Когда-нибудь ловили себя на том, что открываете книгу, с которой раньше провели бы всю ночь, и уже через три страницы рука инстинктивно тянется к телефону?

​Или, может быть, вы садились за важный отчет, а через 15 минут обнаруживали 12 открытых вкладок в браузере - от обзора нового гаджета до статьи в Википедии о миграции тюленей?

Если да, то вы не одиноки, и дело не в слабой воле или «прокрастинации». Дело в том, что прямо сейчас, в эту самую секунду, пока вы читаете эти строки, невидимый архитектор перестраивает ваш мозг. И имя этому архитектору - Интернет.

​Мы привыкли думать о Сети как о безобидном инструменте. Но что, если этот инструмент сам меняет того, кто им пользуется? Именно этот шокирующий тезис лег в основу книги Николаса Карра «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами».

​Карр, подобно детективу, собрал воедино десятки нейробиологических исследований и пришел к неутешительному выводу: среда, в которой мы мыслим, физически меняет структуру нашего мышления.

Нейронный путь: автобан или заросшая тропа?

​Чтобы понять, как это работает, нужно вспомнить одно слово: нейропластичность. Долгое время считалось, что мозг взрослого человека - это застывшая структура. Но сегодня (благодаря работам Майкла Мерценика) мы знаем, что это не так: каждое наше действие, каждая мысль укрепляет одни нейронные связи и ослабляет другие.

​Представьте свой мозг как густой лес. Когда вы учитесь чему-то новому, вы прокладываете едва заметную тропинку. Но с каждым повторением тропинка становится шире, превращается в дорогу, а затем в скоростное шоссе.

​А теперь представьте, что старые, глубокие тропы - те, что отвечали за вдумчивое чтение и концентрацию, - начинают зарастать. Вместо этого вы каждый день прокладываете новые, короткие и извилистые тропинки: клик на ссылку, скролл ленты, быстрый ответ в мессенджере.

​Интернет - идеальный тренажер для прокладывания именно таких, коротких путей. Он буквально дрессирует наш мозг быть мастером поверхностного мышления.

Мозг читающий vs. Мозг скроллящий

​До появления книгопечатания человеческий мозг был настроен на запоминание и устную передачу информации. Книги перестроили его - научили нас сидеть неподвижно, следовать за длинной, сложной нитью повествования, концентрироваться, выстраивая в уме сложные образы и аргументы.

Этот процесс, как пишет в своей книге «Пруст и кальмар» нейробиолог Мэриэнн Вулф, активирует зоны мозга, ответственные за анализ, критическое мышление и даже эмпатию.

​Интернет предлагает совершенно иную модель - не тихую библиотеку, а шумный, хаотичный базар.

Вот три всадника апокалипсиса для нашей концентрации:

  • Постоянное прерывание. Уведомления, ссылки, всплывающие окна - это «уколы» в нашу систему внимания. Мозг адаптируется, перестраиваясь в режим перманентной готовности к отвлечению, а взамен утрачивает способность к длительной, непрерывной концентрации.

    Исследования Глории Марк из Калифорнийского университета показывают, что в среднем офисный работник фокусируется на одной задаче не более трех минут, прежде чем его прервут или он отвлечется сам, а после прерывания требуется около 23 минут, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию.

  • Когнитивная перегрузка. Чтобы справиться с лавиной информации, мозг вырабатывает защитную стратегию: сканирование вместо чтения. Мы скользим по тексту, выхватывая заголовки и выделенные слова, двигаясь по знаменитой F-образной траектории Якоба Нильсена. Мы получаем суть, но теряем нюансы, контекст и глубину.

  • Аутсорсинг памяти. Зачем запоминать, если есть Google? Мы перекладываем функцию запоминания с нашего гиппокампа на внешний носитель. Звучит удобно, но есть подвох. Процесс переноса информации из кратковременной памяти в долговременную - это основа для формирования глубоких знаний, мудрости и способности к аналитическому синтезу.

    Этот феномен, известный как «эффект Google», был подтвержден экспериментами психолога Бетси Спэрроу. Ослабляя механизм переноса информации в долговременную память, мы рискуем превратиться в людей с огромным количеством «знаний на кончиках пальцев», но с пустой головой.

​Шокирующий вердикт: мы становимся умнее или просто быстрее?

Самое тревожное утверждение Карра заключается в том, что это не временные «настройки», а органические изменения. Мозг интернет-пользователя структурно отличается от мозга человека «книжной» эпохи.

​Мы становимся невероятно искусными в поиске информации, но теряем способность превращать эту информацию в знание. Мы превращаемся, по выражению Ричарда Формана, в «людей-блинчиков» - широко раскинувшимися по поверхности Сети, но тонкими в глубину.

​И это не страшилка для технофобов, а экзистенциальный вызов. Критическое мышление, креативность, эмпатия - все это продукты «медленного», глубокого мозга.

Перестраивая его в угоду скорости и эффективности, не рискуем ли мы потерять нечто фундаментальное?

​Что делать?

Никто не призывает отказываться от интернета, но осознание того, что каждое действие в Сети влияет на нас, - первый шаг к тому, чтобы вернуть себе контроль.

​Возможно, необходимо осознанно выделять время на «офлайн» для нашего мозга:

  • ​Чтение бумажной книги в тишине.

  • ​Прогулка без подкаста в ушах.

  • ​Время на то, чтобы просто посидеть и подумать.

Ведь если мы сами не будем решать, какие нейронные пути прокладывать, за нас это сделают алгоритмы социальной сети. А им, поверьте, наша глубина не так уж и важна.

​А как вы боретесь за свою глубину в мире поверхностного скольжения?


Екатерина Красникова

бизнес-психолог и консультант топ-менеджеров

Веду кейс-клуб для C-level, создала интенсивы согласно методологии Harvard Business School для обучения руководителей и владельцев бизнеса, автор подкаста «good.advice клуб для руководителей».

Комментарии (8)