2.5 года назад я решил попробовать себя в IT-стартапах. Потратив несколько лет, более 6 миллионов рублей, мы пришли к тому, что закрываем проекты. В статье – путь от идеи сервисов постинга и биржи автоматической рекламы до их релиза, а также о всех трудностях, неудачах и успехах во время разработки.

Привет! Меня зовут Денис, и 3 года назад я сделал агентство, которое специализировалось на Telegram. Спустя полгода после его создания я увидел возможность создать востребованные на рынке сервисы, которые помогли бы и нашим клиентам, и участникам рынка. Однако у меня не было опыта ни в создании, ни в управлении, ни в планировании таких продуктов, поэтому в процессе было наделано много ошибок.

В статье расскажу подробно про каждый из сервисов, как пришла идея, какие были хорошие и не очень решения, сколько стоит создать такие сервисы и где можно слить кучу денег.

Сразу скажу: я не разработчик и далек от этой сферы. Поэтому тут больше про организацию работы, продвижение сервисов и то, почему у нас что-то получилось, а что-то нет.

Сервис 1 – бот автопостинга, замены ссылок и обратной связи

Идея

Когда мы еще проводили РК внутри Telegram для агентства, мы часто размещались в ботах-сервисах, которые концентрировали в себе нужную нам админскую ЦА. В какой-то момент, во время общения с одним из разработчиков, проскочила мысль: «А почему бы нам не сделать свой сервис?».

Изучив ситуацию на рынке, у нас возникла идея: объединить бота для постинга с ботом для замены ссылок в рекламных постах.

Структура работы бота постинга была подсмотрена у Fleep, ControllerBot и TelepostBot. Но в первую очередь у Флипа, так как его создатель, Женя Усов, тогда сделал один из удобнейших постингов.

С другой стороны, у многих админов на рынке была проблема с созданием и вшиванием пригласительных ссылок в посты. А как раз в то время вышли обновления, которые позволили создавать уникальные ссылки и даже называть их. Сервисов для автоматического вшивания ссылок массово не было, либо они были на уровне «просто вшил ссылку и все». Мы решили довести эту систему до небольшой аналитики.

Позаимствовав ту же идею у Флипа, решили добавить в нашего бота еще и бота обратной связи, однако сделать его лучше.

Большинство ботов (если не все боты обратной связи) сливают все диалоги в один. Мы же решили разграничивать их на «топики», они же темы. Таким образом, каждый диалог был отдельным полноценным диалогом с каждым человеком, без смешивания чатов в одну сплошную мусорку.

Ну и финальное: я планировал, чтобы этот сервис стал единой системой. С одной стороны есть постинг, с помощью которого можно размещать рекламу и указывать сумму, покупателя и условия, что помечается в прикрепленную Google-таблицу

С другой стороны – та же таблица, но на другом листе, со списком всех покупок, у кого они были, сумма, количество подписок и отписок

И третий лист – сводка по каналу: сколько денег пришло, сколько денег ушло и сальдо.

Получалась мини-CRM система, которая показывала все продажи, покупки и в будущем могла быть интегрирована и в бота обратной связи.

Планирование и разработка

В начале апреля 2023 года мы создали чат, туда же я закинул первую версию ТЗ. Без понимания, как это ТЗ должно правильно выглядеть, без хорошей майнд-мапы, без описания функций. Просто «хочу, чтоб вот так было». Однако и название файла было соответствующим – «Что-то типа ТЗ»

Двое разработчиков распределили между собой задачи, в процессе мы тестировали разные появляющиеся фичи.

Спустя две недели после начала работы я узнал, что несколько знакомых и админов делают похожих ботов – кто-то делает постинги, кто-то новые замены ссылок, а кто-то объединяет оба сервиса, как и мы.

Однако нас это не остановило, наоборот, подбодрило сделать «не хуже, чем у других», а за счет экосистемы и всего в одном месте – даже лучше.

Помните, выше я писал, что не было опыта и понимания, как и что делать?

Это выражалось в том числе и в отсутствии правильного планирования, отсутствия доски для отслеживания задач, которой все пользовались (вернее, она была у разработчиков, но я не понимал, как ей пользоваться).

Кстати, я же был главным тестировщиком своих проектов =)

Тестировщик, конечно, громко сказано, но на безрыбье и рак рыба, а я – вполне себе тестер. Я просто тыкался в разные углы бота, добавлял и удалял параметры, пытался сделать что-то нарочно все ломая, и когда что-то ломалось – закидывал это в чат.

1 мая 2023 года мы готовы к релизу

И понимаем, что там надо многое переделывать почти с нуля.

Из-за отсутствия правильного планирования, описания и видения того, что должно получиться на выходе, многое из сделанного либо работало не так, как у остальных на рынке (в худшую сторону), либо еще не было доделано.

Было два решения: менять частями то, что работает не так, или переделывать с нуля все, учитывая все ошибки.

