Появление на дорогах автономных грузовиков — новый тренд в области логистики. Компания Navio является одним из передовых игроков отрасли. Наша команда принимает активное участие в грузоперевозках и ежедневно совершает коммерческие рейсы. Мы следим за трендами рынка и предлагаем решения, которые обеспечат все логистические процессы и откроют новые возможности для развития бизнеса. Это стало одним из факторов разработки собственного автономного тягача, который станет основой для будущего облика индустрии автомобильных грузоперевозок и решит возникающие вопросы: рост издержек и дефицит кадров, особенно — водителей.

В этой статье мы расскажем о том, как разрабатывался дизайн автономного тягача L5, а также о том, какие принципы были заложены в его концепцию. 

Проектирование автономного тягача L5: баланс технологий, функционала и стиля в промышленном дизайне

При создании дизайна необходимо учитывать множество факторов — от компоновки шасси, до сертификационных требований и необходимости корректно расположить компоненты сенсорсета для обеспечения надежной работы всей системы автономного вождения. Команда промышленного дизайна Navio смогла реализовать эту сложную задачу и спроектировать автономный тягач L5 в балансе между технологичностью, функциональностью и визуальным стилем. 

С самого начала разработки мы решили придерживаться традиционного способа сцепки тягача с полуприцепом и взяли за основу двухосный седельный тягач. Важно отметить, что объем и расположение кабины обусловлено принципами аэродинамики, расположением сенсорсета и интерактивных панелей. Однако отсутствие рабочего места водителя позволило пересмотреть форму кабины, ее функционал и исключить множество привычных водительских атрибутов.

Кабина визуально делится на 3 модуля, каждый из которых имеет конкретное функциональное назначение: интерактивные панели для общения тягача с другими участниками дорожного движения и с людьми, участвующими в логистических операциях; вычислитель AI водителя и аэродинамический обтекатель.

Интерактивные панели: дизайн и функциональность цифровых интерфейсов

В передней части расположены интерактивные панели, блок светотехники, а также комплекс сенсорсета. Основной фокус внимания сконцентрирован на интерактивных панелях, с помощью которых L5 взаимодействует с окружающим миром. Они выполнены в черном глянце, что символизирует цифровую сущность тягача и ассоциируется с экраном смартфона. Верхняя панель органично интегрирована в общий объем облицовки, а нижняя — в блок светотехники. Информационные сообщения в виде текста и графики транслируются на LED-экраны интерактивных панелей, которые хорошо видны с разных ракурсов и имеют большую диагональ.

Светотехника и конструкция передней части тягача: эстетика и безопасность

Светотехника выполнена в виде замкнутого светодиодного контура передних габаритных огней и символизирует непрерывность движения автономного грузовика. Горизонтальная ориентация распределения элементов в основании кабины визуально опускает центр тяжести кабины и придает всему объему тягача ощущение устойчивости. Модули головного света расположены по краям блока. Во время движения сценарий работы переднего габаритного огня меняется — замкнутый контур распадается на две отдельные вертикальные квадратные скобки. Единый блок светотехники и нижней коммуникационной панели обрамляют горизонтальные воздухозаборники для поступления достаточного объема воздуха в радиатор.

Компановка сенсорсета и центрального модуля AI-водителя: надежность и функциональность

В передней части кабины тягача находятся компоненты сенсорсета — лидары, радары, камеры, антенны и комплекс очистки оптических систем. Центральные элементы сенсорсета полностью скрыты в корпусе верхней части переднего модуля кабины и за панелью бампера, а боковые — спрятаны в так называемых «ушах», которые немного выступают за габаритную ширину тягача и заменяют зеркала заднего вида.

Компоненты расположены так, чтобы гарантировать точность и эффективность работы всей системы автономного управления. Определены наиболее подходящие углы и точки размещения, а также оптимальная высота — все для обеспечения кругового обзора сенсорсета, без слепых зон.

Концептуальной основой служит главный компонент — центральный модуль с вычислителем AI-водителя. Вычислитель — это аппаратный комплекс и центральный компонент автономного транспортного средства, который отвечает за обработку данных с сенсорсета и принятие решений. Центральный модуль представляет из себя формообразующую П-образную арку, которая плавно перетекает в горизонтальные формы панелей шасси. Цветовое решение модуля выбрано неслучайно — он выполнен в цвете Ice Flow. Это нейтрально-серый оттенок, который не будет спорить с коммерческими полуприцепами.

Аэродинамика и минимизация сопротивления воздуха в конструкции тягача L5: влияние на энергоэффективность

Геометрию силуэта и композицию кабины завершает аэродинамический обтекатель, который предназначен для управления потоком воздуха. Благодаря отсутствию места для водителя, команде промышленного дизайна удалось сделать переход от лобовой части кабины к крыше и обтекателю более низким. Это крайне сильно сказалось на аэродинамических характеристиках тягача. В целом L5 спроектирован с минимумом выпирающих деталей, лишних зазоров и других элементов, увеличивающих сопротивление воздуха. В нашем случае вся кабина целиком выступает в роли единого аэродинамического объема, который бесшовно стыкуется с полуприцепом, встречает воздушный поток мягкими формами и обеспечивает низкий коэффициент Сх для всего автопоезда.

