Геймеры, играющие в 4К-игры, энтузиасты генеративного ИИ и все, кто работает с крупными LLM-моделями, всё чаще сталкиваются с серьезным ограничением — недостаточным объемом видеопамяти. Даже топовые потребительские видеокарты с 24 ГБ или 32Gb VRAM не всегда справляются с тяжелыми задачами. Например, для профессионального видеомонтажа 8K-материала в DaVinci Resolve с применением сложных эффектов и многослойной композиции 24 ГБ видеопамяти часто оказывается недостаточно.

Почему же производители до сих пор не выпустили доступные видеокарты с 48 ГБ памяти? Всё упирается в деньги. В статье разбираемся, что мешает запустить такие карты в серию и, главное, стоит ли вообще ждать их появления на массовом рынке.

Эпоха VRAM-голода: почему 24–32 ГБ видеопамяти уже мало

В 2025 году проблема нехватки видеопамяти стала ощущаться особенно остро. Новые игры и программы для работы с графикой требуют ее всё больше, и даже карты, которые еще недавно считались мощными, теперь могут «задыхаться» от нехватки памяти, что приводит к тормозам и вылетам. Чтобы понять, почему даже 24–32 ГБ VRAM уже недостаточно для многих задач, давайте рассмотрим поэтапно, где и какой объем памяти требуется.

Современные игры с высокими настройками графики предъявляют серьезные требования к объему видеопамяти. Согласно тестированию TechSpot, Hogwarts Legacy с трассировкой лучей в 4K уже потребляет до 15 ГБ VRAM.

В этом же тесте наглядно продемонстрированы проблемы, которые возникают при недостатке VRAM. В локации Hogsmeade видеокарта RTX 3070 с 8 ГБ VRAM с включенной трассировкой лучей показала катастрофические 17 fps с проседаниями до 5 fps. Для сравнения: RX 6800 с 16 ГБ VRAM в тех же условиях обеспечивала стабильные 55 fps с минимальными снижениями до 44 fps.

Количество кадров в секунду при включенной трассировке лучей. Источник: TechSpot
Количество кадров в секунду при включенной трассировке лучей. Источник: TechSpot

Генеративные ИИ-модели требуют значительного объема видеопамяти. Stable Diffusion 3 Medium в полной конфигурации (со всеми компонентами — TEs, VAE, Transformer) потребляет 24 ГБ VRAM. Это означает, что даже RTX 4090 с 24 ГБ VRAM работает с максимальной загрузкой памяти.

Для современных ресурсоемких задач нужны видеокарты с большим объемом памяти. Например, новая RTX 5090 с 32 ГБ памяти GDDR7 позволяет комфортно работать с большинством современных игр и приложений — без риска упереться в лимит видеопамяти. Однако, хотя RTX 5090 значительно расширяет возможности по сравнению с предыдущими флагманами, этого объема уже хватает не всегда.

Кому нужны карты 48 ГБ

Потребительских видеокарт с 48 ГБ VRAM пока не существует. Пользователям, нуждающимся в таком объеме памяти, приходится обращаться к профессиональным решениям вроде NVIDIA RTX A6000 с 48Gb.

Видеомонтаж 8K-материала с применением сложных эффектов и многослойной композиции быстро исчерпывает даже 32 ГБ видеопамяти. При использовании ресурсоемких эффектов, таких как удаление цифрового шума или создание плавного замедленного движения, программа должна одновременно обрабатывать несколько кадров видео в высоком разрешении.

В 3D-графике современные сцены с миллионами полигонов, сотнями источников освещения и гигабайтами текстур также невозможно эффективно визуализировать в реальном времени без 48 ГБ VRAM.

В области нейросетей карты с 48 ГБ VRAM необходимы для работы с языковыми моделями с большим количеством параметров. Запуск Llama 3.1 (70B) в полной fp16 точности требует около 140 ГБ VRAM. Даже с применением 4-битной квантизации (INT4) для этой модели необходимо около 35–45 ГБ VRAM, что всё равно превышает доступные 32 ГБ на RTX 5090.

Почему пока нет видеокарт с 48 ГБ VRAM

NVIDIA и другие производители, говоря о трудностях производства потребительских видеокарт на 48 ГБ, ссылаются на технические ограничения, такие как проблемы с охлаждением большего количества модулей памяти, повышенное энергопотребление и сложности обеспечения стабильной работы контроллера памяти.

Однако мы считаем, что основная причина отсутствия потребительских видеокарт с 48 ГБ VRAM — в экономической стратегии, направленной на сегментацию рынка, и в поддержке высокой маржинальности профессиональных видеокарт.

Наглядный пример такой стратегии — потребительская RTX 4090 и профессиональная L40S. Обе карты построены на одном графическом чипе AD102, используют одну и ту же архитектуру Ada Lovelace, но имеют ключевые отличия: L40S оснащена 48 ГБ памяти GDDR6, в то время как RTX 4090 имеет лишь 24 ГБ GDDR6X. Правда, L40S и немного быстрее, но не в соотношении с ценой. При этом разница в цене между ними может достигать трех-четырех раз, хотя себестоимость производства отличается гораздо меньше. Мы подробно сравнили обе видеокарты в другой нашей статье на Хабре.

NVIDIA целенаправленно сегментирует рынок видеокарт. Компания создает четкое разделение между игровыми картами и профессиональными ускорителями. Эта стратегия не новая, но в последние годы она стала особенно заметной. Графический чип GA102, который используется в RTX 3090, технически может работать с 36 ГБ памяти — по 3 ГБ на каждый из 12 каналов памяти. Но в потребительских моделях NVIDIA ограничила его 24 ГБ — по 2 ГБ на канал. 