Мы решили пойти по второму пути, и датой «второго» релиза стало 1 июня 2023 года, которая позже сместилась еще на месяц.

Если бы изначально все было спланировано и зафиксировано чуть лучше, не пришлось бы сдвигать сроки, но мы слишком доверились разработчикам (о чем позже)

И тогда же вскрылась еще одна проблема, которая станет для этого проекта решающей – премиум-эмодзи.

Примерно в то же время Telegram ввел обновление, в котором можно было покупать и продавать красивые юзернеймы, но самое главное — передавать их ботам, что позволило им работать с премиум-эмодзи.

Вот только стоило такое прикрепление тогда 5000 TON — примерно миллион рублей без учета стоимости самого красивого юзернейма.

На тот момент таких денег у нас, естественно, не было. А вот у появившихся тогда конкурентов была возможность работать с премиум-эмодзи — что и зарешало.

Про сам проект и что он мог

Назвали мы его Twisty — от слова Twist, потому что нам показалась интересной концепция обыгрывать «закручивание», как и у агентства — Spiral.

Логотип Twisty
Логотип Twisty

Как и намечено в изначальном плане: создание поста, его настройки (URL-кнопки, уведомление, кнопка для бустов и так далее), также можно было подключить таблицу для мини-CRM.

Со стороны замены ссылок — аналогично. Можно было создавать и настраивать ссылки, добавлять и массово адаптировать посты под рекламные кампании (кстати, это были чудесные времена, когда мы жили без маркировки интернет-рекламы).

Ну и обратная связь работала, как и планировалось: люди пишут в бота, а бот распределяет все сообщения по отдельным топикам.

Основной бот Twisty был конструктором, где любой пользователь мог создать своего бота и уже через него управлять каналом. Что тоже стало проблемой в будущем.

Функционал премиум-эмодзи работает только через основного бота, для которого этот самый премиум и купили. Соответственно, если в будущем мы планировали добавить работу с премиумом, нужно было продумать, как сообщить об этом пользователям, или полностью переделать систему, внедрив премиум-постинг на стороне (как позже сделал Fleep), или же снова переделать всю структуру бота, убрав конструктор и оставив только главного бота.

Монетизация

Первое время бот был платным, мы долго ломали голову над пакетами и тем, как это предоставлять, но остановились на стандартных расценках за чуть больший функционал — так как в одном боте был и постинг, и замена ссылок.

Бота обратной связи мы оставили полностью бесплатным, так как планировали дорабатывать его под полноценного бота с crm, мини-воронками, платными доступами к закрытым каналам.

Суммарно за время «платного» существования проекта он заработал нам примерно 1500 рублей, а после мы просто отключили платную версию, сделав его бесплатным.

Решение сделать сервис бесплатным было обосновано просто: иначе сервисом никто бы не пользовался. Зачем использовать постинг и замену ссылок без премиума по цене постинга с премиумом?

Да, в этот момент наличие или отсутствие премиума у ботов стало базовым минимумом, потому что премиум-эмодзи начали появляться везде: и в обычных постах, и в рекламных.

Так, Твисти стал полностью бесплатным, однако продолжал набирать свою аудиторию. Довольно тепло был встречен функционал обратной связи — к нам подключились многие крупные блогеры, инфобизеры и каналы, что мы видели по своей базе. Назвать их, к сожалению, не можем, так что придется тут нам поверить =)

Свою аудиторию удалось набрать и за счет стабильной работы сервиса. Когда начались массовые неполадки у других постингов, мы работали стабильно, а я в срочном порядке делал рекламные посты и организовывал выходы с посылом: «У вас не работает — а у нас работает!».

Такого рода выходы давали нам регулярный прирост, иногда целыми сетками к нам «переезжали» владельцы каналов.

На момент написания статьи в боте более 7500 активных пользователей, более 650 активных ботов для постинга и 850 каналов.

Ботов обратной связи – 400 штук

Создавая этого бота, одна из важных вещей была в том, что он был удобен как минимум для меня самого. Я использовал его для своих проектов, а моя же обратная связь была у нас в ботах техподдержки и у Твисти, и у будущей биржи рекламы.

Но это был еще не конец.

Да, запуск был не самым удачным, но мы немного на нем потеряли, зачатки экосистемы у нас были. И тогда же к нам обратился один клиент.

Второй проект – биржа автоматической рекламы в Telegram

Шел сентябрь 2023 года, из-за маркировки рекламы уже год как у всех болела голова, а теперь еще и другое место начало зудеть, ведь с 1 сентября за маркировку начали штрафовать.

Один из наших клиентов обратился за разработкой под заказ мини-сервиса для покупки рекламы и автоматической маркировки только под него.

За неделю мы накидали демо-версию этого бота и показали клиенту. Предварительно было дано добро, но потом этот клиент, крупное рекламное агентство, решило нас кинуть на деньги.

В историю погружаться не буду, да и она остается на совести Игоря и Никиты.

