Когда-нибудь ловили себя на том, что открываете книгу, с которой раньше провели бы всю ночь, и уже через три страницы рука инстинктивно тянется к телефону?
Или, может быть, вы садились за важный отчет, а через 15 минут обнаруживали 12 открытых вкладок в браузере - от обзора нового гаджета до статьи в Википедии о миграции тюленей?
Если да, то вы не одиноки, и дело не в слабой воле или «прокрастинации». Дело в том, что прямо сейчас, в эту самую секунду, пока вы читаете эти строки, невидимый архитектор перестраивает ваш мозг. И имя этому архитектору - Интернет.
Мы привыкли думать о Сети как о безобидном инструменте. Но что, если этот инструмент сам меняет того, кто им пользуется? Именно этот шокирующий тезис лег в основу книги Николаса Карра «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами».
Карр, подобно детективу, собрал воедино десятки нейробиологических исследований и пришел к неутешительному выводу: среда, в которой мы мыслим, физически меняет структуру нашего мышления.

Нейронный путь: автобан или заросшая тропа?
Чтобы понять, как это работает, нужно вспомнить одно слово: нейропластичность. Долгое время считалось, что мозг взрослого человека - это застывшая структура. Но сегодня (благодаря работам Майкла Мерценика) мы знаем, что это не так: каждое наше действие, каждая мысль укрепляет одни нейронные связи и ослабляет другие.
Представьте свой мозг как густой лес. Когда вы учитесь чему-то новому, вы прокладываете едва заметную тропинку. Но с каждым повторением тропинка становится шире, превращается в дорогу, а затем в скоростное шоссе.
А теперь представьте, что старые, глубокие тропы - те, что отвечали за вдумчивое чтение и концентрацию, - начинают зарастать. Вместо этого вы каждый день прокладываете новые, короткие и извилистые тропинки: клик на ссылку, скролл ленты, быстрый ответ в мессенджере.
Интернет - идеальный тренажер для прокладывания именно таких, коротких путей. Он буквально дрессирует наш мозг быть мастером поверхностного мышления.

Мозг читающий vs. Мозг скроллящий
До появления книгопечатания человеческий мозг был настроен на запоминание и устную передачу информации. Книги перестроили его - научили нас сидеть неподвижно, следовать за длинной, сложной нитью повествования, концентрироваться, выстраивая в уме сложные образы и аргументы.
Этот процесс, как пишет в своей книге «Пруст и кальмар» нейробиолог Мэриэнн Вулф, активирует зоны мозга, ответственные за анализ, критическое мышление и даже эмпатию.
Интернет предлагает совершенно иную модель - не тихую библиотеку, а шумный, хаотичный базар.
Вот три всадника апокалипсиса для нашей концентрации:
Постоянное прерывание. Уведомления, ссылки, всплывающие окна - это «уколы» в нашу систему внимания. Мозг адаптируется, перестраиваясь в режим перманентной готовности к отвлечению, а взамен утрачивает способность к длительной, непрерывной концентрации.
Исследования Глории Марк из Калифорнийского университета показывают, что в среднем офисный работник фокусируется на одной задаче не более трех минут, прежде чем его прервут или он отвлечется сам, а после прерывания требуется около 23 минут, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию.
Когнитивная перегрузка. Чтобы справиться с лавиной информации, мозг вырабатывает защитную стратегию: сканирование вместо чтения. Мы скользим по тексту, выхватывая заголовки и выделенные слова, двигаясь по знаменитой F-образной траектории Якоба Нильсена. Мы получаем суть, но теряем нюансы, контекст и глубину.
-
Аутсорсинг памяти. Зачем запоминать, если есть Google? Мы перекладываем функцию запоминания с нашего гиппокампа на внешний носитель. Звучит удобно, но есть подвох. Процесс переноса информации из кратковременной памяти в долговременную - это основа для формирования глубоких знаний, мудрости и способности к аналитическому синтезу.
Этот феномен, известный как «эффект Google», был подтвержден экспериментами психолога Бетси Спэрроу. Ослабляя механизм переноса информации в долговременную память, мы рискуем превратиться в людей с огромным количеством «знаний на кончиках пальцев», но с пустой головой.

Шокирующий вердикт: мы становимся умнее или просто быстрее?
Самое тревожное утверждение Карра заключается в том, что это не временные «настройки», а органические изменения. Мозг интернет-пользователя структурно отличается от мозга человека «книжной» эпохи.
Мы становимся невероятно искусными в поиске информации, но теряем способность превращать эту информацию в знание. Мы превращаемся, по выражению Ричарда Формана, в «людей-блинчиков» - широко раскинувшимися по поверхности Сети, но тонкими в глубину.
И это не страшилка для технофобов, а экзистенциальный вызов. Критическое мышление, креативность, эмпатия - все это продукты «медленного», глубокого мозга.
Перестраивая его в угоду скорости и эффективности, не рискуем ли мы потерять нечто фундаментальное?
Что делать?
Никто не призывает отказываться от интернета, но осознание того, что каждое действие в Сети влияет на нас, - первый шаг к тому, чтобы вернуть себе контроль.
Возможно, необходимо осознанно выделять время на «офлайн» для нашего мозга:
Чтение бумажной книги в тишине.
Прогулка без подкаста в ушах.
Время на то, чтобы просто посидеть и подумать.
Ведь если мы сами не будем решать, какие нейронные пути прокладывать, за нас это сделают алгоритмы социальной сети. А им, поверьте, наша глубина не так уж и важна.
А как вы боретесь за свою глубину в мире поверхностного скольжения?

Екатерина Красникова
бизнес-психолог и консультант топ-менеджеров
Веду кейс-клуб для C-level, создала интенсивы согласно методологии Harvard Business School для обучения руководителей и владельцев бизнеса, автор подкаста «good.advice клуб для руководителей».