Ровно год назад идея попробовать себя в роли пилота реализовалась и я начал свой долгий и тернистый путь в мир радиомоделистов, скорости и высоты. Я нисколько не разочарован в приобретённом хобби, оно затянуло меня с головой. Когда за секунды взмываешь в небо, слышишь рёв моторов, проходишь трассу с лучшими результатами — это просто непередаваемые чувства. Но у всего этого есть и обратная сторона. Падения, поломки, вечные ремонты и опять поломки, долгие вечера с паяльником и необходимость в большом количестве запасных частей. Спустя год, хотелось бы поделиться всеми радостями и невзгодами этого увлечения, предостеречь кого-то от ошибок, а для кого-то возможно помочь сделать выбор, нужно ли ему это хобби.
Тема гоночных квадрокоптеров крайне объёмна. Тут и радиоаппаратура, и аккумуляторы, и конфигурация двигателей, регуляторов оборотов, режимов полёта, настройки PID, и много чего ещё. Постараюсь уложиться в приемлемое количество символов, к сожалению, опустив многие вещи. Но если у вас останутся вопросы, то с радостью постараюсь ответить на них в комментариях.
Выбор квадрокоптера
Первой ошибкой на моём пути оказалась покупка китайского пластикового квадрокоптера для «попробовать». Долго облизывался и смотрел на наборы для сборки с бесколлекторными движками, но цена… В итоге решил купить хоть что-то, а именно довольно популярную модель Syma X5S. Возможно, данный коптер дал мне начальные представления о управлении и работой стиками аппаратуры, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что за те же деньги лучше купить радиоаппаратуру и шнурок для подключения её к ПК, тренироваться на симуляторе и параллельно копить деньги на всё остальное. К примеру, сейчас я летаю с аппаратурой FlySky FS-i6 — это одна из самых бюджетных аппаратур на рынке, по стоимости она сравнима с Syma X5S, позволяет летать в симуляторах и с некоторыми модификациями использовать 10 каналов вместо заявленных шести. Ну и раз уж пошла речь о аппаратуре, рекомендую также присмотреться к Radiolink AT9.
Выбор комплектующих для самого летательного аппарата — это тема для отдельной статьи и наверное даже не одной. Скажу только, что на данный момент актуальны X-образные рамы, такие как QAV-R и Alien 4/5/6 с толщиной луча не менее 4мм. Ходовая система с движками размера 2204/2205/2204 2300-2600KV и регуляторами не менее 20А. Ну и скажу, что не имеет смысла покупать сразу топовую конфигурацию — во время обучения вы будете падать и врезаться безумное количество раз, движки будут сминаться от ударов, регуляторы оборотов гореть, а рамы… ох бедные рамы. Потому рекомендую, купить как минимум пару движков в запас, один дополнительный регулятор оборотов и много, очень много пропеллеров и желательно крепких (к примеру DAL 5040).
Выбор FPV очков/шлема
Сначала мне придётся немного разочаровать вас. В большинстве видео картинка полёта просто шикарна… Конечно, чего б ей не быть шикарной если съёмка идёт на GoPro Black да ещё и в 60fps? Но пилот видит совершенно другое, а именно то, что начинается в видео выше с 20-й секунды. Картинка представляет из себя аналоговый сигнал PAL/NTSC формата, передаваемый на частоте чаще всего 5.8 Ггц. К сожалению, цифровые форматы пока не могут тягаться по уровню задержек с аналоговым сигналом, да и помехи порой гораздо лучше чем фриз картинки на секунду. Для справки: на высокой скорости за секунду коптер пролетает ~25 метров, поэтому очевидно, что пока цифре тут не место.
