Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Сегодня, как уже сообщалось на Geektimes, старт ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Восточный не состоялся. Всего за полторы минуты до старта запуск был отменен. Резервной датой запуска остается 28 апреля. Тем не менее, существует вероятность того, что из баков носителя сольют топливо, а ракету снимут со стартового стола и отправят в монтажно-испытательный корпус, пишет ТАСС.
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что автоматика, которая отменила запуск, выявила сбой в одном из приборов системы управления ракеты-носителя: «По расшифровке телеметрии — автоматика перед стартом выявила сбой в одном из приборов системы управления, отвечающей за включение и выключение двигателей, отделение ступеней, направление полета».
В настоящее время «специалисты разбираются в телеметрии, чтобы определить конкретный узел, чтобы его „прозвонить“ и понять, ложное ли было срабатывание, или на самом деле какое-то устройство вышло из строя». Если узел или устройство действительно вышли из строя, то придется искать резервную систему. «Во втором случае будут смотреть, есть ли нужный прибор на космодроме, чтобы его поменять», — сказал источник. Если этой запчасти не окажется, то возможен перенос на более длительный срок, чем один день.
Сейчас случай с неудачным запуском рассматривает специальная государственная комиссия. Участие в заседании принимает и президент РФ Владимир Путин.«Если это (сбои) связано с разгильдяйством, с недостаточным контролем над важными процессами, я хочу понять, посмотреть как идет разбор полетов в таких случаях», — заявил он. Также в заседании принимают участие глава администрации Кремля Сергей Иванов, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и его первый заместитель Александр Иванов.
Владимир Путин также заявил, что сбой пуска с Восточного «связан не с состоянием космодрома, а с ракетным комплексом»
Комментарии (85)
NelegalSS
27.04.2016 17:34-15В.В.П. в связи с загруженностью рабочего графика не успевал на запуск. Запуск решили перенести [/Сарказм]
zhigalin
27.04.2016 18:07+6В предыдущем посте Петросяны уже отметились.
Может хватит?tundrawolf_kiba
27.04.2016 22:27+3Ходят легенды, что несмешная шутка, повторенная 100 раз становится смешной.
NelegalSS
27.04.2016 22:42+1Прошу прощения. Предыдущий пост прочитал, к сожалению, уже после написания комментария. Буду исправляться.
zapimir
27.04.2016 18:09-1Странная у них какая-то автоматика, т.е. отменить старт она может, а выбросить алерт, что отменено из-за такого-то датчика нет? И специалисты теперь за пол дня даже не выяснили в каком узле проблема?
Syzygy
27.04.2016 18:16+7Ничего странного. Контролируется всё блоками, а не отдельными микросхемами. Более углубленный контроль технически невозможен — к каждом контакту по датчику не приделаешь. Так что обычно находят сбойный блок, а потому уже смотрят, что там конкретно не так.
format1981
27.04.2016 20:20-3А вот в современных автомобилях сразу можно узнать какой датчик сработал. Странно было бы, если компьютер автомобиля в случае ошибки указывал только на конкретный блок (двигатель, коробка, пр.)
impetus
27.04.2016 23:04+6Ну сработал у вас датчик «превышение температуры топлива». И?
XtouRusX
28.04.2016 07:38+2Простите за оффтоп, просто напомнило, раньше в «За рулем» интересная рубрика была на эту тему, описывались какие-то такие простые симптомы и нужно было додуматься, что с автомобилем не так, а через несколько номеров давали ответ и как раз интерес был в том, что все оказывалось не столь очевидно.
imhoil
28.04.2016 08:25+3У меня у брата на шкоде загорается ASR. Возможные проблемы — дрыгатель, катушка, высоковольтные провода и вроде что-то ещё. При этом, они тогда были в Москве, было это в понедельник, записаться к официалам можно было только на четверг на диагностику. Вы в каком-то утопичном мире живёте.