Однако у нас на руках осталась наработка бота, который может маркировать рекламу, то есть какая-то часть работы уже была сделана.

Прикинув, что маркировка сейчас актуальна, у нас есть разработчики и какой-никакой опыт, мы решили доработать этого бота в полноценную систему для маркировки рекламы, но не для одного клиента, а для любого.

Разобравшись в вопросе маркировки еще больше и найдя классных юристов, мы поняли, что сделать просто систему для маркировки — тяжело, так как она не решит проблему с документами, что и является основной проблемой при создании маркировки.

Тогда мы начали думать, как ее решить, и при планировании вырисовывалась картина полноценной биржи рекламы.

Где с одной стороны есть пользователь ИП/СЗ/ООО, который хочет купить рекламу, а с другой — еще один пользователь ИП/СЗ/ООО, у которого есть Telegram-канал и который эту рекламу хочет продать.

А посередине есть мы, которые автоматически делают маркировку и за нее же отчитываются, ��еря за это комиссию. Ну красота же.

Ну и самое главное — мы поняли, куда деть нашего же бота Twisty: мы сможем в будущем интегрировать его в биржу, и вот, пожалуйста, замкнутая экосистема сервисов!

Но у нас также было понимание, что биржа в разы больше по масштабам, чем бот постинга. Однако мы не были готовы к тому, насколько больше он окажется.

По приблизительным подсчетам, мы должны были «успеть до нового года», вот только не было конкретно сказано — до какого нового года. Поэтому мы все доделали только в 20-х числах декабря 2024 года =)

Назвали проект Vortex – от закручивающегося вихря, продолжая ту же концепцию в названиях, что и до этого.

Логотип Vortex
Логотип Vortex

Планирование и разработка

В этот раз мы поступили умнее и с самого начала решили потратить больше времени на планирование и изучение. Выбрали похожие биржи как референсы, изучили их функционал, документы и возможности, и в тогда-ещё-никуда-не-ушедшем Miro мы набрасывали много блок-схем с описанием работы, путей клиента.

Кусок доски с Miro
Кусок доски с Miro

Мы даже начали использовать полноценный трекер для задач, более точное и четкое описание работы и функционала, что за чем идет.

Тогда же я ощутил масштабы проекта. Это со стороны обывателя сайт выглядит примерно так: открыл сайт, залогинился, деньги закинул, пост добавил, каналы выбрал, купил и все.

А на деле за каждым действием по небольшому (или большому) обсуждению с разработчиками, юристами и сравнением с тем, что уже есть у конкурентов.

Саму биржу можно разделить на две части, про которые хочется рассказать – начинка с бекендом и сайт.

Сайт Биржи

Такой масштабный проект не может быть в диалоге с ботов в Telegram. Нужен сайт, а сайту нужен дизайн, а вот как это сделать – мы не знаем.

У Twisty, кстати, был сайт, который был добавлен в качестве тестовой меры – зайдет ли пользователям. Кстати, оба разработчика у нас бекендеры и фронтом никогда не занимались.

И вот, перед ними задача: сделать сайт для Твисти. Понятно, что он выглядел страшновато, но функцию выполнял. Правда, никто им особо не пользовался, так что толку было мало и сайт мы оставили как есть.

Сайт Твисти
Сайт Твисти

Сейчас же нужен более правильный подход: полноценный дизайн, функциональный, многостраничный сайт и чтобы оно все работало.

Еще до этого, когда делали сайт для агентства, опытным путем работы с дизайнером сайта мы узнали, что сначала для сайта делается текст, а потом для сайта на основе текста и ТЗ делается дизайн, но не наоборот.

Узнали мы это, когда пытались придумать, что поместить и о чем написать в шаблоне, который сделал дизайнер, который почему-то забыл сказать нам, что сначала идет текст.

Так вот, для сайта биржи и в целом функционального сайта, в идеале сначала сделать и прописать весь бекенд, а уже потом на него накладывать дизайн и после – делать верстку.

Угадайте, когда мы это узнали =)

Но так как мы этого не знали, и первый дизайнер, которого мы нашли среди знакомых, просто посмотрел на референсы и сделал примерно как он увидел. А уже под это нам пришлось местами подгонять функционал, что стало первой огромной ошибкой, которая вскрылась в процессе.

Например, в процессе работы мы выяснили, что у нас попросту нет важной страницы. Функционал для нее есть, а страницы – нет. И тут либо дорисовывать с другим исполнителем, либо запихивать в то, что уже есть, с минимальными правками.

Но это – целиком и полностью наш косяк.

С ним мы позже разошлись по разным обстоятельствам, и на замену нашли другого. Костяк дизайна уже был, далее запустили работу по маленьким, но функциональным правкам.

Правки были уровня:

— Вот тут нам надо показывать такое меню, но у нас нет для этого кнопки. Вот ее надо сделать.

— Вот тут у нас поменялась логика работы, надо убрать 2 кнопки, добавить третью и сверху бантик.

