпионате мира Worlds. Свои крупные турниры за счет популярности и силы регионов проводят Китай и Южная Корея.
В тир 2 находятся национальные чемпионаты регионов, которые не дотягивают до уровня крупнейших лиг, но имеют довольно высокий уровень. Здесь нашли себе место и бывшие тир 1 лиги, потерявшие прямую связь с Worlds и MSI и ставшие ступенью на пути к одной из главных лиг.
К нему же относятся команды-академии, игроки которых борются в первую очередь за возможность попасть в основной состав, а также локальные команды. Например, в Америке лучшая из тир 2 команд получает возможность занять “гостевой слот” в LTA и проявить себя.
В третьем тире в основном находятся чемпионаты относительно слабых регионов, например испанская LVP Superliga. Большинство официальных тир 3 турниров являются способом квалификации в тир 2.
Riot Games прикладывают огромное количество усилий, чтобы League of Legends оставалась на верхушке киберспорта. Игра имеет легендарный статус в Южной Корее, что делает корейский регион сильнейшим, однако Лига Легенд популярна и во всем остальном мире. Riot инвестирует сотни миллионов долларов в киберспорт Лиги, и это окупается. Они занимаются организацией турниров и трансляций всех крупных турниров, активно рекламируют их своей аудитории и привлекают крупных инвесторов. Профессиональные лиги организованы таким образом, что игроки подписывают контракты с командами или организациями, которые выплачивают им зарплату. Призовые Worlds меньше, чем призовые International CS:GO и Major DOTA 2, однако это компенсируется тем, что средний доход игроков выше из-за более высоких зарплат с официально установленным минимумом. Про игрокам не обязательно выигрывать Worlds, чтобы получать крупные суммы, им достаточно показывать стабильные результаты.
Большинство компаний оказывают поддержку не только высшим тирам, но и выстраивают прямой путь к ним. Например, после неудачи Overwatch League, которая была расформирована в 2024 году и была построена по подобию спортивных лиг вроде футбола или баскетбола, Blizzard организовали Overwatch Championship Series (OWCS), который объединяет в себе все три тира - с помощью платформы FACEIT для начала своего пути в про достаточно лишь зарегистрироваться и выбрать один из доступных турниров, а дальше ваш успех будет говорить за себя. Похожая система действует и в других играх, например, в CS:GO.
Конечно, достичь успеха в наиболее популярных играх будет тяжелее всего - у большинства про игроков опыт измеряется годами, если не десятком лет, однако уровень вхождения в про очень варьируется от игры к игре и может быть сильно упрощен, если компания-разработчик прикладывает должные усилия для этого.
Влияние государства
С ростом популярности киберспорта вырос и интерес государства к индустрии. Россия еще в 2001 году впервые признала киберспорт официальной спортивной дисциплиной, и хотя это первое признание продлилось относительно недолго - всего 5 лет, до 2006 года, 13 апреля 2007 года киберспорт повторно стал официально признанной дисциплиной. В 2019 году Китай признал “киберспортсмен” официальной карьерой. Олимпийские Игры уже несколько лет ведут обсуждения о признании киберспорта как официальной дисциплины, и в 2027 году будут официально проведены первые Олимпийские Киберспортивные Игры (Olympic Esports Games).
Главным титаном киберспортивной индустрии является Южная Корея. Быстрое экономическое развитие страны во второй половине 20 века привело к быстрому развитию их медиа и развлекательной индустрий, что включило в себя и видеоигры. Еще в эпоху Star Craft, когда игровое сообщество в Корее начало расти с огромной скоростью, турниры начали транслировать по телевидению. Именно это стало первым толчком к массовому развитию киберспорта и сделало Южную Корею колыбельной киберспортивной индустрии.
Правительство Южной Кореи играет немалую роль в этом успехе. Они активно признают важность и популярность киберспорта среди граждан и поддерживают этот интерес. Корейская Киберспортивная Ассоциация (Kore e-sSports Association, KeSPA) является официальной организацией, состоящей в Корейском Олимпийском комитете и Международной Киберспортивной Федерации (International e-Sports Federation) и отвечает за управление 25 киберспортивными дисциплинами в стране.
Корейская киберспортивная экосистема находится на уровне выше, чем все остальные. Команды получают огромное финансирование, различные игровые дисциплины популярны и активно рекламируются в медиа, многие про-игроки являются знаменитостями и имеют успешную карьеру не только на про сцене, но и в стриминге. Организовываются локальные, региональные и государственные турниры, участие в которых может привести к быстрому развитию игрока и его выходу на международный уровень.