Shurikh
28.04.2016 14:12+1Вы слишком идеализируете современные автомобили. Очень простой пример: «на двигателе VAG с непосредственным впрыском после прогрева самодиагностика отключает форсунку и свечу 3-го цилиндра из-за множественных пропусков зажигания». Вперёд, ищите неисправность, основываясь только на кодах ошибок ECU :)
Аналогия прямая, кстати.
Ryav
28.04.2016 16:10+1Складывается ощущение, что вы очень далеки от диагностирования неисправности механо-технологического оборудования, так зачем писать подобные комментарии?
format1981
29.04.2016 19:26Я же не писал про неисправность. Я писал что можно узнать какой датчик сработал.
HeadWind
28.04.2016 14:13Цитата: «По расшифровке телеметрии — автоматика перед стартом выявила сбой в одном из приборов системы управления, отвечающей за включение и выключение двигателей, отделение ступеней, направление полета».
В статье написаны конкретные выявленные проблемы систем, причем нескольких. В электронном журнале отчета тревог должно быть все написано.
MiXei4
27.04.2016 18:16Специалисты то может и знают, а вот чтобы открыто и сразу рассказать о проблеме… когда вы такое видели?
zapimir
27.04.2016 18:23Ну могли бы тогда написать, что специалисты нашли в чем проблема, а не «ищут». Походу всё идет к тому, что завтра рано просыпаться не понадобится.
Да и вообще как-то странно, на сайте Роскосмоса трансляции не было, тут какое затягивание резины с поиском проблемы…
Moog_Prodigy
27.04.2016 18:58+6Да, как пример: рассказать начальнику (специальность — механик) об сбое предположительно выходного канала ПЛИС, управляющей 30 кВт частотным приводом. Это фактически невозможно. Хотя если он знает, что не шарит, то поймёт. А если начинается «не, а может там просто проводок отвалился» — то задержка пуска + 2 недели.
А в итоге — оно не «ууу», а «ф-ф-ыщь и останавливается». Такое обьяснение понимают примерно все, и я думаю именно поэтому нам очень приближенно ситуацию и описывают.
Люди работают. Не работали бы — развели бы в СМИ кашу о некачественных компонентах. Или что другое. Отдадим им должное. Полетит!!!
TimsTims
27.04.2016 18:21> В настоящее время «специалисты разбираются в телеметрии
Из статьи немного не понятно, когда было это «настоящее время». Может, это было в 06:00 утра, а может в 09:00. Статью могли отправить на публикацию в 10:00, но она вышла только сейчас.
> И специалисты теперь за пол дня даже не выяснили в каком узле проблема?
Телеметрия — она ведь такая… её много… очень много. И не факт, что один алерт, который выскочил — это просто результат другого алерта, который вышел на 0.105сек раньше, причиной которого явилась совсем другая часть ракеты, в которой например вообще нет датчиков. Всех алертов и зависимостей знать не возможно, поэтому нужно сначала всё выгрузить, проанализировать и лишь затем всем вместе — всем цехом инженеров начать думать над проблемой, в какой части ракеты что замкнуло/не сработало… короче жесть. И ладно бы, это был «обычный» пуск(хотя обычных не бывает, все пуски — особенные), так ведь там еще всё начальство на мозги капает.
cyberly
27.04.2016 18:21+21Представьте у вас выбило автомат в щите. Вы знаете, что произошло превышение тока. Но вам интересно не это… вам интересно, почему это произошло (слишком много потребителей, один из них неисправен, в стене отсырела скрутка, провод съели мыши, кто-то резко сел на кровать и это стало последней каплей для случайно передавленного провода от торшера под ее ножкой).
Или у вас в машине загорелся check engine и вы считали ошибку «пропуски зажигания во 2 цилиндре». Вам опять интересно не это, а причина (свечи, бензин, катушка зажигания, электрика...)