Дизайн внешних элементов шасси тягача также спроектирован с целью снижения воздушного сопротивления. Обтекатели, пороги, юбка, колесные арки и бампер сделаны из практичных и надежных материалов, устойчивых к жестким условиям эксплуатации. Аэродинамические кожухи задних колес — съемные, что упрощает эксплуатацию, особенно в зимний период. Снижению воздушного сопротивления также способствует отсутствие широкого зазора между кабиной и шасси. Реализация такой конструкции стала возможной благодаря тому, что ось опрокидывания была перенесена вниз. При этом доступ к моторному отсеку происходит классическим способом — наклоном кабины вперед. Более глубокое опрокидывание кабины вперед также позволило объединить доступ к моторному отсеку и подкапотному пространству, что упростит процесс обслуживания.

Габаритные огни и поворотники, расположенные рядом с передними колесами, формируют симметричный рисунок освещения, повышающий внимание окружающих участников движения. Задние фонари выполнены в виде горизонтальных скобок, что рифмуется с передним блоком светотехники. Дизайн задних фонарей символизирует проходящие воздушные потоки и повторяет волнообразный силуэт кожуха задних колес. В работу передней и задней светотехники заложены различные динамические сценарии.

Экономия и перспективы бизнеса с автономным тягачом L5: снижение затрат и оптимизация процессов в логистике

При разработке тягача L5 мы уделяли особое внимание интересам бизнеса, поэтому вопрос выгоды и совокупной стоимости владения стал для нас ключевым. Компания Navio с 2023 года занимается автономными магистральными грузоперевозками. Мы знаем, как правильно организовать автономные грузоперевозки и как оптимизировать все сопутствующие процессы. Наша команда видит перспективу и делает ставку на автономные технологии, которые изменят транспортную индустрию.

У нас также есть понимание, каким критериям должен отвечать автономный тягач, чтобы решать поставленные задачи. Эти критерии, в том числе, отражены в дизайне L5. Один из способов оптимизировать операционные расходы бизнеса — снизить потребление топлива. Эту задачу мы решили через повышение аэродинамических свойств как тягача, так и всего автопоезда в целом. В нашей модели аэродинамика — важный фактор снижения расхода топлива, а не эфемерные обещания. Значительный рост влияния аэродинамических сил на расход топлива происходит на скорости от 80 км/ч. Наши грузовики передвигаются по магистралям и, согласно статистике, 90% времени рейса они едут со скоростью более 80 км/ч. Поэтому фактор аэродинамики L5 будет позитивно влиять на снижение общего расхода топлива. В разрезе одного рейса и деятельности бизнеса в целом экономия на топливе станет заметной.

Кроме того, отсутствие водителя также снижает расходы бизнеса. К примеру, автономный тягач может двигаться без длительных остановок на отдых, что значительно сокращает время доставки груза.

Тягач L5 — это наша концепция и видение того, как в перспективе должна выглядеть индустрия автономных грузоперевозок. В него заложены все решения и идеи, которые приближают нас к главной цели — переходу в новую технологическую эпоху. Но это только начальный этап и та форма, на основе которых будут строится будущие разработки.

Комментарии (8)


  1. Wolframium13
    25.09.2025 13:44

    Зачем такая большая кабина?


    1. Navio Автор
      25.09.2025 13:44

      Объем и расположение кабины обусловлено принципами аэродинамики, расположением сенсорсета и интерактивных панелей. Кабина L5 не отличается по размерам от стандартной кабины с водителем для того, чтобы не противоречить аэродинамике прицепа.


      1. Wolframium13
        25.09.2025 13:44

        А не лучше было сделать кабину в виде рассекателя, ну как перевёрнутый нос корабля?


  1. Martin_Shtern
    25.09.2025 13:44

    Самый крутой стартап России!


  1. 10011001010010010
    25.09.2025 13:44

    бороться за аэродинамику параллелепипеда нужно сзади, а не спереди


  1. Kazikin
    25.09.2025 13:44

    А нафига делать свой грузовик, если в сто раз проще на существующие кабины навесить весь "сеносорсет" (слово-то какое)? При этом можно сохранить и классические органы управления на случай ТО и ремонтов.


  1. A-xyz
    25.09.2025 13:44

    Все свесы очень низкие, поотрывает, когда приедет на какую-нибудь условную "Энергию" на закраине города или в промзоне. Я так понимаю, что это полный пока концепт, слегка оторванный от реальности. Ну, ничего, ходовые испытания быстро (или нет) расставят всё на свои места (допустим габаритные огни над и за колёсными арками зимой быстро заледенеют грязью).


  1. mSnus
    25.09.2025 13:44

    Первый же камень из-под колеса другой машины приведёт к дорогущей замене всего этого пластикового колпака?

    Доступ к мотору, колесам и лампам освещения осуществляется отношением всей огромной кабины?

    Доступ к "интеллектуальной" начинке - не осуществляется никак?

    Чтобы протереть "уши" (или это глаза?) надо будет тащить стремянку?

    Вся эта стеклянная инфо панель внизу при малейшей аварии будет на самом уязвимом месте?

    Такое ощущение, что макет выполнен студентами, которые грузовик на дороге вживую не видели. Например, вы знаете, что такое противоподкатная балка и зачем она нужна?