И это тоже обошлось в копеечку. Но дороже копеечки было время. Сроки опять сдвигались, а к созданию и «оживлению» этого самого сайта мы даже не приступали, так как нужен был фронтендер.

Ну окей, с дизайном мы более-менее разобрались и нужен был фронтенд. Подумав и посовещавшись, мы приняли решение найти не фрилансера или человека в штат, но обратиться к агентству, которое поможет сделать MVP продукта.

Такое решение было аргументировано, как нам казалось, более ответственным подходом со стороны не одного человека, но агентства. И да, может быть мы чуть-чуть и переплатим, но команда точно сделает проект быстрее.

Так ведь?

Собрав несколько разных агентств по рекомендации и рейтингам, пообщавшись с разными людьми о цене/сроках, мы видели ну очень разные соотношения: полгода и 3 миллиона, 3 месяца и 500 тысяч, 2 месяца и 1 миллион и так далее. Самое любимое – это 3.5 миллиона, где в сметовании были рандомно расставленные часы и задачи, а сайт самого агентства, по иронии, был нерабочим.

В итоге, выбрав серединку по всем и обо всем договорившись, мы приступили к работе. Изначальная цена была 500.000 за весь проект, нам обещали выделить middle-разработчика и обещали сроки в 3 месяца в апреле 2024 года.

Спойлер: сайт нам сдали в 20х числах декабря.

Проблем было много: начиная от того, что руководители и проджекты студии разработки не принимали никакого участия в проекте, заканчивая стажером-студентом, которого посадили делать этот проект.

Позже, на созвоне, нам сказали, что это просто «middle минус».

В процессе работы этот самый «мидл-минус» ушел, и его заменили на другого. И тот сначала потратил время на то, чтобы переделать большое количество проблем и багов за прошлым разработчиком, а потом стал изобретать свои велосипеды.

Шел сентябрь 2024 года, сайта у нас еще нет на руках, а нам выставляют новый счет. То, что делалось на сайте, не функционально, но нам клятвенно говорят, что уже почти все.

Тогда же отношения стали очень напряженными, нам буквально приходилось вызывать нового «мидл-минуса» и его проджекта на созвон, тыкать в лицо багами, объяснять, что и где не работает. Второй разработчик, как вы понимаете, тоже был стажером, далеко не мидлом.

Отношения с этой студией у нас были плохими, но и уйти из-за моих ошибок, о чем чуть позже, мы не могли.

Веселее всего было то, что в какой-то момент нас добавили на их доску задач, и мы, проверяя сайт по тому, что сделала студия, регулярно находили сделанные задачи, которые еще не были сделанными. Проджект пожимал плечами, разработчик не знал, как так получилось, хотя это было несколько десятков раз.

Вы можете спросить: так почему ты ничего не сделал, ты что, не подписывал документы? Подписывал, вот только читал я их не очень внимательно, и также по глупости подписал пару актов, где принимал сделанные задачи, хотя мы их на деле не принимали.

Обещание выделить нам мидла было только устным, на деле же то, что нам подсунули стажера, не было нигде прописано, а пока не доказано — дальше сами знаете. Мы потом нашли его резюме на агрегаторе и спрашивали, ищет ли он новую работу. Это была его первая работа, и там он проходил платную стажировку.

В общем, пропуская время и баги, отбиваясь от аргументов проджекта «ну вы там сами просто не доделали и нас задерживаете», тогда как на нашей стороне все было готово и никто не тормозил их разработку, мы с горем пополам приняли сайт, заплатив суммарно 678.280р вместо ожидаемых 500.000р, и потратили на разработку почти 9 месяцев вместо обещанных трех.

Но ладно, проблемы на стороне подрядчика. Гораздо хуже были подставы от наших разработчиков. Например, один из них ночью решил отрефакторить часть кода, улучшив его. А утром на доске я увидел задачи «сменить такой-то метод». На вопрос «зачем?» был дан ответ: «ну мне не пофиг на проект, я хочу, чтобы было лучше».

Вот только никто об этом не просил. Мы находились в ситуации, когда надо было, чтобы оно просто работало, а какие-то доли секунд возможных задержек (или вообще их отсутствие, просто более причесанный код) не играли роли.

Но про саботажи и проблемы с разработчиками уже на нашей стороне – позже.

Сайт после какое-то время чинился нашими силами с помощью чьей-то матери и Claude, оказывается, бекендер с Claude – это практически мидл-минус по уровню работы.

Однако позже мы нашли фронтендера в штат, который хоть и был еще новичком, но смог пересобрать и переделать, а во многом даже улучшить получившийся сайт во время закрытой альфы и беты, так что к моменту релиза сайт было не стыдно показать и при этом не плакать.

А плакать было из-за чего: весь сайт сильно грузил систему, постоянно обновлялся, много окошек наезжало друг на друга или уезжало раз и навсегда, менялись цвета и функционально не все работало так, как надо. А всплывающее окошко «Ошибка! Возникла неизвестная ошибка!» на каждой странице стало восприниматься как вполне родная часть кода.

