Дисклеймер: историей для блога поделился Сергей Лушников, бывший владелец агентства по рекламе ВКонтакте.
Итак, садитесь поудобнее, сейчас я вам поведаю эпичную и немного трагичную сагу про мой бизнес, который, как старый «Запорожец», вроде и ехал, но в итоге заглох на обочине.

Начнем с золотых времен, когда я превращал пять тыщ рублей в клиентов для офлайн-бизнесов. В те далекие, почти сказочные дни, Instagram* и Facebook* были прекрасным источником денег за настройку таргетированной рекламы (таргет).
Вливаешь в трафик пять тыщ – и вот уже толпы бегут в парикмахерские, кафе, ногтевые студии и прочие храмы красоты и кофе.
Бизнесы эти, скажем так, не мирового масштаба – ну кто поедет за маникюром через полгорода? Их клиенты крутились и крутятся вокруг метро, магистралей, где нет пробок, или там, где автобусы ходят чаще, чем раз в час.
Все было просто, как борщ: поставил рекламу, люди увидели, пришли, постриглись, поели, нарастили ресницы – и вот уже и клиент с деньгами, и есть на что пополнить бюджет и мне заплатить.
То есть четко специализировался в основном на физических реальных оффлайн бизнесах.
Но потом, как в плохом сериале, пришли темные времена. Instagram* и Facebook* заблокировали, и все мои клиенты, чьи салоны и кафешки жили за счет лайков и сторис, остались у разбитого корыта. Ну, конечно же, они кинулись в рилсы, но рисы по четкому его – так себе история, они только для инфоцыган хорошо подходят. Оные инфоцыгане мигом и загадили их.
Ну, думаю, не беда, есть же ВКонтакте – старая добрая платформа, где, кажется, ничего не менялось со времен, когда Дуров еще не сбежал в Дубай (ну или куда-то там). Перешел я в их рекламный кабинет, который, к слову, выглядел так, будто его кодили на коленке в 2007-м, и сам Паша руку приложил к этому.
Но, о чудо, оно работало!
Пять тыщ – и клиенты снова бегут стричься, ногти делать или наращивать, что-нибудь или пить латте. Я был как Цезарь, покоряющий локальные рынки Благовещенска, Мытищ, отдельные районы Москвы и Подмосковья.

Но тут, как в анекдоте, приходит VK (бывшая Mail, если кто забыл) и говорит:
А давайте-ка мы все сломаем!
Ввели новый рекламный кабинет, отключили органический трафик для пабликов и сообществ, и началось. Паблики, где собирались любители масок для лица и кофейных фоточек, умерли. Сообщества, где парикмахерские гордо постили «до/после», тоже загнулись.
Посты никто не видит, клипы VK – никто не видит, видео VK – сюрприз! Тоже никто не видит, кроме блогеров на зарплате у VK, или тех, кто вбухивает в таргет (рекламу) миллионы.
И вот я, как заправский ковбой, продолжаю крутить таргетированную рекламу, но тут VK решает, что их сервис картографии – это, видимо, слишком круто для простых смертных, и просто его выключает.
Теперь мои посты для Благовещенска показываются в Москве, а реклама бара в Мытищах преследует меня, будто я там каждый вечер тусую. Гео? Какое гео? VK плюет на геолокацию с высокой колокольни.
А еще, говорят, интернет глушат из-за дронов по приграничным городам, но посты-то люди делают! С правильным гео! И на яндекс такси люди ездят и тоже руками ставят правильное гео! Только яндекс использует эту информацию в Директе, а ВК – тупо не принимает ее из ВКонтакте и, соответственно, кабинет крутит рекламу куда угодно, только не по правильным геоточкам.
VK говорит:
«Бери что дают»
Ну и ладно, что бар в Мытищах показывается в Благовещенске, потенциально же житель Благовещенска когда-нибудь будет в Мытищах, исключать такого нельзя никак. А поэтому незачем собирать правильную информацию о геолокации пользователей соцсетей, даже если пользователи сами ее указывают во ВКонтакте.
В итоге порог входа для местных бизнесов взлетел до небес. Если раньше пяти тыщ хватало, чтобы тетя Глаша записалась на маникюр, то теперь надо 30-100 тысяч, чтобы система вообще начала «учиться» показывать рекламу нужным людям.
И тут на сцену выходят инфоцыгане.

