В последнее время всё больший интерес у людей вызывают мультироторные системы во всех их проявлениях. Будь то аппараты класса DJI Phantom и Inspire, или огромные октокоптеры размером с автомобиль, или наоборот маленькие, но юркие коптеры, а-ля Hubsan x4, но моё внимание привлекли скоростные квадрокоптеры ~250-го размера, имеющие безумный запас тяги и скорости. Многие из вас наверняка встречали завораживающие видео с гонками и фристайлом квадрокоптеров. Глядя на них, кажется: чего стоит купить агрегат и вот так же взмыть в небеса, делать виражи меж препятствий и ловко обгонять соперников, но к сожалению это не так…

Ровно год назад идея попробовать себя в роли пилота реализовалась и я начал свой долгий и тернистый путь в мир радиомоделистов, скорости и высоты. Я нисколько не разочарован в приобретённом хобби, оно затянуло меня с головой. Когда за секунды взмываешь в небо, слышишь рёв моторов, проходишь трассу с лучшими результатами — это просто непередаваемые чувства. Но у всего этого есть и обратная сторона. Падения, поломки, вечные ремонты и опять поломки, долгие вечера с паяльником и необходимость в большом количестве запасных частей. Спустя год, хотелось бы поделиться всеми радостями и невзгодами этого увлечения, предостеречь кого-то от ошибок, а для кого-то возможно помочь сделать выбор, нужно ли ему это хобби.



Тема гоночных квадрокоптеров крайне объёмна. Тут и радиоаппаратура, и аккумуляторы, и конфигурация двигателей, регуляторов оборотов, режимов полёта, настройки PID, и много чего ещё. Постараюсь уложиться в приемлемое количество символов, к сожалению, опустив многие вещи. Но если у вас останутся вопросы, то с радостью постараюсь ответить на них в комментариях.



Выбор квадрокоптера


Первой ошибкой на моём пути оказалась покупка китайского пластикового квадрокоптера для «попробовать». Долго облизывался и смотрел на наборы для сборки с бесколлекторными движками, но цена… В итоге решил купить хоть что-то, а именно довольно популярную модель Syma X5S. Возможно, данный коптер дал мне начальные представления о управлении и работой стиками аппаратуры, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что за те же деньги лучше купить радиоаппаратуру и шнурок для подключения её к ПК, тренироваться на симуляторе и параллельно копить деньги на всё остальное. К примеру, сейчас я летаю с аппаратурой FlySky FS-i6 — это одна из самых бюджетных аппаратур на рынке, по стоимости она сравнима с Syma X5S, позволяет летать в симуляторах и с некоторыми модификациями использовать 10 каналов вместо заявленных шести. Ну и раз уж пошла речь о аппаратуре, рекомендую также присмотреться к Radiolink AT9.



Выбор комплектующих для самого летательного аппарата — это тема для отдельной статьи и наверное даже не одной. Скажу только, что на данный момент актуальны X-образные рамы, такие как QAV-R и Alien 4/5/6 с толщиной луча не менее 4мм. Ходовая система с движками размера 2204/2205/2204 2300-2600KV и регуляторами не менее 20А. Ну и скажу, что не имеет смысла покупать сразу топовую конфигурацию — во время обучения вы будете падать и врезаться безумное количество раз, движки будут сминаться от ударов, регуляторы оборотов гореть, а рамы… ох бедные рамы. Потому рекомендую, купить как минимум пару движков в запас, один дополнительный регулятор оборотов и много, очень много пропеллеров и желательно крепких (к примеру DAL 5040).

Выбор FPV очков/шлема


Сначала мне придётся немного разочаровать вас. В большинстве видео картинка полёта просто шикарна… Конечно, чего б ей не быть шикарной если съёмка идёт на GoPro Black да ещё и в 60fps? Но пилот видит совершенно другое, а именно то, что начинается в видео выше с 20-й секунды. Картинка представляет из себя аналоговый сигнал PAL/NTSC формата, передаваемый на частоте чаще всего 5.8 Ггц. К сожалению, цифровые форматы пока не могут тягаться по уровню задержек с аналоговым сигналом, да и помехи порой гораздо лучше чем фриз картинки на секунду. Для справки: на высокой скорости за секунду коптер пролетает ~25 метров, поэтому очевидно, что пока цифре тут не место.



