Защита своей интеллектуальной собственности — дело во многих случаях нужное. Тем не менее, очень часто в этой сфере случаются курьезные события из серии «нарочно не придумаешь». Сейчас как раз такая ситуация — тату-мастера, которые наносят татуировки на кожу таких привилегированных игроков NBA, как Леброн Джеймс, Коби Браянт и других, судятся с компанией Take-Two Interactive. Причина — компания, которая занимается разработкой игр, поместила на кожу виртуальных копий баскетболистов в игре NBA 2K точно такие татуировки, как и у реальных игроков. Баскетболисты, о которых идет речь, обслуживаются в компании Solid Oak Sketches, и ей принадлежат все права на создаваемые мастерами татуировки. Таким образом, у иска есть солидные основания.
Этот случай — максималистское проявление попытки защитить свою интеллектуальную собственность. Но это не первый случай, когда с создателем или издателем игр судятся по поводу татуировок. Правда, в предыдущих случаях стороны находили общий язык, и договаривались вне суда. Новый случай все же будет рассматриваться в суде. О том, что подобные ситуации должны быть решены в суде, говорится даже в иске Solid Oak Sketches.
«Случай нарушения копирайта с тату должен быть решен в суде, поскольку до настоящего момента многочисленные досудебные соглашения мешали принятию решения», — указано в иске. С Take-Two Interactive ранее тоже пытались договориться — летом истец запрашивал сумму в $1,1 млн. Но ответчик решил не платить. Теперь истец в суде требует $150 тысяч за каждый случай нарушения копирайта (а это может быть и каждая продажа игры NBA 2K, копий было выпущено и продано много миллионов). Это может привести к огромной сумме иска (ущерб истцу), превышающей миллиард долларов США.
Истец требует от суда запрещения для ответчика в плане дальнейшего использования татуировок мастеров компании. Это означает, что в худшем случае ответчику придется отзывать игры.
Ранее успеха в суде по схожим делам добились Майк Тайсон, который засудил Warner Bros., заставив компанию прекратить продажи The Hangover: Part II, и тату-мастер из Аризоны, который судился с THQ по поводу использования его татуировок в видеоигре UFC Undisputed.
В иске Solid Oak Sketches упоминается 5 баскетболистов, и дается список их татуировок, которые компания Take-Two Interactive незаконно (по словам истца) перенесла в игру.
Bobromir
Хм. А мне всегда казалось, что тату скорей «часть тела» того, кому ее набили.
Foolleren
Судя по всему стандартный договор этой фирмы не предусматривает отчуждения прав.
leorush
Что такое «дужа»? )
Foolleren
Мопед не мой, и всё такое.
Goodkat
Большая дужка.
Вот так в очередной раз гордыня погубила излишне самонадеянного человека :)
Bokhan
«Части тела» более не принадлежат людям! Да здравствует новый мир!
allter
Вообще-то до набития на тело тату существует и отдельно от этого тела — в виде эскиза. Редкие тату делаются сразу из воображения тату-мастера.
Авторские права никак не связаны с конкретными носителями. Кстати, по идее, АП на софтверные разработки по умолчанию принадлежат наёмным разработчикам, а не компании, которая их для этого наняла (если только она при найме и выполнении конкретных работ не осуществила несколько формальностей).
Так что при заказе творческих услуг, если вам это важно, требуйте договора об отчуждении исключительных авторских прав.
gleb_kudr
del
Mr_Destiny
Восхитительно. Когда появятся широко распространенные протезы, то что, производители протезов тоже будут подавать в суд за «незаконное использование и распространение»?
Что удивляет, почему ни один из баскетболистов еще не подал в суд за незаконное использование себя самого в игре! Это ж беспроигрышное дело должно получиться! :)
ploop
Mr_Destiny
Понял что мир копирайта и лицензирования еще более странный чем мне казалось…
* ушел думать кому бы продать права на использование своего изображения… Никому лишний нерд не нужен? :)
neomedved
Ну если кто-нибудь захочет сделать игру — симулятор нерда…
Alexey2005
Мне пару лет назад попадалась игра-симулятор разработчика компьютерных игр. Там нужно было нанимать сотрудников, придумывать и кодить игры, участвовать в конференциях, отправлять этих самых сотрудников на курсы повышения квалификации… Даже собственную игровую консоль изобрести можно было.
Вот для игрушек такого плана почему бы и не взять изображение нерда?
Goodkat
Давай тогда уж фотку выкладывай во всех ракурсах, раскрой тему нердов :)
brainengineer
Обычно права на использование своего образа в играх атлеты передают лигам, в которых участвуют.
Raytheon
Баскетболисты, футболисты и прочие спортсмены продают права на использования имен и изображений в складчину крупным организациям, вроде FIFA, NBA, FIBA, UFC, при заключении контракта.
Я сильно удивлен именно поэтому — вроде бы все права на спортсменов и так были у NBA, каким образом малярам удалось найти лазейку и доказать ее в суде? Призываю в тред юристов, которые могут показать на пальцах, как это работает.
Mr_Destiny
Про такую фишку не знал, спасибо. Тогда вся эта история выглядит еще более непонятной — комментарии от юристов были бы очень к стати.
