Недавно я переехала из маленького городка в большой город. Раньше у меня был автомобиль, а сейчас он ушел к другому владельцу, и как будто бы надо купить новый, но я всё чаще задумываюсь, а нужен ли он мне вообще?!

Всем привет! Меня зовут Светлана Арсентиева, и я работаю аналитиком в Центре компетенции по проведению исследований ООО РТК ИТ.
Для многих автомобиль — это необходимость, особенно в местах с недостаточно развитой инфраструктурой общественного транспорта. В таких условиях машина становится инструментом для решения повседневных задач: добраться до работы, закупить продукты на неделю, отвезти ребенка на секцию и т. д. Это средство передвижения, которое экономит время и делает жизнь комфортнее.
Однако в крупных городах с хорошо развитой транспортной системой (метро, автобусы, такси) и услугами доставки, автомобиль становится скорее роскошью, чем средством передвижения. Бесконечные пробки, плотный трафик, проблема с парковкой – и наличие собственного автомобиля уже не выглядит столь привлекательной перспективой.
С другой стороны, автомобиль может быть статусным символом или элементом роскоши (особенно, при сегодняшних-то ценах). Для некоторых людей машина — это вообще способ выразить свою индивидуальность или подчеркнуть успешность. И тут автомобиль уже не просто средство передвижения, а часть образа жизни.
Наверное, особого внимания заслуживает стремление автопроизводителей сделать автомобиль максимально «умным». Теперь в них есть то, что отвечает за:
Безопасность: Системы помощи водителю (например, автоматическое торможение, камеры заднего вида, контроль слепых зон), направленные на повышение безопасности на дороге как в городе, так и на трассе.
Комфорт: Климат-контроль, мультимедийные системы, навигация и голосовые помощники
Автономность: Функции автоматического вождения и интеллектуальные системы управления
Недавно мы проводили одно исследование в области автопрома.
Для меня стало некоторым откровением – молодые люди до 30 лет не особо-то тянутся за «новыми технологиями». Каждый второй участник исследования говорил, что машина просто должна быть быстрой, красивой и модной. И абсолютно не важно, есть у неё встроенный навигатор, и можно ли управлять ею голосом. А некоторые вообще считают «умные функции» излишними.
Любопытное наблюдение одного из респондентов, который провел полгода в Китае:
«Я был в Пекине, в столице. По большей части, у них электрические машины. Вот прям подавляющее большинство, процентов 80, наверное… Автомобили, среднего и высокого класса. И в целом, там много различной электроники, голосовые помощники. Я думаю, круиз-контроль и камеры там 100% есть. Они этим, конечно, пользуются, но по моим ощущениям, вождение всё равно у них не очень безопасное… Может, конечно, дело и в правилах дорожного движения – они у них отличаются… Но я бы сказал, что облегчение жизни ведет к тому, что тебе нужно меньше думать. А если тебе нужно меньше думать, ты перестаешь использовать свой ресурс мозга и тренировать его, и потихоньку тупеешь»
А вот водители старше 30 лет, опытные, готовы использовать современные системы, видя в них улучшение комфорта и безопасности.
Для части респондентов умные технологии в автомобилях стали важным фактором при покупке. Эти люди ценят такие функции, как автоматическое торможение, помощь при парковке, голосовое управление и т.д. Однако и среди этой возрастной категории были и те, кто считает, что эти технологии представляют собой ненужные траты и не добавляют реальной ценности.

Сразу отвечаю на возможный вопрос: можно ли ознакомиться со всеми результатами этого исследования? – нет, с заказчиком подписывался NDA. Да и, собственно, мои размышления немного о другом.
Что лично до меня – я пользуюсь умными технологиями. Мне нравится комфорт, безопасное вождение, и я с удовольствием поговорила бы с автомобилем о погоде, последних новостях и дураках на дорогах. Но, пожалуй, я не готова довериться технике в части автономного вождения.
В заключении хочу рассказать одну притчу:
Стояли две деревни, которые разделялись одним огромным обрывом. Чтобы из одной деревни перейти в другую, нужно было идти сначала по скользкой дорожке, а потом по очень узкому мосту.
Каждый год там падали и умирали люди. Сначала погибших увозили на ослике, потом на карете с лошадьми, потом на велосипеде с тележкой. Но шли годы, и вот уже разбившихся людей из обрыва стали увозить на машине.
Ритуальный транспорт совершенствовался, но люди как погибали, так и продолжали погибать. И никто не додумался поставить забор у пропасти и построить хороший мост.
И возвращаясь к теме автопрома, интересно понять, до какой степени стоит начинять современные автомобили «умными» устройствами, чтобы в какой-то момент они не стали просто игрушкой или роскошью, вместо средства передвижения? И действительно, не отупеем ли мы однажды от того, что за нас всё будут делать «умные» машины?!
С удовольствием, обсужу эти вопросы с вами в комментариях.
И да, стоит ли мне всё‑таки приобретать собственный автомобиль для перемещения по большому городу?
Комментарии (18)

