EDA – event driven architecture или событийно-ориентированная архитектура. Довольно известный подход к проектированию веб-приложений, который сильно облегчает разработку, когда связанные компоненты находятся на разных ветвях иерархии, делая их связь более прозрачной.
К слову о компонентах. Angular лишь недавно обзавелся своими настоящими компонентами, но реализация данного подхода была возможна и ранее, при помощи простых и вложенных директив.
Про EDA
Как нам говорит википедия, событие в EDA можно определить как «существенное изменение состояния». Известно, что компоненты в большинстве Фреймворков, находящиеся в прямом родстве, спокойно могут наследовать и передавать состояние, определяющее их поведение. Тем более с этим не возникает проблем у Angular, который реализует всеми нелюбимый two-way binding. Но все посылы команды разработчиков говорят о том, что это не хорошо и нужно привыкать к мысли, что компоненты — это чистые функции и возвращение состояния от дочерних компонентов оправдано лишь в крайних случаях.
Про Angular
Я некоторое время занимаюсь разработкой на Angular и использование EDA подхода сильно помогает в создании приложений. Ниже я бы хотел поделиться простой реализацией основных возможностей, описанной выше архитектуры, на примере Angular 1.x
Как обычно, все начинается с разработки сервиса, который определяет некоторые возможности. В нашем случае – генерирование и отлов событий.
Листинг нашего сервиса.
'use strict';
function EventService($rootScope) {
/* ----- api нашего сервиса ------*/
this.on = on;
this.broadcast = invoke;
/* ----- функции для внутреннего использования --------*/
function _on(scope, event, func) {
/* ------- создание watcher для scope необходимого компонента ------*/
var off = scope.$on(event, func);
/* -------- подчищаем за собой -------*/
scope.$on("$destroy", off);
};
function _broadcast(event, params) {
if (!params) params = [];
params = angular.copy(params);
/*------ каррируем исходные параметры ------*/
params = [event].concat(params);
$rootScope.$broadcast.apply($rootScope, params);
};
/* ------- используя замыкания, создаем методы генерирования и отлова событий -------*/
function on(handler) {
return function(scope, func) {
_on(scope, handler, func);
};
};
function invoke(handler) {
return function() {
_broadcast(handler, arguments);
};
};
};
EventService.$inject = ['$rootScope'];
Некоторые высказываются, что Angular не приспособлен для реализации подобного рода вещей, мол циклы дайджеста съедают все рабочее время и если необходимо реализовать большое количество возможных событий, то количество watchers, которое понадобится для этого, будет избыточным. Но это все в прошлом и начиная с версии 1.4.х магическое число 2000 давно перевалило за 100к.
Далее, имея такой сервис, можно легко создавать собственный event-manager для отдельно взятого компонента либо группы компонентов.
'use strict';
function EventManager(EventService, EVENTS) {
/* ----- набор событий определенного компонента -----*/
var handlers = {
onScroll: EVENTS.scroll
};
/* ------ установка генератора и листенера событий ------*/
this.onScroll = EventService.on(handlers.onScroll);
this.scroll = EventService.broadcast(handlers.onScroll);
};
/* ------ централизованное или распределенное хранение событий -------*/
EventManager.$inject = ['EventService', 'EVENTS'];
И собственно примеры использования данного event-manager'a
'use strict';
function ComponentOne(EventManager) {
/*----- some code before -----*/
EventManager.scroll();
/*----- some code after -----*/
};
ComponentOne.$inject = ['EventManager'];
function ComponentTwo($scope, EventManager) {
/*----- some code before -----*/
EventManager.onScroll($scope, cb);
function cb(event, params) {
/* ---- some code -----*/
};
/*----- some code after -----*/
};
ComponentTwo.$inject = ['$scope', 'EventManager'];
Лично для меня, достоинства такого подхода заключаются в сохранении модульности приложения. Всегда можно отследить, что вызывается жестко привязанным, а что отдано на работу событий. Причем использование менеджеров для разных компонентов повышает удобочитаемость кода, что способствует более быстрой отладке.
Спасибо за внимание.
Комментарии (10)
Demetros
05.03.2016 07:23Использование $rootScope.$broadcast — не лучший пример, такое событие будет спускаться по иерархии скоупов и возникать на каждом.
Ну и конечно неизбежно возникают гонки, когда событие сгенерировано, а получатель еще не подписался на него.silentvick
06.03.2016 15:56Не во все скоупы, к счастью, а только в те, которые содержат слушателя для данного события (внутри самого скоупа или его потомков). По крайней мере, в свежих версиях angular-а.