На этом этапе я также совершил ошибку из серии «Скупой платит дважды». Из китайских очков-кинотеатра мной был сделан аналог FatShark Teleporter V3. Конечно, устройство получилось удобным и даже лучше своего именитого сородича, но всё же это не стоило потраченных денег и времени. В итоге я отодвинул мокрые жабьи лапки от своей шеи и купил хорошие очки Carl Zeiss Cinemizer Plus. Надо сказать, что цена б/у очков вышла ненамного дороже потраченных средств на самодельный аналог. Как итог рекомендую покупать сразу хорошие очки уровня FatShark Dominator, FatShark Base, Boscam GS920 и многих других. Стоимость FPV очков высока, но помните, что они могут вам служить очень долго. Если всё же не хочется тратить много денег, то лучше задуматься о шлеме Quanum Goggle V2 или его аналогах.



Предполётная подготовка


Итак, заветные коробочки с комплектующими у нас на столе. В одной из этих коробочек наверняка лежит LiPo батарея и не одна. Батареи — это первое, с чем вам необходимо быть аккуратными. Для квадрокоптеров применяются высокотоковые батареи, которые в отличие от батарей в телефонах, могут быть крайне взрывоопасными. LiPo батарею можно сравнить с канистрой бензина — сама по себе она никогда не загорится, но если быть с ней неаккуратным или хранить в неположенном месте, то наверняка ни к чему хорошему это не приведёт. С батареями так же: в режиме хранения, лежащая не под палящим солнцем, она никогда не взорвётся. Но во время зарядки обязательно контролируйте процесс, особенно когда ваше зарядное устройство и аккумуляторы не обкатаны. Вполне возможно, з/у продолжит подавать напряжение после достижения необходимого порога, произойдет перезарядка батареи, литий начнет переходить в газообразное состояние, батарея надуется и через некоторое время прорвётся и произойдет её воспламенение. Если батарея начала надуваться и греться — срочно кидайте её в ванну или другое огнеупорное место! Если батарея заряжена и произойдёт её разгерметизация, то случится всё то же самое, что и описано выше, это же будет и при долговременном коротком замыкании. Ну а теперь вспомните о бензине, сам по себе он никогда не загорается. Так что без паники!



Ещё одна вещь которую вы должны запомнить! Не запускайте квадрокоптер на столе с накрученными винтами! Никогда! Крутящий момент движков очень высок, в случае проблемы вы получите у себя на столе циркулярную пилу, и не одну, а целых 4! В некоторых случаях можно допустить подъём квадрокоптера на полу, но только тогда, когда вы будете уверены в его поведении, и ни в коем случае не взлетать дома выше уровня 10 сантиметров! Этой высоты вполне достаточно для тестирования настроек PID контроллера. Когда-то давно мной было снято глупое, но наглядное видео: на квадрокоптере стоят движки в несколько раз слабее тех, что обычно устанавливают сейчас, но это не мешает им расправляться с огурцом. Для закрепления материала небольшое фото. И опять же — без паники, господа! Просто соблюдайте меры безопасности.





Далеко не улетать. Руками не ловить. На бабушек не падать.


Вот и настал черёд первых полётов по FPV. Когда вы впервые надеваете очки или шлем, вы по понятным причинам не видите происходящего вокруг вас и во время полёта не сможете его снять до приземления. По этом причине, крайне рекомендую ходить на поле с друзьями и просить их наблюдать за полётом. При возникновении проблем с видеосвязью или управлением за секунды коптер может оказаться очень далеко от того места которое вы видели. При наличии высокой травы поиски пропажи в одиночку могут затянуться на часы. Кроме того, друг вам всегда подскажет нет ли на поле людей и не отвалилось ли чего от вашего аппарата. А ещё первое время лучше летать недалеко, не очень высоко и опасаться деревьев.



Не все бабушки одинаково вредные

Вот эта милая женщина нашла коптер первой и принесла его нам, за что ей большое спасибо!


Падения...