AlenaStavrova
13.11.2025 14:37Есть еще одна причина иметь автомобиль - удовольствие от вождения. И вкусы тут разные: это может быть навороченный спортивный автомобиль, может быть принципиально механическая коробка передач, а может быть какой-то скромный автомат (мой случай). Возможность поехать в автопутешествие. Для меня долгая дорога - способ не только посмотреть красивые пейзажи за окном и достопримечательности других городов, но и немного перезагрузить свои мысли.
Если читаете по-английски, рекомендую на эту тему книгу Why We Drive. On Freedom, Risk and Taking Back Control, автор Matthew Crawford. Читается нелегко, но мысли очень любопытные.
Svetla79 Автор
13.11.2025 14:37Алена, кстати, да. Про это я не подумала, но водить мне тоже нравится. Не в пробках, конечно, но и не автомагистраль. Что-то среднее, где можно ехать, но и не вздрагивать от проезжавших мимо фур

K0tm4n
13.11.2025 14:37Добавлю, что личный автомобиль - это его доступность в любой момент, если, конечно, не сломан. Такси надо ждать, каршеринг надо искать. В каком состоянии и то, и другое непредсказуемо.
Как-то брал ФВ Поло под новый год в каршеринге лет так 10 назад. Сделал фото дефектов снаружи, выбрал лимит фотографий, а внутри кто-то спер крутилку магнитолы. А сессия уже началась и фото не добавить. Видимо давно украли и я не стал крайним.

whoisking
13.11.2025 14:37С другой стороны, автомобиль может быть статусным символом или элементом роскоши (особенно, при сегодняшних-то ценах).
И это в блоге ростелекома...

Ilya_JOATMON
13.11.2025 14:37Для некоторых - автомобиль, это способ показать окружающим свою нетрадиционную ориентацию. Хотят этого окружающие или нет.

safari2012
13.11.2025 14:37молодые люди "не испорченные" опытом старого автолюбителя не понимают, зачем нужен привод сиденья, регулируемый в 6 степенях свободы, включая поясничный отдел. Им это не нужно..... пока :)

DmitryO
13.11.2025 14:37Это только мне кажется, или данная статья соответствует оценке "низкий технический уровень материала"?

uuger
13.11.2025 14:37А вот водители старше 30 лет, опытные, готовы использовать современные системы, видя в них улучшение комфорта и безопасности.
я вот попадаю в эту категорию, но не хочу видеть в своём авто ничего "умнее" ESP+ABS. "Глупые" раздатка, блокировки дифференциалов и турбодизель родом из 1980х мне нравятся больше. Правда, я и по городу-то стараюсь не ездить
Alex-ZiX
Автомобиль превратится в безопасный транспорт только тогда, когда у него вообще не будет реля и педалей.
Да и вообще, я склонен полагать, что люди в будущем не будут держать автомобиль в собственности. Проще будет нажать кнопку в приложении - за то ой приехал автономный транспорт, довёз куда надо и уехал - никаких забот с парковкой, заправкой, ремонтом, страховкой и т.д.
Svetla79 Автор
Есть ещё история с каршерингом, но пока для меня это тоже непонятная история
K0tm4n
Такая машина, лишённая органов управления, очень похожа на падающий лифт - в критической ситуации ничем себе помочь не можешь, не за что дергать или чем-то влиять на процесс.
И вот ещё вопрос. Когда автономная машина приедет чумазая или в снегу, а потом вежливо попросит протереть лидар, камеры, парктроник, потому как ещё два поворота назад была чистая (разработчиком клянусь), а потом снег со столба, дерева, вьюга, гад какой-то со встречки окатил, снегоуборщик заляпал. Станете вытирать, потому как Ваша безопасность нежданчиком от Вас же стала зависеть или не будете, потому как машина-то какого-то ООО, ИП, да и просто тряпки с собой нет?
Понятно, что вопрос не лично к Вам, просто к человеку, желающему автономных автомобилей.