Scope.$broadcast() Is Surprisingly Efficient In AngularJSenepomnyaschih
07.03.2016 10:19Оптимизация $broadcast ценой тормознутого $on и отписки. Окупится только если событие бросается из scopes, приближенных к корневому. Ближе к веткам порождает больше накладных расходов, чем приносит пользы. Отличный пример того, как Angular скрывает проблему архитектуры, не решая ее.
Во всех нормальных фреймворках родительский компонент напрямую вызывает методы дочернего компонента, а дочерний сообщает родителю об изменениях через события (omit). Такой подход удобен, в меру расширяем и не имеет штрафов производительности. Так же предпочитаю организовывать код и в Angular через ряд костылей.
extempl
05.03.2016 09:03+6Довольно известный подход к проектированию веб-приложений, который сильно облегчает разработку, когда связанные компоненты находятся на разных ветвях иерархии, делая их связь более прозрачной.
Облегчает? Да. Прозрачной? Серьёзно? Да код превращается в макароны, где не видно, что откуда растёт и где заканчивается. А если продебажить? Попробуйте. А лучше в проекте, который вы видите впервые.extempl
05.03.2016 09:09+1Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что при правильном подходе именования ивентов с использованием NS, вполне можно проследить код. Не дебаггером, конечно, но глобальным поиском по коду можно.
lalaki
08.03.2016 15:10+1[описываемый подход] сильно облегчает разработку, когда связанные компоненты находятся на разных ветвях иерархии
Надо просто не усложнять разработку изначально — не связывать компоненты на разных уровнях иерархии.
Для этого есть простая совокупность правил проектирования, не зависящих от фреймворка:
- Компонента (часть UI) может знать только о своих непосредственных потомках (которых она так или иначе и создала)
- Компонента-родитель при создании передает непосредственному потомку данные, нужные ему для работы (+ опционально дергает его методы интерфейса), и слушает его события — тупо передает ему обработчик, который надо дернуть
- Компонента-потомок не знает о родителе — только генерирует события, а точнее, просто дергает полученные обработчики
- Все дополнительное взаимодействие организуется через сервисы («вечные» единицы бизнес-логики): сервисы уже генерируют полноценные события, на которые может подписываться множество слушателей (других сервисов или компонент), с учетом жизненного цикла слушателей (для Angular это — автоотписка компоненты при уничтожении ее scope, как в примере в статье
Fesor
08.03.2016 19:21Я некоторое время занимаюсь разработкой на Angular и использование EDA подхода сильно помогает в создании приложений.
А вы другие подходы пробовали? EDA далеко не для всех задач будет удобен. По своему опыту, EDA подходит для сильно связанных систем, например игрушки. А web приложеньки — там в 99% слуачев больше проблем.
Далее, использование событий$scope
вне жизненного цикла директив/компонентов — антипаттерн, не для того эта штука там нужна. Я даже правило в eslint добавить вот планирую, что бы не пропускало коммиты где$scope
используется внеlink
директив.
большое количество возможных событий, то количество watchers
С каких пор использование событий влияет на количество ватчеров? Да и ватчеры использовать необязательно в принципе для отслеживания изменений, можно просто сеттеры юзать и тогда все хорошо будет.
магическое число 2000 давно перевалило за 100к.
Оно изначально было ~100К. Фраза про 2000 была о том, что если у вас 2000 ватчеров на скрин, значит вы что-то делаете неправильно. Да и производительность ватчеров меряется не их количеством, а временем их работы. Простые ватчеры, которые втупую сравнивают все по ссылке — их может быть и 100К, а добавить один дип ватч на жирный объект который часто меняется, и он один уже убьет всю производительность.
В целом — ватчеры в коде самого приложения вообще не нужны. Они нужны только самому ангуляру для работы биндингов, но не более того. Ну и еще директивы-примитивы для работы с DOM например, которые отслеживают изменение состояния и мутируют DOM.
Лично для меня, достоинства такого подхода заключаются в сохранении модульности приложения.
А вы когда-нибудь дебажили приложение построенное на этом подходе? Это ж маленький ад. А как это тестировать? Мокать везде менеджер событий? EDA используют в геймдеве, потому что там это единственный адекватный вариант как-то снизить связанность между компонентами без потерь производительности. В разработке приложений — это так себе подход.Werawoolf
08.03.2016 19:30Спасибо за комментарий,
ни в коем случае не призывал использовать данный подход повсеместно.
На счет отладки могу сказать, что если грамотно спроектировать модульность приложения, как уже писали в комментах, то отлдака не вызывать боли в глазах. Так как, если так можно сказать, модули получают небольшое расширение.Fesor
08.03.2016 19:48если грамотно спроектировать
С этим нынче проблемы. Именно по этому использование таких подходов легко превращаются в боль и страдания.
vintage
EDA — это антипаттерн в большинстве случаев.