Я пишу на Хабре про здоровье и понемногу смещаю акцент статей в сторону it, чтобы давать максимальную пользу. Как и другие авторы, я веду свой телеграм‑канал и страничку в ВК. Пару месяцев назад я заметила, что они стали «остывать». Меньше комментариев, просмотров, подписчики тихо испаряются.

Раньше все летело вверх, а теперь — «крокодил не ловится, не растет кокос». Качественный контент, который шел «на ура» еще полгода назад, не выстреливает. Для себя я назвала это «контентная зима». И она пришла не только ко мне. У многих знакомых в разных сферах картина похожая.

Поделюсь симптомами и своими способами “растопить снег”.

Симптомы. Как понять, что ваш проект замерзает?

Выделила для себя три основных фактора:

  • Отрицательный рост. Специально для наблюдения перестала активно рекламировать канал. Новых подписчиков нет, а старые понемногу сливаются. Статистика напоминает горку, с которой катишься и отбиваешь все по самое "нехочу".

  • Глухо, как в танке. Даже самый крутой инфоповод уже не вызывает отклика. 

  • Взаимный пиар умер. Обмен аудиторией с коллегами не приводят толпы. 

Диагноз. Почему наступила “зима”?

Я пришла к выводу, что мы не “бодаемся” с коллегами на одном поле, а конкурируем за внимание людей. Как состязаются за наше время и деньги совершенно разные места: кино, спортзал, курсы по игре на гитаре или обучение новой профессии.

Если говорить про Телеграм, то ситуация такая:

  • По данным TGStat на начало 2025 года в России зарегистрировано больше миллиона телеграм-каналов и около ста тысяч чатов.

  • Россия на первом месте в мире по числу телеграм-каналов, а число пользователей - больше 90 миллионов.

  • В телеграм можно подписаться на 500 каналов бесплатно, или 1000 с подпиской премиум, но реально человек вряд ли сможет переварить больше 20-30.

  • То есть ваш (даже-супер-пупер) контент просто еще один пункт в бесконечном списке в приложении.

Постоянный рост был прекрасной сказкой.

Платформам на вас плевать, их цель - заработать на аудитории.

Контент в Телеграм, ВК и другие - вам не принадлежит. Они диктуют свои правила и делают то, что посчитают нужным: заблокируют аккаунт, просто тихо сольются и не вернут оплату и т.д.

Примеры:

  • Телеграм постоянно тасует каналы в списке. Не постите каждые два часа? Вас топят.

  • Социалки добивают “остывший” контент. Ваше видео про эффективность, снятое полгода назад, никто не увидит.

  • ВК - это вообще гигантская барахолка, где ваш пост про осознанность теряется между мемами и рекламой сковородок.

Платформы не хотят, чтобы вы росли. Им нужно, чтобы вы удерживали пользователя внутри.

То, что вы считаете ценным контентом, стало информационным шумом.

  • Однообразие. Вебинары, посты-инструкции, сторис с цитатами. Выглядит как “день сурка”.

  • Безликость. Где эмоции? Где история? Где личный опыт?

  • Аудитория устала от бесконечных призывов "купи-подпишись-оставь телефон".

  • Взаимные пиары среди своих - это игра в одни ворота. Вы обмениваетесь одной и той же уставшей аудиторией. Больший эффект по моему опыту дают даже не коллеги, а каналы друзей, у которых вообще другая тематика. 

  • Скандалы и холивары - как быстрые углеводы. Дают быстрый всплеск, но сжигают доверие и выматывают подписчиков. Если взять примеры СМИ - они постоянно повышают градус зашквара, т.к. на обычные инфоповоды у читателей уже нет никакой реакции. Можно в каких-то темах пойти этим путем, но бесконечно повышать градус не получится.

Вывод: контент “протух”

Как и у продуктов, есть срок годности. Освежить прошлогодний салат майонезом не получится:

  • Старые форматы не работают;

  • Старые темы не работают;

  • Старые фишки не работают.

Скорая помощь. Как вернуть "ламповость" и отогреть проект?

Я применяю к контенту принципы детокса: чистим, кормим, тонизируем.

Детоксикация:

  • Остановите воронку. Перестаньте постить по десять раз на дню. Вы не сможете генерировать действительно полезное, как контент-завод. 

  • Почистите старые неактуальные посты. Удалите то, что не зашло и отметьте, какие именно форматы и содержимое. Оставьте только самое сочное.

  • Прекратите бессмысленный обмен с каналами “по дружбе”, которые не дают результата.

Телеграм-ЗОЖ:

  • Попробуйте сменить формат (контент при этом может быть тем же). Вели канал - запустите к нему подкаст. Делали курсы - проведите живую встречу. 