На этом этапе я также совершил ошибку из серии «Скупой платит дважды». Из китайских очков-кинотеатра мной был сделан аналог FatShark Teleporter V3. Конечно, устройство получилось удобным и даже лучше своего именитого сородича, но всё же это не стоило потраченных денег и времени. В итоге я отодвинул мокрые жабьи лапки от своей шеи и купил хорошие очки Carl Zeiss Cinemizer Plus. Надо сказать, что цена б/у очков вышла ненамного дороже потраченных средств на самодельный аналог. Как итог рекомендую покупать сразу хорошие очки уровня FatShark Dominator, FatShark Base, Boscam GS920 и многих других. Стоимость FPV очков высока, но помните, что они могут вам служить очень долго. Если всё же не хочется тратить много денег, то лучше задуматься о шлеме Quanum Goggle V2 или его аналогах.
Предполётная подготовка
Итак, заветные коробочки с комплектующими у нас на столе. В одной из этих коробочек наверняка лежит LiPo батарея и не одна. Батареи — это первое, с чем вам необходимо быть аккуратными. Для квадрокоптеров применяются высокотоковые батареи, которые в отличие от батарей в телефонах, могут быть крайне взрывоопасными. LiPo батарею можно сравнить с канистрой бензина — сама по себе она никогда не загорится, но если быть с ней неаккуратным или хранить в неположенном месте, то наверняка ни к чему хорошему это не приведёт. С батареями так же: в режиме хранения, лежащая не под палящим солнцем, она никогда не взорвётся. Но во время зарядки обязательно контролируйте процесс, особенно когда ваше зарядное устройство и аккумуляторы не обкатаны. Вполне возможно, з/у продолжит подавать напряжение после достижения необходимого порога, произойдет перезарядка батареи, литий начнет переходить в газообразное состояние, батарея надуется и через некоторое время прорвётся и произойдет её воспламенение. Если батарея начала надуваться и греться — срочно кидайте её в ванну или другое огнеупорное место! Если батарея заряжена и произойдёт её разгерметизация, то случится всё то же самое, что и описано выше, это же будет и при долговременном коротком замыкании. Ну а теперь вспомните о бензине, сам по себе он никогда не загорается. Так что без паники!
Ещё одна вещь которую вы должны запомнить! Не запускайте квадрокоптер на столе с накрученными винтами! Никогда! Крутящий момент движков очень высок, в случае проблемы вы получите у себя на столе циркулярную пилу, и не одну, а целых 4! В некоторых случаях можно допустить подъём квадрокоптера на полу, но только тогда, когда вы будете уверены в его поведении, и ни в коем случае не взлетать дома выше уровня 10 сантиметров! Этой высоты вполне достаточно для тестирования настроек PID контроллера. Когда-то давно мной было снято глупое, но наглядное видео: на квадрокоптере стоят движки в несколько раз слабее тех, что обычно устанавливают сейчас, но это не мешает им расправляться с огурцом. Для закрепления материала небольшое фото. И опять же — без паники, господа! Просто соблюдайте меры безопасности.
Далеко не улетать. Руками не ловить. На бабушек не падать.
Вот и настал черёд первых полётов по FPV. Когда вы впервые надеваете очки или шлем, вы по понятным причинам не видите происходящего вокруг вас и во время полёта не сможете его снять до приземления. По этом причине, крайне рекомендую ходить на поле с друзьями и просить их наблюдать за полётом. При возникновении проблем с видеосвязью или управлением за секунды коптер может оказаться очень далеко от того места которое вы видели. При наличии высокой травы поиски пропажи в одиночку могут затянуться на часы. Кроме того, друг вам всегда подскажет нет ли на поле людей и не отвалилось ли чего от вашего аппарата. А ещё первое время лучше летать недалеко, не очень высоко и опасаться деревьев.
Вот эта милая женщина нашла коптер первой и принесла его нам, за что ей большое спасибо!
Падения...
Первое время вы будете много падать. Очень много падать. Очень-очень много падать. И после того, как научитесь нормально летать, тоже будете падать. Обычная практика во время полётов на поле менять несколько комплектов винтов. Хорошо собранным квадракоптерам редко страшны удары о дерево или о землю (к примеру удар о дерево в видеоролике привёл только к замене одного винта); главным врагом являются бетонные и металлические конструкции. Столкновение с бетонным столбом на скорости 100 км/ч не сулит ничего хорошего. Лично у меня бетонные конструкции стали виной поломки 3 двигателей и нескольких карбоновых лучей.