Финансовая сторона этой стратегии становится очевидна, если сравнить цены. Новейшая флагманская RTX 5090 с 32 ГБ памяти GDDR7 предлагается по цене от 240 до 400 тысяч рублей. 

NVIDIA RTX 5090
NVIDIA RTX 5090

При этом профессиональные решения с 48 ГБ памяти стоят в несколько раз дороже:

  • NVIDIA L40S с 48 ГБ памяти GDDR6 начинается от 900 тысяч рублей.

  • NVIDIA RTX A6000 Ada с 48 ГБ GDDR6 доступна по цене от 700 тысяч рублей.

Если бы NVIDIA выпустила потребительскую карту с 48 ГБ за условные 350 тысяч рублей, это могло бы серьезно подорвать продажи профессиональных решений, которые стоят в 1,5–3 раза дороже при схожих базовых характеристиках.

Стоимость самой памяти также играет важную роль. Новые чипы GDDR7 с высокой плотностью всегда дороже на старте производства. Использование таких чипов в геймерских видеокартах автоматически взвинтит их итоговую стоимость до 350–400 тысяч рублей. Будет ли хороший спрос на карты с 48 ГБ памяти по такой цене? NVIDIA считает, что нет.

В июне 2025 года абсолютным лидером продаж стала RTX 5070 с 12 ГБ видеопамяти, за ней следует RTX 5060 Ti с 16 ГБ. Флагманские модели с большим объемом памяти составляют лишь небольшую долю от общих продаж. В такой ситуации компании экономически нецелесообразно выпускать потребительские карты с 48 ГБ памяти, которые будут стоить значительно дороже и найдут лишь ограниченный круг покупателей среди энтузиастов.

В итоге при текущих технологиях и рыночных условиях производство массовых карт с 48 ГБ GDDR7 экономически нецелесообразно для NVIDIA и других производителей. Им выгоднее продавать дорогие профессиональные решения корпоративным клиентам, а потребительский сегмент обеспечивать картами с меньшим объемом памяти, но по более доступным ценам.

Что планируют NVIDIA в отношении увеличения объема VRAM

NVIDIA активно работает над технологиями, которые помогут эффективнее использовать имеющуюся видеопамять вместо простого наращивания ее объема.

На выставке CES 2025 NVIDIA представила новую версию своей фирменной технологии — DLSS 4. Эта система с мультикадровой генерацией обещает увеличить количество кадров в секунду до четырех раз. Вместе с ней NVIDIA показала технологии RTX Neural Materials и Neural Texture Compression. 

Тесты демонстрируют, что эти решения способны уменьшить расход видеопамяти на 90% при одновременном увеличении производительности на 80%. Фактически это даст новую жизнь видеокартам с 8 ГБ памяти, которые уже с трудом справляются с современными играми.

Кроме того, NVIDIA продолжает развивать технологию RTX IO. Она обеспечивает быстрый обмен данными между SSD, оперативной памятью и VRAM. Это позволяет временно выгружать неиспользуемые текстуры и другие данные, а потом быстро загружать их обратно, когда они снова понадобятся.

При этом NVIDIA всё же увеличивает объем памяти в своих флагманских продуктах. RTX 5090 получила 32 ГБ памяти GDDR7, тогда как предыдущая RTX 4090 имела только 24 ГБ. Это говорит о том, что компания движется в сторону увеличения объемов памяти в потребительском сегменте, хотя и не так быстро, как хотелось бы. 

По слухам, в 2027 году ожидается выход RTX 6090 на базе новой архитектуры Rubin, но память у нее тоже, скорее всего, будет ограничена 32 ГБ GDDR7. Хотя энтузиасты ожидают и более емкие варианты. Если у RTX 6090 будет 384-битная шина, как у RTX 4090, и NVIDIA заполнит ее всеми 3-гигабайтными модулями, то теоретически возможно получить 36 ГБ видеопамяти. А если новый флагман получит 512-битную шину, то технически карта сможет нести до 48 ГБ VRAM. Впрочем, учитывая текущую стратегию сегментирования рынка, даже 36–40 ГБ выглядят маловероятным вариантом.

Комментарии (8)


  1. kurdlyplot
    23.10.2025 07:51

    Китайцы давно наладили производство франкенштейнов https://abgreyd.servis2010.ru/zotac-gaming-geforce-rtx-4090-amp-extreme-airo


    1. mClouds_editor Автор
      23.10.2025 07:51

      Да, китайские доработки слышали. Даже в РФ на Авито есть )


  1. 1inker
    23.10.2025 07:51

    Впечатление от статьи такое: искин пытается обосновать, почему ему нужны новые видеокарты с большим количеством видеопамяти.


    1. mClouds_editor Автор
      23.10.2025 07:51

      Ну что есть то есть, действительно память стала узким местом. Например часто производительность 4090 достаточна для задачи, а вот памяти мало. Отсюда и кастомные доработки, как в комментарии выше. Мы, к примеру, уже начинаем переход на 96 GB в среднем сегменте для работы с ИИ )


  1. qiper
    23.10.2025 07:51


    1. mClouds_editor Автор
      23.10.2025 07:51

      48 полезно , но штатно на 4090 не получить )


  1. anler
    23.10.2025 07:51

    если правильно понимаю, на чипе GeForce 5090 16ть 2канальных контроллеров, то ест 32 чипа GDDR. получается, что даже при чипе в 2ГБ получим 64ГБ.


  1. evgensenin
    23.10.2025 07:51

    Ожидал от статьи разбор китайской на 48гб, а оказалось статья водянистая, жиденькая такая