Источник: «ТМТ консалтинг»
Одна из причин сокращения абонентской базы и доходов операторов связи — переход корпоративных пользователей передачи данных в сотовые сети 3G и LTE. Эту причину называет источник «Ведомостей» со ссылкой на менеджеров «Ростелекома».
Выручка от услуг корпоративным клиентам сокращается не только у «Ростелекома», но и у других операторов, отмечает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. По предварительным данным аналитической компании, в 2015 году выручка от услуг бизнес-связи впервые снизилась – на 1,5-2% до 148 миллиардов рублей.
По его оценке, доходы сегмента телефонной связи упали примерно на 5%. Наибольше падение продемонстрировали доходы от услуг междугородной и международной связи (7-8%). Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных (около 4%), считает Савватин.
В госсекторе падение доходов связано с кризисным сокращением бюджетов на услуги связи, считает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь.
Падение доходов от фиксированной телефонии происходит во всем мире, отмечает представитель «Ростелекома» Ирина Жаброва. Оператор намерен компенсировать это падение увеличением доли услуг, связанных с современными цифровыми технологиями: ШПД, облачными сервисами, промышленным интернетом, центрами обработки данных, геоинформационными технологиями и другими, рассказала она «Ведомостям». За девять месяцев 2015 года доля таких услуг в выручке компании составила 40%, говорит Жаброва.
Выручку в бизнес-сегменте нельзя делить на доходы от фиксированных и мобильных сервисов – все больше корпоративных абонентов пользуются пакетными предложениями, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Например, в Москве у МГТС количество корпоративных абонентов, подключающих пакеты мобильной и фиксированной связи, в первом полугодии 2015 году выросло год к году почти в 2 раза, утверждает он. Конечно, на фиксированных услугах они экономили, но начинали платить оператору за мобильную связь, отмечает Солодовников.
В 2015 году МТС стал самым быстрорастущим интернет-провайдером в России, а количество ее интернет-пользователей выросло на 7%.
Темпы роста абонентской базы МТС почти вдвое выше, чем в среднем по стране.
Ближайший по темпам роста конкурент МТС – «Транстелеком» (ТТК) увеличил базу подписчиков на 4,1%. По данным самого ТТК – на 4,2%, уточняет представитель компании.
При этом в абсолютном выражении сильнее всего выросла база ШПД-пользователей «Ростелекома»: в 2015 году она увеличилась на 0,41 миллиона до 10,9 миллиона абонентов.
Генеральный директор информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков и аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко объясняют опережающие темпы роста абонентской базы МТС модернизацией оператором сетей в регионах – на них в 2015 году пришлось больше половины (53%) прироста.
Оператору удалось подключить к ШПД-сетям часть бывших телезрителей аналогового кабельного и социального ТВ, пользовавшихся его сетями, считает Якименко.
При этом МТС (в лице ее «дочки» МГТС) показала самые высокие темпы роста и в Москве – ее абонентская база в 2015 году выросла на 6,9% (база ее ближайшего конкурента «Ростелекома» – на 3,6%), сказано в отчете «ТМТ консалтинга».