Turic
У игроков контракты с клубами, промоутерами и их личными агентами, именно они работают с этими моментами, вроде рекламы и использования образов, т.е. тут все оформлено законодательно.
Интересно, почему же тогда в трансляциях игр можно использовать образ баскетболиста без отчислений тату-мастерам, а вот в игре — нет. Неужели Take-Two как-то иначе договор заключила. Мутная какая-то история.
QWhisper
Я думаю тут разница в том, что при трансляции не происходит копирование работы, это как снимать выставку художника или выставку хай тек оборудования. А вот если ты начинаешь воспроизводить(для оборудования это делать на фабрике, для картины нарисовать где то еще), то это уже как раз нарушение авторских прав.
iEcho
Там все лицензировано. Имена и фотографии игроков и команд лицензированы у лиги, а на внешность контракт с каждым, чья внешность важна в игре.
Snakecatcher
Следующий шаг — либо с татуированных актёров будут с помощью компьютерной графики удалять все татуировки, либо заставят сниматься в максимально закрытой одежде. :)
Alexey2005
Да уж, вот так заключишь контракт с какой-нибудь актрисой, продашь игру с соответствующей моделью, а потом получишь тонны исков:
— от парикмахеров и визажистов, т.к. причёска и макияж являются их интеллектуальной собственностью
— от производителей одежды и обуви, т.к. нельзя без разрешения копировать дизайн
— от хореографа, т.к. именно он придумывал и ставил все её скользящие движения
— от диетолога и пластического хирурга, т.к. физиономия и фигура данной актрисы являются продуктом их интеллектуального труда
и т.д.
И, естественно, каждый из них запросит больше бабла, чем заработал за всю свою жизнь.
vlivyur
Не надо игру — они ж уже в журналах печатаются. Можно с журналов стричь.
goodic
Они должны судится не с издательством, а с моделью/представителем модели. Она же дала согласие и ввела в заблуждение издательство.
Аналогично и в ситуации с игрой. Если есть согласие/контракт от игроков/представителей игроков, то судится надо с ними.
fundorin
Самый главный коллективный иск придёт от мам и пап баскетболистов. Как-никак, продукт совместного физического труда получился.
Goodkat
Нет, тут всё чисто — эти права истекают через 18 лет после изготовления продукта.
neomedved
Значки копирайта были набиты на всех возможных частях тела баскетболистов? Иначе, как понять, кому принадлежат права?
Raytheon
Ох вау. В таком случае все изображения баскетболистов тоже являются незаконными, а NBC (или кто там сейчас в США владеет контрактом на показ матчей) должен будет отсчитывать грязные зеленые бумажки татуировщикам с каждого матча.
Как вообще так получилось, что это законно? Ведь подобные договора можно заключать на вообще любую носимую вещь, а потом устраивать сеансы копирайтного троллинга для всех знаменитостей, кто с этой вещью фотографировался.
MonsterGod
А как быть с фотографиями игроков и трансляциями, где тоже видно эти татуировки? Фактически ЕА делает игры по лицензии NBA и транслируются они тоже по лицензии NBA. В чем разница?
Anybody
Следующий шаг — подать в суд на телекомпании, транслирующие матчи НБА, за незаконный показ татуировок.
Gexogenn
Странно, почему производитель игры не догадался сразу внести небольшие изменения в татуировки игроков, что бы не создавать себе проблем в дальнейшем?
fireSparrow
ОК, понятно, тату-мастера заранее оформили права на татуировки, и с баскетболистами наверняка это было как-то оформлено.
Но ведь по идее создатели игры должны были заключить договор со спортсменами на использование их визуального образа.
То есть баскетболисты заключили такой договор, не обладая полными правами распоряжаться своим визуальным образом? То есть претензии нужно направлять к баскетболистам?
Или я чего-то не понимаю?
iEcho
Там дело не в визуальном образе в целом, видимо. А в том, что изображения тату могут быть защищены отдельно от этих самых тату (просто как рисунок). И использование этого изображения как часть текстуры в игре уже может являться нарушением.
fireSparrow
Просто я никак не могу понять, как эта система работает.
Создатели игры что — на самом деле были обязаны проверять, не защищены ли права на изображения тату?
Если да, то по-моему, это уже за гранью добра и зла.
Alexey2005
Так в том-то и состоит пакостность системы защиты авторских прав, что проверять все требуемые для создания производного произведения объекты на патентную чистоту крайне дорого и сложно.
Причём границы дозволенного отличаются от страны к стране и настолько размыты, что даже после проведения этого самого исследования всё равно существует вероятность нарваться на иск.
tendium
Интересно, а если себе сделать одну или несколько татух, которые защищены этим копирайтом? Пожизненным оброком обложат, пока не сведешь?
Goodkat
Это fair-use — изготовление копии для личного пользования. А вот если ты начнёшь за деньги набивать эту татуировку другим, то штраф-турьмв.
pashani
А если издать патч, замыливающий татухи?
Rifal
Скорей всего так и будет, по крайней мере этот способ в гемдеве уже давно использовался, когда неожиданно фашисткая свастика стала вне закона. Но я не очень понимаю возможно ли это для консолей?
bezumkin
Для консолей тоже выходят патчи.