
Всем привет! В прошлый раз рассказывал про нашу разработку средств выведения без участия Роскосомоса и упоминал об ответвлении исследований в бытовой сегмент. Сегодня речь пойдет об одном из отпочковавшихся изделий — простейшем редукторе. Его история могла бы быть довольно простой, если бы не обещанная в заголовке пружина, имеющая интересную знакопеременную кривизну, и уходящая корнями в XVIII век.
Прежде чем перейти к редуктору, его пружине и знакопеременной кривизне, немного обрисую контекст, в котором шли муки перерождения такого изделия.
При разработке ракеты в какой‑то момент нам потребовался электрический эмулятор системы управления, в состав которого, среди прочего, должен был входить имитатор главного клапана жидкого кислорода. Иными словами, нужно было простое, и дешевое поворотное устройство, работающее по релейной логике. Пользуясь преимуществами работы в вентиляционной компании, мы нашли подходящий привод на складе.

Принцип, полагаю, многим знаком. Но на всякий случай поясню — при подаче напряжения 220в моторчик через редуктор поворачивает заслонку на 90 градусов, взводит спиральную пружину и удерживает нагрузку под действием тока. При принудительном или спонтанном размыкании электрической цепи пружина раскручивается в обратном направлении и возвращает всю механическую систему в исходное положение.
Такое решение помогло нам закрыть «ракетные» вопросы пару или тройку раз, но конечно ждать по 60 секунд (время полного поворота) было неприемлемо. Однако сам привод, попавший в сети нашего внимания, выйти из них самостоятельно уже не мог.
В момент списания изделия на «безвозвратные нужды ракетчиков» где‑то проскочила информация о его цене, — на тот момент она составляла 6500р. при корпоративных закупках. Вначале я не придал этому внимания, но в какой‑то момент пазл сложился — цена никак не соответствовала кажущейся простоте начинки:
1 кг стали и пластика
Незамысловатая (как оказалось — нет) плата с китайским DC моторчиком
Спиральная пружина в оцинкованном кожухе.
Проверка закупочной информации подтвердила, что последние партии действительно были по такой стоимости. Все еще подозревая подвох, я начал прикидывать себестоимость изделия в своей вариации. Выходило где‑то 1500–3200р. в зависимости от ряда различных факторов. т. е. примерно в 2–4 раза дешевле исходных данных. После этого я уверовал, что истина открылась мне: доллары, биткойны, ИИ, — все это в прошлом.
Бытовые приводы с возвратной пружиной — вот новая нефть, которой можно «заправить» нашу частную ракету.
Заревёрсить основную часть корпуса и редуктора не составило особого труда. Часть технических решений пришлось изменить ради удешевления конструкции при малой серии. Но в целом, когда от оригинального привода осталась только плата и пружина, уже пришло понимание, что проект вполне реален, цифры более или менее сходятся, и в таком виде можно посоветоваться с начальником на тему перспектив. Тут грянул первый гром — сама идея и реализация были поддержаны, но информация по цене оказалась ограниченно верной. Исходная закупочная цифра в 6500р. попала на период необратимых изменений в отечественной экономике, и чуть позже она обвалилась в два раза и стабилизировалась на этом уровне.

На этом этапе еще никаких существенных затрат в проект вложено не было, кроме личного времени и можно было все остановить. Виртуальная маржа еще оставалась, но привлекательность идеи довольно сильно поблекла. Тем не менее мы решили еще немного доработать прототип, чтобы получить более детальные оценки. К тому времени первая вариация платы DC моторчика уже была изготовлена, а пружина отдана на спектральный анализ.
И тут грянул второй гром — пружина была сделана из аустенитной нержавейки, той самой, классической — 12Х18Н10Т. В своей жизни я сталкивался с парой пружин из нержавейки, но они были миниатюрными с минимальной нагрузкой, лежащей глубоко внутри зоны упругости, и использование в силовых конструкциях для меня стало открытием.
Первые попытки просто смотать пружину из той же марки стали в тех же размерах привели к полному фиаско. Далее осколки лекций по материаловедению стали давать о себе знать, и следующая нержавейка уже закупалась с нагартовкой разной степени. Но и тут не получалось приблизиться к нужным результатам. Секрет оказался прост и сложен одновременно — хитрость заключалась в свободной геометрии пружины — именно знакопеременная кривизна, она же «S» — образная форма придавала необходимые свойства: достаточное усилие даже при незначительной закрутке. Без этого нюанса добиться нужных значений при заданных ограничениях было практически невозможно. На фото показаны попытки получить искомую «S» — образную форму разными путями.

