В статье я расскажу, почему велика вероятность увидеть серийное воплощение робоконцепта Mercedes F 015 Luxury in Motion выполняющим заказы компании-аналога Uber по тарифу «Эконом».
Для начала — об экономически обоснованной стоимости поездки при заказе такси с водителем в 2016 году. Тариф состоит из оплаты рабочего времени драйвера, стоимости топлива и амортизации автомобиля. Есть ещё расходы на ТО и запчасти-расходники с относительно небольшим ресурсом, их я приплюсую к амортизации.
Зарплата водителя: чтобы зарабатывать 50 000 рублей в месяц (достойный заработок для низкоквалифицированной профессии, которой работа в такси и является) при 40-часовой рабочей неделе, водитель должен получать около 300 рублей в час. Так как в среднем поездки с пассажиром занимают 50% рабочего времени водителя, приемлемая цена за минуту поездки равняется 10-ти рублям. Большинство такси-драйверов в РФ — ИП на УСН Доходы (6% с выручки), поэтому налогами при расчёте можно пренебречь.
Топливо: автомобиль класса C или B+ (таких большинство в эконом-классе такси) тратит в городе около 9 литров бензина, то есть, примерно 3 рубля на 1 км пробега. Такси на метане — около 1,5 рублей.
Амортизация: за 5 лет эксплуатации в такси, пробег автомобиля обычно равен 500 000 км, остаточная стоимость к этому времени — около 200 000 руб., на расходники, ТО и прочее будет потрачено приблизительно 300 000 руб., цена нового таксомотора — 600-700 тысяч рублей. Итого: («средняя цена при покупке» минус «остаточная стоимость» плюс «расходы на ТО и прочее») / «пробег» = 1,5 рубля на км.
Так как средняя скорость движения в городе равна немногим более 40 км/ч, на каждый километр поездки уходит 1,5 минуты, поэтому окончательная цена поездки соответствует 19,5 рублям на км для бензинового авто.
К 2020 году вероятно появление массовых робомобилей и законодательной базы для их эксплуатации, причём даже в Москве, я, как ни странно, в это верю, а вот в появление реально массовых электро- или водородомобилей — нет, не буду пояснять почему. Предположу, что роботакси в 2020-ом будут ездить на метане, следовательно серийный Mercedes F 015 Luxury in Motion будет тратить на топливо около 3 руб. на км — вдвое больше, чем авто класса B+ ввиду также двухкратной разницы в массе: так как Luxury in Motion является концептом беспилотного аналога Mercedes S-class, следовательно для сохранения уровня шумо- и виброизоляции на высоком уровне (для меня — это основное качество «Эски») снаряжённая масса должна быть не меньше 2-х тонн. Если вычесть из тарифа эконом-такси затраты на топливо, останется (19,5 — 3) 16,5 рублей на км на амортизацию, которая, напомню, для автомобиля типа Hyundai Solaris равна 1,5 рублям на км. То есть в 11 раз меньше.
В данный момент в Москве за цену 11-ти Solaris'ов как раз можно купить Mercedes в кузове W222. В 2020-ом году РобоЭска вполне может быть вдвое дешевле нынешней «просто Эски»: робот явно будет массовее, комплектация для такси стандартизирована.
Пишите в комментариях, что вы думаете по поводу грядущей общедоступности класса автомобилей, на которых сейчас передвигаются лишь Успешные Мира Сего.
Комментарии (26)
kefirfromperm
04.07.2016 13:00Топливо учтено только на активные поездки. При езде в отдаленные районы, нужно ещё столько же топлива обратно. Короче, на 2 нужно умножить.
TeraFluk
04.07.2016 13:19Пробег у такси гораздо больше за 5 лет, недавно ехал в такси( Санкт-Петербург ) на машине kia ceed, которая работает круглосуточно, несколько водителей, поскольку у самого kia, разговорились с водителем, машине 9 месяцев пробег 130 тыс. км, говорит рекордсмен в компании за два с половиной года 500 тыс.км. Ездят «экономично», мотор 1.6 бензин, расход с пробками 8-9.
lolhunter
04.07.2016 13:41Ошибок море:
1) За 500 тысяч пробега даже чистыми ТО по 10000р на 150000 пробега выйдет 333 тысячи. Причем это без учета хотя бы колодок, резины (комплекта хватает на 30-40 тысяч).
2) Не вижу страховки.
3) Средняя скорость в Москве в беспробочное время порядка 25-30 км/ч. Я езжу практически без пробок (работа рядом, живу близко к центру) и у меня бортовик показывает 27. Кто ездит от МКАДА на работу там вообще 15-20.
Ну и ключевое. Стоимость лизинга с Российской ставкой по кредитам в районе 20% убьет всю вашу идею на корню.
rombell
04.07.2016 13:59За всё время мне ни разу не было важно, на каком именно по внешнему виду автомобиле я ехал. Если дешёвый китайский таксоробомобиль будет меня везти за 1/3 цены люксового мерсоробомобиля, мне даже не придёт в голову выбирать.