Бекенд биржи

Окей, с сайтом мы более-менее разобрались и кое-как все решили. Но на бекенде тоже не обошлось без проблем. Как минимум, проблемы были с Финансовой системой, Юридической частью и цепочками для ОРД.

Финансы и как мы не прошли проверку СБ

Одной из задач биржи является удержание у себя средств и своевременная выплата. Так как биржу делали на меня, а я ИП на УСН, я долгое время донимал своих (и не только своих) бухгалтеров о том, как это все будет работать и сколько и каких налогов мы будем платить.

Это было еще до введения новых налогов, после них я вернулся, чтобы бухгалтеров трогать за налоги еще раз. И только после того, как я все это понял и объяснил ребятам, мы приступили к созданию финансовой системы.

Идея была такая: возьмем сервис, который помогает делить платежи, и подключим его. Так мы не будем мешать финансовые потоки и будем все спокойно делить.

Звучит удобно, звонил различным компаниям, согласовывал по почте, потом перешло в мессенджер. Созвоны, согласования документов, системы работы и прочие прелести в течение нескольких месяцев.

И все для того, чтобы в один день нам написали: «Извините, но работать мы с вами не сможем, СБ отказал, причин не называем, удачи».

Прекрасно, — подумали мы, которые уже подстроили под такую систему работы структуру биржи, и радостно пошли ее переделывать, немного матерясь.

Ни в коем случае не гоню на компанию, я понимаю и принимаю все риски, однако было обидно.

Почему нам отказали? Причина была в том, что с одной стороны деньги внести могли юр. лица, а с другой — получить самозанятые. Это риски для компании, что их могут использовать для отмыва. В процессе мы даже изучили, как работают крупные агрегаторы типа Яндекса с их такси.

По сути, одно из решений было создавать свой «админский таксопарк», где мы бы брали каналы в аренду. Но это было слишком сложно и муторно, а еще нас бы админы послали, так что от идеи отказались.

И вот мы, потратив кучу денег и времени (опять) на согласования и оплату работы юристов, ушли думать, а как сделать эту же систему безопасной.

Все же, если большая НКО переживает о безопасности, наверное, стоит задуматься о ней и нам. И мы пошли изучать конкурентов с юридической точки зрения и считать финансы еще раз.

А потом выкатили НДС для тех, кто на УСН, и мы посчитали еще раз. А потом добавили сбор на рекламу, и мы посчитали все ЕЩЕ раз.

Однако, проблему с финансами мы решили, прописали в документах агентскую систему работы, морально подготовили бухгалтера и все подключили, и оно все даже работает.

Юридическая часть

Уже предвосхищая мои походы в Налоговую с целью объяснить, почему на мой счет пришла одна сумма, и потом ушла другая, мы занялись чтением и прописыванием всех-всех документов.

Удобно было это делать, подсматривая, как это реализовано у других, и улучшая у себя.

Мы проделали большую работу, чтобы делать максимально подробные документы и минимизировать риски, а также чтобы все документы создавались автоматически.

Выяснив, как и что надо делать, мы радостно пошли вносить правки (большие и малые) в:

— уже созданные документы

— будущие документы

— дизайн сайта

— сам сайт, который уже создавали

— наши планы работ

— наши финансовые модели

Так как одного описания условий в документах недостаточно, и для безопасности многое необходимо дополнительно показывать, что будет в визуале сайта.

Также наш юрист подготовил для нас замечательную оферту, а после и оферту простым языком, которая объясняла основные положения с юридического на понятный человеческий язык.

Оферта простым языком
Оферта простым языком

Документооборот

Задача: предположим, к вам пришел и зарегистрировался Василий, который назвался генеральным директором ООО «Рога и Копыта». А как проверить, что это действительно Василий из ООО «Рога и Копыта»?

Например, hh использует систему с пополнением баланса для верификации. Если счет не оплачен или оплачен с других реквизитов — тебя дальше не пропускают, все логично.

Но как сделать то же самое, когда не каждый обязан пополнять счет?

Мы решили интегрироваться через ЭДО — ИП и ООО через Диадок и роуминг, самозанятые через Сайн. Уже позже, где-то в мае, мы узнали, что Сайн в целом мог бы подойти и для ИП, и для ООО.

Однако, это решение стало еще одной проблемой: не у всех был активный ЭДО с ЭЦП, плюс они платные, а многие попросту не хотели регистрироваться.

Винить кого-то или не винить тут — не знаю, однако я не представляю, как можно работать на рынке рекламы и не использовать никакое ЭДО.

Кстати, для справки: другие площадки используют платформы для работы с самозанятыми, типа Рокета/Консоли, в которые так или иначе тоже можно добавлять не только самозанятых, однако, узнали про это мы тоже слишком поздно.