Стоит отметить и участие Южной Кореи в Азиатских Играх (Asian Games), которые являются аналогом Олимпийских Игр, но проводятся среди части стран Азии. Это второй крупнейший мульти-спортивный турнир в мире, и киберспорт является одной из официальных представленных дисциплин. Игроки корейской сборной по League of Legends, занявшие первое место в 2022 году, получили освобождение от службы в армии - честь, которая предоставляется немногим спортсменам.
Однако поддержка правительства не единственная причина успеха киберспорта в Южной Корее - частично это связано с их культурой и социальной иерархией.
Из-за сравнительной сложности и цены получения образования, а также доступности компьютерных клубов у игроков есть не только возможность, но и повод развиваться в киберспорте. Для развития своих навыков им уже не нужен дорогой личный компьютер, а карьера киберспортсмена может принести финансовый успех, поэтому многие полностью посвящают себя этой дисциплине.
Относительно недавним, но влиятельным игроком в киберспортивной индустрии является Саудовская Аравия. За последние годы правительство Саудовской Аравии значительно вложилось в организацию площадок и турниров, и проводимые ими турниры бьют рекорды по размеру призовых фондов.
В России киберспорт с каждым годом набирает обороты.
Еще в 2000 году была основана Федерация Компьютерного Спорта в России, которая занимается организацией турниров в стране и на международном уровне. Множество российских игроков добились немалых успехов в различных киберспортивных дисциплинах. Многие образовательные учреждения имеют свои сборные, которые соревнуются между собой.
Согласно Всероссийскому реестру спорта, официально признанными дисциплинами являются Боевые Арены (MOBA), Тактические шутеры, Стратегии в реальном времени (RTS), Файтинги, Спортивные симуляторы, Соревновательные головоломки и Технические симуляторы.
Многие государства предоставляют обучение и гранты, тренировки, площадки, визы и официальную поддержку для киберспортсменов. Чем больше возможностей предоставлено игрокам, тем больше вероятность, что они добьются успеха и смогут представлять страну на мировой арене.
Влияние сообщества
Отношение к видеоиграм за последние годы меняется в лучшую сторону. То, что раньше считалось простым хобби или занятием для детей, в наше время все чаще признается серьезной сферой. Все чаще люди, напрямую не связанные с играми, узнают о киберспорте и начинают следить за ним.
Возвращаясь к Южной Корее, во многом именно культура вокруг игровой индустрии приводит их к успеху - видеоигры являются настолько массовыми и доступными, что карьера киберспортсмена не кажется глупой мечтой, а воспринимается как, пусть и не самая понятная, но работа.
Очень важно, чтобы игрока поддерживали со всех сторон - многие про-игроки отмечают поддержку друзей, команды или семьи как один из основных факторов своего успеха. Команда, собранная небольшой компанией друзей из любви к игре может начать с небольших турниров, добиться успеха и попасть в высшие лиги.
Источники
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В КИБЕРСПОРТЕ: ЗНАЧИМОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА ИГРОВУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 8 (222).
Why so many esports pros come from South Korea. Электронный ресурс: https://www.wired.com. URL: https://www.wired.com/story/korean-esports-gaming-class-culture/ (дата обращения: 29.05.2025)
Sports market revenue worldwide from 2017 to 2029. Электронный ресурс: https://www.statista.com. URL: https://www.statista.com/forecasts/490522/global-esports-market-revenue (дата обращения: 29.05.2025)
The ultimate guide to become a cybersportsman. Электронный ресурс: afaeducation.org. URL: https://afaeducation.org/blog/how-to-become-a-cybersportsman/ (дата обращения: 29.05.2025)
Доигрался: Как геймеры становятся киберспортсменами. Электронный ресурс: https://news.itmo.ru. URL: https://news.itmo.ru/en/education/students/news/6527/ (дата обращения: 29.05.2025)
Top Esports games in 2025 by prize money. Электронный ресурс: https://escharts.com. URL: https://escharts.com/top-games (дата обращения: 29.05.2025)
Americas-tier-2-primer. Электронный ресурс: https://lolesports.com/en-US/news/americas-tier-2-primer (дата обращения: 29.05.2025)
POLICIES AND LEGISLATION OF E-SPORTS IN KOREA. Электронный ресурс: https://www.iasl-journals.com/images/Pandektis_Vol.13/yenkee.pdf (дата обращения: 29.05.2025)