Я допускаю, что, возможно, это только я нищеброд, так что не хватает опроса на тему «цена против понтов», мне было бы интересно мнение гик-сообщества.gregst
04.07.2016 15:11+3кроме понтов нужно ен забывать про вероятность доехать и доехать целым. учтите вероятность поломки и вероятность выжить при дтп
если нужно ловить машину без приложения на руку, то лично я никогда не сажусь в вазы классические и в старые нексии и подобныеrombell
04.07.2016 15:16Это ваш выбор. Но я лучше сяду в побитый временем жигуль с дедом за рулём, потому что он прослужил хозяину много лет — и с большой вероятностью и меня довезёт, чем в новенькую тачку к молодому — потому что хз, может, он вчера права купил и теперь учится ездить (не фигура речи — я к таким попадал в нулевых)
gregst
04.07.2016 15:42+2да, только если эти двое (дед на старье и новичок на чем-то новом) столкнутся, то проблем будет больше у пассажира деда. а столкнуться они могут и не по вине водителя
rombell
04.07.2016 18:07Согласен, тут уже начинается вопрос вероятности влипнуть по вине водителя против вероятности влипнуть не по вине водителя, с учётом вероятности прилёта КАМАЗА на встречку, метеорита и перебегающей дорогу девочки (ехал я как-то в аэропорт на такси, впереди идущее такси обруливая такую девочку улетело в столб — а мы поехали вдвое медленнее). Моя оценка — в пользу ветерана, но не настаиваю.
dmitry_ch
04.07.2016 14:31Зарплата водителя: чтобы зарабатывать 50 000 рублей в месяц (достойный заработок для низкоквалифицированной профессии, которой работа в такси и является) при 40-часовой рабочей неделе, водитель должен получать около 300 рублей в час.
Ой от города зависит!
И я бы еще учел очень необычные, не офисные условия труда водил, чтобы как-то думать о них как о винтиках. Водила после 8 часового рабочего дня не совсем чтобы идеально безопасно водит, скажем.
Но сидя в кресле, назначать им зарплату — это весело и модно-молодежно, тут я вас понимаю! ))lion-sochi
07.07.2016 14:58>> Водила после 8 часового рабочего дня не совсем чтобы идеально безопасно водит, скажем.
Стандартный график Убер-мэнов — 24/24 (сутки черезз сутки) или 12/12.dmitry_ch
07.07.2016 15:05Что, внезапно, нарушает некоторое количество правил для водил, разве нет?
Но вообще сама статья, которая выводит, что ездить с водилой на дорогом авто совсем не так дорого, и раскладывает идею так: при риске общения с банками, со страховыми, с постоянной ненормированным рабочим днем, с кучей стресса, водила будет чист, выбирит, радостен, полон энтузиазма, здоровья и выспанности, чтобы за «чудовищную» зарплату в 50 т.р. в мес. с утра до вечера возить пассажиров. А, да, и он будет верить, что все те годы, что на нем висит кредит на недешовую машинку, никаких экономических (равно как и криминальных) моментов, которые бы могли ему помешать хотя бы выплатить кредит, не случится.
Мне кажется, это не совсем чтобы реалистично.
webkumo
04.07.2016 14:53+1Блин… вот честно… нет слов… КГ/АМ только и остаётся сказать…
Где расчёты реальных таксомоторов (частников активно изживают с рынка)? Очевидно, что частнику не дадут заниматься услугами такси на робомобиле без образования полноценного юр.лица (а это нифига не 6% налог) и без какой-нибудь дополнительной обязательно «ОСТГО».
Это первый момент, который бросается в глаза.
Следующее — начались какие-то рассчёты-рассчёты…
Во-первых не указана специфика. Сперва стоило описать «типичный случай» в таксомоторе (причём именно парковом — частникам в роботакси места, обращаю ваше внимание, не будет). Здесь можно было бы попытаться сравнить с частником (а у вас есть вообще таксомоторный инсайд?).
Во-вторых внятных выводов из этих расчётов просто нет! (" останется (19,5 — 3) 16,5 рублей на км на амортизацию " — это не вывод… это какой-то промежуточный результат, не имеющий внятного объяснения своему присутствию).
В-третьих: и что нам толку со стоимости амортизации? Стоимость такси состоит из ещё пачки составляющих переменного размера (в зависимости от масштаба таксомотора, классности авто и жадности его владельцев).
potan
04.07.2016 16:29-1Я бы не рискнул делать автоматизированную заправку автомобиля метаном. Да и бензином. Значит будет требоваться человек для обслуживания, которому придется платить зарплату.
hokum13
04.07.2016 17:36>> ИП на УСН Доходы (6% с выручки)
А где социальные налоги (выплаты)? Их вроде как тоже платить надо. И что значит не существенно? При стоимости поездки в 100 рублей и стоимости бензина в 3 рубля Вы считаете что 6 рублей это не деньги?