Вряд ли существует датчик, отвечающий на вопрос «почему», для этого существуют инженеры.zapimir
27.04.2016 18:34-8Вам опять интересно не это, а причина (свечи, бензин, катушка зажигания, электрика...)
Так даже такого нет, они не знают в каком именно блоке проблема. По вашей аналогии машина должна была выдать надпись «машина сломалась и дальше не поедет».cyberly
27.04.2016 18:59+12В тех областях, о которых я имею представление, это обычно выглядят так: «70% вероятность, что проблема в А, потому что так было раньше 4 раза, еще 20% — что виноват Б, потому что так было один раз, но вообще нужно проверить В, Г, Д потому что они связаны с проблемным параметром, и, возможно, Е, потому что логи ошибки выглядят странно и, теоретически, он может быть замешан». Версии отрабатываются по убыванию приоритета, задача — найти проблему со 100% вероятностью и сделать так, чтобы точно работало, а пока 100% уверенности нет, а на вопрос «как там» дается обтекаемый ответ «Делаем, грешим на А, но не уверены, закончим — сообщим»
А машина и выдает, check engine — это и есть «что-то не так, обратитесь в сервис».
Zooko
28.04.2016 14:13+1Я хочу вас растроить но почти так. В многих авто даже вроде смешная ошибка Снижена эфективность работы катализатора автоматически ограничивает мошьность работы мотора, переводит коробку в авариный режим и останавливает работу систем ESP. И это правильно не верное отношение топливо-воздушной смеси — к ремонтникам, автоматика не справилась ( и это не обьект для выхода на орбиту)
ittakir
27.04.2016 19:35Кто знает, почему космодром сделали около Благовещенска, а не существенно южнее и ближе к экватору где-нибудь около Владивостока?
Koobeton
27.04.2016 19:48+4Недавно было:
https://geektimes.ru/post/274797/
Оттуда:
Космодром Восточный даст нам возможность запускать полезные нагрузки на геостационарную орбиту и к МКС без необходимости согласования этих запусков с другими странами и выплат им за использование районов отчуждения. Он расположен в южной части страны и обеспечивает начальное наклонение орбиты не хуже Байконура. Стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Ангара» нерационально строить на Байконуре (еще раз, согласование пусков и районы падения), но с Восточного она обеспечит не меньшую грузоподъемность.
Приятная мелочь: новый стартовый комплекс с башней обслуживания, как в Куру, позволит запускать западные полезные нагрузки, которые должны устанавливаться на ракету-носитель в вертикальном положении.
Бонусом также идут развитие инфраструктуры, толчок к развитию территории, наукоград и прочее.
vmarunin
27.04.2016 20:18На полярные орбиты запускать из Владивостока получится только над территорией Китая.
И больше того, первая ступень будет падать именно в Китай. Иногда будет падать вся ракета (аварии, увы, неизбежны). А это согласования, отчуждение территорий и т.д.
Вторая причина — близость моря. Тайфуны и прочие радости будут приводить к частым переносам пусков (вроде такая проблема есть и у мыса Канаверал, и у Куру).
PS У SpaceX первая ступень приземляется в 400 км от места старта. Для Восточного это будет скорее всего суша.
k_s
28.04.2016 00:01В последнем фильме Роскосмоса было сказано, что уже выбрали место на берегу океана, но когда комиссия уезжала, там случилось землятресение и от места отказались в пользу второго варианта.
kaichou
28.04.2016 11:36Потому что космодром там уже был с 1996 года. Сейчас на его инфраструктуре построили ещё одну стартовую площадку, типа, новый космодром, попиарились заодно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободный_(космодром)iShatokhin
28.04.2016 13:22+3Не совсем так, Свободный и Восточный находятся в разных местах, хоть и недалеко друг от друга. Свободный — это военный космодром (закрыт, альтернатива Плесецку), а Восточный — гражданский (альтернатива/замена Байконуру).