Малая часть того что вы наломаете.
Да-да, это был столб...
Минимальный набор который стоит брать с собой.
Ищите компанию
Увлечение квадрокоптерами — это отличный повод подружиться с разными людьми в вашем городе, объединенными общим увлечением. Несколько раз я встречал людей с коптерами в парке и просто подходил к ним знакомиться (чего наверное в любой другой ситуации не сделал), с некоторыми познакомился благодаря форумам и пабликам в социальных группах. Благодаря этому хобби, всего лишь за год я приобрёл много хороших друзей, с которыми приятно проводить время.
А ещё вы будете привлекать большое количества зевак.
Большим плюсом совместных полётов является помощь в настройке, передача опыта, помощь с запасными частями. Иногда проблема с аппаратурой бывает просто неявной и для её локализации приходится менять кучу компонентов, с которыми могут подсобить ваши друзья. А ещё вам дадут попробовать новые пропеллеры и поглазеть на новую модель очков. Кроме того, иногда удобно делать совместные закупки, да и вообще вместе веселее!
Не отчаивайтесь!
Немного о грустном. Скорее всего, вас ждет много поломок, бессонных ночей в попытках настроить что-либо. Иногда мне просто хотелось всё бросить и продать. Казалось, что в режиме Acro летать просто невозможно, а оборудование никогда не заработает, как хочется. Некоторые покидают хобби из-за подобных проблем, но лично я следую пословице «Терпение и труд всё перетрут!». Например, сейчас, после очередных полетов, квадрокоптер валяется с проблемой передачи видеосигнала, но наверное это стоит принять как должное. У меня в запасе лежит ещё один передатчик на случай, если установленный полностью вышел из строя.
О финансах
Я знаю, многих интересует этот вопрос. Скажу прямо: начальные затраты составят минимум 35.000-50.000 руб. Вам будет нужно купить сам коптер (~10.000-15.000 руб.), аппаратуру радиоуправления (~5.000-15.000 руб.), очки и наземное FPV оборудование (~10.000-25.000 руб.), зарядное устройство (2.000-5.000 руб) и батареи (1.500 руб за шт.). Но надо понимать, что многие из этих вещей у вас останутся надолго, а дальнейший апгрейд компонентов будет стоить не так дорого. Кроме того большинство компонентов лучше покупать парой. Да-да… Сломаться может всё, а ждать, к примеру, новый контроллера полёта вы будете месяц. Именно поэтому я и не волнуюсь о том, что мой коптер сейчас лежит с нерабочим передатчиком видеосигнала. Сейчас мои средние затраты на хобби составляют 2.000-3.000 руб. в месяц, это сравнимо с затратами на любое другое популярное хобби.
Фото с одного из первых полетов на первом квадракоптере.
Спасибо за внимание! Надеюсь кому-то эта статья была хоть сколько-нибудь интересна и полезна. Ещё больше я буду рад, если она станет стимулом влиться в наши ряды. Удачных полётов!
Комментарии (28)
2morrowMan
27.04.2016 10:56+1Всем, кто хочет научится управлять гоночным квадриком, рекомендую потренироваться в игре Liftoff
Сначала я летал на джойстике от PS4, потом пришел FrSky Taranis Plus и пришлось чуть переучиться управлять им. Акро режим хорошо отточил в игре.
Когда пришел мой Vortex Pro и Fatshark Dom V3, то в акро режиме полетел с первого раза, правда, не долго и не далеко )) Так как отличия от симуляции, конечно же, есть да и адреналин со счастьем просто зашкаливали. Дальше все пошло как надо — с управлением проблем не было.
Кстати, сразу понял, что потраченные $20 на игру, сэкономили мне сотни на расходниках.