Для самих документов и ориентирования в них я придумал унифицированную систему, по которой генерировались названия и номера актов.

Дело в том, что для каждой стороны у нас генерировалось несколько актов: акт о совершенной сделке, акт о комиссии, акт о взаиморасчете для площадки, акт для рефералов.

Акт о сделке и акт о комиссии может быть как у покупателя, так и у продавца. Так как же автоматически генерировать их так, чтобы понимать — чей акт чей?

Я решил разделить их таким образом: акт состоит из даты, куска ID пользователя биржи и порядкового номера и буквы: 1 2 3 4 и a b r соответственно.

1 – всегда акт о покупке с полной стоимостью

2 – всегда акт о нашей комиссии

3 – всегда акт о взаиморасчете

4r – реферальный

Буквы же принадлежат определенной роли: a – admin, b – buyer, r – referral

Таким образом, видя номер акта и будучи непосвященным, понять, что это за акт — трудно, но зная систему — он читается очень легко.

Акт от 1 июля 2025 года, о нашей комиссии для админа
Акт от 1 июля 2025 года, о нашей комиссии для админа

Аналитика

Для маркировки и подачи отчетности необходимо отлавливать вышедшие посты и проверять, сколько на них набралось просмотров.

Как вариант решения – мы могли попробовать интегрироваться в уже готовую систему аналитики, однако, с мыслью о своей собственной экосистеме (не забываем про Твисти), мы решили сделать свою систему аналитики, пусть и на более базовом (пока что) уровне.

Однако, Телеграм просто так не дает ботам видеть просмотры постов, как и много других важных настроек. Поэтому системы аналитики используют юзерботов – аккаунты обычных пользователей под управлением системы.

Ну и Телеграм сам это не поощряет, любит таких ботов блокировать и всячески ограничивать как подозрительных. Поэтому надо было искать какое-то решение.

Частично в этом нам помогло то, что сервисные аккаунты мы посадили в один чат и заставили друг с другом «общаться», вернее, имитировать общение.

Поначалу они и правда были с ИИ внутри: задавали вопросы и отвечали на вопросы после, однако, это сильно нагружало систему и тратило много ресурсов. Поэтому мы просто оставили их бесконечно задавать вопросы в пустоту: «Давайте поговорим о [тема] в [место]!»

Из плюсов: это помогло продлить жизнь ботам и иногда генерировало забавные сочетания.

ОРД и Маркировка

Наверное, та система, которая была изменена меньше всего, ведь она использовалась еще в самом начале работы, еще когда мы выполняли разовый заказ для агентства-заказчика.

Для работы мы решили использовать ОРД Озона, так как они уже были платные, и под тарифы было легко подстроиться, а другие ОРД могли в любой момент стать платными, и не ясно – по какой цене.

Да, изменения мы все равно вносили: сначала добавляли ККТУ, когда те появились, после – проверяли и улучшали цепочку под сборы 3%, еще следили, правильно ли подаются акты и с теми ли они номерами.

Ну и тут у нас не было проблем: все акты подавались правильно, и даже ЕРИР после введения сбора рассчитал нас и наших клиентов верно.

Финансы и выплаты

Окей, с одной стороны у нас рекламу купили, а с другой продали, как нам теперь платить продавцам и когда?

Мы долго спорили на эту тему: платить сразу, копить баланс, ждать, пока нажмут на кнопку «вывод», однако, решили остановиться на выплате раз в месяц всем.

Так, с 1 по 31 число каждого месяца у нас ведутся рекламные кампании. 1 числа следующего месяца по всем завершенным рекламным кампаниям у нас автоматически делаются акты и присылаются в ЭДО, с условием подписания в течение 5 дней, а после, при отсутствии возражений, акты автоматически уходят в ОРД, а система генерирует платежки владельцам каналов и рефералам, а мне остается только открыть банк и подписать все платежи.

И что, все работало?

Я не могу описать словами тот кайф, который я испытывал, когда видел, что с помощью нашей биржи покупали и продавали рекламу. Без лишних нажатий, танцев с бубном с ОРД и ЕРИР, за пару кликов подаются все акты, размещаются все площадки, все чудесно.

Мы даже начали планировать дальнейшую работу: как раз и Telegram снизил цену на премиум, и мы могли вернуться к Twisty, доделать его и интегрировать в биржу, можно было нанять команду и вывести сервис аналитики в полноценный сервис аналитики и замкнуть на себе экосистему.

Главная выглядела так
Главная выглядела так

Я даже успел позвать на тестирование во время своего выступления на Суровом Питерском, между делом сказав, что мы готовимся к запуску.

Вот довольный я тизерю альфа-тестирование на презентации
Вот довольный я тизерю альфа-тестирование на презентации

Кстати, мы планировали запуститься уже в октябре 2024 года. Но, как уже понятно, мы не успевали, потому за ~неделю нам быстро собрали простой лендинг с призывом записаться на тестирование.