Первое время вы будете много падать. Очень много падать. Очень-очень много падать. И после того, как научитесь нормально летать, тоже будете падать. Обычная практика во время полётов на поле менять несколько комплектов винтов. Хорошо собранным квадракоптерам редко страшны удары о дерево или о землю (к примеру удар о дерево в видеоролике привёл только к замене одного винта); главным врагом являются бетонные и металлические конструкции. Столкновение с бетонным столбом на скорости 100 км/ч не сулит ничего хорошего. Лично у меня бетонные конструкции стали виной поломки 3 двигателей и нескольких карбоновых лучей.


Малая часть того что вы наломаете.


Да-да, это был столб...


Минимальный набор который стоит брать с собой.

Ищите компанию


Увлечение квадрокоптерами — это отличный повод подружиться с разными людьми в вашем городе, объединенными общим увлечением. Несколько раз я встречал людей с коптерами в парке и просто подходил к ним знакомиться (чего наверное в любой другой ситуации не сделал), с некоторыми познакомился благодаря форумам и пабликам в социальных группах. Благодаря этому хобби, всего лишь за год я приобрёл много хороших друзей, с которыми приятно проводить время.


А ещё вы будете привлекать большое количества зевак.

Большим плюсом совместных полётов является помощь в настройке, передача опыта, помощь с запасными частями. Иногда проблема с аппаратурой бывает просто неявной и для её локализации приходится менять кучу компонентов, с которыми могут подсобить ваши друзья. А ещё вам дадут попробовать новые пропеллеры и поглазеть на новую модель очков. Кроме того, иногда удобно делать совместные закупки, да и вообще вместе веселее!

Не отчаивайтесь!


Немного о грустном. Скорее всего, вас ждет много поломок, бессонных ночей в попытках настроить что-либо. Иногда мне просто хотелось всё бросить и продать. Казалось, что в режиме Acro летать просто невозможно, а оборудование никогда не заработает, как хочется. Некоторые покидают хобби из-за подобных проблем, но лично я следую пословице «Терпение и труд всё перетрут!». Например, сейчас, после очередных полетов, квадрокоптер валяется с проблемой передачи видеосигнала, но наверное это стоит принять как должное. У меня в запасе лежит ещё один передатчик на случай, если установленный полностью вышел из строя.



О финансах


Я знаю, многих интересует этот вопрос. Скажу прямо: начальные затраты составят минимум 35.000-50.000 руб. Вам будет нужно купить сам коптер (~10.000-15.000 руб.), аппаратуру радиоуправления (~5.000-15.000 руб.), очки и наземное FPV оборудование (~10.000-25.000 руб.), зарядное устройство (2.000-5.000 руб) и батареи (1.500 руб за шт.). Но надо понимать, что многие из этих вещей у вас останутся надолго, а дальнейший апгрейд компонентов будет стоить не так дорого. Кроме того большинство компонентов лучше покупать парой. Да-да… Сломаться может всё, а ждать, к примеру, новый контроллера полёта вы будете месяц. Именно поэтому я и не волнуюсь о том, что мой коптер сейчас лежит с нерабочим передатчиком видеосигнала. Сейчас мои средние затраты на хобби составляют 2.000-3.000 руб. в месяц, это сравнимо с затратами на любое другое популярное хобби.


Фото с одного из первых полетов на первом квадракоптере.

Спасибо за внимание! Надеюсь кому-то эта статья была хоть сколько-нибудь интересна и полезна. Ещё больше я буду рад, если она станет стимулом влиться в наши ряды. Удачных полётов!

Комментарии (28)


  1. vicnaum
    27.04.2016 10:15

    А стерео не щупали?
    С двумя камерами и всем таким (хотя, конечно, их будет сложно разнести на нужную стереобазу)
    Интересно, ощущения тогда будут стоить выделки? По сравнению с моно.


    1. PlazmX
      27.04.2016 10:29

      Для стерео нужны ещё и очки с поддержкой стерео режима, два передатчика и два приёмника, а ещё в разных глазах у вас будут разные помехи =)
      Ну и как то оно и без стерео картинки ощущений хватает. Ну а для объёма как по мне лучше попробовать новомодные VR шлемы.


