Описанное выше событие произошло в 1998 году, и уже тогда некоторые родители учившихся со мной ребят начали поговаривать о модернизации школьной программы. В частности, именно по их просьбе в школе сделали компьютерный класс и начали обучать основам работы с PC. Однако, обыденной для любого класса вещью он так и не стал, вплоть до самого конца моего обучения (2002 год). И нам, ребятам, гонявшим мяч на школьной площадке, он казался вещью из мира взрослых, деловых людей. Тех, что носят строгие костюмы, а в руках держат черные кейсы.
Тогда же одному моему знакомому отец купил электронную печатную машинку, а позже мы обнаружили в его кабинете ноутбук. Но знакомить с этими устройствами напрямую нас никто не собирался. Впрочем, время цифровых технологий плавно входило в жизнь подрастающего поколения кружкам радиотехники (где даже можно было поиграть на старых, с применением магнитофона в качестве считывающего устройства, компьютерах), компьютерными клубами (2000-ые года) и первыми мобильными телефонами. Именно там, как я сейчас понимаю, проходила настоящая грань между привычным миром хорошо знакомых всем вещей и состоянием постмодерна, диктующим новые, никому неизвестные правила игры, к которым нас никто не готовил. Не из злого умысла, а по факту того, что перед лицом нового измерения оказались поставлены все — и взрослые, и дети.
Был ли Интернет привычной для нас вещью? Конечно же, нет. В первую очередь он стал серьезным испытанием для взрослых, видевших в нем серьезную угрозу успеваемости и занятию «реальными делами». Я даже помню учительницу, которая спорила с мамой одного из учащихся, отстаивая приоритет рукописного письма перед навыками печати на клавиатуре. И, наоборот, продвинутого «дядю Борю», который в кружке радиотехники обучал подростков печати на скорость, каждую неделю проводя тестовое занятие с помощью специальной программы (знаете, наверное, такие — где нужно «ловить» буквы, падающие на экране).
Многие почувствовали, как время стало ускорять свой ход. Информации стало больше, стало больше факторов, отвлекающих внимание от привычных целей (поступить в колледж или ВУЗ, а затем пойти работать по специальности), поставленных некогда взрослыми. Функции образования частично перенеслись в Интернет (тогда еще Dial-Up): актуальной стала первая и реальная экономическая задача — было необходимо покупать карточки с поминутной тарификацией (~2002-2004ые). Интернет отнимал время, становился препятствием на пути к социализации и даже вызывал агрессию со стороны компаний, привыкших проводить время на улице. Но именно появление Интернета в жизни подростков стало толчком к развитию навыков самостоятельного обучения и, как оказалось, повысило их шансы на дальнейшее образование вне стен школы (к 2006 году многие уже активно использовали Сеть в качестве подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ).
Дело в том, что у человека невозможно отнять природную любознательность, а у детей она носит чуть ли не инстинктивный характер. И никакие запреты не помогут уберечь ребенка от экспериментов, которые, в свою очередь, дают драгоценный личный опыт. Как не переживали наши родители, но наше поколение не стало интернет-зависимым. Напротив, оно узнало на практике внутреннюю борьбу с ленью и возможности самоорганизации, обрело желание изучать новое и в итоге начало создавать полезные для общества вещи (будь то ПО или хенд-мейд). Чего только стоит мировой бум стартапов! И все это делают люди, которые воплощают собственные идеи, пытаясь сделать этот мир лучше. Но самое главное — их стимулом является идея, а не желание личного обогащения (здесь я бы хотел обратить внимание на уже добившиеся успеха компании мирового масштаба, которые начинали свою работу, вкладывая личные средства в проекты, не гарантировавшие успех в будущем). И именно воплощение в жизнь идей (т.е. невозможного) стало сегодня движущей силой современного бизнеса.
Поколение первопроходцев, выжившее спустя двадцать лет под натиском информационного цунами 2000-ых, принесло настоящие плоды воли и личного упорства; плоды усилий, кто будучи еще детьми, отважился противопоставить себя миру взрослых и войти в неизвестный мир открытых границ. Сегодня я думаю, что это только начало и нам еще предстоит пережить настоящую трансформацию привычных бизнес-моделей, которые невольно произведут новые культурные тренды, в корне меняющие представление о будущем. Наше поколение лишь создает фундамент для будущих открытий, отстаивая право творить «вопреки». Поколение, выбравшее путь созидания во благо общества, инстинктивно устремившись к изучению нового.
В ключе этих размышлений, я хочу подчеркнуть высокую значимость современного IT-сектора, который реально смотрит на вещи, действительно имеющие значение для развития и созидания будущего; Бизнесу, создающему новую модель вопреки желанию извлекать одну лишь прибыль; и мужество нового поколения, которое делает шаг за границу зоны комфорта, нередко отказываясь от привычных образовательных моделей и социальных гарантий, в пользу самообразования и карьеры «с нуля»; в пользу деятельности, которая по-настоящему имеет значение в условиях постмодерна, как с экономической, так и с культурной точки зрения для развития нашего общества в ключе мировых тенденций.
Комментарии (26)
keysi
09.04.2016 22:04-1Я недавно в компании примерно также выразился, а мои знакомые (неайтишники), сказали что «я уникум и таких мало, а на самом деле — все бухают, ни кто ни к чему не стремится, и людьми движет только желание обогащения».
Но ведь «хочется верить»…eugenevasilevcom
09.04.2016 22:07+1Не удивительно, что наши мысли совпали. Мы с Вами как раз наблюдали этот процесс восхождения. Я пояснил комментарием выше — поддержите там же, если считаете нужным. Все по делу, просто понимают те, кто вместо PC играл в песочнице.