  • Люди читают людей. Важно понять, почему именно Вы, как автор привлекаете внимание. Не только про экспертность, но и связанные с ними ваши личные эмоции и истории. Расскажите, как вы сами провалились и поднялись. 

У меня отлично зашли истории, как я пришла к тому, чем занимаюсь, а место постов с теорией заняли видео, где минимум “почему” и максимум “как решить проблему”. С моим небольшим числом подписчиков я стала получать и просмотры и комментарии примерно в 2 раза выше, чем это было в августе:

Своя “полка”:

  • Уйти в узкую нишу. Не «здоровье», а «скорая помощь для тех, кто много сидит».

  • Сделать продуктовую линейку. Например, у меня есть то, что зашло именно айтишникам: курс от компьютерной шеи, техника для расслабления глаз и упражнения для людей с сидячим образом жизни.

  • Важное дополнение к предыдущему пункту: не надо продавать и втюхивать. Нужно объяснять сложные вещи простым языком и показывать свою экспертность, чтобы создать доверие.

  • Сделать закрытый клуб или чат, где вы будете общаться с аудиторией без правил платформ.

  • Используйте 2–3 платформы. Заблокировать аккаунт или отключить доступ могут в любой момент..

Ваш проект - живой организм

Он не может расти вечно. У него есть циклы: весна, лето, осень и зима. Задача — не избежать «зимы», а пройти ее с умом и подготовиться к новой весне.

Чувствуете, что проект замерзает? Начните с реанимации. А посмотреть, как сейчас я веду свою уютную тележеньку о здоровье айтишников (и не только) можно здесь

Комментарии (11)


  1. Tolnik
    24.10.2025 14:52

    А вы не пробовали производить на заводе или фабрике материальные ценности?


    1. wilelf
      24.10.2025 14:52

      Так уж вышло, что автор поста – моя супруга. До поступления в университет она жила в поселке недалеко от Сердобска Пензенской области. Частный дом, огород. Кроме ухода за кроликами и курами даже корову доить умеет. И успела поработать на хлебозаводе.


      1. Tolnik
        24.10.2025 14:52

        У меня тоже есть интернет-проекты, которые за последние 10 лет просели в 10 раз. Но они всегда были хобби. Основной доход от основной работы по трудовой книжке.


        1. wilelf
          24.10.2025 14:52

          Так и я о том же. Каждому свое.


  1. SensDj
    24.10.2025 14:52

    1. Нужно делать то, что нужно людям, а не вам, нужно до такой степени, чтоб как на той картинке из Футурамы

    2. Количество контента растёт быстрее чем численность людей на планете, скоро авторы будут сами платить зрителям/читателям/юзерам чтоб те потратили время именно на их творчество, а не на что-то другое


    1. alexzen
      24.10.2025 14:52

      Уже платят. Сейчас коучи рекомендуют на новые посты запускать рекламу, чтобы были просмотры.


      1. SensDj
        24.10.2025 14:52

        Это платят рекламным агентам, а сами зрители-читатели-юзеры тратят время чаще всего таки без оплаты их времени. Я же пишу что грядут времена, когда авторы будут платить напрямую всем, кто согласится заценить их творчество. Например написал книгу или спел песню - платишь рублей по 10 каждому кто потратит на них время. Вот только сложно будет во времена ИИ убедиться что живой человек заценил, а не ИИ-агент.


  1. optemist
    24.10.2025 14:52

    Женя, Вы хорошо пишите! Но к сожалению авторов много, а ежедневных дел ещё больше... Как мне кажется, текстовый контент больше не интересует людей, особенно во время когда по любой теме можно по простому промпту получить выжимку из авторитетных и не очень источников...


    1. kveretennikova
      24.10.2025 14:52

      Я не согласна, что текстовый контент не интересует людей. Это доказывают десятки статей таланливых авторов, сотни комментариев и тысячи просмотров на Хабре.

      Мне сложно говорить про искусственный интеллект, но я думаю, что профессионалов в нишах, где есть ответственность за сказанное, машина заменить не сможет. Я бы не доверила свое здоровье ИИ (с другой стороны, есть и похуже эксперты).


  1. propell-ant
    24.10.2025 14:52

    Интересно пересекается вот с этой статьей на Хабре (Почему надувается пузырь персональных данных):

    принципом устройства сетевых пирамид является attentialism (перевода термина на русский так и не появилось). Сильно упрощая, твое место в сетевой иерархии определяется тем, сколько внимания ты в состоянии привлечь.

    После прочтения вашей статьи можно дополнить формулировку: "Внимание стало ресурсом, ресурсом исчерпаемым. За него происходит конкуррентная борьба."


    1. kveretennikova
      24.10.2025 14:52

      В первую очередь внимание стало ресурсом для самого человека. Слишком много информационного давления.