Свободный (GeoHack)
Восточный (GeoHack)
ababich
27.04.2016 21:12-4сбой в одном из приборов системы управления, отвечающей за включение и выключение двигателей, отделение ступеней, направление полета
шо за прибор такой? :)))
теряюсь в догадках :)
неужели бортовая ЭВМ?LeoPlus
27.04.2016 21:36«Один из приборов системы управления» — их в ней сотни :-) Датчики, исполнительные устройства…
«отвечающей за ...» — это про систему управления, а не про прибор.
wordwild
27.04.2016 23:55-8Она невзлетела. (sic!)
wordwild
28.04.2016 11:57UPD: взлетела
wordwild
28.04.2016 17:51-2Распил отката прошёл успешно.
wordwild
29.04.2016 22:43+1А вот и первые выбывшие из игры…
Начальник одной из компаний, занимавшейся строительством космодрома Восточный, ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России, Владимир Шамаилов и его предполагаемый сообщник Ренат Сямиуллин заключены под стражу.
Директора «Тихоокеанской мостостроительной компании» (ТМК) Игоря Нестеренко, на которого жаловались строители космодрома «Восточный» из-за долгов по зарплате, осудили за мошенничество.Rumlin
01.05.2016 08:31Посмотрел биографию на Владимира Шамаилова. Быстро он на нары попал:
С середины 2000-х годов курировал вопросы капитального строительства и инфраструктуры на посту заместителя руководителя ГУ МЧС России в Подмосковье, затем – в качестве замглавы Центрального регионального центра МЧС РФ.
В 2012 – 2013 годах Шамаилов занимал должность заместителя начальника Эксплуатационной комендатуры МЧС России, после чего перешел на работу в Спецстрой России.
wordwild
01.05.2016 10:17Главное, я считаю, что бы эти двое были единственными, кто воровал. А не просто козлы отпущения для общественности. Хотя суммы уворованного, признаюсь, впечатляют.
unxed
28.04.2016 04:58+2Есть кто живой? ;)
https://meduza.io/live/2016/04/26/pervyy-zapusk-s-kosmodroma-vostochnyy-onlaynunxed
28.04.2016 05:05Взлетела. Летит. Первая ступень отделилась. Роскосмос обещает картинку через 10 мин.
HerrDirektor
28.04.2016 05:09+2Чем порою бесит РК — это тем, что нет даже сотой доли того грандиозного пиара, как у НАСА. А ведь это важный элемент «пропаганды» космоса, да и просто жутко красиво!
unxed
28.04.2016 05:15+1Там у них если не делать красиво — в следующий раз налогоплатильщики проголосуют за президента, который урежет космическую программу, и много кто потеряет интересную работу.
Eklykti
28.04.2016 05:21А тут походу на то всё и рассчитано чтоб по-тихому всё урезать
lexx_v11
28.04.2016 05:29+2Просто у нас финансирование космоса зависит от мнения избирателей чуть меньше, чем никак. Поэтому и не сильно заморачиваются трансляциями и подобными вещами.
unxed
28.04.2016 05:34+3Сейчас стали делать заметно больше в плане публичности, чем, скажем, пять лет назад. Допускую, что во многом спасибо за это мы должны сказать Зеленому Коту с камрадами, потому что на фоне их усилий РК, возможно, как-то совсем неловко ничего не публиковать.
У «Восточного», кстати, даже сайт есть с красивыми фотками. Зацените:
http://vostokdrom.ru/
У «Плесецка», между прочим, тоже. Дизайн поолдовее, зато контента поболее:
http://www.plesetzk.ru/lexx_v11
28.04.2016 05:48Сайт Плесецка, похоже, заброшен. 13 год у них в планируемых запусках. А у Восточного контент ещё не появился. :)
unxed
28.04.2016 05:59И правда заброшен, увы. Дорогой админ сайта Плесецка, если ты это читаешь, займись, пожалуйста, делом, нам всем интересно!