WWolf
09.04.2016 22:16Процесс восхождения начался несколько раньше. Мы первый компьютерный класс привозили в наше захолустье примерно в 90-м. А в 91-92-м в 20 школах нашего городка было уже классов 5, причем в матшколе — 2 класса.
Повторюсь — совершенно заштатный город Северного Казахстана. К концу 90-х у нас некоторые школы уже списывали первые свои компьютерные классы.eugenevasilevcom
09.04.2016 22:24В заметке — Санкт-Петербург, Центральный район, 1996-98 года. В колледже, например, только в 2004 году начали преподавать курсы по специализированному ПО (AutoCAD), но студенты уже с первых курсов самостоятельно интересовались.
WWolf
10.04.2016 16:31Просто интересно, в каком колледже? Знакомый учился в Питере в каком-то банковском, экономическом или что-то в этом роде колледже в 1994 гому. Компьютерный класс у них тогда уже был.
Pakos
11.04.2016 10:19В СПб^WЛенинграде компьютерные классы помню ещё в 89м (БК), в 90-91 — Агаты и примерно тогда же — Корветы, в 93-94 — IBM PS/2 m.80. Центральный район сильно отставал, оказывается.
teifo
10.04.2016 01:43+1Информатизация конечно хорошо и действительно нужно, но неуемное засовывание айти во все дыры, на мой взгляд, приводит только к появлению новых проблем, на качественно ином уровне, вместо устранения старых. Появляется необходимость решать уже эти новые проблемы, а так как думать о последствиях никто особо не хочет, то эти решения плодят новые проблемы и так далее. И все будет идти так, пока в этом будут крутиться большие деньги.
eugenevasilevcom
10.04.2016 02:37Тоже в тему, спасибо за комментарий. Я косвенно намекал на исследования в области достижений в профессиональной области и оплаты труда.
FDsagizi
10.04.2016 11:31Заголовок бомба
eugenevasilevcom
10.04.2016 16:40Подготовка читателя к активной интеллектуальной деятельности. Чтобы не только читать и получать, но и отдавать отчет собственной интеллектуальной деятельности в процессе чтения материала.
FAN2tom
10.04.2016 12:01+2Странно, но мне почему-то показалось, что статья ни о чём.
GoldJee
10.04.2016 12:14+2А мне, кроме того, показалось, что заголовок не соответствует содержанию. Не увидел в статье ни одного упоминания бизнес-модели, кроме слов «бум стартапов» и ни одного упоминания выхода из зоны комфорта. Чувствую себя обманутым.
eugenevasilevcom
10.04.2016 16:39-1Посмотрите комментарии выше — пользователи почему-то нашли смысл в содержании материала. Форма, возможно, вызывает вопросы. Дело вкуса, как говорится.
WWolf
Очень громко, но пусто. Как в барабан покричал.
Можно с начала до конца перебирать, но вполне достаточно последний абзац посмотреть.
Большая часть современного IT-сектора (больше половины — точно) занята простым обслуживанием техники, на которой делают будущее и деньги совсем другие люди. Отказ от привычных социальных гарантий и образовательных моделей уже привел к тому, что в обществе существует целая страта людей, имеющих средненькое образование и очень высокое самомнение, при этом, людей крайне зависимых от работодателя. Развитие общества в ключе мировых тенденций, к сожалению, предусматривает умение читать, писать и пересчитывать деньги не отходя от кассы.
Ну а бум стартапов — это далеко не показатель развития современной продвинутой экономики, а всего лишь свидетельство продолжающегося развития торговлей воздухом.
eugenevasilevcom
Учту Ваше пожелание и буду приводить примеры успешных российских стартапов, которые не являются воздухом. Однако, согласитесь, обобщаться этот процесс и называть его «развитием торговли воздухом» — как-то слишком уж: ) Смысл заметки состоял в том, чтобы показать влияние открытого информационного пространства на модернизационные процессы, свидетелями которых мы сейчас и являемся. В моем детстве было сложно представить смартфон, поверьте! Для нас это было фантастикой. Подводя итог, критику в свой адрес принимаю только в смысле отсутствия фактов. Спасибо за комментарий.
WWolf
Так вы же не говорите об успешных стартапах. Вы упомянули о буме стартапов. А он как раз и является примером открытой, слабообоснованной спекуляцией воздухом. Причем, не только в америках и европах. :)
eugenevasilevcom
Учту, в следующий раз без конкретных примеров ни шагу.
WWolf
Лучше без лишних обобщений. Подобные бумы уже наблюдались не раз, одним из самых громких был бум доткомов. Потом их обычно называют мыльными пузырями. :)
herr_kaizer
Можно поинтересоваться, что именно вы считаете воздухом? Программный код?
WWolf
Безосновательные вливания средств, которые приводят к чрезмерной прибыльности. Из-за последней и поднимается шумиха вокруг очередного стартапа, выигравшего очередное финансирование. Именно это я понимаю под «бумом стартапов». Именно об этом с утра до вечера твердят по телевизору, в интернете. К сожалению, ни малейшей связи с программным кодом это не имеет.
Мало того, в связи с этим деньги уходят из действительно важных отраслей, в те, на которых можно быстро и легко заработать.
Vjatcheslav3345
Стартаперский взрыв в 1880-х годов XIX века называется сегодня «железнодорожным бумом»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0#.D0.96.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B1.D1.83.D0.BC
Symphel
А стартапперский взрыв 1990-х — пузырем доткомов. С ним сходства гораздо больше.