К тому же после первого дня сразу отказался от 3s батарей, так как почувствовал что иногда заметно не хватало мощности по сравнению с 4s.PlazmX
27.04.2016 11:02+1Кстати, я тоже по началу учился летать на джое от PS4! Но из симуляторов больше нравится FPV Freerider.
Да и сейчас частенько летаю в симуляторе оттачивая некоторые фигуры.
С 3S батареями полностью согласен, сейчас они совершенно не актуальны.
areaho0ray
28.04.2016 11:08Довольно красивый симулятор.
А скажите пожалуйста, может кто-нибудь знает хороший RC сим для вертолетчиков?
Rob1nZon
27.04.2016 11:21Что думаете по поводу Walkera 250 выбираю между ней и Cherson'ом cx20. или сразу заморочится со сбором собственного?
PlazmX
27.04.2016 11:30Нет! Они просто переламываются пополам. Лично видел…
Walkera 250 и Cherson CX20 это совершенно разные типы коптеров. Первый позицианируется как гоночный, второй как коптер для сьёмок.
Вообще, у меня сейчас есть несколько коптеров =) Включая коптер 450го размера с GPS, автовозвратом, удержанием точки и т.д… И могу сказать, ощущения от полёта на нём не менее приятнее, но совершенно другие.
pokryshkin
27.04.2016 13:58+6Кусок моих букмарков, отобрал то, что, на мой взгляд, будет полезно начинающим:
- Гонки на миникоптерах. Что это такое? С чего начать?
- Большая статья со списком комплектующих: рамы, двигатели, регуляторы, камеры и т.п., еще одна подобная статья.
- Канал Юлиана, подробно рассказывает про сборку коптеров, настройку контроллеров и регуляторов
- Типичная схема соединения электроники в коптере.
- Что такое F1, F3, F4 в марках контроллеров, что это за процессоры? Чем отличаются?
- Настраиваем RGB светодиоды в CleanFlight Naze32 — цветные светодиодные ленты на базе WS2811 и WS2812
- Большая статья про литиевые аккумуляторы Что такое mAh, S, С, как заряжать и разряжать, что делать если вздулись? и т.д.
- Офигенный сборник видов разъемов, судите сами:
- Что такое загрузчик (bootloader) в регуляторе хода, несколько способов его замены, еще один метод
- Аппаратура FrSky Taranis, база знаний, настройки, моддинг
- Проигрывание любых mp3 на FrSky Taranis, и назначения их на тумблеры
- Показываем RSSI на аппаратуре Taranis и MinimOSD
- Телеметрия FrSky в Пульте радиоуправления TURNIGY 9XR
- Futaba FAAST совместимые приемники, с описанием основных характеристик
- Что такое ПИД регулятор: статья раз, два, три и четыре
- Виды курсовых камер, как выбирать
Grox
27.04.2016 14:40+2Если батарея начала надуваться и греться — срочно кидайте её в ванну или другое огнеупорное место!
Стоит добавить — и не пытайтесь тушить горящую литиевую батарею водой, ибо литий от этого только будет лучше гореть.PlazmX
27.04.2016 14:50Вы совершенно правы! Мы даже специально проверяли этот факт, в ведре с водой горит как факел подводный.
mephy
27.04.2016 15:35А мне жабка не дала купить нормальные FPV очки.
В итоге собрал нечто монструозное из пластикового аналога Cardbord'a + приемник tr832 + конвертер в цифру EasyCap + телефон + LiPo для приемника + хедтрекер на ардуине.
Миллион проводов, вес под 300г :) И пришлось сменить телефон, т.к. софт EasyCap не дружит с MediaTek процессорами, квалкомы хочет.
Плюс тут один — было весело подбирать компоненты и собирать :)
maxim_ge
27.04.2016 15:52>При наличии высокой травы поиски пропажи в одиночку могут затянуться на часы.
Коллеги по хобби ставят GPS-трекер, чтобы найти аппарат в таких случаях.