    1. Cooler044
      28.04.2016 17:43
      +1

      Очки Skyzone, например, в полной комплектации идут со стереокамерой и стереопередатчиком. На форумах жалуются, что 3д эффект заметен только с очень близкого расстояния, что по сути делает эту опцию бесполезной.
      Это всё может быть полезно только обычныйм спокойным пилотам.

      Ощущения от изображения в очках — как с заднего ряда кинотеатра с небольшим экраном. Фристайлерам и гонщикам это очень нравится, потому как вся картинка компактна и не нужно «бегать глазами». Многие после очков не могут летать в шлемах, потому что там большая картинка и ты, по сути, сосредоточен только на её центре, даже показания батареи в углу уже без напряжения глаз не посмотреть.
      Так что все эти фишки 3д и полного погружения в быстрых и техничных полётах места пока не имеют и, мне кажется, вряд ли займут.


      1. vicnaum
        28.04.2016 17:58

        Спасибо за развёрнутый и подробный ответ!


      1. raacer
        04.05.2016 20:13

        На форумах жалуются, что 3д эффект заметен только с очень близкого расстояния, что по сути делает эту опцию бесполезной.

        Этот недостаток легко устранить зеркалами. При желании можно сделать так, что все будет таким объемным, как макет на столе.


  1. 2morrowMan
    27.04.2016 10:56
    +1

    Всем, кто хочет научится управлять гоночным квадриком, рекомендую потренироваться в игре Liftoff
    Сначала я летал на джойстике от PS4, потом пришел FrSky Taranis Plus и пришлось чуть переучиться управлять им. Акро режим хорошо отточил в игре.
    Когда пришел мой Vortex Pro и Fatshark Dom V3, то в акро режиме полетел с первого раза, правда, не долго и не далеко )) Так как отличия от симуляции, конечно же, есть да и адреналин со счастьем просто зашкаливали. Дальше все пошло как надо — с управлением проблем не было.
    Кстати, сразу понял, что потраченные $20 на игру, сэкономили мне сотни на расходниках.
    К тому же после первого дня сразу отказался от 3s батарей, так как почувствовал что иногда заметно не хватало мощности по сравнению с 4s.


    1. PlazmX
      27.04.2016 11:02
      +1

      Кстати, я тоже по началу учился летать на джое от PS4! Но из симуляторов больше нравится FPV Freerider.
      Да и сейчас частенько летаю в симуляторе оттачивая некоторые фигуры.
      С 3S батареями полностью согласен, сейчас они совершенно не актуальны.


    1. pokryshkin
      27.04.2016 12:48

      del.


    1. areaho0ray
      28.04.2016 11:08

      Довольно красивый симулятор.
      А скажите пожалуйста, может кто-нибудь знает хороший RC сим для вертолетчиков?


  1. 5oclock
    27.04.2016 10:59
    +1

    Я было подумал, что речь про малую, любительскую авиацию…


    1. PlazmX
      27.04.2016 11:03

      К сожалению, для малой авиации нужно гораздо больше времени и финансов.


      1. 5oclock
        27.04.2016 11:16

        Да, так и есть.
        Сам всё смотрю в ту сторону, но — не потяну пока.


  1. Rob1nZon
    27.04.2016 11:21

    Что думаете по поводу Walkera 250 выбираю между ней и Cherson'ом cx20. или сразу заморочится со сбором собственного?


    1. PlazmX
      27.04.2016 11:30

      Нет! Они просто переламываются пополам. Лично видел…
      Walkera 250 и Cherson CX20 это совершенно разные типы коптеров. Первый позицианируется как гоночный, второй как коптер для сьёмок.
      Вообще, у меня сейчас есть несколько коптеров =) Включая коптер 450го размера с GPS, автовозвратом, удержанием точки и т.д… И могу сказать, ощущения от полёта на нём не менее приятнее, но совершенно другие.
      image


  1. pokryshkin
    27.04.2016 13:58
    +6

    Кусок моих букмарков, отобрал то, что, на мой взгляд, будет полезно начинающим:


  1. Grox
    27.04.2016 14:40
    +2

    Если батарея начала надуваться и греться — срочно кидайте её в ванну или другое огнеупорное место!