Где тот момент, когда все пошло не так?

Момент, когда все идет не так

Причин, почему это случилось, было несколько.

Во-первых, сайт был не интуитивно понятным. Да, та самая ошибка в создании дизайна в самом-самом начале работы над биржей повлияла на то, что пользователи просто не знали, что и как им делать.

Идея с обязательной интеграцией ЭДО важная, но надо было выбрать более популярные решения, подсмотрев их у аналогов, из расчета на то, что пользователи там уже зарегистрированы, им не нужно будет совершать дополнительных шагов.

Некоторые решения, которые казались правильными и интуитивными на стадии обсуждения, оказались не правильными и не интуитивными, да и к тому же ненужными.

Частично это решили видео-инструкция��и, где наглядно показывали что, куда и зачем. Стало проще, но не идеально, пользователи не хотели читать инструкции и смотреть гайды, они хотели быстро все сделать и пойти дальше, и их нельзя в этом винить.

Во-вторых, глобально сократились расходы на рекламу и просел рынок. Посевная реклама в Telegram сейчас переживает не лучшее время, виной тому множество факторов, в том числе и завышенные цены, и некачественный трафик, и общее снижение эффективности посевов. А там еще и Max на горизонте замаячил, вместе с рисками блокировки Telegram и сокращением бюджетов как следствие.

В-третьих, многим продукт просто оказался не нужен. Да, в чатах часто вздыхали на тему маркировок, отсутствия продаж и прочих проблем. Но когда мы приходили напрямую с предложением решить эту проблему, выяснялось, что владелец не особо то хочет ее решать: что-то регистрировать и куда-то присоединяться ему не сильно хочется.

Какое-то время мы вели свои же рекламные кампании с помощью нашей же биржи, но когда предлагали админам присоединиться, чтобы у них купили рекламу, они просто не хотели идти. «Зачем мне идти, если вы хотите у меня купить, покупайте напрямую».

В-четвертых, плохие отношения с разработчиками. Разработчики – своеобразные люди. Вообще все. Однако ошибкой с моей стороны было во многом работать на доверии, не контролировать работу, многое доверять им, раздавать доли и терпеть сорванные сроки, опоздания и хамство.

Как потом выяснилось, не мы одни такие, и проблема многих разработчиков и компаний именно в том, что нужен ну уж слишком своеобразный подход к таким же своеобразным людям.

Да, они могут говорить, что точно все сделают, но сделают по-своему. Проблемы с коммуникацией и софтами — вытекают в ругань, хамство, опоздания и слитые сроки. Слишком высокое мнение — в решение что-то поменять в одностороннем порядке, потому что заплатит все равно не он за правки.

Про оплату и доли: почему-то я согласился выделить доли в проектах. Зачем и на чем это было основано — не ясно, потому что они получали и ЗП, и за все платил я. Это тоже стало большой проблемой, ведь когда разработка задержалась на год, сильно выросли траты и мы вышли за все рамки бюджетов, начались споры о долях.

Факт того, что разработчики уже получали ЗП, а я за все платил, никого не волновал, а в споре, где присутствовал юрист, я был то просто инвестором, то ангельским инвестором, то просто человеком со стороны, и странно, что у меня вообще есть доли в проекте. В общем, последние полгода проекта прошли в постоянном напряжении и конфликте, ведь доступа к коду у меня попросту не было =)

Ни в коем случае не говорю, что вина только во всех вокруг, а я тут молодец.

Однако, какой-то процент того, что погасило запал, стала и такая холодная реакция рынка– проблема есть, но решать ее не особо-то хочется, даже если решение за тебя уже сделали, и конфликты, и бесконечное вливание денег в проект, который оказался попросту не нужен рынку, и шаткая ситуация с мессенджерами в РФ.

Финал

Конец июля 2025 года, я принимаю решение сначала приостановить дальнейшую разработку, а после и полностью отключить оба этих проекта.

Мы потратили огромное количество сил, времени и денег. Однако, все они были обменяны на бесценный опыт, который никак иначе не получить.

По приблизительным тратам на все зарплаты, сервисы, юристов, бухгалтеров, консультации, подписки, сервера и прочее за все 2.5 года мною было потрачено порядка 6 миллионов рублей, при заработке ~20.000р суммарно.

Из плюсов – эти деньги были заработаны агентством же, из минусов – они могли быть пущены не в разработку чего-то нового, но в агентство и его развитие, поэтому сюда надо мысленно добавить еще и всю потенциально недополученную прибыль от потенциального роста.

Все же несколько сервисов – это дикий расфокус, агентство в какие-то моменты немного пускалось на самотек, проседали то в одном, то в другом направлении.

Могло ли все пойти немного иначе? И да, и нет. Ниже я приведу те ошибки, которые сейчас я вижу и которые можно было бы исправить, если бы про них знали заранее.