А на сайте Восточного я с удовольствием полюбовался и на ракету, и на стартовую площадку, и на башню обслуживания (вот реально никогда такой хрени не видел, хотя и догадывался, что такое бывает), было интересно.
unxed
28.04.2016 05:26+1
Ещё картинки старта тут: https://vk.com/id396500?w=wall396500_2091%2Fall
Больше пока найти ничего не удалось.
HazySonic
28.04.2016 06:59В газоотводном канале в левой колонне в момент запуска дверь открылась. :) Толи от вибраций, толи ещё от чего.
unxed
28.04.2016 05:29План дальше такой: двигатели «Волги» включатся в 5:52 и в 6:38, что позволит отправить спутники на круговую орбиту. В 7:07 спутники отделятся от разгонного блока.
shachneff
28.04.2016 14:13Я так понимаю, старый анекдот с попаданием в тему уже где-то запостили?
Космодром. Идет подготовка к первому запуску новой ракеты. В центре управления сидят представители разных организаций, принимавших участие в создании ракеты. Одну из фирм представляют молодой специалист и опытный наставник.
Начинается обратный отсчет: десять, девять… Молодой специалист говорит наставнику:
— Что же вы молчите, ведь у нас куча недоделок, ракета не взлетит!
— Сиди и молчи!
Семь, шесть…
— Сейчас же взорвется, я сам сообщу!
— Поверь моему опыту, сиди и молчи.
Четыре, три…
Тут вскакивает представитель еще одной фирмы и кричит:
— Остановите запуск, у нас есть недоделки!
Тогда опытный специалист говорит молодому:
— Вот видишь, по их вине сорван запуск ракеты.
cjbars
Больше всего почему-то жалко простых инженеров которые сейчас там делают все возможное и невозможное. Держитесь там мужики!
cyberly
+1
еще и присутствие всего мыслимого начальства наверняка добавляет стресс…
unxed
Я чтоб повыше, извините :) Думаю, многим интересно.
Взлетела. Первая ступень отделилась.
DancingOnWater
Ну и я тогда. Пришла орбита от третей ступени: летим очень хорошо
leggiermente
Я не понимаю, почему должно быть жаль кого-то, или чего-то. Разве это запуск в дальний космос, где нужно попасть в строгое временное окно?
Ситуация с задержкой совершенно нормальна, когда дело касается сложных и уникальных систем. Безопасность и возможность найти неисправность в тысячу раз важнее всех других факторов.
freylis
Верхам плевать. Головы на плаху ложатся только «в путь» и виноватые и не очень
braineater
Иногда неочевидным способом.
«Неделинская катастрофа»
Ra-Jah
А что, у нас так много инженеров в этой отрасли?
freylis
А нужно быть инженером, что бы понимать как в России находят виноватых?
Ra-Jah
Я имел ввиду, если расстреливают каждого сотого, то скоро в отрасли не останется инженеров или уже не осталось, потому что это не совсем массовая технология. Сложившейся ситуации в отрасли не знаю, потому и спрашиваю, одно дело менеджмент (да и то там своя специфика) другое инженерный состав.
freylis
Значит я вас не правильно понял. Шапки летят ведь в основном с руководства.
НПО Автоматики, кстати, которое по версии СМИ поставило кабель ненадлежащего качества и директор которого получил от ВВП сегодня по шапке видно из моего рабочего офиса. А люди, которые могли налажать с кабелем возможно стоят рядом со мной на светофоре по утрам. Это я так, не о чем. мысли вслух
Barma2012
Точно! Ща какого-нить стрелочника из их числа найдут… из тех, кто с начальством не ладит, и задержками зарплат особо громко недоволен.
И покажут его, бедолагу — Путину, «посмотри, царь-батюшка — вот он, гад, вредитель, агент госдепа, пятая колонна» )))) «Из-за него все беды на Руси» )))
KonstantinSoloviov
Люди делятся на тех кто делает дело и тех кто делает деньги. Ракеты летают у тех кто делает дело. Я хочу верить в тех кто делает дело.