PS: Я не гонщик, просто летаю на Phantom 3.PlazmX
27.04.2016 16:03На F450 я тоже ставлю трекер, а вот в Alien 5 его просто воткнуть некуда… да и вес и трекер разлетится быстро.
SilverFire
27.04.2016 15:56Сломаться может всё, а ждать, к примеру, новый контроллера полёта вы будете месяц
Вижу смысл взять сразу только запасной регулятор оборотов, мотор и много пропов. Если все делали заказывать с запасом — сильно раздувается бюджет, а толку немного. Почти любой компонент можно купить у местных продавцов (выйдет на пару баксов дороже) и получить уже на следующий день.PlazmX
27.04.2016 16:02+1К сожалению, купить сразу можно только в больших городах. Ну и в начале статьи я тоже писал о актуальности покупки именно запасного движка и регулятора. Камера, мозг, передатчик выходят из строя гораздо реже, но всё же. Ну а пропы надо мешками покупать =)
SilverFire
27.04.2016 16:44Нормальных магазинов по нашему хобби в России и Украине можно пересчитать на пальцах одной руки, так что насчет больших городов — не согласен.
У нас в Украине во всех городах и СГТ с населением больше 5-8 тысяч есть отделение Новой Почты и товар можно получить за день из любой точки Украины за $1. Если Новой почты нет, то Укрпочта за 3-7 дней довезет за $0.5. Цены за маленький пакет.
В России есть EMS, TopDelivery, DPD и Почта России, так что тоже вполне реально. Цен не знаю.
radistao
04.05.2016 13:16неплохо было бы цены в конце статьи продублировать еще в долларах-евро по 2 причинам:
1) публика гиктаймза «интернациональна», у всех своя валюта, не всегда быстро прикинешь
2) «плавающие» курсы у почти всей нашей интернациональной аудитории, а с учетом того, что большинство товаров идут из-за границы, то в валюте цена будет более-менее постояннойVaiMR
04.05.2016 16:27+1Суммы сильно приблизительные. Нет смысла их приводить точно. Одно можно сказать однозначно — это дорого, но затягивает. Двигатель может стоит и 500 и 5000 рублей. Вопрос лишь в толщине кошелька. Кто соберется приобщиться к этому хобби прикинет комплектацию, которую ему хочется — дорого? — можно тут урезать, там урезать, тут все же качественное сразу взять — вот уже и потянуть можно — берем, паяем, настраиваем и в небо!
vicnaum
А стерео не щупали?
С двумя камерами и всем таким (хотя, конечно, их будет сложно разнести на нужную стереобазу)
Интересно, ощущения тогда будут стоить выделки? По сравнению с моно.
PlazmX
Для стерео нужны ещё и очки с поддержкой стерео режима, два передатчика и два приёмника, а ещё в разных глазах у вас будут разные помехи =)
Ну и как то оно и без стерео картинки ощущений хватает. Ну а для объёма как по мне лучше попробовать новомодные VR шлемы.
Cooler044
Очки Skyzone, например, в полной комплектации идут со стереокамерой и стереопередатчиком. На форумах жалуются, что 3д эффект заметен только с очень близкого расстояния, что по сути делает эту опцию бесполезной.
Это всё может быть полезно только обычныйм спокойным пилотам.
Ощущения от изображения в очках — как с заднего ряда кинотеатра с небольшим экраном. Фристайлерам и гонщикам это очень нравится, потому как вся картинка компактна и не нужно «бегать глазами». Многие после очков не могут летать в шлемах, потому что там большая картинка и ты, по сути, сосредоточен только на её центре, даже показания батареи в углу уже без напряжения глаз не посмотреть.
Так что все эти фишки 3д и полного погружения в быстрых и техничных полётах места пока не имеют и, мне кажется, вряд ли займут.
vicnaum
Спасибо за развёрнутый и подробный ответ!
raacer
Этот недостаток легко устранить зеркалами. При желании можно сделать так, что все будет таким объемным, как макет на столе.