Ошибки и что могло пойти иначе

  1. Недостаток денег. Один из самых очевидных моментов – отсутствие достаточного количества денег. Где-то мы решили сэкономить и упустили то, что станет основой будущих сервисов. Где-то это не позволило нам переделать часть проекта, потому что просто не было на это денег.

  2. Отсутствие опыта планирования. Да, это тоже влияет, ведь даже на втором нашем проекте мы сталкивались с тем, что в процессе делали что-то не так, откатывались назад и переделывали.

  3. Спешка и постоянная гонка. Не описать это чувство, когда ты делаешь проект и узнаешь, что не ты один делаешь такой проект. Пытаешься что-то как-то ускорить, но этим делаешь хуже. А замедлишься слишком сильно – и тебя уже перегонят и обойдут.

  4. Неправильные решения. То ли этому виной спешка, то ли недостаток опыта, но многие решения, например регистрация строго через ЭДО, сильно урезали конверсию. И только потом мы узнали, что можно было иначе, и в условном Сайне могли работать все, и это не резало бы конверсию.

  5. Расфокус. Опять же, он повлиял и в обратную сторону: иногда меня утягивало агентство или личные дела, отпуск и прочее, и упускались из виду важные моменты внутри биржи или бота, на которые я не обратил внимания.

  6. Отсутствие кастдева. Помню, я читал книгу «Спроси маму», но как я прочитал и подчеркнул для себя важные вопросы, так я про них и забыл. Да, проблема есть, но действительно ли ее готовы решать? И точно ли твой продукт настолько полезен?

  7. Нечеткое понимание экономической выгоды клиента. Под конец, общаясь с умными людьми из больших корпораций и восторженно рассказывая про свой продукт, они спрашивали: «а сколько мы тут заработаем или сэкономим». И у меня не было четкого ответа на этот вопрос. А когда начинаешь выяснять, понимаешь, что даже при самой низкой комиссии ты не всегда решаешь реальную проблему клиента. Да, он тратит меньше времени, но будет ли это дешевле, чем отказаться от такого метода продвижения или нанять себе условного маркировщика?

  8. Конфликты и разлады команды. Сейчас я понимаю, что расстаться с плохими исполнителями надо было при первых же проблемах. При первом же опоздании на созвон, при первом же хамстве, при первом же слитом сроке надо было менять и разработчиков, и дизайнеров, и сайтоделов, и в целом — не терпеть такое за свои же деньги.

  9. То, на что нельзя повлиять. Спад рынка, новости о риске блокировки, общая паника, высокая ключевая ставка, снижение маркетинговых бюджетов – на это мы не в состоянии повлиять, но оно в состоянии повлиять на наш продукт. Да, это небольшая часть влияния, но закрывать на нее глаза нет смысла.

Итоги

Что ж, я попробовал себя в стартапах. Понравилось ли мне? И да, и нет.

С одной стороны, я доволен, что смог получить такой опыт, теперь нет такого восторженного и слепого окрыления, которое было раньше. Ощущение твоей полной безнаказанности и всемогущества – это круто, пока ты не разбиваешься о реальность.

Есть ли в этом всем плюсы? Да. Деньги еще заработаются, но вот полученный опыт общения, продаж и проведения демок, организации работы над продуктом, какого-никакого тестирования, ведение переговоров и конфликтов, изучение разных сервисов, понимание своей ценности, опыт общения с разработчиками и еще десятки разных плюсов – это круто. Такой опыт можно только приобрести, набив шишек.

Что дальше? Проекты были проданы новому владельцу, моему знакомому, который написал мне почти сразу после уведомления о закрытии серверов. Пообщавшись и немного поторговавшись, он выкупил все наработки, код, базы людей и прочее. Сервисы и сейчас активны и работают.

Зачем эта статья? Долго думал, выпускать ли ее или нет. Как её воспримут, не будет ли она выглядеть как то, что я жалуюсь на всех вокруг. Все эти неудачные решения — исключительно моя вина, и то, что не получилось, это нормально при таких вводных. Сейчас и со стороны кажется, что это же все очевидно и понятно, но когда сталкиваешься с задачами сам, понимаешь, что упускаешь то тут, то там. Если мой опыт поможет кому-то избежать (хоть частично) ошибки, то я не зря писал весь этот материал =)

Ну а я возвращаюсь к тому, с чего начинал: продолжаю развивать агентство, приводить все в порядок, улучшать с новыми и полученными знаниями. Теперь без расфокусировки и метания между проектами. Уже сейчас пришли к новым решениям, улучшили процессы и познакомились с новыми людьми.

Сказалось ли на мне это эмоционально? Сначала я думал, что нет. Ну, закрыли и закрыли, пошли дальше. Но через неделю меня накрыло, я впал в апатию на пару недель, не хотел ничего делать, решать, созваниваться, писать в блог и работать. Но это быстро прошло, я вернулся в работу и сделал для себя выводы.

Пишите вопросы в комментарии, постараюсь ответить на все без приукрас

Комментарии (4)