    Стоит добавить — и не пытайтесь тушить горящую литиевую батарею водой, ибо литий от этого только будет лучше гореть.


    1. PlazmX
      27.04.2016 14:50

      Вы совершенно правы! Мы даже специально проверяли этот факт, в ведре с водой горит как факел подводный.


    1. Bronx
      04.05.2016 23:32

      https://geektimes.ru/post/245762/#comment_8256930


  1. mephy
    27.04.2016 15:35

    А мне жабка не дала купить нормальные FPV очки.

    В итоге собрал нечто монструозное из пластикового аналога Cardbord'a + приемник tr832 + конвертер в цифру EasyCap + телефон + LiPo для приемника + хедтрекер на ардуине.

    Миллион проводов, вес под 300г :) И пришлось сменить телефон, т.к. софт EasyCap не дружит с MediaTek процессорами, квалкомы хочет.
    Плюс тут один — было весело подбирать компоненты и собирать :)


  1. maxim_ge
    27.04.2016 15:52

    >При наличии высокой травы поиски пропажи в одиночку могут затянуться на часы.

    Коллеги по хобби ставят GPS-трекер, чтобы найти аппарат в таких случаях.

    PS: Я не гонщик, просто летаю на Phantom 3.


    1. PlazmX
      27.04.2016 16:03

      На F450 я тоже ставлю трекер, а вот в Alien 5 его просто воткнуть некуда… да и вес и трекер разлетится быстро.


      1. Houston
        27.04.2016 20:26

        Могу порекомендовать Bluetooth трекер Nut 3 mini, Самому пока не приходилось искать с таким, но тесты показывают радиус действия от 20 метров при прямой видимости — вполне хватит, чтобы найти коптер, если конечно радиус полётов не слишком большой.
        линк


  1. SilverFire
    27.04.2016 15:56

    Сломаться может всё, а ждать, к примеру, новый контроллера полёта вы будете месяц


    Вижу смысл взять сразу только запасной регулятор оборотов, мотор и много пропов. Если все делали заказывать с запасом — сильно раздувается бюджет, а толку немного. Почти любой компонент можно купить у местных продавцов (выйдет на пару баксов дороже) и получить уже на следующий день.


    1. PlazmX
      27.04.2016 16:02
      +1

      К сожалению, купить сразу можно только в больших городах. Ну и в начале статьи я тоже писал о актуальности покупки именно запасного движка и регулятора. Камера, мозг, передатчик выходят из строя гораздо реже, но всё же. Ну а пропы надо мешками покупать =)


      1. SilverFire
        27.04.2016 16:44

        Нормальных магазинов по нашему хобби в России и Украине можно пересчитать на пальцах одной руки, так что насчет больших городов — не согласен.

        У нас в Украине во всех городах и СГТ с населением больше 5-8 тысяч есть отделение Новой Почты и товар можно получить за день из любой точки Украины за $1. Если Новой почты нет, то Укрпочта за 3-7 дней довезет за $0.5. Цены за маленький пакет.

        В России есть EMS, TopDelivery, DPD и Почта России, так что тоже вполне реально. Цен не знаю.


  1. newkamikaze
    28.04.2016 16:33

    Хорошая, дельная статья. Спасибо.


  1. radistao
    04.05.2016 13:16

    неплохо было бы цены в конце статьи продублировать еще в долларах-евро по 2 причинам:
    1) публика гиктаймза «интернациональна», у всех своя валюта, не всегда быстро прикинешь
    2) «плавающие» курсы у почти всей нашей интернациональной аудитории, а с учетом того, что большинство товаров идут из-за границы, то в валюте цена будет более-менее постоянной


    1. VaiMR
      04.05.2016 16:27
      +1

      Суммы сильно приблизительные. Нет смысла их приводить точно. Одно можно сказать однозначно — это дорого, но затягивает. Двигатель может стоит и 500 и 5000 рублей. Вопрос лишь в толщине кошелька. Кто соберется приобщиться к этому хобби прикинет комплектацию, которую ему хочется — дорого? — можно тут урезать, там урезать, тут все же качественное сразу взять — вот уже и потянуть можно — берем, паяем, настраиваем и в небо!