В опубликованном на этой неделе отчёте Федерального управления гражданской авиации США (FAA), в частности, указано, что по расчётам Управления, к 2020 году продажи беспилотных летательных аппаратов на территории страны, возрастут до 7 миллионов в год. Это почти в 3 раза больше, чем сегодня – ожидается, что к концу 2016 года в США будет продано около 2,5 млн. БПЛА.
Примерно три четверти БПЛА из продаваемых в этом году, по оценкам FAA, являются любительскими, и четверть – коммерческими, в том числе военными. К 2020 году доля коммерческих беспилотников, по прогнозам, увеличится почти до 40%.
Переломный момент должен наступить в следующем году, когда бизнес оценит преимущества беспилотников и начнёт активно использовать их в самых разных целях – от доставки небольших товаров до инспектирования инфраструктурных объектов (линий электропередач, крыш и стен зданий, и т.д.).
Текущие правила использования беспилотников для бизнеса подразумевают получение лицензии на этот вид деятельности, что, по мнению сторонников БПЛА, сильно тормозит внедрение новых технологий в США. FAA уже работают над новым сводом правил, который позволит упростить процедуру регистрации дронов. Правила обещают представить уже этой весной. На текущий момент лицензии получили около 3000 компаний.
Данные для отчёта Управлению помогала собирать корпорация Teal Group, занимающаяся аналитикой на авиарынке.
Частных владельцев дронов Управление недавно обязало проходить регистрацию в случаях, когда вес коптера превышает 250 грамм. Это сделано из соображений безопасности – в связи с повсеместным увлечением дронами резко участились случаи, когда они мешают функционированию различных государственных служб и аэропортов, а также участвуют в инцидентах с частной собственностью.
Госдума РФ также озаботилась вопросами регулирования воздушного пространства для беспилотных судов, и в прошлом году внесла поправки в Воздушный кодекс, которые, в частности, вводят обязательную регистрацию беспилотников весом более 250 грамм.
Как отметил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичёв, действие закона распространяется на все беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой от 250 граммов, в том числе игрушечные вертолёты и квадрокоптеры: «Если он игрушечный (вертолет), но весом больше, чем 250 граммов, то для него будет упрощённый учет».
Необходимость регистрации игрушечных аппаратов Москвичёв объяснил тем, что их теоретически также можно использовать в террористических и прочих незаконных целях — например, для доставки «криминальных» или опасных грузов и для съёмки закрытых территорий.
Об ограничении по массе Москвичёв сказал: «Раз нет практики применения, пока мы прописали 250 граммов, посмотрим и проанализируем. Если увидим, что это слишком низкая планка, надо выше килограмма, то мы внесём поправки». Также он отметил, что в США и ряде европейских стран уже введена регистрация беспилотников и ограничение по массе там также 250 граммов.
Предполагается, что регистрацией БПЛА в России будут заниматься негосударственные организации, но процедуры и правила до сих пор не разработаны и не озвучены.