В ходе исследований, для качественной закалки пришлось прибегнуть к помощи местного завода термообработки. И хотя полученные результаты были уже ближе к искомым значениям, но в этот раз материал оказался более твердым, чем требовалось. Уже стало понятно, что подобрать режимы закалки и отпуска под нужные характеристики реально, но не целесообразно — процедура становится дорогой, качество поверхности после такой ТО неравномерно и оставляет желать лучшего.
На этом этапе руки уже опускались, и я предпринял второй раунд поиска подрядчиков на готовую пружину. Мы готовы были заказывать серию, при условии что конечный ценник будет в разумных пределах. Но из примерно двух десятков пружинных производств по всей России только одно было готово взяться за заказ, но выставило совершенно нереалистичные цифры, и уточнило, что заказ будет делаться в Китае. При этом и материал предлагали другой, что с высокой долей вероятности означало, что менеджеры сами не в теме, и о «знакопеременной кривизне» не будет и речи.
При чем тут XVIII век?
Приблизительно на этом этапе разработки были найдены сканы рукописи XVIII века: «The art of making watch mainsprings, repeater springs and balance springs», Mr. W. Blakey, 1780. В этой книжке я нашел множество полезнейших технологических сведений, недоступных при беглом «месячном» поиске в англо и русскоязычном сегментах интернета. И именно этот труд дал более точный вектор для поиска
Ощущение того, что истина где‑то близко, не покидало меня, но получить хороший результат все еще не удавалось. В ходе поисков я случайно наткнулся на патент 2005г.: «Способ изготовления цилиндрических пружин из аустенитной стали», Адаскин А.М. и др. Удалось выйти на автора и переговорить с ним лично. Но, к сожалению, предложенное им решение выходило за рамки бюджета — пружина становилась дороже всего изделия.
Следующий огонек надежды подарило очередное участие в Московском марш‑броске с группой технически подкованных товарищей, один из которых работал в научном институте по материаловедению. Бесконечная ночная дорога по болотам Подмосковья была как будто создана для обсуждения особенностей мартенситного превращения сталей. Но и тут, к сожалению, технология не родилась. Однако теперь уже было ясно, куда целиться. Следующей жертвой стал еще один сотрудник института, который уже профильно занимался подобной проблемой. Было сформулировано техническое задание на консультацию и согласованы цены. Результат — выпущенный технический отчет о возможных для применения материалах и технологиях.

Да, подходящего по цене решения снова не было, но главное, было получено подтверждение, что для создания оригинальной пружины из нержавейки, требуется сверхдорогая оснастка и, возможно, не менее дорогая отработка техпроцесса.
Параллельно с консультациями я не переставал экспериментировать с материалами, геометрией оснастки, твердостью и термообработкой. В итоге получилось что‑то близкое к искомым характеристикам, но весьма хрупкое. Чуть позже удалось улучшить результат. И на последней консультации специалист подтвердил, что найденное решение не очевидно, но может дать плоды, если довести его до конца.
К этому времени уже удалось обзавестись относительно «нормальным» инструментом для измерения момента, твердомером, небольшой печкой и индукционным нагревателем. И сейчас я заканчиваю испытания найденного решения:
нагрузочныеклиматическиеударные
ресурсные
А собственно само решение состоит из разных режимов термообработки углеродистых пружинных сталей, геометрических размеров используемой оснастки и технологии навивки. Точность совпадения характеристик можно сравнить на графике:

На текущий момент уже есть экземпляры приводов с собственными пружинами, отработавшие 3-х кратный закладываемый ресурс, прошедшие климатические испытания и множество других проверок. Арендован небольшой офис под начало мелкосерийной сборки и есть договоренность с начальством на минимальную загрузку, которая позволит вывести проект в минимальный плюс и отбить затраты.
Ну а в конце главный вопрос — зачем это все нужно?
Начало было прозаичным — высокая маржа. Но и после снижения ценника более чем в два раза, было понимание, что этот проект может стать точкой роста для инженера на «удаленке». Даже если он будет первое время хотя бы безубыточным, то позволит набрать компетенции в смежных областях, локализовать производство комплектующих для основного бизнеса, обзавестись материальной базой у себя под боком, создать конкурентное для локального рынка изделие (сейчас тут представлены либо китайцы с «шильдиками», либо отечественный продукт с космическим ценником) и все это с минимальными затратами по времени, т.к. параллельно все также идет работа над «ракетой» и еще одним более интересным проектом спирального компрессора.
Сам проект по себе, в вакууме, был бы неинтересен ни инвесторам, ни потребителям. Но учитывая, что разработка велась на «сдачу» с других проектов и на начальном этапе имеет загрузку для разгона, то все это вполне органично вписалось в мою реальность.
Как всегда хочется поблагодарить тех, кто помогает в этих начинаниях — главного инвестора, электронщиков, производство в Москве и Кондрово, технических консультантов и в особенности жену, которая терпит непрекращающийся шум работающих приводов в гостиной. Ну а если у вас дома есть механическая вентиляция, вы пользуетесь подобными заслонками (до 200мм) и хотите поучаствовать в деле, то готов бесплатно прислать один из образцов приводов для тестов в реальных условиях (в личку, кол‑во ограничено).
Комментарии (6)
Radisto
23.07.2025 11:04Самый тупой, но работающий вариант - гравитационный, когда закрывается весом поднятого груза (гравитационная пружина). В нефтянке на обратных затворах используется, там просто огромные размеры и вес, ну и условия работы жёсткие. Пружина может и подвести, а центнер стали на рычаге обычно нормально работает. Хотя о компактности, малом весе придется забыть, да и к пространственному положению становится чувствительным
lxnvr
Извините, а зачем так мучаться с изготовлением пружины ? подать инвертированный ток на мотор и заслонка повернется обратно
sayas Автор
Такие тоже есть, но спрос на них меньше. Преимущество привода с пружиной именно в энергонезависимости - при отключении электричества заслонка гарантированно закроется. По такому же принципу работают противопожарные клапаны, или краны с обнаружением протечки.
lxnvr
Продолжу задавать глупые вопросы. А если сделать по принципу обратного клапана, чтобы.давление газа или жидкости само закрывало заслонку при отсутствии напряжения на моторе ?
sayas Автор
Прорабатывал этот вопрос. Это резко удорожает конструкцию. Плюс в вентсистемах давления воздуха недостаточно для этих целей. Даже если допустить использование бытового газа в роли рабочей среды, то его давление также слишком мало.
Как доберемся до жидкостей, вернемся к этому вопросу.