На собственную тему Вы так-же не ответили.
Увидеть мерс в роботакси — 90%. Увидеть люксовую машину в роботакси — 0%. Здесь дело и в том, что случайный попутчик машину попортить может ( кто за ремонт обшивки платить будет?), и в том, что водитель в люксовом такси — часть сервиса, а не только водитель. А мерсы разные бывают, sprinter например.cyberly
04.07.2016 21:22>> А где социальные налоги (выплаты)
Там относительно мало (в прошлом году было ~22 тыс. руб., в этом будет 25 или 27) и они до определенной суммы взаимопоглощаются с подоходным налогом. Правда, пенсии с такими взносами — считай, не будет.
Единственное, мне всегда казалось, что у водителей — ЕНВД, а не УСН.hokum13
05.07.2016 09:33Ну т.е. при озвученной зарплате еще 3-4 процента.
Просто когда заходил в тему, хотел увидеть таблички, выкладки, формулы.
Сравнение частников и крупных таксопарков в налогообложении, в расходах.
Расстроился в общем.lion-sochi
07.07.2016 15:38>> Просто когда заходил в тему, хотел увидеть таблички, выкладки, формулы.
Информацию из первых рук можно получить по этим адресам:
http://uberforum.ru/
http://taxi-forum.ru/
а так же из этой статьи:
http://rusbase.com/story/taxi-market/
После прочтения станет понятно, что в этом бизнесе выручка в разные дни, недели и месяцы значительно различается, и отношение доли материальных затрат (бензин, амортизация) к цене поездки может составлять от 1:4 (тариф «комфорт» у Gett, оплата за время, поездка ночью со средней скоростью 60 км/ч) до 1:400 (клиент задерживается, при звонке отвечает «Ждать [с включённым счётчиком], пока не выйду.»); расходы на материальные ресурсы всегда в разы меньше, чем на зарплату водителя, соответственно, при замене драйвера автопилотом появляется возможность либо эксплуатировать авто подороже при неизменной цене поездки, либо снизить цену поездки, либо получать сверхприбыль (что на конкурентном рынке продлится недолго).
srshavin
04.07.2016 21:42Товарищ, у нас тут на днях запретили ГМО, а оно тоже выгодно! Так что сказки это все про Москву. Поездят у нас Камазы на автопилоте и перестанут
hokum13
05.07.2016 09:40Ну да, Вы пожалуй правы.
Если забыть про бред, который несли депутаты при принятии закона, то становится очевидно, что это протекционистские меры для нашего агропрома. Правда меры кривые до безобразия.
Боюсь что вместе с «полимерами» про* и автопилоты, так что лет через 5 (я оптимист) ждем запрета на автопилотируемые авто.
DrPass
> Топливо: автомобиль класса C или B+ (таких большинство в эконом-классе такси) тратит в городе около 9 литров бензина
Это очень оптимистично, только если вы ездите где-то по окраинам. На центральных улицах, где приходится ползти перебежками по десять метров в пробке, смело умножайте расход в два раза.
ssneg
1.6-литровый дизель, обычный для такси, потребляет 6 литров в полном городском цикле, реально — до 9. Ваши «умножайте на два» справедливы для убитого лэндкрузера, наверное.
beza2000
2х летний WV Polo Sedan 105 л.с. в пробке в центре Москвы при скорости 3 км/ч с легкостью скушает и 15 л на 100 км.
DrPass
Не, всё прозаичнее. К примеру, на Элке 1.8 л, бензин, ездить в один офис на окраине по незагруженным улицам у меня получался расход около 10 л/100 км. На Фиесте 1.4 л, бензин, в другой офис, там всего пара километров и пять светофоров, уже расход 14 л/100 км. И это еще было движение, а не пробки.
lingvo
В 2020 году, все такси будут если не электро, то гибридными точно, так как стоимость прибавки гибридной установки(мотор-генератор + небольшой аккумулятор или суперконденсатор) стремится к нулю. Даже сейчас в нескольких крупных европейских городах те же приусы вытеснили бензинки.
Поэтому расход топлива в городском цикле будет примерно таким же, как и на трассе.
lion-sochi
Средний расход по Москве на негибридном авто и сейчас приемлемый, он именно такой, как я указал — 9 л на 100 км. Проблема пробок существует только для тех, кто их создаёт — офисных работников, мигрирующих в будни с 8:00 до 10:00 на работу, с 17:00 до 20:00 домой (лишний час — на «заехать в магазин»). В остальные 143 часа из 168 в неделю пробок либо нет, либо их можно объехать.
DrPass
> В остальные 143 часа из 168 в неделю пробок либо нет, либо их можно объехать.
Ага. А знаете, почему? Потому что в эти 143 часа большинству людей как раз никуда ехать не надо.