У них бюджеты – как у нефтяных магнатов, они крутят рекламу на всю Россию, и местной парикмахерской с ее скромными 10 тысячами просто не угнаться. Экономика? Какая экономика? Человек, охмуренный инфоцыганами, берет кредит на обучение под видом «рассрочки», но инфоцыгану-то капает вся сумма кредита! По итогу он за своих адептов получает деньги и продолжают наводнять VK своими «успешными успехами».
Для моего рекламного бизнеса это означало, что работы стало больше, клиентов – меньше. Нужно больше креативов, текстов, видео, фоток, танцев с бубном, чтобы хоть кто-то увидел твою рекламу. И результат в принципе не зависит от качества креативов, в рекламном кабинете будет все ок (показы, переходы), а у клиента с офлайн бизнесом – пусто, никаких записей на услуги.
А VK тем временем меняет настройки кабинета каждую неделю, добавляет новые места размещения и, о боги, показывает рекламу ботам! Да-да, тем самым фермам, которые накручивают поведенческие факторы для Яндекса.
Охваты – миллион, клики – тысяча, результат – ноль. VK, конечно, делает вид, что все окей, но мы-то знаем правду.
В итоге я плюнул на это дело. Зачем мне мучиться, настраивая рекламу для инфоцыган, или сражаться с ветряными мельницами VK, если можно пойти построить канализационный коллектор?
Да, я теперь инженер-строитель, и знаете что? Это в сто раз проще и прибыльнее, чем пытаться угодить алгоритмам VK. Так что, если увидите рекламу курса «Как стать миллионером за три клика» – бегите. А я пошел копать траншеи ну и г*вноприемники с г*вносборниками, чтобы на выходе – чистая вода.
Шутка, конечно, я сейчас начальник производственно-технического отдела. Но это в 1000 раз доставляет большее удовлетворение, чем постоянно объяснять, что не таргетолог плохой (ко мне многие приходили, перебрав 5-10 других). А в принципе пока ВК не уволит команду, ответственную за гео, не включит органический трафик для сообществ офлайн бизнесов – ничего не будет.

ИП Лушников Сергей Викторович ликвидирован 15 сентября 2024 г.
Сколько зарабатывал герой на рекламном бизнесе, а сколько зарабатывает, работая инженером – на канале «Упал, поднялся»
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на канале «Упал, поднялся»:
– Про производство одноразовой посуды
В блоге уже больше 70 историй из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подпишитесь на канал, так вы поможете продолжать эту работу, спасибо.
*Instagram и Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Комментарии (13)
Wiggin2014
29.09.2025 14:46@slava_rumin то есть вы уже совсем не будете тут финансовые расклады писать, только в вашей телеге? Это такая замануха на канал?
Последние пару ваших постов, к сожалению, были пустышками в плане интересности. А жаль...
slava_rumin Автор
29.09.2025 14:46Финансовые выкладки будут продолжаться, в канале даю только прибыль, при желании ее можно считать и без канала. Просто в подобном виде бизнеса расходы довольно скучные. А чем не понравились послежние посты? Вы про лизинг и делимобиль?
Wiggin2014
29.09.2025 14:46Нет, я про последние мной прочитанные. Про делимобиль, кстати, было интересно.
plFlok
29.09.2025 14:46ну технически вконтакте не ваш бизнес убил, а свой - ведь это ему вы теперь деньги не несёте
Gorthauer87
29.09.2025 14:46Да нет, он на инфоцыганах бабло рубит. Это же просто и эффективно, а цыгане рубят бабло на лохах. Все по скрепам
xSVPx
29.09.2025 14:46Там аукцион. Т.е. просто кто-то другой несет деньги. Тот, кто немножко в справку по вк вчитался, а не херак-херак и в продакшн.
В целом вк ведь до сих пор позволяет таргетинг с точностью до аккаунта.
Т.е. то, чего нет ни в одной другой сети (насколько я в курсе). Вы можете просто перечислить тех, кому хотите показать рекламу....
Чего только стоит идея о том, что кто-то забрал показы "у всех". Ну т.е. теперь клиенты вк вероятно черный экран, а не посты в ленте видят... Раз у всех показов нету.
Тут если это всё не байт на комменты, а всерьез, то кризис жанра налицо...
ЗЫ. С органикой они крутят-вертят, и что-то в последнее время ее стало даже больше чем "встарь".
Cirrent_user
29.09.2025 14:46А я думал это я дол....б, а оказывается это лыжи не едут. То что автор описал в посте не только офлайн бизнесов касается, но тех самых инфоцыган - клики есть, стр высокий, а лидов нет....
svl87
29.09.2025 14:46интересно, людям же надо как-то стричься, красить ногти и т.д. получается раньше они это получали как рекламу из соцсетей, а теперь? сами заходят в яндекс-карты и ищут? получается, что владельцы этих бизнесов теперь могут не тратиться на рекламу раз гео-таргет в ВК мертв, а другие соцсети заблокированы.
Итого получается три варианта:Клиенты не находят услугу - реже стригутся (сомнительно), красят ногти (возможно, но верится с трудом) и т.д.
Во времена геотаргета все были вынуждены вливать деньги в рекламу, теперь же рекламный бюджет на соцсети не нужен, потому что таргет там бесполезных. Значит владельцы этих бизнесов будут иметь больше прибыли, а таргетологи просто стали не нужны
У людей стало меньше денег на услуги не первой необходимости и хоть рекламируй хоть нет, все равно поток клиентов стал меньше
BugM
29.09.2025 14:46Яндекс с 2ГИС забрали малые бизнесы. Купить себе рекламы на картах это нынче мастхев если хочешь чтобы тебя хоть как-то на ней было видно.
То что в статье про карты ни слова не написали наводит на размышления.
Viacheslav01
Только один вопрос, зачем ВК увольнять команду которая вывела прибыльность рекламы на недосягаемую высоту и не важно, что реклама не работает для большинства, прибыль решает все.
slava_rumin Автор
Поэтому, видимо, не увольняют)